«Кубик Блума», как прием инновационной педагогической технологии по развитию речи учителя-логопеда
Сегодняшний день отличается активным ростом новых технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития, лексико-грамматическая сторона речи у таких детей значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. И родители чаще стараются заменить общение с ребенком на компьютерные игры или просмотр телевизора. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо максимально использовать известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных процессов, развитию лексико- грамматического строя и связной речи в целом.
Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников, является технология развития критического мышления. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный интересный поиск. Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию
коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.
Сегодня я хочу поделиться с Вами своим опытом… Согласно требованиям ФГОС и ФОП ДО, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов через применение различных инновационных технологий. При этом нельзя забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является… (игра).
Одной из техник технологии критического мышления, которую я начали применять на логопедических занятиях, является “Кубик Блума”.
Бенджамен Блум – американский ученый и психолог, автор уникальной методики. Таксономия Блума —это классификация от простого к сложному. На практике она служит своеобразным навигатором: с её помощью педагогам удобно выстраивать как отдельные занятия, так и целые программы, находить нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения.
«Кубик Блума» – это способ формулировки задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение обучающими всех аспектов изучаемой темы.
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить. Boпpoc должен начинаться со слова, написанного на грани.
- Грань «Назови» Предполагает воспроизведение знаний, полученных ранее детьми.
- Грань «Почему» Вопрос, позволяющий устанавливать причинно-следственные связи, которые происходят с указанным предметом, явлением.
- Грань «Объясни» Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
- Грань «Предложи» Ребёнок может объяснить, рассказать, предложить идеи, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
- Грань «Придумай» Это творческие вопросы, которые содержат в себе предположения, вымысел, фантазирование.
- Грань «Поделись» Это вопросы, предназначены для активизации мыслительной деятельности; дают выразить своё личное отношение, основываясь на личном опыте.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С КУБИКОМ
- Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.
- На первом этапе педагог бросает кубик сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, который выпал на грани.
- Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.
- Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
- Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
- В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Технику Кубик Блума наиболее удобно применять на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Технику Кубик Блума я стала использовать на занятиях в условиях логопедического пункта, что достаточно эффективно применять ее как часть занятия для того, чтобы выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы, насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания.
Вариант использования “Кубика Блума”
Тема «Звуки»
Назови | Почему | Объясни | Предложи | Придумай | Поделись |
Назови гласные(согласные) звуки | Почему звук называется гласным | Объясни, чем отличаются гласные от согласных звуков… | Предложи, ребятам гласный (согласный) звук, на который ребята должны придумать слова | Придумай слова, которые начинаются с гласного…. | Поделись, сколько звуков У в слове кукуруза |
Назови речевые (неречевые) звуки | Почему певцы распеваются с помощью гласных звуков | Объясни, чем отличаются речевые звуки от неречевых | Предложи, где мы можем услышать неречевые звуки | Придумай слова, со звуком Р в середине слова | Поделись, как правильно можно определить количество слогов в слове |
Назови твёрдые (мягкие); звонкие(глухие) звуки | Почему гласные можно петь, а согласные звуки нет | Объясни, для чего нам нужны фишки зеленого, синего, красного цвета | Предложи ребятам угадать гласный звук по артикуляции | Придумай слова на 3 слога. Назови гласные в слове | Поделись, как правильно произносить звук … |
Тема «Игрушки»
Назови | Почему | Объясни | Предложи | Придумай | Поделись |
Назови 3 игрушки | Почему мальчики и девочки любят играть в разные игрушки | Объясни, чем похожи пирамидка и матрёшка | Предложи, как можно отремонтировать игрушку | Загадку-описание про любимую игрушку | Поделись, какая у тебя любимая игрушка. Опиши её. |
Назови свою самую любимую игрушку | Почему может сломаться игрушка | Объясни, что можно или нужно сделать, если игрушка сломалась | Предложи, где можно купить игрушку | Придумай и нарисуй несуществующую игрушку | Поделись стихотворением про игрушку |
Назови материал, из которой могут быть сделаны игрушки | Почему неваляшка всегда стоит | Объясни, как надо ухаживать за игрушками | Предложи, из чего можно сделать игрушку | Придумай свою игру с мячом | Поделись, какую бы игрушку ты взял с собой в космос (почему) |
Также эффективно, «Кубик Блума» можно использовать в работе по автоматизации различных звуков, а также в пересказах.
Положительные стороны приема «Кубик Блума»:
– приносит элементы игры в занятие , что снимает стресс.
– позволяет обучающимся реализовать различные стороны рассмотрения проблемы, темы, задания.
– создает на занятии целостное, многогранное представление об изученном материале.
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Хочется еще раз напомнить, что новые технологии – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям и приемам работы.