Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету»
Технологическая карта урока
Предмет____русский язык
Класс____7
Автор УМК__ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.
Тема урока__ Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.
Тип урока урок «открытие» нового знания
Подготовила Семако Н.В.
Технологическая карта урока
Тема урока | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. |
Цели | Закрепить знания уч-ся о причастии, познакомить уч-ся с понятием «причастный оборот», познакомить с пунктуационным выделением причастного оборота на письме; формировать умения обосновывать условия выбора знаков препинания для пунктуационного оформления причастного оборота на письме, познакомить с графическим обозначением причастного оборота и определяемого слова, дать понятие о подвижности причастного оборота по отношению к определяемому слову. |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Планируемые результаты | личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; понимание русского языка как одной из основных на ционально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку; |
метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения | |
предметные результаты: знать определение причастного оборота, случаи обособления причастного оборота; уметь пунктуационно оформлять причастный оборот, уметь определять границы и синтаксическую роль причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову. | |
Осн. понятия | Причастный оборот, обособление причастного оборота, определяемое слово, границы причастного оборота, причастие |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языковыми явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др. |
Ресурсы | учебник, тетрадь , презентация, компьютер, экран |
Автор УМК | Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.
-Здравствуйте, ребята. Звенит звонок, зовёт звонок, Пора нам начинать урок. Усердно будем мы трудиться, чтобы чему-то научиться. -Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. -Проверили готовность друг друга к уроку. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Напоминает обучающимся о правильной посадке. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Записывают в тетради число, классную работу. |
Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности;
П.: осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют с учителем, одноклассниками или самостоятельно учебные действия |
2. Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Организует работу по актуализации изученного.
1)Вспомним материал прошлого урока. 2) Работа по карточкам 3)Анализ предложения => с объяснением у доски. Задания: Спрятавшийся в траве ручей тихо журчал. Синтаксический разбор предложения; • Морфемный р-р слова спрятавшийся • Транскрипция слова: ручей Контролирует выполнение работы. |
1)Учебный диалог => взаимоопрос уч-ся по теме «Причастие».
Задают вопросы по изученному ранее материалу, слушают, оценивают правильность ответов, исправляют ошибки в ответах. 2) Инд. работа уч-ся по карточке – 3 чел. (дидактический материал) – самостоятельно работают 3)Выполняют задания, анализируют. |
П.: выполняют учебно-познавательные действия;
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: обосновывают свою точку зрения. |
3. Создание проблемной ситуации | 1)Аналитическое задание => с объяснением у доски
Задание: • Сравните пунктуацию в двух предложениях • Как бы вы объяснили постановку знаков препинания? Спрятавшийся в траве ручей тихо журчал. Ручей, спрятавшийся в траве, тихо журчал. 2) Взаимопроверка по образцу (слайд). 3)Учебный диалог => осознание недостаточности имеющихся знаний. • Почему не все смогли объяснить пунктуацию в предложениях? => не знаем , что такое причастный оборот, правила пунктуации при причастном обороте. • Какая учебная задача стоит перед нами? ( находить в предложении причастные обороты и уметь пунктуационно выделять причастный оборот) • Сформулируйте тему урока. Побуждает к высказыванию своего мнения. |
Исследуют проблемную ситуацию, обсуждают пути решения проблемы
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Л.: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
4. Целеполагание | Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока.
