Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
«Составление описательного рассказа о диком животном с опорой на мнемотаблицу».
Разработала и провела: воспитатель Лёшина Наталья Алексеевна.
Тема: «Составление описательного рассказа о диком животном с опорой на мнемотаблицу».
Возрастная группа: старшая разновозрастная группа компенсирующей направленности у детей с ОНР.
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе речевой деятельности «Составление описательного рассказа о диком животном с опорой на мнемотаблицу».
Задачи:
- создать условия для развития связной речи детей;
- побуждать детей выражать свои мысли, мнения, предположения;
- создать условия для коррекционной работы с детьми для формирования координации речи с движением;
- способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками, умения договариваться и обсуждать совместные действия;
- прививать интерес и любовь к животному миру.
Оборудование и материалы: Синичка, конверт с письмом, магнитная доска, загадка дня, звёздочки для голосования, маски медведя и зайца по 3 штуки, маска Ежа-учителя, карточки для мнемотаблицы, напольное ТРИЗ – пособие «Домик», колокольчик, для каждой команды: стол, набор карточек с характеристиками животных, звоночек.
| Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/задачи |
| Мотивационно-целевой этап | |||
| Синичка, конверт с письмом.
Магнитная доска, загадка дня, звёздочки для голосования. Маски медведя и зайца по 3 штуки, маска Ежа-учителя. |
Ребята, нам синичка принесла конверт с письмом.
Посмотрим от кого же это письмо? Детский сад «Звёздочка», детям группы «Непоседы» Обратный адрес: «Лесная школа». Здравствуйте, ребята! Пишут вам ваши друзья, лесные ученики. Нам учитель-Ёж дал задание рассказать о себе, о том как мы готовимся к зиме. А мы не знаем как это сделать. Помогите нам, пожалуйста! Загадка дня ? Дикие животные готовятся к зиме? Да Нет Вы готовы отправиться в «Лесную школу» и помочь ее ученикам? «Вокруг себя повернись, в «Лесной школе» появись!» Чтобы стать настоящими лесными учениками вам надо в них превратиться. Что вам поможет? Кем вы стали? Ребята, вы меня узнали? Да, я учитель-Ёж. Я очень рад новым ученикам! Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! И нам пора начинать урок (звенит звонок). Предлагаю вам вспомнить правила «Лесной школы»: -внимательно смотреть, -внимательно слушать, -не перебивать друг друга и учителя, -уметь договориться друг с другом. Тема нашего урока составить рассказ о диком животном и о том, как оно готовится к зиме! |
Дети достают из конверта письмо, читают.
Дети дают ответ на «загадку дня», прикрепляют свои звёздочки в определенную графу — да или нет. Дети соглашаются помочь лесным ученикам. Дети произносят «волшебные слова» и выполняют действия согласно тексту. Ребята надевают маски зайчат и медвежат, педагог маску Ежа-учителя. Проговаривают правила. |
Условия для создания мотивации к деятельности, для выражения детьми своих мыслей, обращения к опыту
Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для принятия детьми решения Условия для стимулирования речевой активности Условия для межличностного общения. Условия для принятия детьми решения. |
| Основной этап | |||
| Карточки для мнемотаблицы,
напольное ТРИЗ – пособие «Домик» Для каждой команды: стол, набор карточек с характеристиками животных, звоночек. Колокольчик |
Чтобы составить рассказ о диком животном и ничего не забыть, нам надо составить план рассказа. Для этого нам помогут карточки. Предлагаю вам посмотреть на карточки:
Предлагаю вам заполнить окошки домика карточками в соответствии с их номерами. Лесные ученики, прошу подойти ко мне. Я предлагаю вам объединиться в команды. Как ваши команды называются? О каком диком животном ваша команда будет составлять рассказ? А ваша? Вы готовы к выполнению задания? Команды, пройдите к месту выполнения задания. На ваших партах лежат карточки, выберите только те карточки, которые помогут вам составить рассказ о вашем животном. Договоритесь кто будет начинать рассказ, кто будет продолжать, а кто закончит. Чья команда первой будет рассказывать свой рассказ? Разместите карточки в домике в нужные окошки. Педагог следит за речью детей, при необходимости исправляет. Молодцы! Вы справились с заданием! Мои лесные ученики, настало время переменки, нам пора отдохнуть. Предлагаю выйти на полянку и встать в круг. Динамическая пауза «Дикие животные»: Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков) (Поставить ладони на голову пальцами вверх) (Подвигать ладонями вперед –назад) (Ходьба на месте на носочках, плавные движения руками перед собой) (Руки на поясе, повороты головы влево – вправо) Предлагаю, второй команде рассказать свой рассказ. Спасибо всем за интересные рассказы! На этом наш урок завершается! (звенит звонок) А вам пора превращаться в детей и возвращаться в детский сад. «Вокруг себя повернись, в нашей группе появись!» |
Дети совместно с воспитателем подбирают карточки, раскладывают их в окошки напольного ТРИЗ – пособия «Домик»,
проговаривают план рассказа. Дети объединяются в команду «Зайчата» и команду «Медвежата». Ребята решают, что команда зайчат будет составлять рассказ о зайце, а команда медвежат- о медведе. Дети подбирают карточки, договариваются кто за кем будет рассказывать, рассказывают рассказ (командная работа). Проговаривают текст, выполняют движения согласно тексту. Рассказывают рассказ. Дети и педагог снимают маски, произносят «волшебные слова» и выполняют действия согласно тексту. |
Условия для проявления поисковой активности.
Условия для стимулирования умения делать выводы. Условия для межличностного общения. Условия для стимулирования речевой активности Условия для межличностного общения. Условия для развития самостоятельности и инициативы. Условия для межличностного общения. Условия для стимулирования речевой активности Создание ситуации успеха для каждого ребенка. Условия для коррекционной работы с детьми для формирования координации речи с движением Условия для развития самостоятельности и инициативы. Условия для межличностного общения. Условия для стимулирования речевой активности Создание ситуации успеха для каждого ребенка. |
| Рефлексия. | |||
| Педагог подводит итог занятия:
-Кому вы сегодня помогли? -Как вы это делали? -Как вы думаете? Вы смогли научить лесных учеников составлять рассказы о диких животных? — Ваши рассказы помогут им подготовиться к зиме? -Какие сложности вы испытали? -Ребята, о чем вы сегодня расскажете своим друзьям, родителям? -Спасибо вам за помощь, вы работали дружно и всё у вас получилось. |
Дети делятся впечатлениями. Выражают различные эмоции. | Создание условий для выражения эмоционального отклика у дошкольника | |
