Анастасьева Наталья Александровна
Концертмейстер, преподаватель - методист
МБУ ДО «ЦДШИ» г.Мариуполь, ДНР
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №198501
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании учебного предмета «Концертмейстерский класс» в детских школах искусств (ДШИ)
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №198501


Анастасьева Наталья Александровна  

концертмейстер, преподаватель-методист  

МБУ ДО «ЦДШИ» г.Мариуполь, ДНР  

Методические рекомендации по использованию информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании учебного  предмета «Концертмейстерский класс» в детских школах искусств  (ДШИ) 

Содержание 

  1. Введение (Актуальность и целесообразность использования ИКТ)
  2. Цель и задачи методических рекомендаций 
  3. Основные направления использования ИКТ в концертмейстерском  классе 

3.1. Работа с нотным текстом 

3.2. Формирование и развитие практических навыков 

3.3. Организация самостоятельной работы учащихся 

3.4. Работа над художественным образом и анализом произведения 4. Практические рекомендации по применению конкретных ИКТ инструментов 

4.1. Нотные редакторы (на примере Sibelius, Finale, MuseScore) 4.2. Цифровые аудио- и видеорабочие станции (DAW) 

4.3. Виртуальные фортепиано и синтезаторы 

4.4. Специализированные мобильные приложения и онлайн-платформы 4.5. Интерактивные видеоресурсы (YouTube) 

  1. Методика интеграции ИКТ в учебный план 
  2. Критерии оценки эффективности использования ИКТ 7. Заключение 
  3. Список использованных источников
  4. Введение 

Современная система художественного образования, в том числе в  детских школах искусств, требует интеграции в учебный процесс новых  технологий. Предмет «Концертмейстерский класс» является одним из  ключевых в подготовке пианистов, ориентируя их на практическую  деятельность в ансамбле с вокалистами и инструменталистами.  Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  позволяет вывести обучение на качественно новый уровень, преодолевая  традиционные ограничения (недостаток репетиционного времени с солистом,  ограниченный доступ к нотному материалу и аудиозаписям). 

ИКТ не заменяют живого музицирования, но являются мощным  инструментом для оптимизации, интенсификации и повышения  эффективности учебного процесса, способствуя развитию профессиональных  компетенций будущего концертмейстера. 

  1. Цель и задачи методических рекомендаций 

Цель: Повышение эффективности и качества обучения в концертмейстерском  классе ДШИ за счет грамотного и системного внедрения ИКТ в  образовательный процесс. 

Задачи: 

Ознакомить преподавателей с современным программным обеспечением  и цифровыми ресурсами, применимыми в концертмейстерской практике. Предложить конкретные методы и приемы использования ИКТ на  различных этапах работы над произведением. 

Разработать модель интеграции ИКТ в учебный план и самостоятельную  работу учащихся. 

Сформулировать критерии оценки результативности применения  технологий. 

  1. Основные направления использования ИКТ в концертмейстерском  классе

3.1. Работа с нотным текстом 

Поиск и доступ: Использование онлайн-библиотек, нотный архив Тараканова, imslp.org и др.) для быстрого доступа к огромному массиву  нотной литературы, включая редкие и архивные издания. 

Редактирование и адаптация: С помощью нотных редакторов  учащийся может транспонировать партию, упрощать сложные пассажи  для начального этапа разбора, создавать учебные варианты партитур,  расставлять удобную аппликатуру и педализация. 

Создание конспектов партии: Выделение в партии фортепиано cue-нот  (подсказок) – тембров инструментов, вокальных партий для лучшего  ориентирования в ансамбле. 

3.2. Формирование и развитие практических навыков 

Ритмическая стабильность: Работа с метрономом в мобильных  приложениях, который может акцентировать доли, задавать сложные  ритмические группы. 

Чтение с листа: Использование программ, генерирующих случайные  нотные примеры, или сканирование и быстрый разбор новых  произведений. 

Ансамблевое единство: Репетиция с записью партии солиста (вокала  или инструмента), созданной в DAW или найденной в  специализированных ресурсах. 

3.3. Организация самостоятельной работы учащихся 

ИКТ превращают самостоятельную работу из рутинной в  увлекательную и продуктивную. Учащийся может: 

Записывать свою игру на аудио/видео для последующего критического  анализа. 

Работать с интерактивными табулатурами и тренажерами для развития  слуха.

Использовать облачные хранилища (Google Диск, Yandex.Диск) для  обмена нотами, аудиофайлами и получения обратной связи от  преподавателя. 

3.4. Работа над художественным образом и анализом произведения 

Прослушивание эталонных исполнений: Анализ и сравнение  интерпретаций одного и того же произведения разными исполнителями на YouTube, в музыкальных стриминговых сервисах. 

Создание презентаций: Подготовка учащимися мультимедийных  презентаций (PowerPoint, Google Презентации) о композиторе, эпохе,  стилевых особенностях разучиваемого произведения. 

