Пупкова Алена Витальевна
учитель начальных классов
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №219» г. Новосибирска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163655
Международный конкурс Международный конкурс педагогического мастерства «Выдающийся учитель»
Наименование конкурсной работы: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №163655


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ 

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

В указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», подчеркнуто, что именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.

В сентябре 2022 года на встрече с представителями Совета Безопасности РФ президент В.В. Путин обсудил вопросы организации патриотического и нравственного воспитания в учебных заведениях России. Уже в следующем учебном году, с 1 сентября 2023 года образовательные учреждения перешли на скорректированные программы, в которых главный акцент делается на патриотическом воспитании. 

Согласно образовательным стандартам, развитие детей и молодежи теперь включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. 

В 2024-2025 году на первый план внеклассной работы в образовательных учреждениях всех уровней, от дошкольного до СПО, выходит нравственно-патриотическое воспитание. 

Таким образом, патриотическое воспитание является в настоящее время одной из главных целей российского образования, так как, именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине. 

Система гражданского и нравственно-патриотического воспитания рассчитана на весь период обучения, учитываются возрастные особенности детей и уровень их подготовки Рассмотрим особенности организации нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы.

Во-первых, здесь продолжается патриотическое воспитание детей, начатое в дошкольных учреждениях, поскольку крайне важно добиться преемственности. 

Поддерживая преемственность с дошкольным образованием, проводятся различные тематические мероприятия патриотической направленности, приуроченные к знаменательным и историческим датам; организуются встречи с ветеранами войны, труда, спортсменами, представителями различных профессий, добившихся значительных результатов на благо родины; совместно с детьми и родителями готовятся и проводятся выставки поделок и рисунков, конкурсы чтецов. Среди преемственных инструментов патриотического воспитания можно назвать также использование пословиц и поговорок, стихов и музыкальных произведений. Пословицы и поговорки выражают чувство любви к Родине, отражают традиции народа, приобщают к истории страны. Патриотические стихи С. Михалкова, С. Есенина, К. Симонова, В. Бокова, Р.Гамзатова и других авторов передают поэтическое настроение, связанное с любовью к Родине. 

Важную роль в патриотическом воспитании учащихся начальных классов (как и дошкольников) играют беседы, цель которых – воспитание любви к России и малой родине. Как и в дошкольных учреждениях, в ходе таких бесед можно прививать любовь к столице и стране в целом, расширять кругозор и изучать исторические традиции, формировать чувство благодарности к родителям и предкам в целом, давать представления о родах войск и о защитниках Отечества, знакомить с героями России и её достижениями. Однако, крайне важно, чтобы эти беседы соответствовали возрасту детей, чтобы информация была, с одной стороны, – доступной для понимания учащимися младших классов, а с другой, – была бы интересной и не повторяла бы сведения, полученные в детском саду. 

С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном», которые, с одной стороны, поддерживают преемственность с методом «беседа», с другой, – являются более высокой ступенью в общении педагога с воспитанниками. Получасовые классные часы, проводятся первым уроком по понедельникам во всех российских школах и СПО. Именно становясь школьником, каждый ученик участвует в этих занятиях, цель которых –формирование любви к Родине, патриотизма и гордости за свою страну. Программные документы рекомендуют проводить «Разговоры о важном» в форме доступного диалога учителя с учащимися конкретного возраста, в ходе которого могут обсуждаться вопросы, связанные с историей и культурой России, ее ролью в мире с акцентом на традициях и особенностях регионов страны. Подразумевается, что «Разговоры о важном» не повторяют форму и содержание обычных уроков. Они могут включать игры, интерактивные задания, работу с дополнительными материалами, которые способны заинтересовать учеников и вовлечь их в обсуждение важных тем. На каждом занятии школьники получают возможность не только получить аргументированный ответ педагога на свои вопросы, но и высказать свое мнение по интересующим темам. Начиная с 3-го класса, ученики уже могут выразить свое отношение к теме классного часа в специальной анкете.

Все школьники, включая учащихся начальных классов, участвуют в патриотическом ритуале поднятия флага России и исполнения Государственного гимна. Порядок данного школьного мероприятия регламентируется двумя документами: методическими рекомендациями Министерства просвещения и стандартом церемонии поднятия флага. Флаг еженедельно поднимают перед первым уроком в понедельник и спускают после последнего урока в конце недели. В церемонии участвует специальная знаменная группа, в которую отбирают школьников, показавших высокие результаты в учебе, спорте или творчестве. Во время поднятия флага ученики исполняют гимн. 

В школьной и студенческой среде широко распространено волонтерство, которое осуществляется добровольно на благо общества и без денежного вознаграждения. Выделяют три типа волонтеров: волонтеры-управленцы (безвозмездно берут на себя управленческие функции в работе с обществом), волонтеры-помощники (оказывают единовременную добровольную помощь), волонтеры прямой помощи (постоянно работают с конкретным человеком, нуждающимся в поддержке).

Рассматривая волонтерство как необходимую составляющую гражданско-патриотического воспитания, считаем, что, начиная со второй половины третьего класса, можно постепенно вводить его элементы, чтобы ребята могли попробовать себя сначала в роли волонтеров-помощников. Содержанием таких акций могут быть, например, уборка территории от мусора, подготовка подарков и поздравлений к праздникам, участие в благотворительных ярмарках и др.

Вместе с родителями и старшими товарищами ученики начальной школы могут участвовать в различных акциях и специальных мероприятиях (общероссийская акция «Бессмертный полк», виртуальные музеи Памяти Великой Отечественной войны и др.) 

Таким образом, продолжая частично использовать в первом классе инструменты дошкольного образования и, начиная частично использовать в 3-4 классе инструменты, рассчитанные для более старшего возраста, мы обеспечиваем преемственность нравственно-патриотического воспитания на всех возрастных этапах развития ребенка.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