Тема: Химико-лесной комплекс (обобщающий урок-квест)
Класс: 9 класс
Цель: Обобщить знания учащихся о химико-лесном комплексе, его роли, особенностях расположения и современном состоянии.
Задачи:
Усвоить основные понятия и характеристики химико-лесного комплекса.
Развивать навыки работы в команде, анализа карт и информации, критического мышления.
Воспитывать интерес к географической науке и проблемам экологии.
Тип урока
Обобщающий урок-квест с элементами игры и командной работы.
Материалы и оборудование
Карты, схемы, таблицы, раздаточные материалы, карточки с заданиями.
Интерактивная презентация или проектор для обсуждения.
Фломастеры, листы для командных презентаций.
Вступление
Объяснение правил квеста, деление на команды .
Мотивация: почему важно знать о химико-лесном комплексе, его современных вызовах.
Обоснование заданий (предварительно подготовленных квест-карт, карточек и заданий)
Задания для команд:
Задание 1. Визуализация и характеристика
Используя карту, определить регионы, где развиты химико-лесные промышленные комплексы. Обосновать выбор.
Задание 2. Игра «Карта поиска»
Задание для учеников:
Инструкция:
Каждая команда получает набор карточек с фактами. Ваша задача — правильно соотнести каждый факт с названием или характеристикой соответствующего элемента химико-лесного комплекса. После выполнения — объяснить, почему вы выбрали именно эти совпадения.
- По карточкам с фактами о химико-лесных комплексах — найти правильный ответ, соотнести информацию.
Карточка 1
Факт: Основные виды продукции химико‑лесных комплексов — удобрения, лесохимические вещества.
Вопрос: Какие основные виды продукции выпускают химико‑лесные комплексы?
Ответ: Удобрения и лесохимические вещества.
Карточка 2
Факт: В регионах с развитым химико-лесным комплексом широко используют древесину для получения сливы, древесных шкатул, дубильных веществ.
Вопрос: Какие материалы используют в лесохимической промышленности?
Ответ: Древесина для получения сливы, дубильных веществ и других лесных продуктов.
Карточка 3
Факт: Основные полезные ископаемые, используемые в химико-лесной промышленности, включают серу, фосфориты, известняк.
Вопрос: Какие полезные ископаемые являются сырьём для химико-лесных комплексов?
Ответ: Сера, фосфориты, известняк.
Карточка 4
Факт: В развитых регионах химико-лесной комплекс связан с добычей и переработкой природных ресурсов, их транспортировкой к местам производства.
Вопрос: Почему важна транспортная инфраструктура для химико-лесных комплексов?
Ответ: Для доставки сырья к предприятиям и вывоза готовой продукции.
Карточка 5
Факт: В настоящее время развитие экологических требований и стремление к устойчивому развитию влияют на модернизацию химико-лесных предприятий.
Вопрос: Какие современные тенденции влияют на развитие этого комплекса?
Ответ: Экологические требования и стремление к устойчивому развитию.
Задание 3. Анализ данных
Проанализировать таблицы по добыче полезных ископаемых и лесных ресурсов, определить связь и сделать вывод.
| Регион | Добыча полезных ископаемых (тыс. тонн) | Лесные ресурсы (млн куб. м) | Основные виды ресурсов и особености |
|---|---|---|---|
| Сибирь | 5000 фосфоритов, 2000 серы | 1500 лесных кв. м | Богатство фосфоритов, серы и обширные леса |
| Европейская часть | 3000 известняка, 1500 угля | 1000 лесных кв. м | Развитая добыча известняка и угля, активная переработка леса |
| Дальний Восток | 2000 фосфоритов, 1000 серы | 1800 лесных кв. м | Высокий уровень лесных ресурсов, добыча фосфоритов |
| Урал | 2500 известняка, 1800 угля | 800 лесных кв. м | Значительные запасы известняка и угля, леса меньшие по запасам |
Анализ
В регионах Сибири и Дальнего Востока наблюдается высокий запас лесных ресурсов и добыча фосфоритов и серы, что способствует развитию химико-лесного комплекса.
Европейская часть специализируется на добыче известняка и угля и активной переработке лесных ресурсов.
На Урале преобладают запасы известняка и угля, а лесные ресурсы меньше по объему, чем в Сибири или Дальнем Востоке.
Задание 4. Креативное (мини-презентация)
Каждая команда создает короткое сообщение/презентацию о важности химико-лесного комплекса, его современных проблемах или перспективах.
Задание 5. Итоговая викторина .
Вопросы по теме, за правильный ответ — баллы.
Викторина: «Химико-лесной комплекс»
Вопрос 1
Что входит в состав химико-лесного комплекса?
- a) только химические заводы
- b) только лесная промышленность
- c) и химические предприятия, и лесозаготовки, и добыча полезных ископаемых
- d) только добыча полезных ископаемых
Правильный ответ: c
Вопрос 2
Какие виды продукции производят в химико-лесных комплексах?
- a) электроэнергию и металл
- b) удобрения и лесохимические вещества
- c) продукты питания
- d) хлопковые ткани
Правильный ответ: b
Вопрос 3
Какая сырьевая база используется в химико-лесных комплексах?
- a) нефть и газ
- b) дерево, сера, фосфориты, известняк
- c) металлы и руда
- d) рыба и морепродукты
Правильный ответ: b
Вопрос 4
В каких регионах России преимущественно развиваются химико-лесные комплексы?
- a) На Кавказе
- b) В Сибири и Дальнем Востоке
- c) В центре России
- d) В южных областях
Правильный ответ: b
Вопрос 5
Почему важно развитие химико-лесных комплексов?
- a) Для повышения сельскохозяйственного производства
- b) Для изготовления одежды
- c) Для обеспечения химической промышленности, удобрений, лесной продукции и рабочих мест
- d) Для строительства новых городов
Правильный ответ: c
Вопрос 6 (сложный)
Какое из перечисленных природных ресурсов редко используется в химико-лесных комплексах?
- a) сера
- b) фосфориты
- c) нефть
- d) известняк
Правильный ответ: c
Этап 3. Итоги и обсуждение (10 мин)
Подведение итогов командной работы.
Обсуждение, что нового узнали, какие проблемы выявили.
Вопросы для рефлексии:
- Почему химико-лесной комплекс важен для страны?
- Какие современные экологические вызовы связаны с этим комплексом?
- Домашнее задание
Подготовить небольшое эссе на тему: «Современное состояние и перспективы развития химико-лесного комплекса».
выполнить проект «Экологические проблемы и решения химико-лесных предприятий».(по выбору)
