муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 269 Ворошиловского района Волгограда»
Конспект
музыкально-литературной композиции
на тему: «С Т Р А Н И Ц Ы П А М Я Т И», посвящённой 81-ой годовщине Победы под Сталинградом
Конспект разработали: старший воспитатель Крячкова Е.Т.;
музыкальный руководитель Казурова И.В.
г. Волгоград, 2024г
Образовательные задачи:
– знакомить детей старшего дошкольного возраста с историей родного города и страны; – расширять знания детей о событиях Сталинградской битвы;
– закреплять знания воспитанников о памятниках военного времени в городе-герое Волгограде;
– формировать навыки речевого общения.
Развивающие задачи:
– развивать у детей восприятие песен военного времени, эмоциональную выразительность речи;
Воспитательные задачи:
– формировать основы патриотизма, чувство уважения к старшему поколению и сопричастности к героическому прошлому своего народа;
– воспитывать любовь к своему городу, желание сделать его чистым, красивым.
Материал:
Видео-слайды с изображением памятных, исторических мест города-героя Волгограда, видео фильм «Сталинградская битва», рисунки детей на тему «Город- герой, город солдат», аудиозаписи песен военных лет, атрибуты военных лет.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках в музыкальном зале. На экране слад с изображением монумента «Родина -мать зовёт».
Звучит фрагмент песни «На Мамаевом кургане тишина»
(муз. А Пахмутовой, слова В. Бокова)
Педагог – ведущий:
– Сталинград! 200 дней мужества и стойкости!
Сто зим пройдёт и сто метелиц,
А мы пред ними всё в долгу!
Февраль, февраль -солдатский месяц,
Горят гвоздики на снегу! (М. Агашина)
1 Ребёнок:
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?
Гори, свеча, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне! ( В.И. Лебедев-Кумач)
Ведущий:
– Дети 2 февраля наш город-герой Волгоград и вся страна отмечает 81-ую годовщину разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. А вы знаете, что в годы Великой Отечественной войны, наш город Волгоград, носил другое название – Сталинград. Поэтому и битва называется Сталинградская. Давайте посмотрим фильм про эту героическую битву.
(видео фильм «Сталинградская битва»)
2 Ребёнок – Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете. (М. Садовский) 3 Ребёнок – В суровом 1942 году в дни Сталинградской битвы, Наш город превратился в кипящее море огня. 4 Ребёнок – Открыты солнечному свету
Дома разбитые стоят.
На 62 километра в длину раскинут Сталинград. 5 Ребёнок – Как-будто он по Волге синей
В цепь развернулся , принял бой.
Встал фронтом поперёк России-
И всю её прикрыл собой. ( С. Орлов) 6 Ребёнок –
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны солдату сказал:
«Город не сдай врагу!»
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял .
Знал он, что нет дороги назад
– Он защищал Сталинград.
Сто самолетов выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.
7 Ребёнок –
Там, где в огне умирает металл
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград.
Время придет – рассеется дым.
Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград. (А. Суриков)
Ведущий:
– Ребята, давайте сейчас представим, что мы изобрели машину времени, и она перенесёт нас в те далёкие годы и мы с вами окажемся на привале, где отдыхали после боя наши солдаты- бойцы и рассказывали друг-другу о подвигах своих товарищей. (Несколько мальчиков рассаживаются около «костра»)
Звучит фрагмент песни «Эх, дороги!» (слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова) Дети выполняют движения: «чистят» автомат, «кушают» кашу из котелка, кто-то «читает» письмо из дома.
1 Ребёнок (боец) рассказывает:
– Во время боя была повреждена линия связи. Командир послал одного бойца исправить повреждение, но тот не добрался до оборванного провода, командир отправил на подмогу второго бойца и тот погиб. Тогда командир посылает третьего бойца – Матвея Путилова. Прошло несколько минут и телефон заработал, но Путилов не возвращался. По его следу пополз сержант Смирнов и увидел Путилова мёртвым, зубы его зажали концы провода. Вот тогда и заработал на командном пункте телефон. Так героически погиб Матвей Путилов.
2 Ребёнок (боец) рассказывает :
– Как раз тогда на Мамаевом кургане появился очень меткий немецкий снайпер. Много наших бойцов от него погибло. Фашист так смог замаскироваться, что его очень трудно было обнаружить. Вызвал тогда командир Василия Зайцева, он был отличным снайпером, ему было дано задание – уничтожить фашиста. Пополз Зайцев подыскивать удобное место. Только он снял каску и положил её на бугорок, как пуля хлоп и пробила каску. Притаился Зайцев, стал ждать, когда фашист обнаружит себя. Прошёл час, другой, фашист молчит, не стреляет и Зайцев, ждёт, не спит. И только утром раздался выстрел немца. Зайцев сразу понял, где сидит фашист и пуля Зайцева попала в цель.
3 Ребёнок (боец) рассказывает:
– На окоп матроса Михаила Паникахи шёл тяжёлый немецкий танк. Михаил поднял бутылку с зажигательной смесью, чтобы взорвать танк, но вражеская пуля разбила бутылку. Жидкость воспламенилась, загорелся и сам Миша, но он поднялся над землёй, и держа в руках вторую бутылку, пошёл на вражеский танк. Посмертно Михаилу Паникахе было присвоено звание Героя Советского Союза.
(звучит фрагмент песни «Эх, дороги», ребята встают и уходят, убираем «костёр»)
Ведущий:
– Шли тяжелые бои за каждую улицу, за каждый дом. Тяжело было всем. Но вот наступило затишье между боями. Солдатам объявлен отдых, в минуты затишья они вспоминали родные места, как весело было дома. И вот на самую передовую позицию приехали артисты с выступлением.
Мальчики исполняют танец «Яблочко» (музыка Р. Глиер)
Ведущий:
– Но снова в бой, снова гремят автоматы. Сколько подвигов было совершено в те дни, мы не знаем. Считать подвиги было некому, потому, что каждый в то время дрался как герой. – Битва за наш город Сталинград – длилась 200 дней и ночей.
Германия потеряла в ней четвёртую часть своих вооружённых сил. Удар по фашистской военной машине был сокрушительным. Это была первая крупная победа над врагом, после которой началось отступление фашистов. 2 февраля 1943 года величайшее сражение за Сталинград завершилось.
– В память обо всех павших в Сталинградской битве объявляется «Минута молчания» Прошу всех встать.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Музыка: Слайд мерцающего огня и звуки метронома.
Стихотворение «Наш город» ( М. Агашина)
8 Ребёнок – Гудками теплохода тревожа синеву
Стоит над Волгой город, в котором я живу.
Я знаю, есть на свете другие города,
Но над моим сияет солдатская звезда.
9 Ребёнок – Над ним зимой и летом, и в ночь и среди дня
Горит, не гаснет пламя вечного огня.
Я вырасту, уеду в далёкие края,
Но то, что я отсюда, на век запомню я!
Ведущий:
– Сегодня у нас открывается выставка, посвящённая победе. Вы сами будете экскурсоводами и расскажите о памятных местах.
Звучит фрагмент песни «Журавли» (слова Р. Гамзатова, муз. Я. Френкель)
10 Ребёнок:
– Панорама – смотрю кругом и вижу всё, как шли бои во время войны. Это музей, посвящённый Сталинградской битве. Здесь отражены подвиги и смелость защитников города, чтобы помнили и чтили. Рядом с панорамой находится разбитая мельница. Когда-то до войны здесь был хлебозавод; молотили зерно и выпекали хлеб. А фашисты хотели уничтожить эту мельницу, чтобы солдаты остались голодными, но наши советские люди, несмотря на стрельбу, пекли хлеб, кормили наших защитников. Мельницу не снесли, а оставили как памятник.
11 Ребёнок:
– В нашем городе много памятников, самый главный и большой памятник-ансамбль «Мамаев курган». На вершине Мамаева кургана стоит памятник Родина-мать. Это огромная скульптура – высота её 98 метров. В руках у неё меч – это символ борьбы за свободу и независимость нашей Родины. Здесь же на Мамаевом кургане находится зал боевой славы, где каждый час проходит смена почётного караула. В центре зала – вечный огонь. На боевых знамёнах, которыми украшен зал, золотыми буквами написаны имена погибших. На кургане находятся могилы погибших героев, каждый год сюда приходят люди почтить память погибших.
12 Ребёнок:
– На аллее героев находится «Площадь павших борцов» – здесь горит вечный огонь – символ жизни и долголетия, в почётном карауле стоят лучшие ученики старших классов Волгоградских школ. Сюда с цветами и венками приходят волгоградцы и гости нашего города. Здесь мужчины снимают головные уборы и стоят молча у огня. Это память погибшим солдатам.
13 Ребёнок: Стихотворение «Мальчикам Волгограда» ( М. Агашина) Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский.
В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди…..
К нам приезжают гости
Жители всей планеты
Мужеству их поклониться,
У их могил помолчать.
Помни, что ты не просто мальчик
Ты – волгоградский мальчишка,
Сын солдата, сын Сталинграда,
Капля его бессмертья, искра его огня
Дети исполняют песню: «Сталинград» (музыка и стихи Е. Смирнова)
Ведущий:
– В годы войны наш город был разрушен, но на месте руин вырос новый красивый город, один из лучших городов страны.
– Дети, вы – волгоградцы. Гордитесь этим! Вы живете в одном из самых красивых и славных городов. Так пусть он живет, растет и процветает!
14 Ребенок:
Вот российский флаг
На ветру шумит
На реке великой
Город наш стоит.
Сколько улиц в нем широких,
Сколько площадей,
Сколько вечером сияет
Звездочек , огней!
Ты красив зимой и летом
И тебе я рад!
Будь всегда таким красивым
Город Волгоград!
Ведущий:
– Почему мы любим все Родину – Россию?
15 Ребёнок – Потому что нет нигде Родины красивей!
16 Ребёнок – Потому что нет нигде лучше наших пашен,
Лучше наших синих рек и полянок наших!
17 Ребёнок – Мы о Родине своей распеваем песни,
Потому что нет нигде Родины чудесней!
Дети исполняют 1 куплет и припев песни О. Газманова «Вперёд, Россия!» Ведущий:
– Ребята, вот и закончилось наше путешествие по страницам памяти. Как хорошо жить в мирное время, спокойно спать, играть, без страха смотреть в синее небо. И хочется верить, что потомки детей Сталинграда, защитников этого города будут помнить их подвиг. – Я хочу пожелать вам со своей семьёй в эти памятные дни побывать в тех местах, о которых мы вспомнили и почтить память героев-защитников нашего города.