Юдина Светлана Александровна
учитель начальных классов
Приморский край, Хорольский округ, с. Хороль МБОУ школа №2
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №166935
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока «Времена глагола»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №166935


Технологическая карта урока по русскому языку

Дидактическое обоснование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 3 класс, 2 часть УМК «Школа России».

Тема урока: времена глаголов.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию первичного представления о грамматическом понятии «время глагола».

Задачи урока:

Дидактические: учить находить глаголы и распознавать вопросы на которые они отвечают; учить определять время глагола и особенности каждой временной формы; учить распределять глаголы в зависимости от их времени.

Развивающие: развивать умение формулировать учебную задачу и стремиться её выполнить; учить ориентироваться в учебнике; развивать мышление с помощью рассуждения о значении высказывания; развивать речь и правильность формулирования вопросов; развивать способность строить монологическое высказывание, при полном ответе на вопросы.  

Воспитательные: формировать у учащихся чувство любви и интереса к русскому языку, культуре общения; формировать умение осуществлять самооценку.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, упражнение.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Средства обучения: учебник, демонстрационный материал (карточки на доске со схемой), раздаточный материал. 

 

Ход урока

Этапы урока  Деятельность учителя  Деятельность учащихся  Формируемые УУД
  • Организационный момент
1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку, у вас на партах должны быть учебник, тетрадь и пенал, лишнее с парт уберите, чтобы вам ничего не мешало. Начнём наш урок.

2. Мотивация к познавательной деятельности

– Посмотрите на доску, прочитайте девиз нашего урока 

«Деятельность – единственный путь к знанию” Дж. Бернард Шоу

– Как вы понимаете это высказывание? 

– Если на уроке работать, всё слышать, запоминать и выполнять, то есть совершать какую-то деятельность для достижения цели, то эта деятельность и будет путём к знанию. 

– Если сидеть на уроке и ничего не делать, то так вы ничего не узнаете нового. 

– Повторим, какую деятельность нужно выполнять на уроке для прохождения пути к знаниям? 

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Высказывают свои предположения.

Р.: развитие мышления с помощью рассуждения о значении высказывания.

  • Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос

– Наш девиз призывает нас к деятельности. Какая часть речи в русском языке обозначает действия предмета? 

– Что мы уже знаем о глаголе как о части речи? 

– На какие вопросы отвечает глагол? 

– Как определить, что слово является глаголом? 

– Составим схему «Формы глаголов». Какие формы глаголов мы знаем? 

– С помощью чего изменяются глаголы по числам?

– Какое число обозначает действие одного предмета? 

– Какое число обозначает действие нескольких предметов сразу?  

– Посмотрите, в схеме появились ещё вопросы, но перед тем как на них ответить, нам нужно выполнить самую важную деятельность на уроках русского языка.

Заполнили схему и поставили третью стрелочку с вопросом. 

2. Минутка чистописания

– Начнем выполнять деятельность. И в первую очередь: откройте свои тетради, отступите от предыдущей работы 2 строки. Запишите сегодняшнее число. Пятое мая. Классная работа.

– На уроках русского языка мы не только узнаём, что-то новое о нашем родном языке, но и учимся красиво писать. 

– Сегодня я предлагаю прописать буквы, которые имеют элемент, записанный на доске. 

Строчной овал. 

– В каких буквах встречается этот элемент? 

– Сядьте прямо, положите тетрадь под наклоном, отступите немного место от начала строчки и напишите сначала букву о. Букву а. Букву б. Букву ю. Напишите на этой же строчке, если у вас осталось место соединение букв б и о. Соединение б и а. Соединение б и ю.  

– Подчеркните простым карандашом самую красивую букву, которую вы написали.

3. Словарная работа

– После того как вы потренировались в красивом написании, мы проведём словарную работы. Двое учеников выйдут к доске.  Я буду называть вам глагол, а ваша задача написать его. Первый вариант пишет глаголы единственного числа, второй вариант записывает глаголы только множественного числа.

Веселятся, дежурит, обедают, морозит, прощаются, желает. 

Проверка по эталону. 

– Какой части речи были все слова в словарной работе? 

– Только ли форму числа имеют глаголы?  

– Хватает ли нам знаний, чтобы ответить на вопрос какие формы ещё имеет глагол?

4. Постановка темы и целей урока

– Вы догадались, почему в схеме появились вопросы?

– Сегодня мы познакомимся еще с одной грамматической формой глагола. 

– Сегодня на уроке мы решим проблемный вопрос «Какие ещё формы имеет глагол?». Обратите внимание на схему, сколько этих форм? 

– Посмотрите на предложения на доске, правильно ли записаны предложения? 

Сегодня в классе дежурит Валя.

Вчера в классе дежурит Лиля.

Завтра в классе дежурит Никита.

– Какую ошибку допустили в написании? 

– Все ли могут объяснить правильное употребление глаголов?

– Почему глагол написан неверно? 

– Сегодня мы познакомимся с временами глаголов. 

Заполняется схема. 

– Тема урока «Времена глагола». 

– Составим план урока.

– Что будем повторять? 

– Что узнаем? 

– Что будем закреплять? 

На доске план:

Повторим понятие о глаголе.

Узнаем, формы времени глагола.

Закрепим знания.

– Посмотрите на первую задачу. Что такое глагол?

– Какие формы имеет глагол, как он изменяется? 

– Сегодня на уроке мы узнаем, какие времена есть у глагола. 

– Глагол. 

– Часть речи, обозначающая действие предмета. 

– Задать к слову вопрос и посмотреть, что обозначает это слово. 

– Неопределённую форму глаголов, форма числа у глаголов.

– С помощью вопросов.

– Единственное. 

– Множественное. 

– В буквах: о, а, б, ю.

– Глаголы. 

– Мы познакомимся ещё с одной формой глагола. 

– 3. 

– Допущена ошибка в употреблении глагола.

– Глаголы в этих предложениях не соответствуют времени выполнения.

– Глагол и формы глагола.

– Узнаем какие формы времени имеет глагол, с помощью чего узнать время глагола.

– Закрепим правильность употребления глаголов в разном времени. 

– Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета.

– Глагол имеет неопределённую форму, а также изменяется по числам.

Л.: формирование у учащихся чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения.

Р.: развитие умения формулировать учебную задачу и стремиться её выполнить.

  • Организация познавательной деятельности
  • Наблюдение и анализ языкового материала

– На ваших партах лежат карточки с предложениями.

Найдите глаголы.

Птицы улетели 

Птицы улетают

Птицы улетят

Почему вы считаете, что это глаголы?

– Запишите глаголы в тетрадь в одну строчку. 

– Сравните их. Чем они отличаются? 

– В каком предложении можно сказать о глаголе, что действие, которое оно обозначает, происходило в прошлом? 

– На какой вопрос отвечает? 

Вывешиваю этот вопрос в схему. 

– Если действие происходило в прошлом, такие глаголы относятся к прошедшему времени.

Вывешиваю «прошедшее». 

– В каком предложении можно сказать о глаголе, что действие, которое оно обозначает, происходит в настоящем, на данный момент? 

– Поставьте вопрос к этому глаголу. 

Вывешиваю вопрос в схему. 

– Если действие происходит в данный момент, такие глаголы относятся к настоящему времени.

Вывешиваю «настоящее». 

– В каком предложении можно сказать о глаголе, что действие, которое оно обозначает, произойдёт в будущем? 

– Поставьте вопрос к этому глаголу.

Вывешиваю вопрос в схему. 

– Если действие произойдет когда-нибудь в будущем, такие глаголы относятся к будущему времени.

Вывешиваю «будущее». 

2. Вывод по наблюдению

– С какой новой формой мы познакомились? 

– Какой вывод мы можем сделать по этому упражнению? В каком времени может употребляться глагол? 

 

– Что нам помогало определить время? 

– На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего? Будущего? 

– Убедимся в наших предположениях. Откройте учебник на странице 112. Найдите вверху страницы правило в желтой рамочке, прочитайте его. 

– На какие ещё вопросы могут отвечать глаголы настоящего времени? 

Добавляю вопрос в схему. 

– На какие ещё вопросы могут отвечать глаголы прошедшего времени? 

Добавляю вопросы в схему. 

– На какие ещё вопросы могут отвечать глаголы будущего времени? 

– Кто сможет пересказать это правило? 

– На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? Какие действия они обозначают? 

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Какие действия они обозначают? 

– На какие вопросы отвечают глаголы в форме будущего времени? Какие действия они обозначают? 

– Укажите время у записанных в тетрадь глаголов.

– Над глаголом в настоящем времени будем записывать сокращение (наст. вр.). Над глаголами в форме прошедшего времени будем записывать (прош. вр.). Над глаголами в будущем времени будем записывать (буд. вр.). 

– Обозначают действия предмета.

– Разное звучание. 

– Птицы улетели.

– Что сделали? 

– Птицы улетают. 

– Что делают?

– Птицы улетят. 

– Что сделают? 

– Время.

– В прошедшем, настоящем и будущем.

– Вопрос. 

Знакомятся с правилом.

– Что делает? 

– Что делал? Что сделал? Что делали? 

– Что сделает? Что будет делать? Что будут делать? 

Отвечают на вопросы, опираясь на правило.

ПР.: изучают времена глаголов.

Р.: учится ориентироваться в учебнике.

ПР.: знакомятся с особенностями каждой временной формы.

  • Первичное закрепление
– Вернёмся к нашим ошибочным предложениям. 

Сегодня в классе дежурит Валя.

Вчера в классе дежурит Лиля.

Завтра в классе будет дежурит Никита.

– Для подсказки у вас обозначен день, когда происходили события. 

– Как должно быть написано первое предложение? 

– По какому признаку вы это поняли? 

– Какой вопрос нужно задать к этому глаголу?

– К какому времени относится этот глагол? 

– Спешите предложение правильно, подписав над глаголом его время.  

– Прочитайте второе предложение. Какая допущена ошибка в этом предложении? В каком времени употреблён глагол? 

– В каком времени должен быть употреблен глагол? 

– Что нам помогает это определить?

– Какой вопрос подходит к этому предложению? 

– На какие ещё вопросы отвечает глагол в форме прошедшего времени? 

– Спишите это предложение в тетрадь, исправив ошибку и подпишите над глаголом его время.

– Прочитайте последнее предложение. Здесь есть ошибка? 

– Какой вопрос нужно было задать к этому предложению? 

– В каком времени нужно было употребить глагол? 

– На какие вопросы отвечает глагол в форме будущего времени? 

– Исправьте все допущенные ошибки и запишите предложения в тетрадь, подписывая над глаголами время, в котором они употреблены.

– Первое предложение написано правильно.

– По вопросу и по событиям «сегодня». 

– Что делает?

– К настоящему. 

– В настоящем. 

– В прошедшем.

– Верно заданный вопрос и слово «вчера».

– Что делала? 

– Что будет делать? 

– В форме будущего времени.

Пр.: учится находить глаголы и распознавать вопросы на которые они отвечают.

  • Воспроизведение изученного на уроке
– Откройте страницу 112, найдите упражнение 196, прочитайте задание. 

– Что нужно выполнить в этом задании? 

– Прочитайте первое предложение в первой строчке. Найдите здесь глагол. 

– В форме какого времени употреблён этот глагол? 

– Прочитайте второе предложение в первой строчке. Найдите здесь глагол. 

– Какой вопрос вы задали к этому глаголу? 

– Какой форме времени глагола соответствует этот вопрос? 

– Прочитайте третье предложение в первой строчке. Какое слово является глаголом? 

-В каком времени употреблён этот глагол? 

– В каком времени употреблены все глаголы в этой строчке? 

– В каком времени нужно выписать глаголы первыми, согласно упражнению 196? 

– Подходят ли глаголы в этих предложениях, чтобы выписать предложение из строчки первыми? 

– Прочитайте предложения второй строчки. Какие вопросы можно задать к глаголам из этой строчки? К какой форме времени они будут относиться? 

– Подходит эта строчка, для того чтобы выписать из неё предложение настоящего времени? 

– Выпишите из этой строчки любое предложение и напишите над глаголом время. 

– С глаголом в каком времени нужно выписать следующее предложение? 

– Выберете любое предложение из первой строчки, которую мы уже разобрали и поняли, что там все глаголы в прошедшем времени. После того как выпишите предложение не забудьте указать над глаголом его время. 

– Выпишите предложения, указывая над глаголами время. 

– Прочитайте последнюю строчку, в каком времени употреблены эти глаголы?

– Как вы определили это? 

– Выпишете любое предложение из этого ряда, указывая над глаголом время. 

Дидактическая игра «Почтальон»

– Сейчас я вам предлагаю поиграть в почтальонов. У вас есть конверты, в них глаголы, вам в парах нужно будет распределить эти глаголы на настоящее, прошедшее и будущее время.

Иду, пишет, читаем, берешь, говоришь, возьмешь, нарисовал, едут, гуляете, ловила, съел, напишем, закроют, споем, строим, привезли, подросло, узнаю, сошьете, принес, сошьешь, играю, бегали.

– Сейчас мы потренируемся в нахождении глаголов определённого времени, для этого выполним упражнение 197 на странице 112. 

– Прочитайте задание к этому упражнению. Что необходимо выполнить? 

– Приступаем к выполнению этого упражнения. Один ученик будет работать у доски. 

– Спишите первое предложение. Найдите все пропущенные орфограммы. Объясните выбор буквы при написании орфограммы.

– Подчеркните в первом предложении все глаголы. 

– Назовите глаголы, которые вы подчеркнули. 

– Назовите первый глагол, в каком времени он употреблен, как это понять? 

– Какой вопрос нужно задать? 

– Какое сокращение подпишем над всеми глаголами? 

– Объясните орфограмму в слове «перекатывается». Как правильно пишется это слово? 

– Какую букву нужно вставить в слове грохочет. 

– Как проверить? 

– Подпишите над всеми глаголами какое время они обозначают. 

Выполняют упражнение.

– Из упражнения 195 нужно выписать предложения в определённом порядке, подписывая над глаголами их время.

– Кончились. 

– В форме прошедшего времени.

– Прилетели. 

– Что сделали? 

– Прошедшему времени. 

– Растаял. 

– В прошедшем. 

– В пошедшем. 

– В настоящем. 

– Нет, потому что глаголы в этой строчке отвечают на вопросы прошлого времени, а не настоящего.

– К настоящему. 

– С глаголом в прошедшем времени.

– В будущем? 

– По вопросу.

Работают в парах. 

– Нужно определить время и число глаголов в каждом предложении, а также при списывании вставить пропущенную букву. 

– Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает. 

– Глаголы употреблены в настоящем времени, потому что задается вопрос что делает и обозначает действия, которые происходят в настоящий момент времени. 

– Гром что делает? 

– Наст. вр.

– С буквами е в приставке. 

– Букву о. 

– Подобрать проверочное слово. 

Пр.: учится распределять глаголы в зависимости от их времени.

  • Итоги урока
– Посмотрите на план нашего урока. Мы решили все задачи? 

– Какую проблемную ситуацию мы ставили перед собой, на какой вопрос мы отвечали? 

– Назовите времена, в которых глаголы могут употребляться? 

– Какие формы глаголов мы теперь знаем? 

– Какое действие обозначает глагол в настоящем времени? 

– Какое действие обозначает глагол в прошедшем времени? 

– Какое действие обозначает глагол в будущем времени? 

– На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? В прошлом? В будущем? 

– Придумайте любой глагол в настоящем времени. Как вы определяли, что это будет настоящее время?

– На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? 

– Какую деятельность мы выполняли на уроке? –  – Благодаря выполненных упражнений мы прошли путь к знаниям? 

– Да.

– Какие ещё формы имеет глагол. 

– В форме прошедшего, настоящего и будущего времени.

– Глаголы имеют неопределённую форму, форму числа, а также форму времени. 

– Действие происходящее в данный момент. 

– Действие, которое уже произошло в прошлом.

– Действие, которое будет происходить.

– По вопросу.

– Думали, писали, размышляли.

К.: строят монологическое высказывание.
  • Рефлексия деятельности 
– Наш урок подходит к концу.

Поднимите две руки, кто усвоил тему урока. 

– На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? 

– Поднимите одну руку, кто усвоил тему урока, но остались вопросы.

– Какие вопросы были не понятны на уроке?

– Поднимите кулак, кто не понял тему урока.

Самооценка. Л.: осуществляют самооценку.
Технологическая карта урока «Времена глагола»