Хохрякова Надежда Анатольевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г.Чита
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163689
Международный конкурс Международный педагогический конкурс в номинации «Педагогика XXI века: инновационные методы обучения»
Наименование конкурсной работы: Конспект ООД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя Россия, мой край родной»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №163689


Конспект  ООД по патриотическому воспитанию 

в подготовительной группе 

Воспитатель: Хохрякова Надежда Анатольевна

Тема: «Моя Россия, мой край родной»

Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине

Задачи:

Образовательные: Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране. Закрепить  знания и представления детей о Государственной символике РФ, родного города и края,  её назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Сформировать умения обобщать и делать выводы. Расширить и углубить знания детей о Забайкалье, о людях, которые проживают и чем они славятся.

Развивающие: Развивать интерес к истории родной страны. Формировать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, городу, детскому саду. Воспитывать в детях интерес к своей родине, чувство любви и гордости за свою малую родину. Формировать уважительное отношение к государственным символам

Предварительная работа:

  1. Чтение и заучивание стихотворений о Родине.
  2. Рассматривание флага и герба РФ и города Чита
  3. Прослушивание гимнов РФ, песен о России.
  4. Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, городе, детском саде.
  5. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Материалы к занятию:

  1.   Сердце
  1. Аудиозаписи: гимн РФ 
  2. Презентация 
  3. Герб нашей группы
  4. Cердце
  5. Государственные символы: герба и флаги России, городов Забайкальского края
  6. Глобус
  7. Карта «Маршрут выходного дня»

 

Виды детской деятельности:

  1. Коммуникативная (беседа, рассказы, ответы на вопросы).
  2. Чтение художественной литературы (чтение стихотворений).
  3. Познавательная (просмотр презентации).
  4. Музыкально – художественная (гимн России)
  5. Практическая (сообщения детей).
  6. Двигательная (физминутка)

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Ход ООД:

  1. Вводная часть 

Дети и воспитатель заходят в зал и встают полукругом, здороваются с гостями.

Давайте поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:
Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя)

«Здравствуй, улица моя! (Выпрямить руки в стороны)

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой)

Отвечаю травам я (Отпустить руки вниз)

Отвечаю ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими)

Здравствуй Родина моя!» (Взять друг друга за руки)

 

Воспитатель: Ребята,  послушайте  стихотворение

 

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!

В: Ребята, о чем это стихотворение?

Д: О Родине.

  1. Основная часть 

В: Как вы думаете, что такое Родина?

Д: Дом, где ты родился, где живешь…. Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились. Родина – страна, в которой мы живём.

В: Вы все правильно говорите, но Родина- Это не только ваш дом, улица или город, где вы живете, это еще и страна. Как называется наша страна?

Д: Россия.

В: Правильно, Россия. Давайте рассмотрим ее на карте и на глобусе. Подойти к экрану. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. Россия – великая страна. Кто из вас может показать территорию России на карте? Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: В Европе и Азии. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом- припекать солнце

Воспитатель:  А как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Их называют россияне.

Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину?

Дети: За то, что тут мы родились.

За то, что она красивая и т.д.

Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. Давайте и  мы назовем эти слова. встать в круг

Игра: «Передай сердечко»  (дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина. Например: милая, красивая, любимая, родная, единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая, хорошая).

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети: Нет земли краше, чем Родина наша.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за Родину горой – тот истинный герой!

Одна у человека мать – одна и Родина.

Родина любимая, что мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить- Родине служить.

Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы?

Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

 

Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы?

Дети: Это герб, флаг и гимн.

Воспитатель: Правильно ребята, давайте сейчас рассмотрим наш Российский герб.

Дети подходят к мольберту с изображением герба.

Герб – это отличительный знак нашего государства.

Где мы сможем увидеть изображение герба?

Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах…

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?

Дети: На гербе изображены: Двуглавый орёл золотого цвета на темно-красном щите.

Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица?

Дети: Орёл – это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.

Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы?

Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит он не пропустит ни одного врага.

Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах?

Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой – державу. Это символы царской власти.

Воспитатель: На что похожи крылья орла?

Дети: Крылья похожи на солнце.

Воспитатель: А солнце – это символ добра и справедливости.

Что расположено на груди у орла?

Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.

Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей – символ зла.

А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом! 

Воспитатель: Ребята, Я предлагаю вам показать герб России. Разойдитесь по всему залу, встаньте так, чтоб не мешать друг другу.

 

Динамическая игра«Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,                            поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу,                         поочерёдно сжать в кулак пр. л. руки
Он Россию сохранил                                  

На груди орла – щит красный,                  нарисовать руками круг

 Дорог всем: тебе и мне                               приложить руки к груди                                                      

Скачет юноша прекрасный                        шаг на месте, высоким подниманием
На серебряном коне.

