Беляева Светлана Александровна
Учитель русского языка и чтения
МБОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интернат им. Заслуженного учителя Российской Федерации Фурагиной А.В.»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №198576
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: «Глаголы, близкие и противоположные по значению»
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №198576


Тема урока: «Глаголы, близкие и противоположные по значению»

 

Дата проведения: 28.01.2025 г.

Тип урока: изучение нового

Цель урока: Формирование умений правильно различать глаголы близкие и противоположные по смыслу; 

Задачи урока:

  • Образовательные —  учить находить в тексте антонимы и синонимы; продолжить работу над развитием умения выделять в предложении глаголы, правильно ставить к ним вопросы; уметь различать в тексте различные группы глаголов;

Коррекционно- развивающие — коррекция памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать; развитие речи, фонематического слуха, мелкой моторики через специальные коррекционные упражнения;

Воспитательные:

  •  — воспитывать познавательную активность, мотивацию к обучению, точность и аккуратность при выполнении заданий.

Планируемые результаты:  

В результате изучения темы учащиеся должны:

— знать, что такое глаголы- синонимы и глаголы- антонимы;

— научиться подбирать пары синонимов и антонимов;

— научиться правильно использовать их в устной и письменной речи;

— понимать значение глаголов в речи.

Оборудование:

Предметные картинки, схемы, карточки с заданиями, учебники, мультимедийная презентация.

 

                                                         Ход урока

  • Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем, встанем аккуратно за партами, молодцы! И начнем наш урок.

— А я хочу пожелать вам, чтобы вы сегодня работали дружно, помогали друг другу, открыли что-то новое и интересное для себя.

  • Проверка домашнего задания.

— А начнем мы с вами наш урок с проверки домашнего задания. Вам было задано подобрать два глагола- движения, два глагола, обозначающих трудовые процессы и два глагола- звучания. (Спросить пару человек прочитать свои примеры)

— Молодцы! У остальных я проверю задания в тетрадях.

  • Коррекционная минутка.

Теперь давайте поиграем в игру «третий лишний». В каждой строке найдите «лишнее» слово и объясните, почему именно это слово здесь лишнее:

 

— Строить, стол, строитель (строить- глаг., остальные слова сущ.)

          — Веселый, смелый, разрушать (разрушать- глаг, остальные слова прил.)

          — Он, сооружать, мы (сооружать- глаг, остальные слова местоим.)

 

— Молодцы! Значит у нас получилась цепочка слов:

строить- разрушать- сооружать. Давайте запишем в тетрадях число сегодняшнее: Двадцать восьмое января и Классная работа, а ниже на строчке спишем нашу получившуюся цепочку слов себе в тетради.

 

  1. Актуализация знаний.

— Что мы можем сказать об этих словах? Какой они части речи? (Это глаголы)

— Откуда вы поняли, что это глаголы? (Отвечают на вопрос что делать? Обозначают действие предмета.)

— Так что же такое глагол? Кто сможет полностью дать определение этой части речи? (Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

— А теперь сложный вопрос, подумайте, вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках. А каким членом предложения бывает глагол? (Сказуемым) Правильно! Как мы его подчеркиваем, при разборе предложения? (Двумя чертами)

 

  1. Введение в тему урока.

-Молодцы! А что мы можем сказать о значении этих наших слов? Строить- разрушать- сооружать. Сначала давайте возьмем два первых слова: строить- разрушать. Какие это слова по значению? (Противоположные) 

— А что вы можете сказать о значении слов строить- сооружать, какие это слова по значению? (Близкие, они говорят об одном и том же)

 

  1. Сообщение темы и цели урока.

— Так как же вы думаете, какая у нас с вами сегодня тема урока? ( Глаголы, близкие и противоположные по значению)

— Молодцы! Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Глаголы, близкие и противоположные по значению»

— А как еще мы с вами называли слова близкие по значению? Давайте вспомним. Например: храбрец- смельчак, большой- огромный. (Синонимы- это слова близкие по значению, но разные в написании)

-А как мы называли слова противоположные по значению? Например: день- ночь, смелый- трусливый. (Антонимы- это слова, противоположные по значению и написанию)

— А целью нашего урока будет: Совершенствование умений правильно подбирать глаголы близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.

 

  1. Работа по теме урока.

 

а) Работа с учебником.

— Теперь давайте откроем учебники на стр. 102 и выполним с вами упражнение 118. Нам нужно с вами найти противоположные по значению глаголы и записать их парами, например: радует- огорчает и т.д.

Можно пару человек к доске вызвать, запишем вместе, а потом закончат сами. Ребята записывают пары глаголов, пару человек выборочно спросить, после записи слов.                             

                                                  Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили. 

 

б) Устная работа. Карточка 1.

Теперь возьмите на парте Карточку под номером 1 и давайте устно её выполним. Перед нами два столбика слов и нам надо стрелочками соединить глаголы близкие по значению (синонимы).

Одну пару можно найти вместе, попросить одного ученика, дальше ребята сами выполняют задание.

— Теперь поменяйтесь с соседом карточками и проверьте друг друга. Если есть ошибки, исправьте их карандашом.

 

в) Письменная работа. Карточка 2.

— Перед вами два рассыпавшихся предложения. Сначала нам надо с вами собрать наши предложения правильно и записать их в тетрадь. Начинаем. (Ребята собирают предложения)

— Какие предложения у вас получились? (В утреннем небе погасли последние звезды. На елке зажглись разноцветные огни.)

— Молодцы! Записываем эти два предложения в тетрадь.

— Теперь давайте найдем глагол в первом и во втором предложении. Какая пара у нас получилась? (погасли- зажглись) 

— Правильно. Какие это у нас с вами по значению глаголы? Синонимы или антонимы? (антонимы) Правильно. Давайте их подчеркнем в тексте. Как глаголы подчеркиваем? (двумя чертами). Молодцы, подчеркиваем.

 

г) Устный блиц- опрос. 

— А теперь ребята встали- косточки свои размяли. Садится тот, кто подберет синоним или антоним к предложенному мной глаголу и получит за это от меня сердечко:

 

подобрать синонимы:                                   подобрать антонимы:

болтать (разговаривать)                                 трудиться (лениться)

смеяться (хохотать, веселиться)                    ссориться (мириться) 

бежать (мчаться, двигаться)                          заболеть (выздороветь) 

бросать (кидать)                                              терять (находить) 

 

д) Устное задание. (Запасное задание, если останется время)

— У нас с вами еще осталось немного времени, теперь давайте попробуем к глаголу подбирать и синоним и антоним одновременно. А получившиеся цепочки слов запишем в тетрадь. (СЛАЙД 13)

 

  1. Итог урока.

— Ребята, давайте подведем итог нашей работы. Что мы сегодня делали на уроке? (подбирали глаголы синонимы и антонимы)

— Как называются глаголы близкие по значению? (синонимы)

— А противоположные по значению? (антонимы)

— А для чего нам с вами в речи использовать их? (Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.)

 

  1. Выставление оценок.

— Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали….. Ребята получают 5-ки. Хорошо работали….. И за работу ставлю вам 4-ки. (учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся)

 

  1. Домашнее задание.

— Дома выполняем упражнение 119 на стр. 103. Нам нужно употребить правильно глаголы близкие по значению в предложенных словосочетаниях. Давайте первое разберем устно вместе. Всем понятно? Хорошо, запишите домашнее задание.

 

  1. Рефлексия.

А теперь, ребята, кому понравился урок и все было понятно, поднимите свое сердечко, подарив его мне! Как приятно!

— Всем спасибо за урок!

 

«Глаголы, близкие и противоположные по значению»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram