1 | Я – Костюнина Елена Юрьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62» |
2 | Тема моей презентации: «Развитие познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр и упражнений»
Это именно та область, в которой мной получены практические достижения, как педагога. Необходимость работы по данной тематике обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования умения самостоятельно мыслить, использовать полученные знания от общения с окружающим миром и людьми. Суть моего вклада в образование заключается в использовании дидактических игр и упражнений для развития познавательной активности воспитанников четвертого года жизни. |
3 | В связи с принятием в последнее время новых нормативно – правовых актов на государственном уровне передо мной, как педагогом, встала задача всестороннего развития детей дошкольного возраста с соблюдением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Возникла необходимость переосмысления подходов к организации взаимодействия с воспитанниками, модернизации системы методов работы с учетом новых требований. Условием формирования личного вклада в образование является то, что мной изучена деятельность отечественных педагогов, которыми накоплен значительный опыт в сфере развития познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр. Изучена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Просмотрены и изучены интернет-ресурсы по данному вопросу. Изучив работы отечественных педагогов и психологов по данной теме, методическую литературу – сделала вывод, что моя главная цель состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил предметы и явления окружающей действительности, определяемые для каждого возрастного этапа, умел применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. |
4 | Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе в игре. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры». Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.
Так пункт 1.4. гласит о том, что нужна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Пункт 1.6. направлен на решение многих задач, в том числе: – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром В пункте 4.6. сказано: – ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Наблюдая за игрой детей, я столкнулась с проблемой: у детей уже нет интереса просто воспроизводить в игре определенные действия. Ребенок, выполняя игровые действия, моделирует различные проблемно-практические ситуаций в игровой форме. Почему именно дидактические игры? Дидактические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и познавательные интересы дошкольников. В процессе игры у ребенка появляется возможность осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе игровой деятельности. |
5-7 | Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования заключается в том, что ведущей идеей в осуществлении профессиональной деятельности являются исследования ученых.
Видные представители дошкольной психологии и педагогики справедливо считали, что именно знакомство с предметами и явлениями окружающей действительности служит основой познания окружающего мира, а в игровой деятельности происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрываются его индивидуальность и творческий потенциал. |
8 | Цель: развитие познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр и упражнений
Задачи: – создавать условия, способствующие развитию познавательной активности воспитанников; – знакомить воспитанников с дидактическими играми и упражнениями, их правилами; – развивать осознание времени и пространства, цвета и формы, количества и величины предметов через зрительное и действенное взаимодействие с ними; – поощрять у воспитанников любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении, развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами; – формировать умение замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий; – воспитывать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира; – повышать уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) по развитию познавательной активности у детей четвертого года |
9 | Ведущая педагогическая идея: Планомерная и организованная работа по взаимодействию воспитанников со взрослыми и сверстниками в дидактических играх и упражнениях будет способствовать развитию познавательной активности |
10 | При выстраивании педагогического процесса по развитию познавательной активности воспитанников четвертого года жизни я условно выделила для себя несколько этапов работы, которые тесно взаимосвязаны между собой (этапы представлены на слайде) |
11 | На 1 этапе:
– мной была подобрана и изучена литература – проведена педагогическая диагностика детей по методике Н.В. Верещагиной, которая позволила определить уровень развития сенсорных способностей воспитанников (результаты представлены на слайде) |
12-14 | На основании проведенной педагогической диагностики мной был разработан план, который опирается на изготовленные мною авторские дидактические игры (выписка из плана представлена на слайде) |
15-16 | Создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования Учреждения. При создании предметно-пространственной среды учитывала:
– особенности эмоционально-личностного развития воспитанников; – индивидуальные социально-психологические особенности воспитанников; – любознательность, познавательный и исследовательский интерес, творческие способности воспитанников; – возрастные и полоролевые особенности |
17-18 | Проведено анкетирование среди родителей (законных представителей). Анализ анкетирования показал, что в семьях не сформированы представления о познавательной активности, малое количество родителей имеют представление о дидактических играх, направленных на развитие любознательности (результаты представлены на слайде) |
19 | На 2 этапе:
– мной была выстроена система работы по достижению определенных для работы цели и задач. Я постаралась выстроить свою работу с опорой на зону ближайшего развития детей – ту область действий и задач, которую ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснениями взрослого. Учитывая возрастные психологические особенности детей, я определила содержание работы по развитию познавательной активности воспитанников четвертого года жизни, где отразились наиболее яркие и доступные детям формы работы по данному направлению. Я не заставляю детей что-либо делать, а лишь обращаю их внимание на подготовленные материалы, непринужденно предлагаю: «Предлагаю сегодня…», «Кто хочет – устраивайтесь удобнее», «Сейчас я буду… Кто хочет – присоединяйтесь». Занимаясь с детьми, постепенно нахожу важные точки интереса для оставшихся детей и незаметно привлекаю их внимание к совместной деятельности. |
20-27 | Я, опираясь на методику Аванесовой, условно разделила все дидактические игры в соответствии с содержанием на:
– математические; – сенсорные; – речевые; – природоведческие; – игры для ознакомления с окружающим миром. Свою работу строю в соответствии важным принципом от «простого» к «сложному». Сначала предлагаю детям выполнить самые простые игровые задания. Затем постепенно от задания к заданию увеличиваю сложность, и постепенно при регулярных занятиях дети осваивают нужный навык, приобретают умение самостоятельно нарабатывать игровой опыт. Для развития познавательной активности воспитанников я использую различные игровые приемы, так как игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Мир открытий и фантазий ребенка открывается через различные дидактические игры и упражнения. Использование художественного слова способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, познавательного интереса. Использую различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения (игровые ситуации с ролевым поведением детей, конкретные задания и упражнения). Нестандартные подходы к организации детской деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным и необычным делом. При проведении занятий также активно использую дидактические игры и упражнения. Самостоятельная игровая деятельность организуется, когда деятельность в целом знакома детям. Это позволяет детям самостоятельно нарабатывать игровой опыт, неуверенным детям – реализоваться, детям-лидерам поэкспериментировать, объединить несколько игр в одну, самостоятельно придумать новые игровые действия. |
28 | Развитие познавательной активности у воспитанников младшего дошкольного возраста невозможно без активного взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Исходя из положения ФГОС ДО п.8, раздела «Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» я, как воспитатель, должна обеспечить преемственность в вопросах сенсорного развития и воспитания детей между детским садом и семьей. Моя задача – заинтересовать родителей перспективами развития воспитанников, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. На слайде представлены формы взаимодействия с родителями (законными представителями) |
29 | Результаты повторной педагогической диагностики свидетельствует о том, что использование дидактических игр в работе с детьми эффективно и дает вполне ощутимый положительный результат (результаты представлены на слайде) |
30 | Результаты проведенной работы показали, что одним из эффективных путей развития познавательной активности воспитанников четвертого года жизни является организация интересной и содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении.
По итогам повторного анкетирования, рефлексии, наблюдений за воспитанниками можно сделать вывод о том, что проведенная работа способствовала развитию познавательной активности воспитанников четвертого года жизни (результаты представлены на слайде) |
31 | Диапазон личного вклада в развитие образования заключается в том, что мной:
– Разработано перспективное планирование по развитию познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр и упражнений; – обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО; – Разработаны консультации для педагогов и родителей (законных представителей), посвященные опыту работы использования дидактических игр и упражнений по развитию познавательной активности у воспитанников 3 – 4 лет в воспитательно-образовательном процессе; – Разработаны пособия: «Мишкин дом», «Собери улитку», «Вкусное мороженое», «Сенсорный куб», «Дом и ближайшее окружение», «Кто в домике живет?», «Рыбалка», «Одежка для матрешки», «Разноцветные зверята», «Волшебные картинки», «Волшебный домик», «Занимательная тетрадь» |
32 | НОВИЗНА МОЕЙ РАБОТЫ заключается в создании условий и разработке системы работы по развитию познавательной активности у воспитанников 3 – 4 лет посредством дидактических игр и упражнений, выделены методы руководства играми и особенности их использования в образовательном процессе.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ: – разработать перспективное планирование по развитию познавательной активности у воспитанников 4 – 5 лет посредством дидактических игр и упражнений; – актуализировать РППС в центрах «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» для развития познавательной активности у воспитанников 4 – 5 лет ; – разработать пособия для развития познавательной активности у воспитанников 4 – 5 лет; – разработать электронные портфели для педагогов и родителей (законных представителей) «Воспитываем эрудитов» (буклеты, информационные листки, памятки «Как играть с ребенком в дидактические игры») |
33-34 | Механизм распространения педагогического опыта:
– выступления на Педагогических советах Учреждения; – педагогические мастерские; – участие в конкурсах различного уровня; – персональный сайт и сайт нашего Учреждения |
35 | На слайде представлен список используемой литературы и интернет-ресурсов. |
«Развитие познавательной активности воспитанников четвертого года жизни посредством дидактических игр и упражнений»