Семако Наталья Васильевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Красногорская СОШ №1
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163652
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка «Технологическая карта урока русского языка по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163652


Методическая разработка  «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету»

Технологическая карта урока 

Предмет____русский язык

Класс____7 

Автор УМК__   Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.

Тема урока__     Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Тип урока         урок «открытие» нового знания

Подготовила      Семако Н.В.

 

Технологическая карта урока

Тема урока Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.
Цели Закрепить знания уч-ся о причастии, познакомить уч-ся с понятием «причастный оборот», познакомить с пунктуационным выделением причастного оборота на письме; формировать умения обосновывать условия выбора знаков препинания для пунктуационного оформления причастного оборота на письме, познакомить с графическим обозначением причастного оборота и определяемого слова, дать понятие о подвижности причастного оборота по отношению к определяемому слову.
Тип урока урок  открытия  нового знания
Планируемые результаты личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; понимание русского языка как одной из основных на ционально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку;
метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения
предметные результаты: знать определение причастного оборота, случаи обособления причастного оборота; уметь пунктуационно оформлять причастный оборот, уметь определять границы и синтаксическую роль причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову.
Осн. понятия Причастный оборот, обособление причастного оборота, определяемое слово, границы причастного оборота, причастие
Методы и формы обучения Наблюдение над языковыми явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др.
Ресурсы учебник, тетрадь , презентация, компьютер, экран
Автор УМК Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.   Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

-Здравствуйте, ребята. 

Звенит звонок, зовёт звонок, 

Пора нам начинать урок.

Усердно будем мы трудиться, 

чтобы чему-то научиться.

-Друг на друга посмотрели, 

Улыбнулись, тихо сели.

-Проверили готовность друг друга к уроку.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Напоминает обучающимся о правильной посадке.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. 

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Записывают в тетради число, классную работу.

Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; 

П.: осознают учебно-познавательную задачу. 

Р.: планируют с учителем, одноклассниками или самостоятельно учебные действия

2. Актуализация знаний  и фиксирование 

индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Организует работу по актуализации изученного.

1)Вспомним материал прошлого урока.

2) Работа по карточкам

3)Анализ предложения => с объяснением у доски.

Задания:

Спрятавшийся в траве ручей тихо журчал.

  Синтаксический разбор предложения;

Морфемный р-р слова спрятавшийся

Транскрипция слова: ручей

Контролирует выполнение работы.

1)Учебный диалог => взаимоопрос  уч-ся по теме «Причастие».

Задают вопросы по изученному ранее материалу, слушают, оценивают правильность ответов, исправляют ошибки в ответах.

2) Инд. работа уч-ся по карточке – 3 чел.

(дидактический материал) – самостоятельно работают

3)Выполняют задания, анализируют.

П.: выполняют учебно-познавательные действия; 

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. 

К.: обосновывают свою точку зрения.

3. Создание проблемной ситуации 1)Аналитическое задание => с объяснением у доски

Задание:

Сравните пунктуацию в двух предложениях

Как бы вы объяснили постановку знаков препинания?

Спрятавшийся в траве ручей тихо журчал. Ручей, спрятавшийся в траве,  тихо журчал. 

2) Взаимопроверка по образцу (слайд).

3)Учебный диалог => осознание недостаточности имеющихся знаний.

• Почему не все смогли объяснить пунктуацию в предложениях? => не знаем , что такое причастный оборот, правила пунктуации при причастном обороте.

• Какая учебная задача стоит перед нами? ( находить в предложении причастные обороты и уметь пунктуационно выделять причастный оборот)

• Сформулируйте тему урока.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Исследуют проблемную ситуацию,  обсуждают пути  решения проблемы

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока

Л.: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4. Целеполагание Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Записывают  тему урока.

П.: формирование предметных понятий 

Р.: планируют действия.

К.: составляют высказывания, сотрудничают  в поиске и выборе информации.

5. Построение 

проекта выхода 

из затруднений

1)Аналитическое задание: => коллективная работа

Задание: 

• Вернемся к предыдущему аналитическому заданию. Посмотрите, как ученик графически объяснил знаки препинания в  предложениях .

• Попробуйте «расшифровать» его графические обозначения, чтобы составить устный ответ

2)Составление алгоритма рассуждения => коллективная  работа

Подводит обучающихся к выводу об обособлении причастных оборотов.

Алгоритм «Как пунктуационно оформить причастный оборот?»

Выполняют задание, под руководством

педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон.

Задают вопросы для уточнения

информации.

Работают с материалом учебника.

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма

вслух

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний, планируют этапы работы

 К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л.: проявление интереса к учению в ходе решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование

6.Первичное закрепление с комментированием

во внешней

речи

Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы для первичного закрепления

1)Изучение теоретического материала учебника: §9 правила стр. 35, 36

Беседа: чем дополняет материал учебника составленный нами алгоритм?

Побуждает к высказыванию своего мнения.

2) Взаимообъяснения уч-ся по теме с использованием лингвистической терминологии  =>  работа в парах. 

3) Консультация учителя по вопросам уч-ся 

4) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе

Выполняют задание, под руководством

педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон.

Читают правила, анализируют, сравнивают , задают вопросы для уточнения   информации

Работают с материалом учебника

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма

вслух (упр.63, стр. 35) – устно

Задают вопросы в случае затруднений.

Оценивают уровень понимания материала.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, осознанно и правильно строят речевые высказывания, выбирают наиболее эффективные способы решения заданий

Р.: контролируют, оценивают, корректируют свои ответы и ответы товарищей

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, контролируют, корректируют, оценивают ответы

Л.: проявление интереса к учению

7.Физкультминутка Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровьесберегающей технологии  (гимнастика для глаз) Выполняют упражнения для глаз Личностные: проявление интереса к здоровому образу жизни
8.Вторичное закрепление.

Практическая работа по применению знаний

Учитель: создает условия для коллективной и инд. работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

1)Аналитическое задание: упр. 64  => коллективная работа у доски

Задание

  • Проведите выборочное списывание – графический диктант: главное слово и причастный оборот
  • Графически объясните пунктуацию

2)Аналитическое задание: упр. 66 => работа в парах с последующим обсуждением (Организует деятельность по

применению новых знаний.)

Задание

  • Выполните анализ предложений и запишите как графический самодиктант

3)Работа с текстом: упр. 68 (устно) => коллективная работа 

Задание

  • Прочитайте текст Ю.Рябцева выразительно
  • Определите тему, идею, тип, стиль. Обоснуйте ответ.
  • Укажите причастия в тексте.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

4) Творческое задание: редактирование =>  «по цепочке» упр.67

Задание

  • исправьте и запишите предложения, правильно расположив в них причастные обороты
  • расставьте знаки препинания

5) Устный ответ на лингвистическую тему: упр. 69 (устно) =>  работа в парах

Задание

  • используя материал таблицы, составьте связный ответ о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом
Выполняют задания

упр. 64   Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма

вслух

Находят в предложении определяемые слова и причастные обороты, выписывают в тетрадь, обозначают границы причастных оборотов

упр. 66  Самостоятельная работа. 

Анализируют предложения, списывают их самостоятельно в тетрадь.

Осуществляют самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

упр. 68   Читают текст. Анализируют его.

Находят в тексте причастия, обосновывают свой ответ.

упр.67

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

упр. 69

Обсуждают в парах варианты предложений с причастным оборотом, составляют связный ответ,   проговаривают свой ответ  друг другу, анализируют, контролируют и оценивают результат работы

Л.: участвуют в творческом процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия; 

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке Совместно с детьми соотносит запланированные и достигнутые результаты. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Какая была тема урока? Какая цель урока? Ответьте себе каждый на вопрос: добился  ли я той цели, которую ставил сегодня перед собой? Получил необходимые знания? Что вызвало наибольшее затруднение ? А что было легко ?

Учитель просит оценить свой результат работы, свою деятельность.  Ставит оценки за урок. Подводит итог. Благодарит ребят за работу. 

Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Заполняют лист самооценки.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Самооценка: как работал на уроке?

Самоанализ: как я понял тему? Чему я научился на уроке ? Что осталось для меня неясным?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. 

К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

10.Домашнее задание Учитель кратко комментирует д/з:

Просит познакомиться с домашним заданием, проводит инструктаж по его выполнению.

§ 9, термины, правила, словарные слова 

1)Упр. 68, графически обозначить причастные обороты

2) или упр. 68(первое и второе предл.) – на «3», графически обозначить причастные обороты 

3) Доп. задание: Продумать вопросы ученикам по параграфу для проверки понимания изученного материала.

Учащиеся знакомятся с домашним заданием

Записывают домашнее  задание

Л: делают самооценку при выборе домашнего задания. 

К: Выражают свои мысли полно и точно; формулируют  и аргументируют  своё мнение, учитывают  разные мнения 

 

Лист самооценки

Ф.И. ученика
1.На уроке я работал  активно пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен  не доволен
3.Урок для меня показался  коротким длинным
4. За урок я  устал  не устал
5. Моё настроение  стало лучше  стало хуже
6. Материал  урока мне был понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. Домашнее задание мне кажется  лёгким трудным

 

Методическая разработка «Технологическая карта урока русского языка по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».