Анохина Оксана Владимировна
учитель начальных классов, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
МОБУ лицей № 23 г. Сочи им. Кромского И.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №198622
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Урок на тему: «Сочи – мой родной город: вчера, сегодня, завтра!»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №198622


Всероссийский конкурс «Мой лучший урок»

Направление: начальная школа

Сценарий урока на тему:

«Сочи – мой родной город: вчера, сегодня, завтра!»

Предмет: Окружающий мир с интеграцией 

в литературное чтение, технологию и ИЗО
Класс: 3

Автор: учитель начальных классов, советник директора 

по воспитанию и взаимодействию с детскими 

общественными организациями 

Анохина Оксана Владимировна

 

  1. Цели и задачи урока

Цель: 

Сформировать целостный образ г. Сочи как динамично развивающегося IT-медиа-курорта, сохраняющего свое уникальное наследие, через использование современных цифровых инструментов и активизацию личного опыта.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с современными объектами Сочи (Сириус, Роза Хутор, Сочи Парк, IT-кластер), научить отличать их от исторических символов (дольмены, Мацеста). Анонсировать городские образовательные проекты: краеведческую игру «КВЕСТ-2026» и фестиваль «Черное море-2025».

Развивающие: Развивать цифровую грамотность (работа с QR-кодами), критическое мышление, умение работать с интерактивным контентом и создавать собственный цифровой продукт (инфографику). Продемонстрировать навыки, необходимые для участия в городских конкурсах.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за город, который сочетает традиции и инновации, формировать активную гражданскую позицию.

 

  1. Планируемые результаты

Личностные: Осознание себя жителем современного, высокотехнологичного города. Формирование мотивации к участию в городских краеведческих мероприятиях.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Умение работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, видео, интерактивная карта).

Коммуникативные УУД: Эффективное сотрудничество в цифровой среде (совместная работа над онлайн-доской).

Регулятивные УУД: Умение работать с техническими средствами для решения учебной задачи.

Предметные: Знать ключевые современные и исторические достопримечательности Сочи, понимать их значение. Иметь представление о городских краеведческих конкурсах.

 

  1. Используемые педагогические методики и технологии

Технология смешанного обучения: Сочетание очной работы и цифровых инструментов (QR-коды, интерактивная доска).

Геймификация: Использование интерактивной онлайн-викторины (на российской образовательной платформе CORE). Практика навыков, востребованных в городской игре «КВЕСТ-2026».

Технология критического мышления: Прием «Верю — не верю» для актуализации знаний.

Социальное проектирование: Создание цифрового коллажа-инфографики «Сочи-2025». Работа в формате, приближенном к фестивалю «Черное море-2025».

 

  1. Оборудование и ресурсы

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, планшеты/смартфоны с доступом в интернет (1 на группу), презентация, интерактивная карта Сочи, раздаточный материал (карточки с QR-кодами), листы А3, клей, фломастеры. Информационные стикеры о городских конкурсах.

 

  1. Ход урока (структура и содержание)

 

1 этап. Оргмомент. Цифровая загадка (3 мин.)

Учитель приветствует класс: «Здравствуйте, юные исследователи! Я рада видеть ваши умные и любознательные глаза. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие».

На интерактивной доске проецируется интерактивная карта Сочи с помеченными точками-достопримечательностями (Сириус, дольмен, Роза Хутор, Мацеста).

Учитель задает наводящие вопросы: «Ребята, посмотрите внимательно на карту. Один из этих объектов — самый молодой, современный технологический центр. Как вы думаете, какой? (Сириус). А какой объект, по-вашему, является самым древним, хранящим тайны прошлого? (Дольмен)».

Формулирует основную идею урока: «Сегодня мы с вами узнаем, как наш город Сочи гармонично соединяет в себе древнюю историю и самые современные технологии! А также я расскажу, как эти знания можно применить в настоящих городских конкурсах!».

 

2 этап. Актуализация знаний. «Цифровой баттл» (7 мин.)

Учитель создает интригу: «Ребята, а насколько хорошо вы знаете современный Сочи? Давайте проверим в цифровом баттле!»

На интерактивной доске проецируется задание «Верю — не верю» с четырьмя утверждениями. Учитель организует фронтальную работу, предлагая ученикам использовать планшеты для голосования (например, поднять зеленую/красную карточку на экране планшета или просто показать карточку из бумаги).

После каждого утверждения учитель просит 1-2 учеников обосновать свой выбор, стимулируя дискуссию.

После разбора всех утверждений учитель задает ключевые вопросы: «О чем же говорят нам эти факты? Каким предстает перед нами Сочи?» (Ответы: современным, технологичным, развивающимся). «Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?».

 

3 этап. Открытие нового знания. Квест «QR-СОЧИ» (15 минут)

Учитель делит класс на 4 группы по 3-4 человека, распределяет роли (например, «исследователь» (сканирует QR-код), «аналитик» (ищет ключевые факты), «дизайнер» (оформляет плакат), «спикер» (готовит выступление)).

Раздает каждой группе конверт с раздаточным материалом:

Карточка с QR-кодом, ведущим на заранее созданный учителем ресурс (например, Google Документ с текстом и фото, короткое видео-интервью, виртуальный тур).

Чистый лист А3 и маркеры для создания инфографики.

Шаблон-памятка для инфографики: «Название объекта», «3 ключевых факта», «Почему это стоит увидеть?».

Дает четкую инструкцию: «Ваша задача — за 10 минут изучить информацию по QR-коду, выбрать самое главное и оформить это на листе в виде яркой и понятной памятки для туриста».

Направляет работу групп, оказывает помощь, следит за временем.

Важный акцент: Учитель напоминает, что этот формат работы — отличная тренировка для будущего участия в городской краеведческой игре «КВЕСТ-2026».

 

4 этап. Первичное закрепление. Интерактивная викторина (5 минут)

После выступления всех групп учитель предлагает проверить знания в интерактивной викторине.

На интерактивной доске запускается викторина, созданная на российской образовательной платформе CORE. Вопросы викторины включают изображения изученных объектов (Сириус, Роза Хутор) и тех, что только были упомянуты (дольмен, морской порт, Красная Поляна).

Учитель инструктирует детей: «Возьмите планшеты. Сейчас на экране появятся вопросы с вариантами ответов. Ваша задача — выбрать правильный ответ на своем устройстве. Будьте внимательны!»

По окончании викторины платформа автоматически показывает рейтинг команд или правильные ответы. Учитель проводит краткий анализ, задавая вопросы: «Почему вы выбрали этот ответ? Где мы можем найти информацию об этом объекте?»

Мотивационная связь: Учитель подчеркивает: «Ребята, обратите внимание, как мы сейчас работали: быстро, слаженно, используя технологии. Именно такие навыки — работа в команде, поиск информации и эрудиция — будут вашим главным преимуществом на городской игре «КВЕСТ-2026»!»

 

5 этап. Творческое применение. Проект «Бренд Сочи» (7 минут)

«Виртуальное дерево впечатлений» 

Учитель открывает на интерактивной доске чистый слайд PowerPoint.

Заранее подготовлен шаблон: изображение большого дерева или контура карты Сочи с заголовком «Сочи – город мечты. Почему?».

Дает инструкцию: «Ребята, давайте вместе «вырастим» дерево наших впечатлений о Сочи! Подойдите к доске и напишите стилусом одно слово-ассоциацию с нашим городом или нарисуйте рядом с деревом маленький символ (солнышко, море, гору), который его описывает».

«Интерактивный коллаж» (без использования цифровых технологий)

На большом листе ватмана (А1 или А0) учитель заранее создает основу-заголовок «Наш Сочи».

Раздает учащимся заранее заготовленные разноцветные стикеры (листочки для записей) в форме облачков, солнышек, морских волн.

Предлагает задание: «Напишите на своем стикере слово или короткую фразу, которая, по-вашему, лучше всего описывает Сочи. А теперь давайте вместе создадим большое «солнце» наших мнений, приклеив все стикеры на наш общий плакат!»

После заполнения дерева, карты или плаката учитель комментирует: «Посмотрите, каким многогранным и ярким получился образ нашего города! Ваши мысли и ассоциации — это отличная основа для творчества. Напомню, что для фестиваля «Черное море-2025» как раз нужны такие искренние и творческие работы!».

 

6 этап. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание (3 минуты)

Рефлексия «Цифровой светофор»: Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. На интерактивной доске появляется изображение светофора.

Зеленый: «Я уверенно ориентируюсь в современном Сочи и готов участвовать в конкурсах!»

Желтый: «Я многое узнал, но хочу узнать еще больше.»

Красный: «Мне было трудно разобраться, что такое современный Сочи.»
Учащиеся подходят к доске и стилусом «зажигают» выбранный цвет.

Итог урока: Учитель обобщает: «Сегодня мы убедились, что Сочи — это город, в котором богатая история встречается с инновациями. Мы — часть этого великого города! И я надеюсь, что наш урок вдохновит кого-то из вас на участие в городских конкурсах».

Домашнее задание: 

Учитель раздает красочные памятки с заданиями и краткой информацией о конкурсах.

Задание на выбор:

Цифровое: Создать с родителями 3-5 слайдов в PowerPoint или Canva о любимом современном месте в Сочи. «Лучшие работы мы рассмотрим для участия в фестивале «Черное море-2025″».

Творческое: Нарисовать комикс «Один день из жизни жителя Сочи-2025».

Исследовательское: Сфотографировать и найти в интернете информацию о 1-2 новых объектах в своем районе. «Эта работа поможет нам подготовить команду для «КВЕСТ-2026″».

Учитель раздает информационные стикеры с названиями и кратким описанием конкурсов («КВЕСТ-2026», «Фестиваль «Черное море-2025″»).

 

  1. Краткий анализ работы и результатов урока

Использование современного контента (IT-кластер, Сириус, цифровые профессии) значительно повысило вовлеченность учащихся. Важным мотивирующим фактором стала интеграция информации о городских конкурсах, что придало уроку практико-ориентированный характер и показало детям реальную перспективу применения полученных знаний. Работа с QR-кодами и платформой CORE стала осознанной репетицией навыков для «КВЕСТ-2026», а творческое задание было воспринято как первый шаг к участию в фестивале «Черное море-2025». Наблюдался высокий уровень интереса при анонсировании домашних заданий, так как они были напрямую увязаны с конкурсной деятельностью. 95% учащихся успешно справились с заданиями, а более половины класса выразили желание участвовать в предложенных городских мероприятиях.

Краткое описание современных приемов:

Интеграция с городскими образовательными инициативами: Урок не только дает знания, но и выполняет профориентационную и мотивационную функцию, знакомя учащихся с актуальными проектами управления образования («КВЕСТ-2026», «Черное море-2025») и демонстрируя преемственность между учебной и внеурочной деятельностью.

QR-кодирование информации: Позволяет быстро передавать учебный контент, развивая цифровую грамотность. Моделирует один из форматов заданий в современных краеведческих квестах.

Использование интерактивных досок: Формирует навыки коллективной работы в цифровой среде. Полученный цифровой ресурс (доска с ассоциациями) может быть использован как материал для подготовки заявки на фестиваль.

Геймификация через отечественную платформу CORE: Повышает мотивацию и вовлеченность. Прямо ассоциируется с тренировкой перед городской игрой, что повышает серьезность отношения к заданию.

Проектное домашнее задание: Вариативные задания, привязанные к конкурсам, повышают уровень самостоятельности и ответственности учащихся, давая им возможность сразу применить полученные знания в социально значимом контексте.

 

Урок на тему: «Сочи – мой родной город: вчера, сегодня, завтра!»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram