Управление Культуры Исполнительного комитета г. Казани
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 10» г. Казани
Методическая разработка
Тема: «Психолого-педагогический подход к развитию
личности одарённого ребенка в музыкальной школе»
Казань-2024
Методическая разработка
«Психолого-педагогический подход
к развитию личности одарённого ребенка в музыкальной школе»
Евграфова Айгуль Фаритовна,
преподаватель по классу аккордеона, баяна
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
А. Сухомлинский
Аннотация: Данная методическая разработка ориентирована на преподавателей Детских музыкальных школ и Детских школ искусств, с целью их профессионального роста и развития.
Актуальность. Значимость данной темы определяется общественным запросом на выявление одарённых детей, а также развитие их творческих навыков и практических действий на пути к совершенствованию мастерства. По статистике, на данный момент только 20% детей считаются одарёнными, однако лишь 2–5% из них добиваются блестящих результатов. Это происходит из-за того, что одарённые дети часто сталкиваются с проблемой адаптации в обществе. Данная разработка предлагает ряд решений, направленных на поиск новых подходов к обучению, совершенствование образовательного процесса и повышение качества образования. В ее основе лежит принцип индивидуального подхода, который позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка и создать условия для его творческого развития.
Цель:
Обобщение и анализ собственного опыта работы с одарёнными детьми, передача опыта преподавателям школы.
Задачи:
- Формирование у ребёнка интереса к занятию;
- Создание возможностей для активного участия в процессе;
- Субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности;
- Определение возможностей обучающихся и предложение каждому своего, самого доступного пути достижения успеха;
- создание условий для осуществления личностного и профессионального развития;
- Помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Современное образовательное учреждение делает значительный акцент на личности учащегося. Он становится активным участником своего собственного развития, а не просто инструментом для реализации замыслов педагогов. Такая школа ценит индивидуальное достоинство каждого ученика, учитывает его уникальные жизненные цели и интересы, а также создает комфортную атмосферу, способствующую его самоопределению.
Современное общество видит в ученике человека, имеющего свой сложный мир отношений, интересов, стремление к полноценной жизни уже в школьном возрасте. Между педагогом и учеником должна быть совместная деятельность. Только в творческом сотрудничестве с педагогом ученик обеспечен необходимым педагогическим руководством, он не отторгает его, а принимает его как условие успешного достижения своих целей, решения своих проблем. Продуктивность сотворчества заключается в умении педагога сблизить разные личностные позиции. От того, насколько педагогу удается убедительно выразить свое мнение, при этом, не навязывая его, часто зависит проявление заинтересованной ответной реакции ребенка. Успех такого общения в значительной мере зависит от развитости коммуникативных умений как педагогов, так и учащихся.
Занятия с учеником – это творческий процесс. Не все дети, которые обучаются в музыкальной школе, ориентированы на то, что музыка станет их профессией, они просто любят её. Но для некоторых из них (одарённых) – это серьёзное увлечение, которое останется на всю жизнь.
Что такое одарённость? Одаренность — это многогранное понятие, которое включает в себя не только высокий уровень интеллектуальных способностей, но и творческие, эмоциональные, социальные и физические аспекты. Она проявляется в способности к обучению, оригинальности мышления и высокой работоспособности. Одаренные личности способны находить нестандартные решения в сложных ситуациях и генерировать идеи, которые превосходят общепринятые рамки. А вот, что об этом писал В.А. Сухомлинский: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Для выявления и развития одарённых учащихся следует начать с отбора учащихся, которые проявляют общие и специальные способности. Преподаватель для этой цели может воспользоваться различными методами: анализ деятельности, исследовательская беседа, наблюдение, работа с родителями.
Таким образом, перед нами стоит задача создания таких условий, при которых можно поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять его способностей, не затормозить их рост, а реализовывать и развивать потенциальные возможности, обеспечить образовательные потребности одарённых детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения. Всё это позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащихся.
Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностями. Способностями ученика обычно называют такие врожденные особенности учащегося, которые ведут к успешности выполнения какой-либо деятельности. Но способность нельзя сводить к тем навыкам и умениям, которые можно выработать у ученика, так как не только врожденные способности являются главными в успешной деятельности ученика. Большое значение имеет также мотивация обучения, цели, установки личности, эмоции, волевые качества ученика. Если у учащегося есть положительная мотивация достижения, но недостаточно развиты способности – это не обеспечит быстрого и легкого усвоения материала; в то же время, если есть способности, но нет мотивации, успеха тоже не будет. Как только ученик увидит реальную возможность успешной деятельности, возникает познавательная и учебная мотивация, которая ускоряет дальнейшее развитие способностей, а они в свою очередь усиливают мотивацию.
Учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одарённый ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, т.е. те качества личности, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся. Одарённые дети, как правило, стремятся освоить знания практически во всех предметных областях на высоком или повышенном уровне. Несмотря на более высокие способности, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом. Поэтому следует подчеркнуть значимость такой цели обучения одарённых детей, как развитие духовно-нравственных основ личности, важность дарования не самого по себе, а какое применение это дарование будет иметь, как ученик применит свои способности.
Для формирования и развития способностей и соответствующих качеств личности подбирают сложный материал. Учащиеся должны стремиться к точному выполнению домашнего задания, его анализу. Иными словами, перед одарёнными детьми следует ставить сложные задачи и предъявлять к ним высокие требования. Для одарённых учащихся может быть определен более высокий уровень усвоения обязательного для всех материала или выходящих за рамки программы знаний и умений, направленных, прежде всего, на развитие общих качеств личности. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен сделать педагог со своим учеником. Важно помнить о том, что каждый ученик уникален, и подход к его обучению должен быть индивидуальным.
Как показывает практика, таким учащимся полезно давать дополнительные задания, предлагать им выступать перед классом, участвовать в конкурсах, фестивалях. Участие в конкурсах помогает ребёнку проверить свои умения, навыки и знания. Важно, что у него появляется возможность сравнить свой уровень с другими детьми, узнать много нового. Конкурсы объединяют учащихся и преподавателей, сближают, подталкивают к сотрудничеству, дают новый толчок к продолжению занятий.
Когда юные таланты выходят на сцену, их глаза светятся ожиданием, волнение переполняет сердца. Конкурс — это не просто соревнование, это настоящий урок жизни. Каждая победа — это радость, подтверждение собственных усилий и таланта. Однако за каждым триумфом стоит множество часов занятий, слез и сомнений. К сожалению, не всегда опыт оказывается удачным. Проигрыши, хотя и болезненные, это сигнал к росту, приглашение переосмыслить свои действия. Они показывают, что неудачи — это часть пути, а не его завершение. Такие моменты формируют характер ученика, учащиеся учатся продолжать путь, делать выводы, работать над собой, оценивать себя более реально, т.е. понимать, что всегда есть возможность исправить ошибку, но для этого необходимо приложить усилия, постараться. Поэтому каждый следующий выход на сцену становится для них возможностью попробовать снова, упрямо следуя своим мечтам. В этом процессе они не только развивают свои таланты, но и закладывают фундамент для будущих побед, осваивая искусство балансировки между успехом и неудачей.
Большую роль в поддержке работы с одарёнными детьми играют родители. Педагог должен убедить их, что развитие ребенка представляет собой двусторонний процесс: дом-школа, школа-дом. Каждый из родителей мечтает о том, чтобы его ребенок стал успешным и счастливым, но порой они забывают, что развитие — это не только задача школы или педагога, но и важная часть родительского участия в жизни ребенка. Взаимодействие между детским сознанием и родительским подходом — ключ к гармоничному развитию.
Контактируя с родителями одарённых детей, педагог нередко сталкивается с целым рядом особенностей в отношении родителей к своим детям. Во-первых, они (родители) должны по-другому взглянуть на собственную систему ценностей. В нашем современном мире, важно осознать, что традиционные устои могут конфликтовать с новыми реалиями. Это требует переосмысления подходов к воспитанию и установления новых приоритетов, основанных на взаимопонимании и доверии. Семейные ценности должны стать основой для диалога, а не инструментом контроля. Это поможет понять им, как правильно обращаться с ребёнком. Во-вторых, важно воспитывать его в атмосфере любви и поддержки, давая возможность ошибаться. Ребёнок должен осознавать, что его любят не за какие-то успехи. Важно объяснить маленькому музыканту, что иногда что-то случается не так, как хочется. В-третьих, родители должны поддерживать способности ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к ранним неудачам, находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка, создать безопасное пространство, где ребёнок может делиться своими переживаниями и чувствами. Избегать критиковать первые опыты — как бы они ни были неудачны. Неудача означает лишь необходимость приложить больше усилий и не делает ребёнка «плохим». Это помогает одарённому ученику сохранять мотивацию, даже если не сразу получается как надо. Также важно праздновать каждое достижение, независимо от его масштаба. Такие моменты призваны укрепить уверенность и амбиции ребёнка, открывая дорогу к новым высотам, формируют у ребёнка истинную любовь к творчеству, которая будет сопровождать его на протяжении всей жизни.
Воспитание и развитие одарённых детей представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий от педагога не только глубоких знаний в области психологии, но и тонкого понимания индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Одарённые дети часто отличаются высокой чувствительностью, стремлением к самовыражению и нестандартным мышлением, что может стать как их преимуществом, так и источником трудностей. Наблюдение и анализ продуктов деятельности позволяет получить достаточно стройную картину одаренности, которая является основой индивидуального подхода в развитии способности ученика.
Более полезным представляется не только контроль эффективности усвоения материала урока, но и анализ допущенных ошибок. Если учащийся не справляется с заданием, учителю следует выяснить причину в беседе. Подобным образом он выясняет причину хорошей успеваемости. Одарённые дети, как правило, выполняют задания в значительно короткий срок, чем большинство товарищей. Скорость, с которой решается проблема – надёжный индикатор наличия особых способностей.
Ученик верит учителю. Если педагог, показывая простую песенку, сам поддаётся её обаянию и умеет воодушевиться её настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в более старшем возрасте. И что очень важно, этот музыкальный контакт учителя и ученика способствует появлению инициативы у последнего, то есть желания самому сыграть и не просто сыграть, а исполнить, попытаться, пусть неумело, по-своему, донести настроение и смысл музыки.
Все, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново открывать, включая ученика в активную работу. Ученик не просто слушает педагога, а постоянно сотрудничает с ним в диалоге, высказывает свои мысли, делится своими переживаниями. Ребёнок должен почувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. В этом случае ученик будет испытывать доверие к педагогу, у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие.
Начало урока во многом определяет его дальнейший ход. Например, начав свои замечания примерно так: «Мне очень понравилось, как у тебя прозвучала эта фраза. Сыграй это место ещё раз», – педагог создает условие для более плодотворной работы. Поэтому найти правильный тон, создать соответствующую атмосферу – это значит обеспечить успешное проведение урока, что является очень важным в работе с одарёнными детьми. Давая задания на дом, необходимо четко указать, что требуется: выучить наизусть, разобрать, где расставить аппликатуру и т.п. Работая дома над выполнением домашнего задания, ученик должен иметь четкую целевую установку по организации деятельности усвоения. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким.
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду в решение актуальных проблем современной цивилизации.
В заключении, хочется сказать, что преподаватель специальности музыкальной школы, принимая на обучение ребенка, действительно сталкивается с огромной ответственностью. Эта роль не ограничивается только передачей музыкальных знаний и навыков; она охватывает гораздо более глубокие аспекты формирования личности юного музыканта. В первую очередь, это правильное формирование эстетических потребностей, которые помогут ребенку развить тонкий вкус и умение воспринимать музыку в её многообразии. Только умный и увлеченный педагог силой своего обаяния может влюбить в музыку ребенка как талантливого, так и со средними музыкальными данными. Когда ученик, даже не ставший профессиональным музыкантом, уходит из музыкальной школы с теплом в сердце и нотками в памяти, мы понимаем, что его опыт был успешным. Такой педагог оставляет неизгладимый след в душе ребенка, формируя его личность и вкусы. Он наполняет каждый урок вдохновением, позволяя ребенку осознать, что музыка — это не просто занятия, а целый мир открытия, благородства и волшебства. Именно такой подход помогает каждому почувствовать радость музыки, сделать ее своим спутником на жизненном пути, независимо от будущей профессии.
Список литературы:
- Акимов Ю. Баян и баянисты: сборник статей. Выпуск 4. – Москва: Советский композитор, 1978. – с. 79.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? – Москва: «Просвещение», 1991. – с. 169.
- Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 264 с.
- Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях. – Вопросы психологии. – Москва, 1988. – № 2 – с. 129 – 137.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности. – Москва: Генезис, 2010. – с. 362 – 419.
- Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно – ориентированный учебно – воспитательный процесс и развитие одаренности / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. – Москва, 2001. – 131 с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – Москва: Педагогика, 1996. – 96 с.