Архипенко Виктория Юрьевна
учитель иностранного языка
МБОУ «СОШ №106»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №166688
Наименование конкурса: Всероссийская педагогическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» 
Наименование конкурсной работы: Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №166688


Здоровье школьников — вопрос государственной важности: по ФГОС школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».

Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика. Ситуация win-win: в выигрыше не только дети, но и школа, ведь благодаря безвредному образовательному процессу эффективность ее деятельности тоже повышается.

На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.

Рассмотрим способы здоровьесбережения на уроках иностранного языка.

Урок иностранного языка должен быть адаптирован к индивидуальным потребностям детей в саморазвитии и накоплении опыта. Для предотвращения усталости и избегания перегрузки детей учитель должен организовывать урок, учитывая динамику внимания учащихся. При организации и ведении урока иностранного языка учитель также должен следить за соблюдением объема всех видов тестов, внедрять зрительную гимнастику или физкультминутки. 

Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер, направленная на сохранение здоровья глаз.

Рекомендуемые примеры упражнений зрительной гимнастики на уроках английского языка:

1.Дети по команде учителя медленно переводят свой взгляд с одного предмета на другой.

One, two, three, four.
Look at the window, look at the door,
Look at the ceiling, look at the floor.
One, two, three, four.

  1. Детям предлагается крепко зажмурить глаза на 3-5сек., затем открыть их (считаем от 1 до 10 по-английски).
  2. Детям предлагается расположить указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку (про себя называем, в качестве повторения, дни недели, месяцы).
  3. Детям предлагается посмотреть на кончик носа. Затем закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).
  4. Необходимо выполнять круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can hear, My nose can smell…

Эффективным методом поддержания общей работоспособности организма учащихся является проведение физкультминуток на каждом уроке. Они направлены на усиление двигательной активности, борьбу с гиподинамией, снятие утомления с различных групп мышц и активизацию познавательных способностей детей.

Цель физкультминуток — предотвращение утомления, восстановление умственной работоспособности и профилактика нарушений осанки. Согласно физиологическим рекомендациям, оптимальным временем для проведения физкультминутки являются 15–20 минут урока, а их длительность должна составлять 1–5 минут. 

Рассмотрим следующие примеры проведения зарядки на уроках английского языка:

Ученики проговаривают стихотворения на английском языке и показывают их движениями.

1.One, two I am jumping and you?

One, two I am jumping too

One, two I am running and you?

One, two I am running too

One, two I am cooking and you?

One, two I am cooking too

One, two I am cleaning my teeth and you?

One, two I am cleaning my teeth too

One, two I am eating and you?

One, two I am eating too

Let`s play, let`s run 

Let`s jump, let`s have fun 

Let`s eat, let`s drink

Let`s read and blink.

2.Put your hands up

Put your hands down

On your knees

Sit down 

Turn left

Turn right 

Clap your hands 

Stay straight 

Shake your leg

Shake your hands

Shake your nose

Shake your heads

Make a deep breath 

Look left and right 

Take your seats 

Let`s study till night.

3.Важно упомянуть такой вид физкультминуток, как релаксационные. Они имеют свою специфику и назначение.При проведении такой физкультминутки детям не нужно вставать и делать физические упражнения. Ведь цель такой разминки — дать учащимся возможность успокоиться и расслабиться. Учителю нужно заранее подобрать расслабляющую музыку. Он включает её и предлагает детям закрыть глаза и представить что-то приятное. Это способствует снятию эмоционального напряжения.

Рассмотрим все этапы проведения релаксационной физкультминутки.

1)Подготовительный этап. Уменьшаем освещённость кабинета, включаем тихую, спокойную музыку. Затем учащиеся психологически настраивают себя, принимают удобную позу, отрегулировав дыхание, расслабляются. Сидя на стуле, ребята наклоняют туловище вперед, голову чуть-чуть опускают, закрывают глаза.

2)Основной этап – расслабление. Тихим голосом просим учеников расслабить мышцы и не отвлекаться на посторонние мысли. Все тело находится в покое, дыхание спокойное. Проговариваем следующий текст:

Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it’s summer. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause). The world is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, you have much energy. You are in good spirits.

3)Заключительный этап. Open your eyes. How do you feel? You have a lot of energy. You are active and strong. You can do any work easily. Your body is light.

Комплексы упражнений должны подбираться с учетом содержания урока, обеспечивая их разнообразие. Регулярное внедрение оздоровительных минуток способствует улучшению психоэмоционального состояния учащихся.

 

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка