Винькова Ирина Андреевна
Учитель - логопед
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка № 61 имени А.И.Морозова», г. Оренбург
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №166553
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Мастерская учителя-логопеда, дефектолога», в свете реализации ФГОС
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс «Современные (креативные) техники и методы в работе учителя - логопеда как средство для развития коммуникативных навыков и умений у разных категорий обучающихся»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №166553


Мастер-класс 

«Современные (креативные) техники и методы в работе учителя – логопеда 

как средство для развития 

 коммуникативных навыков  умений  у разных категорий обучающихся»

Винькова И.А.

учитель-логопед 

Всех приветствую на мастер классе!!!

Да, в стиле рэп и это классно!

Вам жюри желаю позитива!

А конкурсанткам удачи, креатива!!!

Добрый день, уважаемые коллеги!  Мы, пожалуй, начнём!

Действительно, современные стандарты образования требуют от наших учеников и от нас исследовательской, творческой деятельности. В условиях модернизации системы российского образования нынешний (современный) ученик должен уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать своё мнение. Поэтому языковое образование и речевое развитие обучающихся является одной из центральным проблем современной школы, в связи с этим роль учителя-логопеда особо важна.

 Именно сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в моей работе учителя-логопеда, о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям, а главное в условиях современной образовательной системы, создании равных условий обучения для разных категорий детей: детей нормального развития, детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Мой мастер-класс называется так «Современные (творческие) приёмы и методы в работе учителя-логопеда как инструмент для формирования коммуникативных умений и навыков у разных категорий обучающихся». 

Итак, представим обычную ситуацию, ученик попадает (приходит) на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ученик, речевая патология которого нередко обусловлена ранним резидуально-органическим поражением головного мозга, в структуре общего дефекта именно речевые нарушения выходят на первый план и существенным образом влияют на полноценное развитие ребёнка.

И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?

В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания, понятия есть основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.

Аудитория, попрошу вас назвать те понятия, которые на ваш взгляд являются фундаментальными в изучаемом вами предмете, науке. Логопеды, психологи? Пожалуста.

Таким образом, опираясь на фундаментальные знания, в своей работе я использую то, что близко и интересно нынешним детям, что не только современно и актуально, но что работает и даёт результат, что способствует формированию успешной личности.

           И сегодня, я надеюсь моя фокус-группа и я попробуем показать вам как же это делается.

Итак, работая над формированием звукопроизносительных навыков, мы используем принцип системности и последовательности, т.е. сначала отрабатываем правильную артикуляцию звука, автоматизируем данную артикуляцию, а затем уже переходим к дифференциации смешиваемых звуков. В русском языке есть группы звуков, различающихся по артикуляционным признакам, например ч-щ или по акустическим, допустим д-т и т.д.

Поскольку, в каждой науке фундаментальные знания есть основа основ, то в логопедии базовой является артикуляционная гимнастика. Уважаемые коллеги, вам сегодня не надо будет  демонстрировать свои умения ловко управлять своей  язычной мышцей, артикуляционную гимнастику  выполню  я, используя приём «Запоминание в стиле рэпа». Вам не надо читать рэп,  необходимо только (лишь) поднять  соответствующую сигнальную карточку. Остальная аудитория, поддержите, пожалуйста, ритм, итак, раз, два, три, четыре!

Звуки отработать 

Нелёгкая штука.

Язык напрягаем 

И вот получаем:

Улыбка-иголка.

Грибочек и чашка.

Лопатка-лошадка.

Индюк-обезьянка.

Катушка-болтушка 

Стоп-пауза ииии

Беззубая старушка! Ёу!

Спасибо огромное!

Итак, вернёмся  к звукам ч-щ, прошу двух участников моей фокус-группы выйти на сцену, итак, уточняем правильную артикуляцию звуков, звук щ – мягкая чашечка прижата к потолочку во рту – здесь очень эффективен метод наглядного моделирования «Лего-ситиспич»( показать модель звука), ладошки в виде половинок чашечки соединяем к центру. Звук ч – мягкая чашечка-непоседа  резко подпрыгивает со звука т’ на звук щ, т.е. прыгающая вверх мягкая чашка-непоседа (показываем модель). Руками показываем прыгающую мягкую чашечку.

Спасибо!

Прошу ещё двух участниц на сцену. Звуки д-т, уточняем правильную артикуляцию, звук д – долбит дрель, язык стучится за верхними зубами, руками показываем модель колокольчика над головой (показ модели звука), звук т – стучит глухой молоточек, язычок за верхними зубками, но руки прижимаем в виде глухих наушников к ушам.

Спасибо, прошу занять свои места!

Итак, как же закрепить пары данных звуков, как же отдифференцировать их?

