Авксентьева Анастасия Александровна - воспитатель,
Баранова Ляна Тахировна - воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 381 комбинированного вида» Московского района г. Казани
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163619
Наименование конкурса: Всероссийская педагогическая конференция «Дошкольное образование: педагогический поиск» 
Наименование конкурсной работы: доклад «Первые шаги к экологическому воспитанию детей делаем в детском саду»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163619


Первые шаги к экологическому воспитанию детей делаем в детском саду. 

Экологическое воспитание в детском саду — одна из важных задач дошкольного образования, включённая в образовательную программу ДОУ, формировать бережное отношение к экологии и окружающему нас миру важно с детства, прививать навыки экологической грамотности и ответственного поведения. Все эти знания ребёнок возьмёт с собой во взрослую жизнь.

Методы работы по экологическому воспитанию дошкольников

1.Наблюдение

Самый простой и доступный способ знакомить детей с окружающей средой, растительным и животным миром своего региона – это наблюдение за живой природой. Так как наш детский сад находиться рядом с лесом, мы ежедневно на прогулках имеем возможность наблюдать за живой природой. К нам прилетают разные птицы, растут грибы и цветы, в гости прибегают белки. Дети знают, как нужно вести себя в разных случаях на прогулки, так чтобы не навредить окружающей нас природе.

Беседы на занятиях и прогулке помогают детям понять, какие виды животных и растений находятся рядом с нами, и какие меры могут быть предприняты для их защиты. Что мы можем сделать здесь и сейчас чтобы помощь сохранить нашу природу. 

  1. Практические занятия

Получив знания на занятиях, мы всегда переходим к практическим видам деятельности. Когда дети приходят в детский сад, они вместе с педагогом высаживают свое дерево, за которым ухаживают до выпуска в школу. Весной высаживаются клумбы цветов, огород, дети наблюдают и записывают все изменения, происходящие вокруг. Осенью дети с удовольствием собирают и составляют гербарий, изготавливают поделки и аппликаций из природных материалов, аккуратно собирают семена цветов, кушают вырешенный ими урожай. Так же в экологическом центре проводиться различные опыты с водой, землёй, растениями, например: проращивание рассады, огород на подоконнике и т.д. Проводятся тематические праздники: День Земли, День воды, Праздник урожая, Международный день лесов, Международный день птиц, Синичкин день и т.д. На них дети готовят рисунки, поделки, представления и одновременно впитывают знания о важности экологии и её составляющих.

  1. Совместная экологическая культура родителей и детей

Одним из важных методов экологического воспитания детей, это пример взрослых, который поможет быстрее впитать правильное поведение и следовать ему в дальнейшем. Проведение экологических мероприятий вместе с родителями способствует пониманию у детей, что охрана окружающей среды — это задача, которую можно решить только путём совместных усилий. Мероприятия включают в себя субботники на территории детского сада и нашего леса, сбор вторсырья (батарейки, пластик, макулатуру), акции: «корм для птиц», «столовая для птиц», «гостинцы для белки» и т.д., которые помогают сохранять чистоту и порядок окружающей среды. Так же мы уже больше двух лет сотрудничаем с приютом «Кот и пес» и всегда с радостью помогаем им. 

  1. Экологический уголок в детском саду 

Для экологического воспитания, игровых занятий, наблюдений и проведения опытов в детском саду необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую требованиям ФГОС и ФОП. Она должна быть содержательно-насыщенной, безопасной, доступной, многофункциональной, и обеспечивать разнообразие игровой, познавательной, творческой и исследовательской деятельности дошкольников.

  1. Игровые занятия

Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Через игру дети исследуют окружающий мир, поэтому важно дать им правильные знания об окружающем мире и научить заботливому отношению к природе и животным. Занятия на тему экологии должны соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС и ФОП. 

Поэтому нами были изготовлены такие дидактические игры и пособия как:

  1. Игры на липучках «Времена года»; «Чей малыш?» (домашние животные, экзотические животные, дикие животные); «Птичий двор»; «Африка»; «Пруд»; «Ферма»; «Поляна»; «Лес»; «Сад»
  2. Круги луллия: «Кто что ест?» (дикие, домашние животные); «Чей малыш?» (дикие, домашние животные, животные Африки); «Эколята»;
  3. Лэтбук «Сохраним природу»;
  4. Экологическая игра «Что можно делать в лесу, а что нельзя»;
  5. Экологическая игра с фонариком «Кому нужна вода?»;
  6. Макет «Круговорот воды в природе»;

 

Нами были разработаны такие игры как:

  1. Пазлы «Эколята»;
  2.  Гербарий «Лекарственные растения»;
  3. Игра на магнитах «Кто где живет? (с объемными фигурками);
  4. Нейроигры «Мама и малыш», «Накорми животных»

 

Также нами был разработан и создан экологический кодекс «Береги лес и его обитателей». Который будет ежегодно пополняться. Где собрали и будут собираться информация о живой и не живой природе нашего леса. Совместно с детьми составляются правила по уходу и охране этих объектов. 

С 2022 года наш детский сад сотрудничает с Международной программой «Экошкола/ Зеленый флаг». И поэтому мы только в начале интересного, познавательного пути в экологический мир окружающей нас природы. 

Детский сад – это отличный старт для формирования экологического сознания у детей, и важно продолжать работать в этом направлении в школьном и дальнейшем образовании. Экологическое воспитание в ДОУ воспитывает осознанных взрослых, бережно относящихся к окружающей среде и сохраняющих её для будущих поколений.

доклад «Первые шаги к экологическому воспитанию детей делаем в детском саду»