Развевается плащ синий,                            плавные покачивания рук вправо     
И копьё в руке блестит.                              сжать руки в кулак      
Побеждает всадник сильный,                    поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит                            показать руками

Подтверждает герб старинный 
Независимость страны.
Для народов всей России 
Наши символы важны.                               поднять руки вверх

Подходят к мольберту с изображением флага

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России – флаге.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?

Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.

Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)?

Дети: Белая полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?

Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой?

Дети: Синяя полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?

Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей?

Дети: Красная полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?

Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.

Воспитатель: Белый цвет – это мир и чистота. Синий – небо и верность. Красный – огонь и отвага.

Сесть на стулья

Воспитатель:  Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня?

Дети: Это гимн России.

Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны – это тоже государственный символ. А что такое гимн?

Дети: Гимн России – самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, учёным – вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.

Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн?

Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.

Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России.

Звучит аудиозапись гимна.( 1 куплет и припев)

Дети слушают стоя.

Дети садятся

Воспитатель: Мы сейчас с вами много говорили о символах нашей страны.

У каждого города тоже есть свои символы. А в каком городе мы с вами живём?

Дети: Мы живём в городе Чита.

Воспитатель: В каком крае мы живем? Давайте рассмотрим наш край на карте . Скажите, чем карта Забайкальского края отличается от карты России? (на карте России изображены крупные города, реки, моря, океаны.., а на карте Забайкальского края изображены более мелкие населённые пункты, реки, которые протекают в нашем крае, озёра; мы можем найти наш город…). Какие города и поселки вы знаете?

У каждого города, как и у каждой страны тоже есть свой герб и флаг. Сейчас я вам предлагаю рассмотреть флаги и герба городов Забайкальского края. Подойти к столу. Что общего между ними?(изображение животных, цвета)Какие цвета есть на каждом гербе и флаге?(зеленый –изобилие, природа, с/х), голубой (символ чести, славы, преданности), желтый (богатства),черный (Мудрость, скромность, щедрость)

Покажите мне герб Читы. Ребята, что изображено на гербе? Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно ,  дети. Герб Читы представлен в виде французского щита. На золотом фоне изображён восьмиконечный червлёный (красный)с зеленью палисад. Он указывает на границу с Монголией и Китаем. Выше находится красная голова буйвола с серебряными глазами и языком. Она символизирует сельское хозяйство. Щит увенчан золотой башенной короной с пятью зубцами, окружённой по обручу золотым лавровым венком и обвит лентой ордена Октябрьской Революции (снизу и по бокам).

Наш Забайкальский край – очень большой. В нем много городов, поселков и сел. Природа Забайкалья очень разнообразна : много рек, озер, лесов, есть горы, степи. В Забайкальском крае добывают много полезных ископаемых. А еще наш край богат известными выдающимся людьми. Про некоторых из них мы узнаем из сообщений детей.

  1. Подгорбунский Владимир Николаевич (Захар)
  2. Алдар Цыденжапов (Матвей)

3.Тарелкин Евгений Игоревич (Егор)

 Воспитатель: В нашем городе есть много интересных, знаменитых мест. Посмотрите на эти фотографии и попробуйте узнать, что на них изображено. (на презентации карта со знаменитыми местами Читы)

Ребята, я предлагаю вам с родителями на выходных посетить эти памятные места и сделать фото на фоне памятников, и отправить их мне. Мы создадим коллаж из ваших фото, и вы расскажете, что вы там увидели. У вас будет вот такая карта, которая называется «Маршрут выходного дня», вы на ней будете отмечать карандашом, где вы уже побывали и смотреть, где вы должны еще побывать.

Воспитатель: Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.

Детский сад – это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди?

Дети: Сюда ходят дружные, весёлые, трудолюбивые люди и дети.

Воспитатель: На одном из занятий, мы с вами ребята, придумали эмблему нашей группы. А вы хотели бы показать нашу работу гостям?

Воспитатель: Эмблема у нас получилась вот такая.

Воспитатель выставляет  эмблему.

Воспитатель: Почему вы выбрали солнце?

Дети: Солнце – потому что в группе тепло и светло.

Воспитатель: Почему – голуби?

Дети: Голуби – нам здесь свободно, как птицам в небе.

Воспитатель: Почему – цветы?

Дети: Цветы – здесь красиво, уютно.

Воспитатель: Почему – детские лица?

Дети: Детские лица – мы здесь счастливы.

Воспитатель: А почему – книга?

Дети: Книга – мы в детском саду получаем знания.

 

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, мы сегодня  много говорили о России, о нашем городе, крае, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину.

 Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь свой дом – свою Родину?

Дети: Не мусорить на улице, не ломать деревья, дружить с ребятами…

Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше.

Воспитатель: Вы так много сегодня рассказали о нашей Родине, я горжусь вами, вы настоящие россияне. Вы сегодня очень хорошо занимались, мне понравилось как занимался …

 

Релаксация

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Конспект ООД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя Россия, мой край родной»