Конспект ООД по патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
Воспитатель: Хохрякова Надежда Анатольевна
Тема: «Моя Россия, мой край родной»
Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине
Задачи:
Образовательные: Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране. Закрепить знания и представления детей о Государственной символике РФ, родного города и края, её назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Сформировать умения обобщать и делать выводы. Расширить и углубить знания детей о Забайкалье, о людях, которые проживают и чем они славятся.
Развивающие: Развивать интерес к истории родной страны. Формировать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, городу, детскому саду. Воспитывать в детях интерес к своей родине, чувство любви и гордости за свою малую родину. Формировать уважительное отношение к государственным символам
Предварительная работа:
- Чтение и заучивание стихотворений о Родине.
- Рассматривание флага и герба РФ и города Чита
- Прослушивание гимнов РФ, песен о России.
- Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, городе, детском саде.
- Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Материалы к занятию:
- Сердце
- Аудиозаписи: гимн РФ
- Презентация
- Герб нашей группы
- Cердце
- Государственные символы: герба и флаги России, городов Забайкальского края
- Глобус
- Карта «Маршрут выходного дня»
Виды детской деятельности:
- Коммуникативная (беседа, рассказы, ответы на вопросы).
- Чтение художественной литературы (чтение стихотворений).
- Познавательная (просмотр презентации).
- Музыкально – художественная (гимн России)
- Практическая (сообщения детей).
- Двигательная (физминутка)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход ООД:
- Вводная часть
Дети и воспитатель заходят в зал и встают полукругом, здороваются с гостями.
Давайте поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:
Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх)
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя)
«Здравствуй, улица моя! (Выпрямить руки в стороны)
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой)
Отвечаю травам я (Отпустить руки вниз)
Отвечаю ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими)
Здравствуй Родина моя!» (Взять друг друга за руки)
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
В: Ребята, о чем это стихотворение?
Д: О Родине.
- Основная часть
В: Как вы думаете, что такое Родина?
Д: Дом, где ты родился, где живешь…. Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились. Родина – страна, в которой мы живём.
В: Вы все правильно говорите, но Родина- Это не только ваш дом, улица или город, где вы живете, это еще и страна. Как называется наша страна?
Д: Россия.
В: Правильно, Россия. Давайте рассмотрим ее на карте и на глобусе. Подойти к экрану. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. Россия – великая страна. Кто из вас может показать территорию России на карте? Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: В Европе и Азии. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом- припекать солнце
Воспитатель: А как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Их называют россияне.
Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину?
Дети: За то, что тут мы родились.
За то, что она красивая и т.д.
Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова. встать в круг
Игра: «Передай сердечко» (дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина. Например: милая, красивая, любимая, родная, единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая, хорошая).
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети: Нет земли краше, чем Родина наша.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Кто за Родину горой – тот истинный герой!
Одна у человека мать – одна и Родина.
Родина любимая, что мать родимая.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Жить- Родине служить.
Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы?
Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.
Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы?
Дети: Это герб, флаг и гимн.
Воспитатель: Правильно ребята, давайте сейчас рассмотрим наш Российский герб.
Дети подходят к мольберту с изображением герба.
Герб – это отличительный знак нашего государства.
Где мы сможем увидеть изображение герба?
Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах…
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
Дети: На гербе изображены: Двуглавый орёл золотого цвета на темно-красном щите.
Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица?
Дети: Орёл – это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.
Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы?
Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит он не пропустит ни одного врага.
Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах?
Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой – державу. Это символы царской власти.
Воспитатель: На что похожи крылья орла?
Дети: Крылья похожи на солнце.
Воспитатель: А солнце – это символ добра и справедливости.
Что расположено на груди у орла?
Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.
Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей – символ зла.
А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом!
Воспитатель: Ребята, Я предлагаю вам показать герб России. Разойдитесь по всему залу, встаньте так, чтоб не мешать друг другу.
Динамическая игра«Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу, поочерёдно сжать в кулак пр. л. руки
Он Россию сохранил
На груди орла – щит красный, нарисовать руками круг
Дорог всем: тебе и мне приложить руки к груди
Скачет юноша прекрасный шаг на месте, высоким подниманием
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо
И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. поднять руки вверх
Подходят к мольберту с изображением флага
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России – флаге.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?
Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.
Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)?
Дети: Белая полоса.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?
Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.
Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой?
Дети: Синяя полоса.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?
Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.
Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей?
