Костюнина Елена Юрьевна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62», город Нижний Новгород
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №165884
Международный конкурс Международный педагогический конкурс в номинации «Педагогика XXI века: инновационные методы обучения»
Наименование конкурсной работы: «Развитие познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр и упражнений»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №165884


1 Я – Костюнина Елена Юрьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62»
2 Тема моей презентации: «Развитие познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр и упражнений»

Это именно та область, в которой мной получены практические достижения, как педагога.

Необходимость работы по данной тематике обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования умения самостоятельно мыслить, использовать полученные знания от общения с окружающим миром и людьми.

Суть моего вклада в образование заключается в использовании дидактических игр и упражнений для развития познавательной активности воспитанников четвертого года жизни.

3 В связи с принятием в последнее время новых нормативно – правовых актов на государственном уровне передо мной, как педагогом, встала задача всестороннего развития детей дошкольного возраста с соблюдением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Возникла необходимость переосмысления подходов к организации взаимодействия с воспитанниками, модернизации системы методов работы с учетом новых требований.

Условием формирования личного вклада в образование является то, что мной изучена деятельность отечественных педагогов, которыми накоплен значительный опыт в сфере развития познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр.

Изучена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Просмотрены и изучены интернет-ресурсы по данному вопросу.

Изучив работы отечественных педагогов и психологов по данной теме, методическую литературу – сделала вывод, что моя главная цель состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил предметы и явления окружающей действительности, определяемые для каждого возрастного этапа, умел применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

4 Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе в игре. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры». Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

Так пункт 1.4. гласит о том, что нужна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Пункт 1.6. направлен на решение многих задач, в том числе:

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

В пункте 4.6. сказано:

– ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Наблюдая за игрой детей, я столкнулась с проблемой: у детей уже нет интереса просто воспроизводить в игре определенные действия. Ребенок, выполняя игровые действия, моделирует различные проблемно-практические ситуаций в игровой форме.

Почему именно дидактические игры? Дидактические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и познавательные интересы дошкольников. В процессе игры у ребенка появляется возможность осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе игровой деятельности.

5-7 Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования заключается в том, что ведущей идеей в осуществлении профессиональной деятельности являются исследования ученых.

Видные представители дошкольной психологии и педагогики справедливо считали, что именно знакомство с предметами и явлениями окружающей действительности служит основой познания окружающего мира, а в игровой деятельности происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрываются его индивидуальность и творческий потенциал.

8 Цель: развитие познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр и упражнений

Задачи:

– создавать условия, способствующие развитию познавательной активности воспитанников;

– знакомить воспитанников с дидактическими играми и упражнениями, их правилами;

– развивать осознание времени и пространства, цвета и формы, количества и величины предметов через зрительное и действенное взаимодействие с ними;

– поощрять у воспитанников любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении, развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;

– формировать умение замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;

– воспитывать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира;

– повышать уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) по развитию познавательной активности у детей четвертого года

9 Ведущая педагогическая идея: Планомерная и организованная работа по взаимодействию воспитанников со взрослыми и сверстниками в дидактических играх и упражнениях будет способствовать развитию познавательной активности
10 При выстраивании педагогического процесса по развитию познавательной активности воспитанников четвертого года жизни я условно выделила для себя несколько этапов работы, которые тесно взаимосвязаны между собой (этапы представлены на слайде)
11 На 1 этапе:

– мной была подобрана и изучена литература

– проведена педагогическая диагностика детей по методике Н.В. Верещагиной, которая позволила определить уровень развития сенсорных способностей воспитанников (результаты представлены на слайде)

12-14 На основании проведенной педагогической диагностики мной был разработан план, который опирается на изготовленные мною авторские дидактические игры (выписка из плана представлена на слайде)
15-16 Создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования Учреждения. При создании предметно-пространственной среды учитывала:

– особенности эмоционально-личностного развития воспитанников;

– индивидуальные социально-психологические особенности воспитанников;

– любознательность, познавательный и исследовательский интерес, творческие способности воспитанников;

– возрастные и полоролевые особенности

17-18 Проведено анкетирование среди родителей (законных представителей). Анализ анкетирования показал, что в семьях не сформированы представления о познавательной активности, малое количество родителей имеют представление о дидактических играх, направленных на развитие  любознательности (результаты представлены на слайде)
19 На 2 этапе:

– мной была выстроена система работы по достижению определенных для работы цели и задач.

Я постаралась выстроить свою работу с опорой на зону ближайшего развития детей – ту область действий и задач, которую ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснениями взрослого.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, я определила содержание работы по развитию познавательной активности воспитанников четвертого года жизни, где отразились наиболее яркие и доступные детям формы работы по данному направлению.

Я не заставляю детей что-либо делать, а лишь обращаю их внимание на подготовленные материалы, непринужденно предлагаю: «Предлагаю сегодня…», «Кто хочет – устраивайтесь удобнее», «Сейчас я буду… Кто хочет – присоединяйтесь». Занимаясь с детьми, постепенно нахожу важные точки интереса для оставшихся детей и незаметно привлекаю их внимание к совместной деятельности.

20-27 Я, опираясь на методику Аванесовой, условно разделила все дидактические игры в соответствии с содержанием на:

– математические;

– сенсорные;

– речевые;

– природоведческие;

– игры для ознакомления с окружающим миром.

Свою работу строю в соответствии важным принципом от «простого» к «сложному». Сначала предлагаю детям выполнить самые простые игровые задания. Затем постепенно от задания к заданию увеличиваю сложность, и постепенно при регулярных занятиях дети осваивают нужный навык, приобретают умение самостоятельно нарабатывать игровой опыт.

Для развития познавательной активности воспитанников я использую различные игровые приемы, так как игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Мир открытий и фантазий ребенка открывается через различные дидактические игры и упражнения.

Использование художественного слова способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, познавательного интереса.

Использую различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения (игровые ситуации с ролевым поведением детей, конкретные задания и упражнения). Нестандартные подходы к организации детской деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным и необычным делом.

При проведении занятий также активно использую дидактические игры и упражнения.

Самостоятельная игровая деятельность организуется, когда деятельность в целом знакома детям. Это позволяет детям самостоятельно нарабатывать игровой опыт, неуверенным детям – реализоваться, детям-лидерам поэкспериментировать, объединить несколько игр в одну, самостоятельно придумать новые игровые действия.

28 Развитие познавательной активности у воспитанников младшего дошкольного возраста невозможно без активного взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Исходя из положения ФГОС ДО п.8, раздела «Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» я, как воспитатель, должна обеспечить преемственность в вопросах сенсорного развития и воспитания детей между детским садом и семьей.

Моя задача – заинтересовать родителей перспективами развития воспитанников, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. На слайде представлены формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

29 Результаты повторной педагогической диагностики свидетельствует о том, что использование дидактических игр в работе с детьми эффективно и дает вполне ощутимый положительный результат (результаты представлены на слайде)
30 Результаты проведенной работы показали, что одним из эффективных путей развития познавательной активности воспитанников четвертого года жизни является организация интересной и содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении.

По итогам повторного анкетирования, рефлексии, наблюдений за воспитанниками можно сделать вывод о том, что проведенная работа  способствовала развитию познавательной активности воспитанников четвертого года жизни (результаты представлены на слайде)

31 Диапазон личного вклада в развитие образования заключается в том, что мной:

– Разработано перспективное планирование по развитию познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр и упражнений;

– обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

– Разработаны консультации для педагогов и родителей (законных представителей), посвященные опыту работы использования дидактических игр и упражнений по развитию  познавательной активности у воспитанников 3 – 4 лет в воспитательно-образовательном процессе;

– Разработаны пособия: «Мишкин дом», «Собери улитку», «Вкусное мороженое», «Сенсорный куб», «Дом и ближайшее окружение», «Кто в домике живет?», «Рыбалка», «Одежка для матрешки», «Разноцветные зверята», «Волшебные картинки», «Волшебный домик», «Занимательная тетрадь»

32 НОВИЗНА МОЕЙ РАБОТЫ заключается в создании условий и разработке системы работы по развитию познавательной активности у воспитанников 3 – 4 лет посредством дидактических игр и упражнений, выделены методы руководства играми и особенности их использования в образовательном процессе.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ:

– разработать перспективное планирование по развитию познавательной активности у воспитанников 4 – 5 лет посредством дидактических игр и упражнений;

– актуализировать РППС в центрах «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» для развития познавательной активности у воспитанников 4 – 5 лет ;

– разработать пособия для развития познавательной активности у воспитанников 4 – 5 лет;

– разработать электронные портфели для педагогов и родителей (законных представителей) «Воспитываем эрудитов» (буклеты, информационные листки, памятки «Как играть с ребенком в дидактические игры»)

33-34 Механизм распространения педагогического опыта:

– выступления на Педагогических советах Учреждения;

– педагогические мастерские;

– участие в конкурсах различного уровня;

– персональный сайт и сайт нашего Учреждения

35 На слайде представлен список используемой литературы и интернет-ресурсов.
«Развитие познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр и упражнений»