Юдинцева Наталья Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
КАК ПРОВЕРИТЬ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Работа с источниками информации – важная составляющая современного образования, так как обеспечивает приобщение человека ко всему целостному и разнообразному миру науки и культуры. В ФГОС ООО в пункте «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» отдельным умением выделено «смысловое чтение». По Программе формирования основ смыслового чтения для учащихся 5-6 классов выделяются следующие результаты:
| Возрастная группа | Обязательные результаты |
| Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |
| 5–6 классы | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте. Находить в тексте требуемую информацию. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять не только главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. |
| Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | |
| 5–6 классы | Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление. Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.
Интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; — обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста |
| Работа с текстом: оценка информации | |
| 5–6 классы | Откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире. Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. |
Понятно, что обеспечить достижение обязательных результатов необходимо на всех предметах. Но уроки русского языка носят текстоориентированный характер. Именно всесторонняя работа с текстом обеспечивает результат – личностный, метапредметный, предметный.
Одним из способов оценки планируемых результатов является контрольная работа на основе анализа текста. В начальной школе ученики 2-4 классов выполняли комплексную работу, в которой задания по 3 предметам (русскому языку, математике и окружающему миру) выполнялись на основе текста. В прошлом году наши пятиклассники выполняли подобную работу по русскому языку. В 5 «А» классе по 2 вариантам работали 20 учеников. Проверялись следующие умения:
| № | Что проверяется |
| 1 | умение определять основную тему текста |
| 2 | умение определять основную мысль текста |
| 3 | умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде |
| 4 | умение понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде |
| 5 | умение формулировать на основе текста простые выводы |
| 6 | умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания |
| 7 | умение составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста |
| 8 | умение преобразовывать информацию из одного вида в другой |
| 9 | умение элементарно обосновывать высказанное суждение; находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение; строить самостоятельное высказывание-рассуждение |
| 10 | умение элементарно обосновывать высказанное суждение; строить самостоятельное высказывание-рассуждение, самостоятельно подбирать и приводить аргументы для обоснования своей позиции |
Тексты контрольных работ были взяты из рабочей тетради по русскому языку для 5 класса «Задания на понимание текста» (О.Н.Зайцева издательство «Экзамен»).
Анализ выполненных работ показал, что наиболее сложными оказались задания № 4, 6, 10.
4 задание – «Из текста понятно, что…» Из 4 суждений нужно было выбрать 1, но для этого нужно было понять весь текст, соотнести информацию в разных его частях, произвести необходимые вычисления. Из 20 неправильно сделали 15 человек.
6 задание – «Если вы захотите узнать побольше из истории города, то какую книгу вам следует взять в библиотеке?» Из 20 – 10 неверно выполнили.
10 задание – «Считаете ли вы, что…. Приведите не менее двух доказательств выдвинутого вами тезиса». Это задание показало, что сформировать свою позицию может большинство, но вот подобрать аргументы для доказательства затрудняются 10 человек, 1 не приступал к выполнению задания совсем.
Таким образом, умения по степени сформированности распределились так:
| № зад. | Что проверяется | Кол-во ошибок |
| 4 | умение понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде | 15 |
| 6 | умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания | 10 |
| 10 | умение элементарно обосновывать высказанное суждение; строить самостоятельное высказывание-рассуждение, самостоятельно подбирать и приводить аргументы для обоснования своей позиции |
10 + 1 |
| 1 | умение определять основную тему текста | 9 |
| 3 | умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде | 7 |
| 8 | умение преобразовывать информацию из одного вида в другой | 7 |
| 5 | умение формулировать на основе текста простые выводы | 5 |
| 7 | умение составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста | 4 |
| 9 | умение элементарно обосновывать высказанное суждение; находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение; строить самостоятельное высказывание-рассуждение |
3 |
| 2 | умение определять основную мысль текста | 3 |
Проведённый анализ позволил определить проблемные зоны и наметить дальнейшую работу. Встал вопрос об организации совместной работы со школьной библиотекой по обучению работе со справочной литературой. На уроках при работе с текстом, в первую очередь, уделяется внимание отмеченным ошибкам.
Ясно, что над текстом нужно работать систематически и не только учителю русского языка и литературы. Извлекать информацию из текстов, читать тексты разных стилей наши дети в большинстве своём не умеют. Это работа не одного дня и не одного учителя.
