Мехдиханова Елена Алексеевна - преподаватель по специальности скрипка,
МБУ ДО ДШИ №6 г. Ульяновск,
Чижова Ирина Алексеевна - кандидат философских наук, преподаватель по специальности виолончель,
МБУ ДО ШИ «Лицей искусств» имени В.Н. Сафонова г. Тольятти
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №166548
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Методическая разработка педагога дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Методическая работа: Организация инклюзивного музыкального образования в учреждениях дополнительного образования
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №166548


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №6 города Ульяновска 

Методическая работа:

 Организация инклюзивного музыкального образования 

в учреждениях дополнительного образования

Выполнил:

И.А.Чижова

г.Тольятти

кандидат философских наук,

МБУ ДО ШИ «Лицей искусств»

   имени В.Н. Сафонова 

преподаватель по специальности виолончель,

Е.А.Мехдиханова

г.Ульяновск,

МБУ ДО ДШИ№6

преподаватель по специальности скрипка

                                                

Ульяновск 2024г.

 

Одной из приоритетных задач преподавателя музыки в учреждениях дополнительного образования, является применение особых приемов и методов обучения, для развития детей, независимо от их природных данных,  темпераментов, характеров и способностей.     

       В новом законе об образовании РФ говорится о всеобщности и доступности образования. Поэтому, любой ребенок, даже имеющий определенные заболевания или инвалидность, имеет право учиться в музыкальной школе. Большое количество детей сегодня имеют проблемы  со своим здоровьем или интеллектуальным развитием, а инклюзивное обучение  помогает преподавателю более эффективно осуществлять образовательный процесс в системе дополнительного образования. Инклюзия признана более гуманной и эффективной системой не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников, т.к. дети, находясь в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.

Можно рассмотреть некоторые особенности обучения детей в системе дополнительного образования на примере наиболее распространенных детских диагнозов: ЗПР, слабовидящие дети, часто болеющие дети, психологически неблагополучные дети.

          При организации процесса обучения в учреждениях дополнительного образования для детей с задержкой психического развития необходимо помнить, что у таких обучающихся сохранен интеллект, и многие практические и интеллектуальные задачи ими решаются на уровне своего возраста, дети способны воспользоваться оказанной помощью, умеют мыслить по необходимому алгоритму, разбираться в условиях простой задачи и т.д. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и психической истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Дети с задержкой психического развития дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания. Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников школы дополнительного образования. Однако это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования оказываются для них непосильными. Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода в работе с ними.

Слабовидящие дети обладают неустойчивостью внимания. Изучение музыкальных произведений необходимо выполнять с ними, разделив задание на несколько этапов, небольших по объему. В работе с такими детьми педагогу следует обязательно использовать такие методы как: эмоционально-чувственный  контакт  педагога с учеником (когда рука ученика лежит на руке педагога, таким образом, показываются контуры движения) и пластической гармонизации. Совместно изучая музыкальное произведение, педагог не должен бояться делать сравнения, словесно рисовать картину, чем ярче и образней преподаватель преподнесет произведение юному музыканту, тем понятней ему будет содержание этого образа. В процессе прослушивания произведения, или части его, важно участие самого учащегося, оно должно быть творческим. Формируя двигательную свободу и способность к ориентировке на инструменте, необходимо развивать у учащегося способность представлять в воображении музыкальное произведение, которое он исполняет.  

В отдельную группу можно выделить и часто болеющих детей, которые на занятиях вялые, апатичные или раздражительные и агрессивные. Как правило, такие дети испытывают злость, переходящую в отчаяние и безнадёжность. Поэтому преподавателю необходимо использовать в работе особый подход, основанный на сочувствии и понимании, а перед учеником ставить только посильную задачу.

Психологически неблагополучные дети, часто в процессе обучения игре на музыкальном инструменте воспринимаются преподавателем как ученики со слабыми данными, плохо понимающие поставленные задачи. Родители часто не ставят преподавателя в известность об особенностях ребенка и, уже во время работы, мы видим грубого, вспыльчивого, раздражительного и плаксивого ученика. У таких детей снижается работоспособность, ученик становится несамостоятельным, а его восприятие – инфантильным. Причины психологических проблем могут быть самыми разными: семейные неурядицы, физические недостатки, неприятные переживания и пр. Преподавателю, в работе с психологически неблагополучными детьми, необходимо проявлять постоянную эмпатию и внимание к душевному состоянию ребенка.

Таким образом, при организации инклюзивного музыкального образования в учреждениях дополнительного образования, необходимо придерживаться принципов:  

  1. Постоянный мониторинг возможностей обучающегося к обучению и установлению полноценного контакта с окружающими людьми;
  2. Определение зоны ближайшего развития с учетом индивидуальных

особенностей и состояния здоровья;

  1. Неоднократное возвращение на более раннюю стадию обучения;
  2. Многократное повторение теоретического и практического материала;
  3. Готовность и принятие более медленного усвоения учеником новых ЗУН;
  4. Особый индивидуальный учебный план, график, нормы сдачи зачетов и экзаменов;
  5. Постоянное творческое содружество с родителями учеников.

       Можно сделать вывод, что в настоящее время, внедрение принципов инклюзивного образования, привело к изменению самой школы, ее культуры и системы отношений участников образовательного процесса. Это позволило обеспечить тесное сотрудничество педагогов и родителей в работе с ребенком. Преподаватель музыкальной школы должен владеть психологическими знаниями, уметь применять их на практике, понимать уникальность каждого ребенка, знать состояние его здоровья, применять психокоррекцию и быть музыкотерапевтом.

 

Список литературы

1.Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. –  Л.,1974.

2.Вишневская Е. Е. Специфика работы с детьми с дефектами зрения. – Л., 1993.

3.Выготский Л.С. История развития высших психических функций.

Собр. Соч., т. 3. –  М.: Педагогика, 2003.

4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. –  М., 2001.

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций  – М., 2004.

6.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб.

пособие / В.В. Лебединский.  –  М., 1985. 

7.Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. –  Л., 1963.

8.Мальцев С., Шевченко Г. Опыт обучения детей гармонии иимпровизации. –  Л., 1984.

9.Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с

проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб., 2003.

10.Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И. И. Мамайчук. – СПб., 2001. 

  1. Пудовочкин Э.В. «Скрипка после букваря», СПб,2013.

12.С. Шальман «Я буду скрипачом».  –  Л. 1984.

 

Методическая работа: Организация инклюзивного музыкального образования в учреждениях дополнительного образования