Юдинцева Наталья Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Кикнур»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №198650
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Успешные практики воспитательной работы», в рамках реализации национального проекта «Молодежь и дети»
Наименование конкурсной работы: КАК ПРОВЕРИТЬ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №198650


Юдинцева Наталья Геннадьевна, 

учитель русского языка и литературы 

КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур 

 

КАК ПРОВЕРИТЬ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

 

Работа с источниками информации – важная составляющая современного образования, так как обеспечивает приобщение человека ко всему целостному и разнообразному миру науки и культуры. В ФГОС ООО в пункте «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» отдельным умением выделено «смысловое чтение». По Программе формирования основ смыслового чтения для учащихся 5-6 классов выделяются следующие результаты:

 

Возрастная группа Обязательные результаты
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
5–6 классы Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: 

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;  

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; 

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; 

— объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте. 

Находить в тексте требуемую информацию.

Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: 

— определять назначение разных видов текстов; 

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста; 

— выделять не только главную, но и избыточную информацию; 

— прогнозировать последовательность изложения идей текста; 

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
5–6 классы Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление. Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

Интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

— обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста

Работа с текстом: оценка информации
5–6 классы Откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире.

Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения.

 

Понятно, что обеспечить достижение обязательных результатов необходимо на всех предметах. Но уроки русского языка носят  текстоориентированный характер. Именно всесторонняя работа с текстом обеспечивает результат – личностный, метапредметный, предметный.

Одним из способов оценки планируемых результатов является контрольная работа на основе анализа текста. В начальной школе ученики 2-4 классов выполняли комплексную работу, в которой задания по 3 предметам (русскому языку, математике и окружающему миру) выполнялись на основе текста. В прошлом году наши пятиклассники выполняли подобную работу по русскому языку. В 5 «А» классе по 2 вариантам работали 20 учеников. Проверялись следующие умения:

 

Что проверяется
1 умение определять основную тему текста
2 умение определять основную мысль текста
3 умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде 
4 умение понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде
5 умение формулировать на основе текста простые выводы
6 умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания
7 умение составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста
8 умение преобразовывать информацию из одного вида в другой
9 умение элементарно обосновывать высказанное суждение; находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение; строить самостоятельное высказывание-рассуждение
10 умение элементарно обосновывать высказанное суждение; строить самостоятельное высказывание-рассуждение, самостоятельно подбирать и приводить аргументы для обоснования своей позиции

 

 Тексты контрольных работ были взяты из рабочей тетради по русскому языку для 5 класса «Задания на понимание текста» (О.Н.Зайцева издательство «Экзамен»).

Анализ выполненных работ показал, что наиболее сложными оказались задания № 4, 6, 10.  

4 задание – «Из текста понятно, что…» Из 4 суждений нужно было выбрать 1, но для этого нужно было понять весь текст, соотнести информацию в разных его частях, произвести необходимые вычисления. Из 20 неправильно сделали 15 человек.

6 задание – «Если вы захотите узнать побольше из истории города, то какую книгу вам следует взять в библиотеке?» Из 20 – 10 неверно выполнили.

10 задание – «Считаете ли вы, что…. Приведите не менее двух доказательств выдвинутого вами тезиса». Это задание показало, что сформировать свою позицию может большинство, но вот подобрать аргументы для доказательства затрудняются 10 человек, 1 не приступал к выполнению задания совсем. 

Таким образом, умения по степени сформированности распределились так:

№ зад. Что проверяется Кол-во ошибок
4 умение понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде 15
6 умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания 10
10 умение элементарно обосновывать высказанное суждение; строить самостоятельное высказывание-рассуждение, самостоятельно подбирать и приводить аргументы для обоснования своей позиции

10 + 1

1 умение определять основную тему текста 9
3 умение находить информацию, факты, заданные  в тексте в явном виде 7
8 умение преобразовывать информацию из одного вида в другой 7
5 умение формулировать на основе текста простые выводы 5
7 умение составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста 4
9 умение элементарно обосновывать высказанное суждение; находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение; строить самостоятельное высказывание-рассуждение

3

2 умение определять основную мысль текста 3

 

Проведённый анализ позволил определить проблемные зоны и наметить дальнейшую работу. Встал вопрос об организации совместной работы со школьной  библиотекой по обучению работе со справочной литературой. На уроках при работе с текстом, в первую очередь, уделяется внимание отмеченным ошибкам. 

Ясно, что над текстом нужно работать систематически и не только учителю русского языка и литературы. Извлекать информацию из текстов, читать тексты разных стилей наши дети в большинстве своём не умеют. Это работа не одного дня и не одного учителя.

 

КАК ПРОВЕРИТЬ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram