ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Красильникова ,
Ивановский государственный университет, Иваново, Россия
Аннотация. Развитие системы среднего профессионального образования играет важную роль в обеспечении стабильного развития экономики России, достижения ей высокого уровня развития и обеспечении технологического суверенитета. В статье рассмотрены основные теоретические аспекты формирования патриотической направленности личности и особенности данного процесса в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Ключевые слова: патриотизм, личность, патриотическая направленность, среднее профессиональное образование, гражданско-патриотическая мотивация
FEATURES OF FORMATION OF CIVIC PATRIOTIC MOTIVATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
N.V. Krasilnikova
Ivanovo State University, Ivanovo, Russia
Abstract. The development of the secondary vocational education system plays an important role in ensuring the stable development of the Russian economy, achieving a high level of development and ensuring technological sovereignty. The article discusses the main theoretical aspects of the formation of a person’s patriotic orientation and the features of this process in the conditions of an educational institution of secondary vocational education.
Keywords: patriotism, personality, patriotic orientation, secondary vocational education, civic-patriotic motivation
В наши дни получение среднего профессионального образования (СПО) становится всё более востребованным среди российских юношей и девушек. Сегодня в Российской Федерации работает более 3 500 организаций, реализующих программы СПО, в которых учатся более 3 млн человек, а также свыше 12 000 учебно-лабораторных зданий, в которых трудятся порядка 360 тысяч педагогов и мастеров производственного обучения. Практико-ориентированная профессиональная подготовка всё чаще представляет собой осознанный выбор молодого поколения. Она осознаётся как гарант успешного старта карьеры, обеспечение стабильного будущего. Во многом это объясняется улучшением условий обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Так, ещё в 2020 году значительные изменения к лучшему произошли в инфраструктуре колледжей и техникумов. «Современный колледж – это передовая площадка, отражающая вызовы времени», – подчеркнул первый заместитель Министра просвещения РФ Дмитрий Глушко [3].
Согласно Стратегии развития СПО до 2030 года, необходимо обратить внимание на пять приоритетных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований [3].
В части обновления содержания образовательных программ в настоящее время из 485 профессий и специальностей по 87 обновлены ФГОС, ещё 19 – находятся на утверждении [28]. При этом обращается внимание не только на образовательный, но и на воспитательный компонент обучения в образовательных учреждениях системы СПО. Очень важно, чтобы формирование профессионально значимых знаний, умений и навыков способствовало формированию социально зрелой личности, готовой осознавать свою ответственности перед обществом, вносить свой вклад в поступательное и устойчивое развитие России, достижение технологического суверенитета, высокого уровня и качества жизни в нашей стране.
Вместе с тем,несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, проблема формирования важнейших детерминант гражданско-патриотической мотивации студентов образовательных учреждений СПО в процессе профессионального образования изучена ещё в недостаточной степени.
Целью данной статьи является теоретический анализ формирования важнейших детерминант гражданско-патриотической мотивации студентов образовательных учреждений СПО в учебном процессе..
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть основные закономерности фоко-патриотической мотивации личности.
- Проанализировать особенности формирования гражданско-патриотической мотивации студентов в рамках организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Поскольку данная работа носит теоретичяеский характер, основным методом исследования являлся анализ научной литературы и определение основных проблем формирования гражданско-патриотической мотивации студентов образовательных учреждений СПО, которые в настоящий момент являются недостаточно изученными.
Основные закономерности формирования гражданско-патриотической направленности личности
Как свидетельствуют результаты опроса, проведённого сотрудниками Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО), 66 % студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО) в марте 2022 г. заявили о том, что считают себя патриотами [4]. Такие результаты вовсе не случайны, поскольку патриотизм является одним из тех идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. То, что представители подрастающего поколения хорошо это осознают, несомненно, является обнадёживающим фактом. И самое главное для педагога в данной ситуации – сформировать у учащихся устойчивую и осознанную гражданско-патриотическую мотивацию.