Дети: Красная полоса.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?
Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.
Воспитатель: Белый цвет – это мир и чистота. Синий – небо и верность. Красный – огонь и отвага.
Сесть на стулья
Воспитатель: Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня?
Дети: Это гимн России.
Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны – это тоже государственный символ. А что такое гимн?
Дети: Гимн России – самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, учёным – вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.
Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн?
Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.
Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России.
Звучит аудиозапись гимна.( 1 куплет и припев)
Дети слушают стоя.
Дети садятся
Воспитатель: Мы сейчас с вами много говорили о символах нашей страны.
У каждого города тоже есть свои символы. А в каком городе мы с вами живём?
Дети: Мы живём в городе Чита.
Воспитатель: В каком крае мы живем? Давайте рассмотрим наш край на карте . Скажите, чем карта Забайкальского края отличается от карты России? (на карте России изображены крупные города, реки, моря, океаны.., а на карте Забайкальского края изображены более мелкие населённые пункты, реки, которые протекают в нашем крае, озёра; мы можем найти наш город…). Какие города и поселки вы знаете?
У каждого города, как и у каждой страны тоже есть свой герб и флаг. Сейчас я вам предлагаю рассмотреть флаги и герба городов Забайкальского края. Подойти к столу. Что общего между ними?(изображение животных, цвета)Какие цвета есть на каждом гербе и флаге?(зеленый –изобилие, природа, с/х), голубой (символ чести, славы, преданности), желтый (богатства),черный (Мудрость, скромность, щедрость)
Покажите мне герб Читы. Ребята, что изображено на гербе? Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно , дети. Герб Читы представлен в виде французского щита. На золотом фоне изображён восьмиконечный червлёный (красный)с зеленью палисад. Он указывает на границу с Монголией и Китаем. Выше находится красная голова буйвола с серебряными глазами и языком. Она символизирует сельское хозяйство. Щит увенчан золотой башенной короной с пятью зубцами, окружённой по обручу золотым лавровым венком и обвит лентой ордена Октябрьской Революции (снизу и по бокам).
Наш Забайкальский край – очень большой. В нем много городов, поселков и сел. Природа Забайкалья очень разнообразна : много рек, озер, лесов, есть горы, степи. В Забайкальском крае добывают много полезных ископаемых. А еще наш край богат известными выдающимся людьми. Про некоторых из них мы узнаем из сообщений детей.
- Подгорбунский Владимир Николаевич (Захар)
- Алдар Цыденжапов (Матвей)
3.Тарелкин Евгений Игоревич (Егор)
Воспитатель: В нашем городе есть много интересных, знаменитых мест. Посмотрите на эти фотографии и попробуйте узнать, что на них изображено. (на презентации карта со знаменитыми местами Читы)
Ребята, я предлагаю вам с родителями на выходных посетить эти памятные места и сделать фото на фоне памятников, и отправить их мне. Мы создадим коллаж из ваших фото, и вы расскажете, что вы там увидели. У вас будет вот такая карта, которая называется «Маршрут выходного дня», вы на ней будете отмечать карандашом, где вы уже побывали и смотреть, где вы должны еще побывать.
Воспитатель: Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Детский сад – это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди?
Дети: Сюда ходят дружные, весёлые, трудолюбивые люди и дети.
Воспитатель: На одном из занятий, мы с вами ребята, придумали эмблему нашей группы. А вы хотели бы показать нашу работу гостям?
Воспитатель: Эмблема у нас получилась вот такая.
Воспитатель выставляет эмблему.
Воспитатель: Почему вы выбрали солнце?
Дети: Солнце – потому что в группе тепло и светло.
Воспитатель: Почему – голуби?
Дети: Голуби – нам здесь свободно, как птицам в небе.
Воспитатель: Почему – цветы?
Дети: Цветы – здесь красиво, уютно.
Воспитатель: Почему – детские лица?
Дети: Детские лица – мы здесь счастливы.
Воспитатель: А почему – книга?
Дети: Книга – мы в детском саду получаем знания.
- Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили о России, о нашем городе, крае, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину.
Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь свой дом – свою Родину?
Дети: Не мусорить на улице, не ломать деревья, дружить с ребятами…
Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше.
Воспитатель: Вы так много сегодня рассказали о нашей Родине, я горжусь вами, вы настоящие россияне. Вы сегодня очень хорошо занимались, мне понравилось как занимался …
Релаксация
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.