Итак, я предлагаю вам погрузиться в атмосферу диалоговой игры, используя элементы театрализации.

Итак, 1 ситуация «Создайте образ официанта и посетителей бистро в ритме речи», попрошу трёх участниц из моей фокус-группы воспроизвести  реальную ситуацию конфликта между официантом и посетителями бистро.

Чётко произнося звуки, попытайтесь воспроизвести гневную эмоцию, эмоцию конфликта.

-Вот щи бы нам!  – (фразы посетителей).

-Вот щи бы нам!

-Вот щи бы нам

– Нет, не дам! – (фраза официанта).

– Чебупели нам! – (фразы посетителей).

– Чебупели нам!

– Чебупели нам!

– Нет, не дам! – (фраза официанта).

– Ну, хрящей чесночных нам! – (фразы посетителей).

-Ну, хрящей чесночных нам!

– А вот это дам! (фраза официанта).

Итак, что же в 1 случае посетители требовали принести  им (щи), назовите первый звук в слове (щ). А во 2 случае – чебупели, назовите первый звук в слове (ч), ну и наконец-то в заключении, что попросили у официанта посетители – чесночные хрящи, какие звуки вновь повторяются? Ч-щ. Итак, какие звуки мы должны помирить и построить для них комфортный ситиспич «Чокалки-щекотилки»? (ответы). Спасибо!

Теперь, 2 ситуация «Создайте образ продавца и покупателей на овощном рынке в ритме речи». Попрошу ещё трёх участниц из моей фокус-группы воспроизвести  реальную атмосферу радостного, счастливого  общения между покупателями и продавцом на рынке.

Чётко произнося звуки, попытайтесь воспроизвести весёлую эмоцию, эмоцию счастья.

-Дайте дыню нам! – (фразы покупателей).

-Дайте дыню нам!

-Дайте дыню нам!

– Нет, не дам! – (фраза продавца).

– Дайте тыкву нам!- (фразы покупателей).

– Дайте тыкву нам!

– Дайте тыкву нам!

– Нет, не дам! – (фраза продавца).

– Ну тогда джекфрут бы нам! – (фразы покупателей).

– Ну тогда джекфрут бы нам! 

– А вот это дам! – (фраза продавца).

Итак, что же хотели купить посетители рынка в первом случае (дыню), назовите первый  звук в слове (д), далее, что они попросили у продавца (тыкву), назовите первый звук (т), и в завершении, что попросили покупатели (джекфрут) – какие звуки вновь повторяются? Д-т – а теперь обращаемся к вопросу о лексическом значении слова – джекфрут – хлебный фрукт, произрастает в Индии, Бангладеше. Итак, какие звуки мы должны помирить и построить для них комфортный ситиспич «Долбилки-тукалки»? (ответы). Спасибо!

Данный приём я назвала «Создай образ в ритме речи». Так, на мотивационно-целевом этапе занятия процесс погружения в атмосферу диалоговой игры с элементами театрализации является изумительным мотиватором, позволяет подвести ребят к формулировке темы, к видению проблемы, а затем вместе найти пути решения.

Есть ещё один приём, тот же самый текст, давайте возьмём ситуацию №1, итак приглашаю на сцену мою фокус группу, я попрошу аудиторию немножко нам помочь. Приём этот называется «Движение в ритме речи». Итак, под ритм раз, два, три, хлопок на счёт три! Спасибо! А теперь тот же самый текст, тот же самый ритм, только под музыку. Спасибо огромное!!!

Фразы повторять монотонно скучно, звуки повторять монотонно скучно, как только мы даём им небольшую эмоциональную окраску, добавляем интересный темп, ритм, это вызывает улыбку, позитив и запоминается гораздо быстрее.

Сейчас мы продемонстрируем ещё один приём, о котором я уже упоминала, это приём «Запоминание в стиле рэпа». Многие из вас могут задать такой вопрос: «А почему именно этот стиль, это музыкальное направление?» Да, конечно, этот жанр близок, интересен детям. Но не только поэтому. А главное потому что использование техники речитатива эффективно в процессе отработки чёткого и чистого звучания речи, развития просодики, формирования коммуникативных умений и навыков.

Итак, моя фокус-группа вы готовы?

Напомните, в 1 ситуации мы говорили о каких звуках? (ч-щ). А во втором случае (д-т). Мы должны чётко отдифференцировать эти группы, используя технику речитатива и эмоционально обыграв ситуацию.

Представим себе ситуацию: Кафе. Две подруги  мило беседуют, чётко произнося звуки ч-щ , затем переходят на технику речитатива, т.е. начинают читать рэп (давайте ещё раз чётко повторим артикуляцию: щ – ладошки округляем, сводим к центру, образуем мягкую чашечку), ч – резко подпрыгивающая чашечка вверх).

– чем румянить щёки? (2 раза, произносит 1 подруга).

– Щ-Ч, Щ-Ч (вместе, показывая ладошками артикуляцию).

-Вот борщок и чай! (2 раза, произносит 2 подруга).

-Щ-Ч, Щ-Ч (вместе, показывая ладошками артикуляцию).

Подруги начинают читать рэп.

– Ча-Ща-Ча-Ща – нет чесночного хряща. (1 подруга читает рэп).

– Ща-Ча-Ща-Ча – наша завуч горяча. (2 подруга читает рэп).

Спасибо! Ув.эксперты следили ли вы, чётко были произнесены звуки?

Приглашаю на сцену ещё двух участниц.

Следующая ситуация: Банк. Клиент ведёт беседу с кредитным экспертом, клиент встревожен, кредитный эксперт настойчиво строг, но при этом они должны чётко следить за артикуляцией звуков д-т (давайте чётко повторим артикуляцию: Д – звонкая дрель, руками возводим над головой воображаемый колокольчик, Т- глухой молоток, руки в виде глухих наушников прижаты к ушам). Не забываем о технике речитатива.

– деньги тают (2 раза, клиент)

– д-т, д-т (вместе, показываем звонкость, глухость).

-выдадим кредит! (2 раза, банковский работник).

– д-т, д-т (вместе, показываем звонкость, глухость).

Далее произносят в технике речитатива.

Та-да-та-да – а надежда есть всегда? (1й читает рэп).

Да-та-да-та – да, какая суета.(2й читает рэп).

Спасибо огромное! Прошу занять свои места!

Вот такие приёмы я применяю на всех этапах занятия, особенно эффективно на поисково-исследовательском и практическом. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, особенно учащихся с особыми образовательными потребностями, я дифференцированно отбираю практический материал, учитываю личностные особенности каждого ребёнка.

А теперь я попрошу мою фокус-группу и зал помочь мне, поддержите, пожалуйста, ритм: раз, два, три, четыре.

Чистоговорки чисто говорим.

В хип-хоп хиты мы сейчас их превратим. 

Слушай чисто, чисто повторяй, 

И клёвый ритм ты смело отбивай! 

Однажды был случай в далёком Макао 

Макака коалу в какао макала 

Коала какао лениво лакала 

Макака макала, коала икала! Ёу!

Спасибо! Дело в том, что это пример того хип-хопа, который мы исполняем с моими учениками на наших праздниках, рэп-баттлах. Когда мы очень много и подробно работаем над произношением, тогда рождаются вот такие хип-хоп или рэп-хиты.

Да, мои занятия посещают ребята разных образовательных потребностей и к каждому из них я должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!

Несмотря на особенную симптоматику детей с ОВЗ и детей-инвалидов (а именно симптомокомплекс стойкой дизартрии), я должна научить высказываться и уметь доказывать   каждого, даже самого особенного ребёнка, с его особыми образовательными потребностями, с особенным произношением Самовыражение через креатив, через творческие приёмы и методы позволяют каждому ученику открывать в себе способности, о которых ранее никто не догадывался,, проявлять свои артистические задатки и талант, который несомненно, есть у каждого из ребят. Далее вашему вниманию видеофрагмент (посмотрите на экран).

По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если это ребёнок отклоняющегося развития или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху! 

И вот мне хотелось бы закончить мастер-класс стихотворением!

Чтоб речь ученика звучала правильно

Зубрёжки одной ему будет мало,

Придумай ему обстоятельства новые,

Чтоб слово избитое свежо зазвучало.

Если добавить немного музыки

Приправить всё это яркой эмоцией

Запомнятся звуки, речёвки и  правила

И скажешь себе – 

Слава богу – путь к правильной речи ребёнка выбран правильный!!!

 

Список литературы

  1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. Учеб.  для студентов дефектолог. фак-тов  пед. высш.уч.завед. М.: ВЛАДОС,2002. – 680с. 
  2. Копачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями. Учебное пособие. Биробиджан, 2005.
  3. Материалы с сайта http://letidor.ru (Учителя – о рэп-баттлах в школе).
  4. Материалы с сайта http://multiurok.ru (Организация доступной среды в школе).
  5. Материалы с сайта http://moluch.ru (Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей).
  6. Материалы с сайта http://ru.wikipedia (Рэп-баттл).
  7. Материалы с сайта http://topdialog.ru (Рэп-баттл, панч и флоу).
  8. Материалы с сайта http://infourok.ru  (Развитие РЭПа как молодёжной субкультуры.  Научно-исследовательская работа).

            

 

Мастер-класс «Современные (креативные) техники и методы в работе учителя – логопеда как средство для развития коммуникативных навыков и умений у разных категорий обучающихся»