В структуре патриотической направленности студентов образовательных учреждений СПО на основе анализа научной психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта, можно выделить мотивационно-потребностный, ценностный, когнитивный, рефлексивный и оценочный компоненты [1].
Мотивационно-потребностный компонент включает в себя потребности (физические и органические, духовные и социальные); мотивы (цели деятельности, намерения, интересы, склонности, идеалы); установки (предпочтительные виды деятельности и особенности их осуществления).
Ценностный компонент предполагает наличие у обучаемых определённых ценностей и ценностных ориентаций (смысл жизни, социальное положение, ценности отношений в социуме в который включен человек, здоровье, благосостояние, квалификация, карьера и др.).
Когнитивный компонент патриотической направленности включает в себя определённые знания, умения, представления о патриотизме, патриотической направленности, патриотических отношениях и поведении.
Рефлексивный компонент предполагает осуществление обучаемыми анализа особенностей собственной патриотической направленности, образа своего «Я» как субъекта социальных отношений, перспектив саморазвития, отношения к профессии, наличных установок на профессиональную деятельность с учётом патриотической направленности.
Оценочный компонент включает в себя наличие сформированных эталонов учащихся для оценки патриотических отношений на основе имеющихся понятий о патриотизме, его составляющих, патриотических способах осуществления профессиональной деятельности, патриотического характера направленности.
В качестве основного фактора формирования патриотической направленности студентов и школьников необходимо рассматривать идейно-патриотическое содержание учебного материала. Более конкретно можно назвать следующие компоненты идейно-патриотического содержания учебного материала: ориентацию образования на развитие личности обучаемого; системность и систематичность, реализуемые в содержании учебно-воспитательного процесса, целевые установки патриотического воспитания; подчёркивание значения исторического, культурного наследия России, её духовных ценностей и традиций; гуманизацию воспитания; учёт региональных условий; ценностно-демократическую ориентацию управления воспитательным процессом; преемственность, лежащую в основе планирования деятельности по патриотическому воспитанию обучаемых на весь период обучения с учётом уровня профессиональной подготовки; последовательность, определяющую содержание практики, целевые установки, формы работы, усложняющейся по мере взросления обучаемых; принцип сознательности, т.е. организацию такой воспитательной деятельности, при которой обучаемые знают конечную цель патриотического воспитания, средства её достижения, осознают задачи каждого конкретного этапа патриотического воспитания учащихся, несут ответственность за качество его выполнения.
В целом анализ научной литературы по теме нашего исследования [2; 6; 7; 8] позволяет сделать вывод о том, что проблеме патриотического воспитания учащейся молодёжи традиционно уделялось большое внимание как в теоретическом, так и в методическом отношении. Однако проблема патриотического воспитания в образовательных учреждениях СПО остаётся ещё недостаточно исследованной. Что касается социально-психологических аспектов, в частности, основных детерминант формирования гражданско-патриотической мотивации, то данный вопрос изучен ещё недостаточно. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что государство сегодня взяло курс на опережающее развитие системы среднего профессионального образования, призванного готовить высококвалифицированных профессионалов для развития конкурентоспособного реального сектора экономики, отвечающего потребностям современного этапа развития общества.
Особенности организации патриотического воспитания в условиях образовательного учреждения СПО
В большинстве своем студенты колледжей – это юноши и девушки в возрасте от 15 до 20 лет (хотя сегодня по причине инфантилизации молодых людей верхняя граница юношеского возраста часто сдвигается к 25 годам) . С точки зрения возрастной психологии, это период юности. В свою очередь, юность можно подразделить на две стадии – ранняя юность (15 – 17 лет) и поздняя юность (17 – 20, а сегодня и 25 лет).
Детальный анализ возрастных особенностей юношеского возраста и их влияние на организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях системы СПО содержится в работах В.А. Беликова [1].
Характерная черта этого возраста – стремление к самоопределению как личностному, так и профессиональному. На смену негативизму, стремлению только опровергать жизненный опыт взрослых (писатель Борис Балтер очень образно обозначил это состояние как «играть во взрослых, оставаясь детьми») постепенно приходит стремление осознанно определить свой дальнейший жизненный путь. Хотя и для юношеского возраста часто характерен инфантилизм, особенно в настоящее время, когда молодые люди, погруженные в цифровую реальность, не хотят выходить из вымышленного мира [6].
По мнению В. А. Беликова , 40–50 лет назад самосознание человека окончательно развивалось к 17–19 годам. Сегодня оно формируется только к 23–25 годам [6]. Учеба значительно затягивает интервал зрелости личности, что приводит некоторых молодых людей к безответственности и инфантилизму. Тот, кто поздно вступает на путь самостоятельной трудовой жизни, нередко подолгу остается иждивенцем у родителей. Обладание благами, не заработанными своими руками, притупляет честолюбие человека. Молодые люди уверены, что родители и дальше будут обеспечивать их, и что не стоит бояться за свое будущее. Основная характеристика юношеского возраста в этом случае выражается в отсутствии целеустремленности и силы воли. И в этом нет ничего удивительного, ведь такой молодежи нет необходимости бороться за свое существование. Ей все само «идет в руки» [1] .
В целом сегодня на данном возрастном этапе проявляется причудливое сочетание черт подросткового и юношеского возраста. Молодой человек или девушка еще долго не может уйти от присущей ему или ей ранее односторонности оценок, категоричности и нетерпимости. У него или ее часто проявляется максимализм (завышение нереального идеала), когда действительность кажется мрачной. Такое видение жизни порождает пессимизм, отчаяние и подавляет деятельность. Именно поэтому юношеский возраст отличается проявлением социальной критики и негативизма. Молодой человек или девушка рассматривает общественные отношения, словно со стороны. При этом он или она забывает о том, что сам (сама) является продуктом критикуемого им социума [6].
Главной же особенностью всего этого периода является осознание человеком своей индивидуальности, неповторимости и непохожести на остальных. Это нередко приводит к появлению чувства одиночества и внутренней напряженности. Такое состояние усиливается при актуализации потребности в общении, повышая при этом его избирательность. Личность в юношеском возрасте открывает свой внутренний мир и испытывает необходимость в духовной близости с окружающими людьми. Именно поэтому они создают свой образ идеального мира, выдвигая на первый план теплые и доверительные отношения, в первую очередь, со сверстниками [6].
Возраст выбираемых юношей/девушкой друзей способен указать на потребности в общении. Так, если дружеские отношения строятся с ровесниками, то они указывают на стремление к равноправию. Наличие друзей старшего возраста свидетельствует об имеющейся потребности в руководстве и опеке. На вынужденный выбор юноши укажет общение с представителями младшего поколения. Отсутствие контактов со сверстниками и более старшими людьми будет свидетельствовать о наличии определенных трудностей, таких как застенчивость, а также несоответствие уровней возможностей и притязаний [7].
В целом юношеский возраст, особенно в наши дни, является непростым этапом в жизни каждого человека. И это связано со становлением личности. У молодого человека нарушается равновесие внутреннего мира. Самоопределение в юношеском возрасте – ответственный и весьма сложный этап, так как он связан с самоограничением. И это объясняет некоторые психологические особенности юношеского возраста. В такой период у человека возникает внутренняя напряжённость [6].
Период юношеского возраста является тем этапом, когда молодой человек приобретает специальность (что является особенно актуальным для молодых людей и девушек, обучающихся в системе СПО) . Но стоит сказать, что начало трудового пути у современной молодежи приходится на более поздний период, чем у предыдущих поколений. Так, в начале прошлого века в России третья часть молодых людей работала уже к шестнадцати годам. Все остальные начинали трудовой путь с 20–летнего возраста.
Возникает неизбежный вопрос: каким же образом сформировать систему патриотического воспитания в образовательных учреждениях СПО?
По мнению В. А. Беликова [1], oрганизацию патриотического воспитания студентов колледжей целесообразно осуществлять в три этапа.
На первом этапе необходимо сформировать педагогические условия для реализации системы патриотического воспитания. Важнейшими среди них являются создание коллектива педагогов-единомышленников, способных реализовать поставленные задачи, формирование образовательно-воспитательного пространства патриотического воспитания. Здесь очень важна помощь партнёров данного образовательного учреждения – представителей бизнеса. Планирование будущей карьеры выпускников колледжа, их практика и последующее трудоустройство в данной компании ведь тоже формируют чувство сопричастности к развитию экономики России, самореализации и развития своего творческого потенциала во благо Родины. Важно акцентировать внимание на организации управления патриотическим воспитанием. Необходимо провести комплексное планирование учебно-воспитательного процесса. Организаторская деятельность должна включать демонстрацию специального содержания, форм, методов и средств патриотического воспитания студентов. И здесь мы сталкиваемся с проблемой учёта важнейших детерминант гражданско-патриотической мотивации студентов. Данное обстоятельство позволит корректно выстроить процесс педагогического взаимодействия в ходе патриотического воспитания. На данном этапе необходимо составить программу данного исследования, выбрать корректные методы сбора эмпирического материала. На предварительном этапе исследования необходимо провести формирующий эксперимент, в ходе которого осуществить контрольный срез с целью определения результативности организации патриотического воспитания студентов в данном колледже. Также для диагностики оценочных суждений можно применить метод контент-анализа студенческих сочинений на тему «Моя Родина».
На втором этапе необходимо реализовать основные направления организации патриотического воспитания, таких как учебная и внеучебная деятельность, самостоятельная работа, формирование воспитывающей среды, управленческая деятельность, складывание системы патриотического воспитания студентов данного колледжа. Важно осуществить отработку и апробацию наиболее эффективных технологий организации учебно-воспитательного процесса. Именно на этом этапе проводится основная часть эмпирического исследования с целью определения выраженности важнейших детерминант гражданско-патриотической мотивации. Это исследование должно иметь своей целью, помимо всего прочего, формирование гуманистических отношений между прподавателями и студентами, основанных на доверии и взаимопонимании, без которых любая, даже самая совершенная система патриотического воспитания не будет эффективно работать. На основе знаний, получаемых на занятиях, у студентов формируются взгляды и убеждения патриотического характера, практические умения и навыки, необходимые для служения своему Отечеству. Основными методами организации патриотического воспитания студентов являются методы убеждения, организации различных видов практической деятельности, создание воспитывающей среды и опыта патриотического поведения, методы стимулирования, оценки и самооценки.
На третьем, заключительном, этапе необходимо апробировать условия повышения эффективности организации патриотического воспитания в колледже, осуществлять оценку результатов воспитания патриотизма у студентов, определить пути дальнейшего совершенствования организации патриотического воспитания с последующей коррекцией. Всё это должно основываться на обобщении и анализе результатов запланированного нами эмпирического исследования. Эффективность педагогических условий организации патриотического воспитания необходимо определить на основе разработанных критериев и показателей патриотической воспитанности студентов.
Деятельность колледжа должна быть организована в соответствии с концепцией патриотического воспитания студентов среднего специального учебного заведения. Патриотическую тематику необходимо органично включить в процесс преподавания всех дисциплин учебного плана.
Патриотическое воспитание студентов должно осуществляться с учётом специфики образовательного учреждения СПО. Например, выпускники колледжа сферы услуг в большинстве своём будут работать в сфере общественного питания, бытового обслуживания, а также индустрии туризма и гостеприимства. Сейчас россияне стали больше путешествовать по своей родной стране, как бы заново открывая для себя свою Родину. И от деятельности выпускников колледжа непосредственно будет зависеть развитие внутреннего туризма в России. Важно, чтобы, приезжая в любой уголок нашей необъятной Родины, и российские, и зарубежные гости везде чувствовали себя, как дома и чтобы уровень сервиса был ощутимо выше, чем на зарубежных курортах. Это непосредственно влияет на формирование патриотических чувств, патриотического сознания и поведения, гражданской и патриотической позиции личности. Важным психологическим аспектом организации патриотического воспитания в рамках образовательного учреждения СПО является тот факт, что формирование гражданско-патриотической мотивации должно осуществляться с учётом возрастных особенностей раннего юношеского возраста как периода осознанного самоопределения и профессиональной самореализации.
Заключение
Обеспечить успешность патриотического воспитания в образовательных учреждениях СПО становится возможным при выполнении следующих условий:
- Сочетание личной, коллективной и государственной значимости и полезности формируемых компетенций;
- Формирование патриотической среды как явления посредством придания патриотического смысла словам, действиям, деятельности каждого человека, коллектива и государства;
- Выявление и воспитание авторитетных лидеров, являющихся примером патриотизма как явления, смысла и действия.
Первое условие необходимо рассматривать как необходимое, второе и третье условия — как достаточные. Необходимым и достаточным, на наш взгляд, является весь комплекс представленных условий успешности патриотического воспитания.
Организуя процесс формирования гражданско-патриотической мотивации студентов колледжа, необходимо учитывать особенности современных социальных условий, в которых патриотическое воспитание осуществляется. Нельзя просто взять и механически перенести в двадцатые годы XXI века, в эпоху развития искусственного интеллкта и современных средств массовой коммуникации, пусть даже самый позитивный опыт советского периода. Открытость общества в информационном, коммуникативном планах; доступность информации; отсутствие цензуры; возможность получить информацию о событиях в любой точке земного шара; агрессивная деятельность экстремистских организаций, распространяющих фейковую информацию; снижение уровня научного, материалистического образования; угроза сохранению традиционных ценностей; изменение традиционного уклада жизни; появление новых культурных ценностей, например, таких, как предприимчивость и расчетливость; отсутствие целостности убеждений можно рассматривать в качестве важнейших факторов, оказывающих и могущих потенциально оказать влияние на формирование гражданско-патриотической мотивации студентов колледжей.
Большое внимание необходимо уделить определению значения создания в колледже воспитывающей среды, способствующей формированию у студентов патриотической направленности, стержнем которой является ориентация на совместную деятельность, на партнёрский характер отношений субъектов образовательного процесса.
Воспитание необходимо рассматривать как управление процессом развития личности посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относятся воспитательная среда, мотивация обучающегося, личность воспитателя. Процесс воспитания в такой среде осуществляется в процессе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования его гражданственности [3].
Поэтому при разработке программы формирования патриотической направленности студентов колледжа необходимо исходить из того, что эта работа должна быть направлена на создание комплекса педагогических условий, важнейшим из которых является создание воспитывающей среды.
Теперь нам необходимо перейти к решению задачи определения важнейших детерминант гражданско-патриотической мотивации студентов колледжей, а также составлению и реализации программы эмпирического исследования, направленного на определении выраженности важнейших детерминант гражданско-патриотической мотивации студентов колледжей.
Литература
- Беликов В. А., Романов П. Ю., Леушканова О. Ю., Васева Н. С. Анализ проблемы де-социализации личности подростков под воздействием социальных сетей, содержащих контент деструктивного характера // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 372-385.
- Больше половины российских школьников заявили о любви к Родине. URL: https://ura. news/news/1052587006 (дата обращения: 18.04.2024).
- Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (дата обращения: 20.08.2024).
- Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации // Администрация Санкт-Петербурга : офиц. сайт. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/national_projects/53/?page=2 (дата обращения: 18.05.2024).
- О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 732 // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/ (дата обращения: 25.04.2024).
- Родин А. Б., Рашитова Л. К., Курилов С. Н. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: практический аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 6. С. 55-57.
- Темиров, У.Х. Принципы военно-патриотического образования / У.Х. Темиров // Вестник науки и образования. -2020. – № 22(100). – С. 49-52
- Томилин, А.Н. Педагогические условия применения метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодёжью / А.Н. Томилин // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 1(98). – С. 44-47.