Методическая разработка
Разговор о важном:
«Когда мы едины, мы непобедимы!»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Петрова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории МДБОУ ДС №7, «Улыбка», Пошехонского муниципального района, Ярославской области
Аннотация
На конкурс предлагается конспект образовательной деятельности: «Разговор о важном: «Когда мы едины, мы непобедимы!» для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка образовательной деятельности «Когда мы едины, мы непобедимы!» составлена в соответствии с основными ценностями православного воспитания, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями ФГОС и ФОП ДО.
В ходе образовательной деятельности дети закрепляют ранее полученные знания о столице нашей Родины, её главной достопримечательности — Красной площади. Вместе с приглашенным настоятелем Храма Успения Богородицы отцом Евгением, дети проводят расследование надписи на памятнике «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». «Гость группы» о.Евгений (Мозяков) пригласил детей в историческое путешествие в далекое прошлое нашей Родины. Интересный рассказ отца Евгения сопровождался показом презентации на интерактивной доске и вопросами к детям. Организация деятельности на занятии направлена на знакомство с личностями Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, их подвигом, прославившим наше Отечество, что формирует у подрастающего поколения чувство гордости и желание им подражать. Такие «разговоры о важном» способствуют повышению познавательного интереса к историческим событиям России, проявлению творческой активности воспитанников.
В ходе продуктивной деятельности дети сделали плакат, посвященный празднику «День народного единства», подобрав картинки и пословицы о дружбе и сплочении русского народа.
Необходимый материал, который использовался в ходе образовательной деятельности с детьми, представлен в приложении.
Педагогическая целесообразность работы в том, что решаются не только образовательные задачи – получение знаний и разнообразных сведений, а идет процесс воспитания, формирования личности, нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, раскрываются творческие способности детей. Участие в занятии настоятеля Храма Успения Богородицы отца Евгения оптимизирует воспитательно — образовательный процесс, повышают его качество.
Образовательная деятельность с детьми построена по авторской личностно –развивающей технологии «Я сам вхожу в этот мир» (автор Л.В.Кокуева), которая способствует развитию у детей эмоциональной, чувственной сферы через коллективное сопереживание, проявление общей заботы и радости.
Методические материалы имеют практическую направленность, так как на их основе можно проектировать образовательную деятельность, посвященную другим героям нашего Отечества.
Пояснительная записка
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины.
Вместе мы непобедимы.
Орлова В.
С давних пор наши предки защищали нашу землю, нашу Родину — Святую Русь от захватчиков. Родина, Отечество, любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки: отцы, деды, прадеды. В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети имеют недостаточные представления о героическом прошлом своей страны. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. Поэтому так важно донести до детей мысль о том, что спустя много-много лет люди должны помнить об исторических событиях нашей Родины, чтить память погибших заступников, защищающих родную землю. Помочь детям прикоснуться к истории всем сердцем, удивиться, узнать, полюбить. Наше родное и близкое — это нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, их надо сохранять и передавать из поколения в поколение. Взять из прошлого всё лучшее и уверенно двигаться в будущее! Патриотическое воспитание через организацию «Разговора о важном» призвано протянуть духовно — исторический мост из Великого прошлого — в Великое будущее России! Мы продолжим дело предков, ведь Отчизну любим крепко! Нет прекраснее земли, где пустили корни мы».
Новизна разработки направлена на приобщение детей к духовно-нравственным социокультурным ценностям России на примере подвига Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, что в единстве – наша сила, в том, что надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.
Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства гордости и уважения к защитникам своей Родины – России через изучение героического прошлого нашей Родины на основе интеграции различных видов детской деятельности во взаимодействии с семьей.
Задачи.
Образовательные.
Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей, пробуждать интерес и уважение к жизни предков. Познакомить с подвигом Минина и Пожарского. Дать представление детям о государственном празднике «День народного единства». Помочь детям освоить первоначальное понимание основ духовно-нравственных категорий «Вера», «Верность родной земле», «Светлый образ», «Сплочение».
Развивающие.
Способствовать развитию познавательной активности к изучению истории своей Родины. Развивать диалогическую речь у детей, умение делать выводы и умозаключения. Обогатить словарик новыми словами: князь, ополчение, лихолетье, Троице-Сергиева Лавра. Способствовать развитию коммуникативных навыков, умения общаться со знакомым взрослым.
Воспитательные.
Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям, духовным традициям своего народа.
Материальное обеспечение:
— ватман;
— картинки по теме;
— клеевые карандаши;
— нитки вязальные.
Техническое обеспечение:
— Компьютер.
— Интерактивная доска.
Ход занятия.
Дети собираются около интерактивной доски, на ней слайд с изображением недавно отремонтированной центральной площади родного города Пошехонье. Слайд 2.
1 часть. Мотивирование (побуждение) к деятельности.
Воспитатель.
-Ребята, что вы можете рассказать об этом уголке нашего города Пошехонье? (Высказывания детей)
Педагог подводит итог высказываниям детей:
В старину площадью называли центральную часть города, на которой собирались люди, проводились дебаты, представления и обсуждения важных вопросов. В современном мире все немного изменилось, тем не менее, площади до сих пор считаются сердцем любого города! На площади Свободы нашего города установлены красивые лавочки, сцена, много насаждений, красивые домики для продажи пошехонских сувениров.
Воспитатель показывает детям слайд со столицей нашей родины – город Москва.
Слайд 3.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой город нас приглашает в гости? Ответы детей.
-Что мы знаем о Москве? Высказывания детей.
— Скажите, как называется главная площадь в Москве? Высказывания детей.
Слайд 4.
— Ребята, подумайте и скажите, почему площадь называют Красной? Размышления детей.
Обобщение высказываний детей. Я соглашусь с вами, Москва — это столица нашей Родины, а Красная площадь — это главная площадь Москвы и всей страны. В старину слово «красная» означало «красивая».
2 часть. Создание проблемной ситуации.
— Ребята, как вы думаете, что может находиться на Красной площади? (предположения детей).
— А вы бы хотели посмотреть? Ответы детей.
Слайд 5 (памятник Минину и Пожарскому).
— Да это памятник. Может кто-нибудь знает, кому поставлен этот памятник? (Обращает внимание на надпись на памятнике «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»).
— Как вы думаете, что означают эти слова? (размышления детей).
-А почему памятник находится на главной площади, как вы думаете? Предположения детей.
Обобщение высказываний детей. Возможно, благодарят этих людей за то, что они являются народными героями, защитниками земли русской?
— Ребята, а вам интересно узнать, как защищали эти воины нашу Родину Россию? Ответы детей.
— Я думаю нам надо обратиться к истории, но это не просто, может, попросим у кого-нибудь помощи? (Предложения детей)
Дети обращаются за помощью к настоятелю Храма Успения Богородицы отцу Евгению.
3 часть. Поиск смысла происходящих изменений, открытие удивительного рядом.
Познавательный рассказ отца Евгения о подвиге Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
«Сегодня мы с вами откроем одну страницу истории нашей страны, узнаем много нового.
На Русь нападало много врагов: и монголо-татары, и шведы, и немцы. Вот и поляки решили нашу родную землю захватить, разграбить, уничтожить наши храмы и поставить своего царя. Слайд 6.
Родина наша в то время очень страдала и от хитрости и от коварства поляков, и от предательства некоторых русских. Да, ребята, бывает и так, что ни родная земля, ни вера предков для них не важны, а на первом месте власть и богатство.
Москва была занята врагами, по всей земле царили беспорядок, разруха и горе. Поляки решили захватить и уничтожить сердце России – Троице-Сергиеву Лавру.
Слайд 7.
Окружив Троице-Сергиеву Лавру, целый год не пропускали поляки обозы с продуктами, но и войти в монастырь им так и не удалось.
Слайд 8. Стойко и мужественно боролись и богатые, и простые люди. Сам преподобный Сергий Радонежский являлся в видениях и помогал измождённым людям.
Враги думали, что, уничтожив веру наших предков, народ не поднимется с колен никогда.
Россию ждали тяжёлые времена и большие беды. Появились новые искатели российских земель и богатств. Умер наш царь, и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя. Слайд 9.
В то же время русский народ был очень разъединён. Существовали поморские, сибирские, смоленские, московские и другие русские. Все они были уверены, что только именно они – настоящие русские. Власть в Москве захватили польские военачальники и их пособники из русских бояр. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, убивали или угоняли в плен жителей, высмеивали русские обычаи. Слайд 10.
Русская земля была занята врагами. В полу сожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки разбойников. Наша страна осталась без правительства, без армии, без денег. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем». Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества.
В старинном русском городе Нижнем Новгороде проживал купец Кузьма Минин. Слайд 11.
Он был человек благочестивый, верующий. И вот, во сне явился ему преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Собирай казну, ратников и иди на Москву освобождать город от иноземцев».
Русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. И вот в такое время монахи стали рассылать грамоты (то есть письма) во все концы земли Русской с призывом вставать на защиту своей Родины. Одно такое письмо пришло и в Нижний Новгород.
Зазвонил большой колокол. Собрался народ к главной церкви, и прочитали письмо. Слайд 12.
Вскочил на церковное крыльцо Кузьма Минин и сказал громким голосом: «Вера и отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Пришла пора помочь родимой Руси, спасём нашу милую Родину! Для избавления Москвы продадим свои дома и выкупим из беды Отечество наше. Не пожалеем своего имущества, отдадим последнее и соберем войско на борьбу с врагом! Бог даст – и мы прогоним их!»
