Статья «Применение нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в целях сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
В последние несколько десятков лет неуклонно растёт количество детей с речевой патологией. Эта патология чаще связана с органическими поражениями головного мозга и проводящих путей, причиной которой является ухудшение экологической и социальной обстановки в обществе, улучшение методов выхаживания глубоко недоношенных детей и детей после родовых осложнений. Непростая структура речевых нарушений требует психолого-медико-педагогического подхода к их рассмотрению.
Тяжелые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, медленно пополняется словарный запас, страдает грамматический строй речи, связная речь. Трудности при усвоении материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга детей. И чтобы помочь воспитанникам скорректировать механизмы мозговой деятельности, оправдано применение в логопедии нейропсихологических методик.
Использование знаний нейропсихологии позволяют более глубоко изучить природу нарушений и в соответствии с этим комплексно подойти к решению проблемы. Успешная интеграция нейропсихологических знаний и практического их применения в логопедии подтверждается в работах Т.В. Ахутиной, Т.Г. Визель, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л.С. Цветковой. Убедительно представлено положительное влияние методов и средств нейропсихологии на процесс коррекции речевого развития.
Особое внимание специалистов направлено на дошкольный возраст, как на возможность создать прочный фундамент для успешного решения задач следующего возрастного этапа: предупреждение трудностей в обучении, оптимизацию познавательного развития ребенка, укрепление психологического здоровья, расширение адаптивных возможностей, повышение работоспособности, совершенствование переработки информации и т.д. Поэтому организация коррекционной работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, требует от специалистов усиленной включенности и поиска эффективных подходов и технологий для работы. Пластичность детского мозга дает большие потенциальные возможности в применении нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи. Т.Г. Визель объясняет нейропсихологический механизм речевых нарушений следующим образом. Ранняя речь развивается благодаря взаимосвязи внешнего стимулирования (запечатленный зрительный образ, слышимые звуки) с областью их речевой переработки (речевой механизм). С этой целью существуют и функционируют проводники (белые волокна) между областями мозга. Отсутствие функциональных нарушений приводит к формированию речевых навыков. Повреждение проводящих путей может приводить к несформированности речи, частичное повреждение – к менее грубым нарушениям речевого развития. Поэтому компенсировать речевые нарушения возможно, формируя «обходные пути», расширяя область внешней стимуляции и увеличивая сенсорные ощущения.
Использование в коррекционной практике нейропсихологических приемов дает возможность облегчить решение актуальной проблемы обеспечения оптимального уровня двигательной активности детей дошкольного возраста с ТНР на занятиях учителя-логопеда и является эффективным средством процессов здоровьеформирования и здоровьесбережения, стимулирует интеллектуальные, мнемические и перцептивные процессы, способствует профилактике различных заболеваний, поддерживает процесс позитивной социализации воспитанников с ТНР в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Нейропсихологические игры – это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями. Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие. Благодаря применению нейропсихологических игр и упражнений ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг, развивает зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять движение), формирует правильное взаимодействие рук и ног, развивает слуховое и зрительное внимание, учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.
В процессе проведения игр воспитанники меньше устают, так как часто меняющиеся виды движений и варианты выполнения заданий способствуют снижению утомляемости и повышению работоспособности. Разнообразие приемов двигательной активности позволяет педагогу эффективнее осуществлять процесс речевого и интеллектуального развития дошкольников с ТНР, стимулируя их активно общаться, изучать новые предметы и их свойства.
Логопедические коррекционно-развивающие занятия включают следующие виды упражнений: дыхательные, глазодвигательные, телесные перекрестные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, релаксационные упражнения, развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Частое применение нейро-упражнений и игр в дополнение к основному занятию позволят значительно повысить усвоение программного материала, а также способствуют улучшению развития общей и мелкой моторики, координации движений.
Ниже приведены примеры некоторых игр и упражнений, используемых мной в работе с детьми с ТНР:
Игра «Палитра» Цель: развитие речевых, двигательных навыков, активизация межполушарного взаимодействия. Ребенку предлагается положить каждый палец так, чтобы ему соответствовал определенный цвет. Далее предлагается карточка с определенной последовательностью цветов. В соответствии с ней ребенок должен поднять тот палец, которому соответствует
«Нейро-таблицы» Цель: развитие речевых, глазодвигательных навыков, активизация межполушарного взаимодействия. Ребенку необходимо находить одинаковые картинки и показывать их двумя руками (в таблицах рисунки находятся в разных местах) при этом ребенок должен проговаривать то, что показывает. В работе я применяю как поиск одинаковых картинок, так и поиск картинки и ее тени.
