Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №6 города Ульяновска
Методическая работа:
Организация инклюзивного музыкального образования
в учреждениях дополнительного образования
Выполнил:
И.А.Чижова
г.Тольятти
кандидат философских наук,
МБУ ДО ШИ «Лицей искусств»
имени В.Н. Сафонова
преподаватель по специальности виолончель,
Е.А.Мехдиханова
г.Ульяновск,
МБУ ДО ДШИ№6
преподаватель по специальности скрипка
Ульяновск 2024г.
Одной из приоритетных задач преподавателя музыки в учреждениях дополнительного образования, является применение особых приемов и методов обучения, для развития детей, независимо от их природных данных, темпераментов, характеров и способностей.
В новом законе об образовании РФ говорится о всеобщности и доступности образования. Поэтому, любой ребенок, даже имеющий определенные заболевания или инвалидность, имеет право учиться в музыкальной школе. Большое количество детей сегодня имеют проблемы со своим здоровьем или интеллектуальным развитием, а инклюзивное обучение помогает преподавателю более эффективно осуществлять образовательный процесс в системе дополнительного образования. Инклюзия признана более гуманной и эффективной системой не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников, т.к. дети, находясь в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.
Можно рассмотреть некоторые особенности обучения детей в системе дополнительного образования на примере наиболее распространенных детских диагнозов: ЗПР, слабовидящие дети, часто болеющие дети, психологически неблагополучные дети.
При организации процесса обучения в учреждениях дополнительного образования для детей с задержкой психического развития необходимо помнить, что у таких обучающихся сохранен интеллект, и многие практические и интеллектуальные задачи ими решаются на уровне своего возраста, дети способны воспользоваться оказанной помощью, умеют мыслить по необходимому алгоритму, разбираться в условиях простой задачи и т.д. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и психической истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Дети с задержкой психического развития дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания. Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников школы дополнительного образования. Однако это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования оказываются для них непосильными. Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода в работе с ними.
Слабовидящие дети обладают неустойчивостью внимания. Изучение музыкальных произведений необходимо выполнять с ними, разделив задание на несколько этапов, небольших по объему. В работе с такими детьми педагогу следует обязательно использовать такие методы как: эмоционально-чувственный контакт педагога с учеником (когда рука ученика лежит на руке педагога, таким образом, показываются контуры движения) и пластической гармонизации. Совместно изучая музыкальное произведение, педагог не должен бояться делать сравнения, словесно рисовать картину, чем ярче и образней преподаватель преподнесет произведение юному музыканту, тем понятней ему будет содержание этого образа. В процессе прослушивания произведения, или части его, важно участие самого учащегося, оно должно быть творческим. Формируя двигательную свободу и способность к ориентировке на инструменте, необходимо развивать у учащегося способность представлять в воображении музыкальное произведение, которое он исполняет.
В отдельную группу можно выделить и часто болеющих детей, которые на занятиях вялые, апатичные или раздражительные и агрессивные. Как правило, такие дети испытывают злость, переходящую в отчаяние и безнадёжность. Поэтому преподавателю необходимо использовать в работе особый подход, основанный на сочувствии и понимании, а перед учеником ставить только посильную задачу.
Психологически неблагополучные дети, часто в процессе обучения игре на музыкальном инструменте воспринимаются преподавателем как ученики со слабыми данными, плохо понимающие поставленные задачи. Родители часто не ставят преподавателя в известность об особенностях ребенка и, уже во время работы, мы видим грубого, вспыльчивого, раздражительного и плаксивого ученика. У таких детей снижается работоспособность, ученик становится несамостоятельным, а его восприятие – инфантильным. Причины психологических проблем могут быть самыми разными: семейные неурядицы, физические недостатки, неприятные переживания и пр. Преподавателю, в работе с психологически неблагополучными детьми, необходимо проявлять постоянную эмпатию и внимание к душевному состоянию ребенка.
Таким образом, при организации инклюзивного музыкального образования в учреждениях дополнительного образования, необходимо придерживаться принципов:
- Постоянный мониторинг возможностей обучающегося к обучению и установлению полноценного контакта с окружающими людьми;
- Определение зоны ближайшего развития с учетом индивидуальных
особенностей и состояния здоровья;
- Неоднократное возвращение на более раннюю стадию обучения;
- Многократное повторение теоретического и практического материала;
- Готовность и принятие более медленного усвоения учеником новых ЗУН;
- Особый индивидуальный учебный план, график, нормы сдачи зачетов и экзаменов;
- Постоянное творческое содружество с родителями учеников.
Можно сделать вывод, что в настоящее время, внедрение принципов инклюзивного образования, привело к изменению самой школы, ее культуры и системы отношений участников образовательного процесса. Это позволило обеспечить тесное сотрудничество педагогов и родителей в работе с ребенком. Преподаватель музыкальной школы должен владеть психологическими знаниями, уметь применять их на практике, понимать уникальность каждого ребенка, знать состояние его здоровья, применять психокоррекцию и быть музыкотерапевтом.
Список литературы
1.Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,1974.
2.Вишневская Е. Е. Специфика работы с детьми с дефектами зрения. – Л., 1993.
3.Выготский Л.С. История развития высших психических функций.
Собр. Соч., т. 3. – М.: Педагогика, 2003.
4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2001.
5.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций – М., 2004.
6.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб.
пособие / В.В. Лебединский. – М., 1985.
7.Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. – Л., 1963.
8.Мальцев С., Шевченко Г. Опыт обучения детей гармонии иимпровизации. – Л., 1984.
9.Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб., 2003.
10.Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И. И. Мамайчук. – СПб., 2001.
- Пудовочкин Э.В. «Скрипка после букваря», СПб,2013.
12.С. Шальман «Я буду скрипачом». – Л. 1984.