Куруленко Елена Викторовна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №39 г.Казани
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №165366
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Идеи педагогического наследия К. Д. Ушинского в современном образовании»
Наименование конкурсной работы: Языковая разминка на уроках русского языка
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №165366


Языковая разминка на уроках русского языка

 Выступление подготовила учитель НОО Куруленко Елена Викторовна

         При сложившемся противоречии между возрастающими потребностями общества и ограниченными возможностями школы вообще и обучающегося в частности учитель должен создавать на уроке условия для ликвидации перегрузки школьников и обеспечения благоприятной среды для развития их познавательных и творческих способностей при сохранении фундаментальности филологического образования и усилении его практической направленности. В минимальный срок обучающийся должен получить максимум обобщенных знаний по предмету. Это произойдёт только в том случае, если педагог сможет грамотно применить инновационные методы и средства обучения, рационально построить урок, продумав его структуру, тщательно отобрав материал.

Анализируя последние достижения педагогической практики, можно заметить, что технология алгоритмизированного обучения русскому языку может помочь в решении многих проблем современного учителя. Большую роль в этой технологии играет этап разминки.

 Основная дидактическая цель этого этапа урока заключается в

  • предотвращении забывания усвоенного материала,
  • углублении сведений о ранее изученном, 
  • уточнении приобретённых знаний.

       Почти вся работа во время разминки проводится устно. Это позволяет существенно сэкономить время на уроке при осуществлении повторения практически всех разделов русского языка. Создаётся благоприятный психологический климат на уроках, способный вызвать положительные эмоции у ребят, что способствует лучшему усвоению материала, формированию ситуации успеха. Повышается познавательная активность обучающихся, а сам предмет становится доступным и интересным.

Разминка реализует «капельный» способ отработки практического материала. Никогда не прекращающееся повторение значимого материала позволяет сократить число часов на новую тему в пользу более интенсивного общего повторения. Таким образом, знания, полученные детьми, поддерживаются в активном состоянии.

    Отбирая задания для разминки, необходимо руководствоваться следующими задачами:

  • введение обучающихся в урок, активизация их мыслительных процессов,
  • повторение максимального количества тем,
  • подготовка к работе по теме урока

 Задания для разминки должны быть подобраны с учётом принципа развивающих технологий – обучение должно строиться на высоком уровне трудности.

Главным условием при выборе лингвистического материала  для разминки является наличие в нём определенной речевой ситуации или общей темы, объединяющей задания.

Этап  разминки может включать в себя следующие задания:

  • скандирование словарных слов,
  • определение начальной формы слова,
  • запись слов с помощью фонетической транскрипции
  • подбор однокоренных слов, выделение корня,
  • постановка «диагноза» и «лечение» слова; 
  • работа со словами исключениями( продолжить список, назвать все слова исключения из данного правила, найти лишнее слово и т. п.);
  • лексическая работа со словом (определение лексического значения слова, подбор синонимов, антонимов, составление словосочетаний с многозначными словами, работа с фразеологизмами и т.д.)

    Не меньшее место в разминке должно быть отведено заданиям по пунктуации. Работа с предложениями, осложнёнными однородными членами, обращениями.  При повторении синтаксиса сложного предложения проводится работа по  определению количества простых предложений в сложном, по  построению  схем простых и сложных предложений, по поиску ошибок в построении схемы или в пунктуации предложения.

    Одним из способов организации этапа разминки является дидактическая игра. Здесь можно применять упражнения такого типа: «найди четвёртое, пятое лишнее», Подбор материала для разминки осуществляется в зависимости от того, какой раздел языкознания изучается, какой раздел планируется повторить. Например, для повторения фонетики можно предложить следующий набор слов: льёт, яблоко, подъезд, село (село – лишнее, т.к. гласная е не обозначает два звука); при изучении состава слова: подоконник, подорожание, поддержать (лишнее – подорожание, т.к. в нём приставка по-, а не под-); Можно предложить учащимся разгадать небольшой кроссворд, ребус, анаграмму, шараду и т.д.

       Во время проведения языковой разминки удобны различные формы работы, главным требованием к проведению языковой разминки можно назвать наглядность предлагаемого учащимся материала. Рисунки, схемы, таблицы, памятки-инструкции, словарные слова, отдельные задания удобнее применять, используя медиапроектор, документ-камеру,  интерактивную доску, презентацию по теме. Материал, предложенный учащимся в более близкой для них форме, оформленный с применением компьютерных технологий, мотивирует их к активному включению в работу и более качественному запоминанию.

 

Языковая разминка на уроках русского языка