Нижегородцы в один голос воскликнули: «Умрём за Русь святую!». Весть о призыве Минина быстро разнеслась во все концы Руси. Народ понёс всё, что было: кто жемчуга срезал со своих нарядов, кто украшения свои нёс, кто закладывал дома. Богатые люди приносили Минину свое имущество, каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело.
Стало собираться ополчение к Нижнему Новгороду. Кузьма Минин был рассудительным спокойным человеком и отвечал за сбор налогов, за снаряжение русской армии. По его просьбе нижегородцы стали повально продавать и дарить все, что было у них ценного.
Осенью в Нижнем Новгороде с помощью Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Слайд 13.
Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью — князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Слайд 14.
Вместе с Мининым он закупает оружие и продовольствие для ополчения, морально готовит его к боям. И князь, и староста имели к тому времени богатейший опыт ведения боевых действий. И это мастерство помогало им быстро обучать ополченцев. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. С собой взяли икону «Казанской Божьей Матери», которая с давних времён сопровождала и защищала воинов. Слайд 15.
Ополчение по пути в Москву освобождало все захваченные города. Минин и Пожарский привели войско к Москве. Была жестокая битва. Много было перебито поляков, много погибло и русских воинов, но русские победили, а враги сбежали. Вскоре и вся русская земля была очищена от врагов. Слайд 16.
Русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
С этого момента судьба России переменилась. С торжеством победы вступило русское войско в несчастную, разоренную Москву. Слайд 17.
Звенели праздничные колокола, и русские люди с радостью обнимали друг друга и благодарили бога за свое спасение.
Скоро весь российский народ будет отмечать праздник День народного единства (4 ноября) Слайд 18.
Это значит, что весь народ, не зависимо от национальности и веры объединился и освободил землю от врага. В этот день все православные почитают икону «Казанской Божьей Матери». Просят у Царицы Небесной защиту от врагов и помощи в житейских делах. Слайд 19.
Народным героям, Минину и Пожарскому, на Красной площади поставили памятник, чтобы люди русские, мы с вами, не забывали о героической истории своей Родины, о героях и защитниках земли русской. К нему несут цветы в знак благодарности за их мужество и любовь к Родине. Слайд 20.
Беседа воспитателя с детьми о полученных представлениях
Воспитатель. Ребята, сколько интересного нам рассказал отец Евгений, спасибо за столь подробный рассказ.
Воспитатель. Скажите, что вам больше всего запомнилось? Высказывания детей.
Воспитатель. Какое доброе дело сделали для России Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? Ответы детей: они сплотили, объединили всех людей против врагов.
Воспитатель. Ребята, хотите почувствовать силу и мощь сплочения? Ответы детей.
Приём на сплочение.
Детям предлагается взять по одной нитке и попробовать разорвать её (нитки рвутся в руках). Далее предлагается сложить все нити вместе и попробовать разорвать теперь (нити не рвутся). Почему не рвутся нити? (Ответ детей: «Потому что их много».) Вот так и с людьми. Когда мы по одному, нас легко обидеть, а когда вместе- мы сила.
Воспитатель. Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского? (Смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными).
Воспитатель. Ребята, скажите, каким образом мы можем выразить благодарность героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому? (Предложения детей: занести их фотографии в «Книгу памяти детского сада», хранить память об их подвиге, рассказать родным дома, друзьям, нарисовать рисунки и сделать об этих героях выставку)
4 часть. Проживание полученных представлений в продуктивной деятельности.
Дети предлагают детям изготовить плакат к празднику: «День народного единства!».
(на столе приготовлен ватман, картинки, пословицы о дружбе, взаимовыручке, товариществе. Дети работают в команде, советуются друг с другом, решают, как оформить плакат, какие пословицы и изображения подойду к теме. Командой формулируют название плаката, выбирают место, где в детском саду можно разместить изготовленный плакат к празднику)
Вывод. Минин и Пожарский — защитники земли русской. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского, но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади — на самом сердце России. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября. И мы так же горячо любим свою Родину. А вы, ребята, помните, что в единстве – сила, нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.
5 часть. Рефлексия.
Воспитатель. Что нового сегодня узнали?
-Что доброго и полезного сделали?
-Какие вопросы остались?
Тематический день в ДОУ продолжился в работе с семьей:
- Спортивный праздник «Единство России-единство семьи!»
- Шашечный турнир «Ум и смекалка помогут в бою!»
- Флешмоб «Читаем вместе» (в вечернее время родители с детьми читают рассказ Евгения Пермяка «Надежный человек»