С наибольшей эффективностью проходят занятие с использованием игрового поля от «Твистера». В классическом варианте игра «Твистер» помогает компенсировать недостаток движений, развивает внимательность, координацию, реакцию и чувство равновесия. Эта игра способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, игровой деятельности, навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, общему физическому развитию, сенсомоторной координации). Условия игры довольно просты и интересны. Применение его на логопедических занятиях позволяет решать множество коррекционных задач. Практическая значимость пособия заключается в многофункциональном использование при работе с дошкольниками по оказанию логопедической помощи (дети с нарушениями речи, общей и мелкой моторикой, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя и связной речи, и т.д.). Это дидактическое пособие имеет большой функционал, его можно легко и быстро трансформировать и использовать для решения различных задач.
Игровое поле «Твистера» адаптировано для проведения на нем различных нейро-игр, заданий коррекционно-развивающего характера (прикреплены прозрачные кармашки, куда можно поместить различный материал, необходимый для выполнения задания или проведения игры, физминутки, проведения квеста)
«Веселые ладошки и пушистые помпошки»
Цель игры: дифференциация носового и ротового дыхания, развитие силы диафрагмального выдоха.
Ход игры: на игровом поле расположены разноцветные помпоны и дыхательный тренажер «Веселая перчатка». Ребенок встает на определенный цветной круг, если на круге лежит цветной помпон, он производит короткий, спокойный вдох через нос, а затем производит короткий выдох через рот. А если на круге стоит дыхательный тренажер «Веселая перчатка», ребенок также производит короткий, спокойный вдох через нос, затем производит длительный сильный выдох через рот.
«Внимательные ушки»
Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия, слуховой памяти, мышления.
Ход игры: педагог знакомит со звучанием музыкальных инструментов, потом поочередно за ширмой воспроизводит звук одного музыкального инструмента. Ребенок должен на слух найти инструмент по звучанию, встать на нужную и сыграть на нем.
«По следам»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в начале, в середине, в конце слова, развитие общей моторики, координации, слухоречевой памяти.
Ход игры: педагог называет слово с заданным звуком, ребенок одновременно повторяет слово и наступает на следы, которые расположены на игровом поле.
«Сыщик»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в начале, в середине, в конце слова. Развитие общей моторики, внимания, логики, мышления, зрительно-моторной координации, пространственных представлений и ориентации
Ход игры: у ребенка в руках имеется карта с изображением на определенный звук, педагог указывает местоположение ребенка, ребенок с помощью карты ориентируется и называет, что изображено. Далее по инструкции педагога, ребенок идет в заданном направлении.
«Зоркий глаз-меткая рука»
Цель: развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие; развивать внимание; развивать зрительно-моторную координацию, совершенствовать координацию речи с движением.
На цветные круги игрового поля кладутся разные предметы: игрушки или кубики, мячики для пин-понга и др., в кармашках размещаются предметные картинки на автоматизируемый звук. По инструкции учителя -логопеда ребенок должен найти заданный предмет и назвать картинку, а предмет закинуть в корзинку, которую на определенном расстоянии держит или располагает на полу педагог.
Нейро-игра «Переключалки». Данная игра относится к нейро- гимнастике. Ребенку необходимо менять положение пальцев рук, проговаривая определенные слоги. Это позволяет координировать три отдела головного мозга: зрительный, двигательный и речевой. При этом задействованы оба полушария мозга.
В практике я применяю несколько видов нейропсихологических игр с мячом. Например, из игр в кругу: «Части тела», «Передай одной рукой». На индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми выполняем упражнения в паре (взрослый-ребенок или ребенок-ребенок). Упражнения, которые выполняются сидя. Исходное положение: игроки находятся напротив друг друга. Если дети еще недостаточно хорошо усвоили, понятия «справа — слева», то на левые руки обычно надеваются различные браслеты с понравившимся изображением или специальные браслеты с изображением символа автоматизируемого звука, для зрительной опоры. Большей частью упражнения выполняются с проговариванием речевого материала на автоматизируемый звуков.
На консультациях и мастер-классах родителям объясняется значимость выполнения нейропсихологических упражнений, а также дается набор базовых упражнений, которые они впоследствии смогут реализовать дома с детьми. Привязка нейро-упражнений к логопедическим домашним заданиям позволяет родителям более эффективно и интересно проводить занятия с ребенком дома.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейро-игр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейро-игр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.