Побуждает к высказыванию своего мнения. |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Записывают тему урока. |
П.: формирование предметных понятий
Р.: планируют действия. К.: составляют высказывания, сотрудничают в поиске и выборе информации. |
5. Построение
проекта выхода из затруднений |
1)Аналитическое задание: => коллективная работа
Задание: • Вернемся к предыдущему аналитическому заданию. Посмотрите, как ученик графически объяснил знаки препинания в предложениях . • Попробуйте «расшифровать» его графические обозначения, чтобы составить устный ответ 2)Составление алгоритма рассуждения => коллективная работа Подводит обучающихся к выводу об обособлении причастных оборотов. Алгоритм «Как пунктуационно оформить причастный оборот?» |
Выполняют задание, под руководством
педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон. Задают вопросы для уточнения информации. Работают с материалом учебника. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Р.: осознают недостаточность своих знаний, планируют этапы работы К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Л.: проявление интереса к учению в ходе решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование |
6.Первичное закрепление с комментированием
во внешней речи |
Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы для первичного закрепления
1)Изучение теоретического материала учебника: §9 правила стр. 35, 36 Беседа: чем дополняет материал учебника составленный нами алгоритм? Побуждает к высказыванию своего мнения. 2) Взаимообъяснения уч-ся по теме с использованием лингвистической терминологии => работа в парах. 3) Консультация учителя по вопросам уч-ся 4) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе |
Выполняют задание, под руководством
педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон. Читают правила, анализируют, сравнивают , задают вопросы для уточнения информации Работают с материалом учебника Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (упр.63, стр. 35) – устно Задают вопросы в случае затруднений. Оценивают уровень понимания материала. |
П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, осознанно и правильно строят речевые высказывания, выбирают наиболее эффективные способы решения заданий
Р.: контролируют, оценивают, корректируют свои ответы и ответы товарищей К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, контролируют, корректируют, оценивают ответы Л.: проявление интереса к учению |
7.Физкультминутка | Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровьесберегающей технологии (гимнастика для глаз) | Выполняют упражнения для глаз | Личностные: проявление интереса к здоровому образу жизни |
8.Вторичное закрепление.
Практическая работа по применению знаний |
Учитель: создает условия для коллективной и инд. работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».
1)Аналитическое задание: упр. 64 => коллективная работа у доски Задание:
2)Аналитическое задание: упр. 66 => работа в парах с последующим обсуждением (Организует деятельность по применению новых знаний.) Задание:
3)Работа с текстом: упр. 68 (устно) => коллективная работа Задание:
Побуждает к высказыванию своего мнения. 4) Творческое задание: редактирование => «по цепочке» упр.67 Задание:
5) Устный ответ на лингвистическую тему: упр. 69 (устно) => работа в парах Задание:
|
Выполняют задания
упр. 64 Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Находят в предложении определяемые слова и причастные обороты, выписывают в тетрадь, обозначают границы причастных оборотов упр. 66 Самостоятельная работа. Анализируют предложения, списывают их самостоятельно в тетрадь. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. упр. 68 Читают текст. Анализируют его. Находят в тексте причастия, обосновывают свой ответ. упр.67 Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат упр. 69 Обсуждают в парах варианты предложений с причастным оборотом, составляют связный ответ, проговаривают свой ответ друг другу, анализируют, контролируют и оценивают результат работы |
Л.: участвуют в творческом процессе.
П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Совместно с детьми соотносит запланированные и достигнутые результаты. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Какая была тема урока? Какая цель урока? Ответьте себе каждый на вопрос: добился ли я той цели, которую ставил сегодня перед собой? Получил необходимые знания? Что вызвало наибольшее затруднение ? А что было легко ? Учитель просит оценить свой результат работы, свою деятельность. Ставит оценки за урок. Подводит итог. Благодарит ребят за работу. |
Дают ответы на вопросы.
Анализируют работу на уроке через самооценку. Заполняют лист самооценки. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Самооценка: как работал на уроке? Самоанализ: как я понял тему? Чему я научился на уроке ? Что осталось для меня неясным? Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
10.Домашнее задание | Учитель кратко комментирует д/з:
Просит познакомиться с домашним заданием, проводит инструктаж по его выполнению. § 9, термины, правила, словарные слова 1)Упр. 68, графически обозначить причастные обороты 2) или упр. 68(первое и второе предл.) – на «3», графически обозначить причастные обороты 3) Доп. задание: Продумать вопросы ученикам по параграфу для проверки понимания изученного материала. |
Учащиеся знакомятся с домашним заданием
Записывают домашнее задание |
Л: делают самооценку при выборе домашнего задания.
К: Выражают свои мысли полно и точно; формулируют и аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения |
Лист самооценки
Ф.И. ученика | ||
1.На уроке я работал | активно | пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен | не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким | длинным |
4. За урок я | устал | не устал |
5. Моё настроение | стало лучше | стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен
полезен интересен |
не понятен
бесполезен скучен |
7. Домашнее задание мне кажется | лёгким | трудным |