Вовлечение в учебную деятельность учащихся с различной формой мотивации.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Таким образом, её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Доказано, что мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса.
Цель: активизация познавательной деятельности у учащихся с различной формой мотивации.
Задачи:
– формировать положительную мотивацию учения;
– обеспечить интеллектуальное развитие ребенка;
– развивать личностный потенциал учащихся;
– создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
В своей практике стараюсь использовать различные пути активизации, основной среди них – разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.
И сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми методами и приемами, которые вызывают наибольший интерес у учащихся моего класса.
В ходе своей работы использую различные способы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Провожу нестандартные уроки:
- Урок – путешествие
- Урок – мастерская
- Урок – исследование
- Уроки защиты творческих заданий
- Уроки-игры
На таких уроках дети, преодолевая препятствия, четко выполняя различные задания и приобретая новые знания, стремятся к достижению своей цели, что так необходимо для развития мотивации. В ситуации успеха находится каждый, т.к. способен творить на своем уровне.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников мне также помогают занимательные задания, головоломки, загадки, кроссворды, ребусы, задачи-шутки, задачи-смекалки и другие интересные задания, которые увлекают детей.
При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игры “Магазин”, «Буква заблудилась». Они занимают на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
При работе со словарными словами использую прием «Чепушина»
Суть этого приема в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные словарные слова.
Затем из этих слов составляем мини-текст или отдельные предложения.
Не секрет, что внимание ученика зависит от смены различных видов деятельности и форм работы на уроке. Поэтому я часто применяю групповую и парную работу. Во время такой деятельности обучающиеся получают удовлетворение от общения друг с другом, и проявляют большую заинтересованность в уроке.
Для развития логического и творческого мышления и повышения мотивации учебной деятельности использую прием «Кроссенс».
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая иллюстрация имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Использование кроссенса возможно на различных этапах урока (на этапе проверки домашнего задания, на этапе формулировки и постановки цели урока, на этапе закрепления и обобщения материала).
Существует 3 способа чтения кроссенса.
- кроссенс нужно читать с первого квадрата. Дальше идем только вперед и останавливаемся на центральном 5 квадрате.
- кроссенс можно начать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный 5 квадрат по смыслу связан со всеми изображениями.
- кроссенс можно читать по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
Для создания психологически комфортной обстановки использую прием «Цветные поля». (Прием интерактивного обучения.) Учащийся, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами. Цвета отражают разный смысл обращения к учителю. Красный – проверьте, исправьте ошибки. Зеленый – отметьте ошибки, я сам исправлю. Синий – укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю.
Этот прием удобен и детям, и учителю. Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда. Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, комнаты, средний возраст членов семьи и т.д.
Дифференцированные задания
Часто использую дифференцированные задания. Они способствует активной мыслительной деятельности всех учащихся, независимо от их способностей и возможностей.
Задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения.
Метод «Соревнование» является любимым для школьников. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Особое место занимает проектная деятельность. Метод проектов развивает познавательные навыки учащихся, умение открывать и конструировать свои знания, умение видеть и решить проблему, развивает творческое мышление. Проектную деятельность тоже использую в своей практике. Вот, например, некоторые проекты, которые подготовили ученики моего класса: «Ребусы – зарядка для ума», «Эко-сумка или полиэтиленовый пакет», «Никто не забыт, ничто не забыто».
Как будет выглядеть результат, продукт проектной деятельности, решает сам школьник. Это его творческая фантазия: может быть сочинённый рассказ или сказка, поделка или стенгазета, а может – презентация. Важно, чтобы ребёнок осознал значимость результата своей работы и был удовлетворён им. Для этого мы проводим «защиту проектов». Ребёнку очень нужно видеть результат своей деятельности. Именно этот результат и вдохновит его на дальнейшее обучение.
Для формирования мотивации к учебной деятельности у младшего школьника большое значение имеет также содержание домашнего задания и приемы его преподнесения. Домашнее задание тоже стараюсь разнообразить. Например, один из приемов, который я использую «Необычная обычность».
Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами, связанные с изучением той или иной орфограммы (например: …делать, французс…ий, р…стение, ука…ка, немец…ий, выр…щенный). Из вставленных букв предлагается собрать слово «сказка». И далее домашнее задание связать с полученным словом (сочинить сказку и др.).
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Спасибо за внимание.