Визуализация формы: Построение графических схем формы  произведения с помощью простых графических редакторов. 

  1. Практические рекомендации по применению конкретных ИКТ инструментов 

4.1. Нотные редакторы (Sibelius, Finale, MuseScore) 

MuseScore – рекомендован как бесплатный и функционально  достаточный для ДШИ. 

o Задача: Транспонирование вокальной партии для удобства солиста. o Методика: Учащийся сканирует или вводит ноты, использует функцию  транспонирования, редактирует итоговый вариант, распечатывает. o Задача: Создание учебной партитуры с выделенными темами и cue нотами. 

o Методика: Использование инструментов текста, выделения цветом. 4.2. Цифровые аудио- и видеорабочие станции (DAW) 

Audacity (бесплатный), GarageBand (для macOS/iOS). 

o Задача: Запись партии солиста для репетиции. 

o Методика: Преподаватель или продвинутый ученик записывает партию  солиста на другом инструменте (или с помощью виртуального 

инструмента) в медленном, среднем и концертном темпе. Учащийся концертмейстер репетирует с этими фонограммами. 

o Задача: Запись и анализ собственного исполнения. 

o Методика: Учащийся записывает свою игру, прослушивает, отмечает  неточности в ритме, динамике, педализации. 

4.3. Виртуальные фортепиано и синтезаторы 

Приложения на iPad/Android (например, «Виртуальное пианино»). 

o Задача: Развитие навыка чтения с листа в непривычных ключах  (альтовом, теноровом), необходимых для работы со струнными  ансамблями. 

o Методика: Использование приложения, где нотный стан настроен на  альтовый ключ, для тренировки. 

4.4. Специализированные мобильные приложения и онлайн-платформы 

Tomplay: Предоставляет интерактивные ноты с фонограммой оркестра  или ансамбля, где можно отключать отдельные партии, регулировать  темп. 

forScore (для iPad): Удобный цифровой пюпитр для хранения и  аннотирования нотного материала. 

Metronome Apps (например, «Soundbrenner»): Современные метрономы  с вибрацией, визуальным отсчетом. 

4.5. Интерактивные видеоресурсы (YouTube) 

Задача: Изучение дирижерских жестов. 

Методика: Просмотр видеозаписей выступлений с дирижером, анализ  ауфтактов, снятий, агогики. 

Задача: Понимание специфики игры на инструменте солиста. Методика: Просмотр мастер-классов для скрипачей, вокалистов,  флейтистов и т.д. для понимания фразировки, дыхания, штрихов. 

  1. Методика интеграции ИКТ в учебный план

Интеграция ИКТ должна быть поэтапной и соответствовать целям  конкретного занятия. 

Этап работы над  произведением ИКТ-инструменты и методы  Форма работы
Ознакомительный Поиск нот в онлайн библиотеках. Прослушивание  3-5 эталонных исполнений на  YouTube. Создание  презентации о произведении. Самостоятельная,  аудиторная
Разбор и  

репетиция

Работа с нотным редактором  (транспонирование,  

упрощение). Репетиция с  фонограммой партии солиста  (из DAW). Запись себя на  аудио.

Самостоятельная
Работа над  

ансамблем

Видеозапись репетиции с  солистом для последующего  анализа. Использование  метронома-приложения для  синхронизации сложных мест. Аудиторная,  

самостоятельная

Концертная  

подготовка

Использование цифрового  пюпитра (планшет). Просмотр  видеозаписи генеральной  репетиции для финальной  коррекции. Аудиторная

 

  1. Критерии оценки эффективности использования ИКТ Эффективность применения ИКТ оценивается по следующим критериям: 
  2. Повышение мотивации учащихся: Активный интерес к  самостоятельной работе, поиску дополнительных материалов. 2. Сокращение времени на разбор и подготовку произведений.
  3. Качество ансамблевого музицирования: Повышение ритмической  точности, слаженности, уверенности в ведении партии. 
  4. Глубина анализа: Умение учащегося аргументировать свою  интерпретацию, опираясь на анализ разных исполнений и исторический  контекст. 
  5. Сформированность ИКТ-компетенций: Свободное владение  необходимым для концертмейстера набором цифровых инструментов. 
  6. Заключение 

Методически обоснованное и системное применение ИКТ в  концертмейстерском классе ДШИ позволяет не только решить множество  практических задач, но и воспитать современного, мобильного и технически  оснащенного музыканта. Преподаватель в данном случае выступает в роли  наставника, который направляет ученика в мире цифровых ресурсов, помогая  отбирать качественный контент и использовать технологии для достижения  художественных целей. Важно соблюдать баланс, где ИКТ являются мощным  вспомогательным средством, а не подменяют собой живое, творческое  общение с музыкой и партнером по сцене. 

 

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании учебного предмета «Концертмейстерский класс» в детских школах искусств (ДШИ)

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram