Анастасьева Наталья Александровна
концертмейстер, преподаватель-методист
МБУ ДО «ЦДШИ» г.Мариуполь, ДНР
Методические рекомендации по использованию информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании учебного предмета «Концертмейстерский класс» в детских школах искусств (ДШИ)
Содержание
- Введение (Актуальность и целесообразность использования ИКТ)
- Цель и задачи методических рекомендаций
- Основные направления использования ИКТ в концертмейстерском классе
3.1. Работа с нотным текстом
3.2. Формирование и развитие практических навыков
3.3. Организация самостоятельной работы учащихся
3.4. Работа над художественным образом и анализом произведения 4. Практические рекомендации по применению конкретных ИКТ инструментов
4.1. Нотные редакторы (на примере Sibelius, Finale, MuseScore) 4.2. Цифровые аудио- и видеорабочие станции (DAW)
4.3. Виртуальные фортепиано и синтезаторы
4.4. Специализированные мобильные приложения и онлайн-платформы 4.5. Интерактивные видеоресурсы (YouTube)
- Методика интеграции ИКТ в учебный план
- Критерии оценки эффективности использования ИКТ 7. Заключение
- Список использованных источников
- Введение
Современная система художественного образования, в том числе в детских школах искусств, требует интеграции в учебный процесс новых технологий. Предмет «Концертмейстерский класс» является одним из ключевых в подготовке пианистов, ориентируя их на практическую деятельность в ансамбле с вокалистами и инструменталистами. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет вывести обучение на качественно новый уровень, преодолевая традиционные ограничения (недостаток репетиционного времени с солистом, ограниченный доступ к нотному материалу и аудиозаписям).
ИКТ не заменяют живого музицирования, но являются мощным инструментом для оптимизации, интенсификации и повышения эффективности учебного процесса, способствуя развитию профессиональных компетенций будущего концертмейстера.
- Цель и задачи методических рекомендаций
Цель: Повышение эффективности и качества обучения в концертмейстерском классе ДШИ за счет грамотного и системного внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Задачи:
∙ Ознакомить преподавателей с современным программным обеспечением и цифровыми ресурсами, применимыми в концертмейстерской практике. ∙ Предложить конкретные методы и приемы использования ИКТ на различных этапах работы над произведением.
∙ Разработать модель интеграции ИКТ в учебный план и самостоятельную работу учащихся.
∙ Сформулировать критерии оценки результативности применения технологий.
- Основные направления использования ИКТ в концертмейстерском классе
3.1. Работа с нотным текстом
∙ Поиск и доступ: Использование онлайн-библиотек, нотный архив Тараканова, imslp.org и др.) для быстрого доступа к огромному массиву нотной литературы, включая редкие и архивные издания.
∙ Редактирование и адаптация: С помощью нотных редакторов учащийся может транспонировать партию, упрощать сложные пассажи для начального этапа разбора, создавать учебные варианты партитур, расставлять удобную аппликатуру и педализация.
∙ Создание конспектов партии: Выделение в партии фортепиано cue-нот (подсказок) – тембров инструментов, вокальных партий для лучшего ориентирования в ансамбле.
3.2. Формирование и развитие практических навыков
∙ Ритмическая стабильность: Работа с метрономом в мобильных приложениях, который может акцентировать доли, задавать сложные ритмические группы.
∙ Чтение с листа: Использование программ, генерирующих случайные нотные примеры, или сканирование и быстрый разбор новых произведений.
∙ Ансамблевое единство: Репетиция с записью партии солиста (вокала или инструмента), созданной в DAW или найденной в специализированных ресурсах.
3.3. Организация самостоятельной работы учащихся
ИКТ превращают самостоятельную работу из рутинной в увлекательную и продуктивную. Учащийся может:
∙ Записывать свою игру на аудио/видео для последующего критического анализа.
∙ Работать с интерактивными табулатурами и тренажерами для развития слуха.
∙ Использовать облачные хранилища (Google Диск, Yandex.Диск) для обмена нотами, аудиофайлами и получения обратной связи от преподавателя.
3.4. Работа над художественным образом и анализом произведения
∙ Прослушивание эталонных исполнений: Анализ и сравнение интерпретаций одного и того же произведения разными исполнителями на YouTube, в музыкальных стриминговых сервисах.
∙ Создание презентаций: Подготовка учащимися мультимедийных презентаций (PowerPoint, Google Презентации) о композиторе, эпохе, стилевых особенностях разучиваемого произведения.
∙ Визуализация формы: Построение графических схем формы произведения с помощью простых графических редакторов.
- Практические рекомендации по применению конкретных ИКТ инструментов
4.1. Нотные редакторы (Sibelius, Finale, MuseScore)
∙ MuseScore – рекомендован как бесплатный и функционально достаточный для ДШИ.
o Задача: Транспонирование вокальной партии для удобства солиста. o Методика: Учащийся сканирует или вводит ноты, использует функцию транспонирования, редактирует итоговый вариант, распечатывает. o Задача: Создание учебной партитуры с выделенными темами и cue нотами.
o Методика: Использование инструментов текста, выделения цветом. 4.2. Цифровые аудио- и видеорабочие станции (DAW)
∙ Audacity (бесплатный), GarageBand (для macOS/iOS).
o Задача: Запись партии солиста для репетиции.
o Методика: Преподаватель или продвинутый ученик записывает партию солиста на другом инструменте (или с помощью виртуального
инструмента) в медленном, среднем и концертном темпе. Учащийся концертмейстер репетирует с этими фонограммами.
o Задача: Запись и анализ собственного исполнения.
o Методика: Учащийся записывает свою игру, прослушивает, отмечает неточности в ритме, динамике, педализации.
4.3. Виртуальные фортепиано и синтезаторы
∙ Приложения на iPad/Android (например, «Виртуальное пианино»).
o Задача: Развитие навыка чтения с листа в непривычных ключах (альтовом, теноровом), необходимых для работы со струнными ансамблями.
o Методика: Использование приложения, где нотный стан настроен на альтовый ключ, для тренировки.
4.4. Специализированные мобильные приложения и онлайн-платформы
∙ Tomplay: Предоставляет интерактивные ноты с фонограммой оркестра или ансамбля, где можно отключать отдельные партии, регулировать темп.
∙ forScore (для iPad): Удобный цифровой пюпитр для хранения и аннотирования нотного материала.
∙ Metronome Apps (например, «Soundbrenner»): Современные метрономы с вибрацией, визуальным отсчетом.
4.5. Интерактивные видеоресурсы (YouTube)
∙ Задача: Изучение дирижерских жестов.
∙ Методика: Просмотр видеозаписей выступлений с дирижером, анализ ауфтактов, снятий, агогики.
∙ Задача: Понимание специфики игры на инструменте солиста. ∙ Методика: Просмотр мастер-классов для скрипачей, вокалистов, флейтистов и т.д. для понимания фразировки, дыхания, штрихов.
- Методика интеграции ИКТ в учебный план
Интеграция ИКТ должна быть поэтапной и соответствовать целям конкретного занятия.
| Этап работы над произведением | ИКТ-инструменты и методы | Форма работы |
| Ознакомительный | Поиск нот в онлайн библиотеках. Прослушивание 3-5 эталонных исполнений на YouTube. Создание презентации о произведении. | Самостоятельная, аудиторная |
| Разбор и
репетиция |
Работа с нотным редактором (транспонирование,
упрощение). Репетиция с фонограммой партии солиста (из DAW). Запись себя на аудио. |
Самостоятельная |
| Работа над
ансамблем |
Видеозапись репетиции с солистом для последующего анализа. Использование метронома-приложения для синхронизации сложных мест. | Аудиторная,
самостоятельная |
| Концертная
подготовка |
Использование цифрового пюпитра (планшет). Просмотр видеозаписи генеральной репетиции для финальной коррекции. | Аудиторная |
- Критерии оценки эффективности использования ИКТ Эффективность применения ИКТ оценивается по следующим критериям:
- Повышение мотивации учащихся: Активный интерес к самостоятельной работе, поиску дополнительных материалов. 2. Сокращение времени на разбор и подготовку произведений.
- Качество ансамблевого музицирования: Повышение ритмической точности, слаженности, уверенности в ведении партии.
- Глубина анализа: Умение учащегося аргументировать свою интерпретацию, опираясь на анализ разных исполнений и исторический контекст.
- Сформированность ИКТ-компетенций: Свободное владение необходимым для концертмейстера набором цифровых инструментов.
- Заключение
Методически обоснованное и системное применение ИКТ в концертмейстерском классе ДШИ позволяет не только решить множество практических задач, но и воспитать современного, мобильного и технически оснащенного музыканта. Преподаватель в данном случае выступает в роли наставника, который направляет ученика в мире цифровых ресурсов, помогая отбирать качественный контент и использовать технологии для достижения художественных целей. Важно соблюдать баланс, где ИКТ являются мощным вспомогательным средством, а не подменяют собой живое, творческое общение с музыкой и партнером по сцене.
