Иянова Зиля Мухаметовна
Учитель: географии
МАОУ СОШ №1
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №198564
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Конспект - урока квеста по географии 9 класс. Химико лесной комплекс (обобщающий урок)
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №198564


Тема: Химико-лесной комплекс (обобщающий урок-квест)

Класс: 9 класс
Цель: Обобщить знания учащихся о химико-лесном комплексе, его роли, особенностях расположения и современном состоянии.
Задачи:

Усвоить основные понятия и характеристики химико-лесного комплекса.

Развивать навыки работы в команде, анализа карт и информации, критического мышления.

Воспитывать интерес к географической науке и проблемам экологии.

Тип урока

Обобщающий урок-квест с элементами игры и командной работы.

Материалы и оборудование

Карты, схемы, таблицы, раздаточные материалы, карточки с заданиями.

Интерактивная презентация или проектор для обсуждения.

Фломастеры, листы для командных презентаций.

Вступление 

Объяснение правил квеста, деление на команды .

Мотивация: почему важно знать о химико-лесном комплексе, его современных вызовах.

Обоснование заданий (предварительно подготовленных квест-карт, карточек и заданий)

Задания для команд:

Задание 1. Визуализация и характеристика

Используя карту, определить регионы, где развиты химико-лесные промышленные комплексы. Обосновать выбор.

Задание 2. Игра «Карта поиска»

Задание для учеников:

Инструкция:
Каждая команда получает набор карточек с фактами. Ваша задача — правильно соотнести каждый факт с названием или характеристикой соответствующего элемента химико-лесного комплекса. После выполнения — объяснить, почему вы выбрали именно эти совпадения.

  • По карточкам с фактами о химико-лесных комплексах — найти правильный ответ, соотнести информацию.

Карточка 1

Факт: Основные виды продукции химико‑лесных комплексов — удобрения, лесохимические вещества.

Вопрос: Какие основные виды продукции выпускают химико‑лесные комплексы?

Ответ: Удобрения и лесохимические вещества.

Карточка 2

Факт: В регионах с развитым химико-лесным комплексом широко используют древесину для получения сливы, древесных шкатул, дубильных веществ.
Вопрос: Какие материалы используют в лесохимической промышленности?
Ответ: Древесина для получения сливы, дубильных веществ и других лесных продуктов.

Карточка 3

Факт: Основные полезные ископаемые, используемые в химико-лесной промышленности, включают серу, фосфориты, известняк.
Вопрос: Какие полезные ископаемые являются сырьём для химико-лесных комплексов?
Ответ: Сера, фосфориты, известняк.

Карточка 4

Факт: В развитых регионах химико-лесной комплекс связан с добычей и переработкой природных ресурсов, их транспортировкой к местам производства.
Вопрос: Почему важна транспортная инфраструктура для химико-лесных комплексов?
Ответ: Для доставки сырья к предприятиям и вывоза готовой продукции.

Карточка 5

Факт: В настоящее время развитие экологических требований и стремление к устойчивому развитию влияют на модернизацию химико-лесных предприятий.
Вопрос: Какие современные тенденции влияют на развитие этого комплекса?
Ответ: Экологические требования и стремление к устойчивому развитию.

Задание 3. Анализ данных

Проанализировать таблицы по добыче полезных ископаемых и лесных ресурсов, определить связь и сделать вывод.

 

Регион Добыча полезных ископаемых (тыс. тонн) Лесные ресурсы (млн куб. м) Основные виды ресурсов и особености
Сибирь 5000 фосфоритов, 2000 серы 1500 лесных кв. м Богатство фосфоритов, серы и обширные леса
Европейская часть 3000 известняка, 1500 угля 1000 лесных кв. м Развитая добыча известняка и угля, активная переработка леса
Дальний Восток 2000 фосфоритов, 1000 серы 1800 лесных кв. м Высокий уровень лесных ресурсов, добыча фосфоритов
Урал 2500 известняка, 1800 угля 800 лесных кв. м Значительные запасы известняка и угля, леса меньшие по запасам

 

Анализ

В регионах Сибири и Дальнего Востока наблюдается высокий запас лесных ресурсов и добыча фосфоритов и серы, что способствует развитию химико-лесного комплекса.

Европейская часть специализируется на добыче известняка и угля и активной переработке лесных ресурсов.

На Урале преобладают запасы известняка и угля, а лесные ресурсы меньше по объему, чем в Сибири или Дальнем Востоке.

Задание 4. Креативное (мини-презентация)

Каждая команда создает короткое сообщение/презентацию о важности химико-лесного комплекса, его современных проблемах или перспективах.

Задание 5. Итоговая викторина .

Вопросы по теме, за правильный ответ — баллы.

Викторина: «Химико-лесной комплекс»

Вопрос 1

Что входит в состав химико-лесного комплекса?

  1. a) только химические заводы
  2. b) только лесная промышленность
  3. c) и химические предприятия, и лесозаготовки, и добыча полезных ископаемых
  4. d) только добыча полезных ископаемых

Правильный ответ: c

Вопрос 2

Какие виды продукции производят в химико-лесных комплексах?

  1. a) электроэнергию и металл
  2. b) удобрения и лесохимические вещества
  3. c) продукты питания
  4. d) хлопковые ткани

Правильный ответ: b

Вопрос 3

Какая сырьевая база используется в химико-лесных комплексах?

  1. a) нефть и газ
  2. b) дерево, сера, фосфориты, известняк
  3. c) металлы и руда
  4. d) рыба и морепродукты

Правильный ответ: b

Вопрос 4

В каких регионах России преимущественно развиваются химико-лесные комплексы?

  1. a) На Кавказе
  2. b) В Сибири и Дальнем Востоке
  3. c) В центре России
  4. d) В южных областях

Правильный ответ: b

Вопрос 5

Почему важно развитие химико-лесных комплексов?

  1. a) Для повышения сельскохозяйственного производства
  2. b) Для изготовления одежды
  3. c) Для обеспечения химической промышленности, удобрений, лесной продукции и рабочих мест
  4. d) Для строительства новых городов

Правильный ответ: c

Вопрос 6 (сложный)

Какое из перечисленных природных ресурсов редко используется в химико-лесных комплексах?

  1. a) сера
  2. b) фосфориты
  3. c) нефть
  4. d) известняк

Правильный ответ: c

Этап 3. Итоги и обсуждение (10 мин)

Подведение итогов командной работы.

Обсуждение, что нового узнали, какие проблемы выявили.

Вопросы для рефлексии:

  • Почему химико-лесной комплекс важен для страны?
  • Какие современные экологические вызовы связаны с этим комплексом?
  1. Домашнее задание

Подготовить небольшое эссе на тему: «Современное состояние и перспективы развития химико-лесного комплекса».

выполнить проект «Экологические проблемы и решения химико-лесных предприятий».(по выбору)

 

Конспект — урока квеста по географии 9 класс. Химико-лесной комплекс (обобщающий урок)

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram