Цифровизация как одно из направлений работы с обучающимися с ОВЗ
Методист по инклюзивному образованию
СОШ № 2 г. Белоярский Кожухарь П.Н.
В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский» (СОШ № 2 г. Белоярский) обучается 691обучающийся, из них 13 обучающихся с ОВЗ и дети-инвалиды обучаются индивидуально на дому, 51 — инклюзивно: 2 слабослышащих, 2 слабовидящих, 13 с ТНР, 3 – НОДА, 21 – ЗПР, с УО лёгкая – 6, УО тяжёлая – 2, РАС – 6, со сложными дефектами – 3, у одного обучающегося иные ограничительные поражения, 5 обучающихся с сахарным диабетом.
Цифровизация делает образование удобным для всех школьников. Действительно, это так. Но от цифровизации мы ожидаем интерактивности, гибкости и ориентации на развитие навыков, которые повысят доступность и качество образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов!
Как и во всех сферах, цифровизация в образовании обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов СОШ № 2 упрощает организационные задачи. Во-первых, в школьном электронном дневнике на платформе https://cop.admhmao.ru/ удобнее фиксировать и передавать информацию (например, от учителя родителям ученика и наоборот). Во-вторых, при гибридном обучении, когда здоровые обучающиеся находятся в классе, а дети-инвалиды подключаются дистанционно из дома, позволяет им не пропускать уроки, например, из-за болезни или плохого самочувствия. В-третьих, при смешанном обучении, когда наряду с обычным форматом занятий в классе используются цифровые технологии на платформе «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/class/1/ и контенте «Моя школа» с цифровым ресурсом https://lesson.edu.ru/lesson/e093dccf-40f3-4242-b78a-9f426bbd9d5f, где все обучающиеся могут одновременно выполнять задания.
Особый интерес представляют цифровые платформы, которые обеспечивает доступ к учебным материалам и ресурсам для всех обучающихся, независимо от местонахождения. Среди них образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учителей «Учи.ру», онлайн-школа подготовки к ОГЭ и ЕГЭ «Умскул», онлайн-школы «Skysmart» и «Фоксворд» для проверки знаний по всем предметам школьной программы с использованием интерактивных тренажёров.
Постепенно в школе происходит интеграция виртуальной реальности (VR) в образовательный процесс https://funreality.ru/technology/virtual_reality/. С помощью технологии VR учащиеся погружаются в интерактивную образовательную среду, что позволяет приобретать навыки и практический опыт без выхода на реальную рабочую площадку. При помощи VR дети-инвалиды могут примерить роли стропальщика, сварщика, крановщика, металлурга и других опасных профессий, чтобы сравнить своё физическое состояние с теми условиями, при которых нужно будет выполнить ту или иную деятельность.
Кроме того, высокие темпы развития игровых технологий дают развитие и VR в образовании. Например, обучающийся 1 класса с нозологией РАС с учётом НОДА (неговорящий) выполняет задания из приложений на сайте «RuStore» https://www.rustore.ru/catalog/education. При этом, не читая вслух, находит в тексте ключевые слова, составляет предложения и тексты, умеет переходить с программы на программу без помощи учителя или ассистента (мамы). Выучил самостоятельно таблицу умножения и деления https://best-test.me/Home/Multiplication, оперирует шестизначными цифрами.
В этом году обучающие активно работают с сервисами с искусственным интеллектом, например, https://fokus.am/ru/, https://sway.cloud.microsoft/, которые позволяют автоматизировать процесс разработки слайдов презентации на заданную учителем тему. Обучающиеся вводят основную идею или тему, а ИИ генерирует текст, подбирает изображения и создаёт слайды, предлагая различные визуальные оформления. Данные программы помогают обучающимся быстрее справиться с домашними заданиями по предметам, получить новую информацию, а также научиться самостоятельно приобретать дополнительные знания в той или иной области.
Звукограм — сервис для звуковых дизайнеров используется учителями для работы с обучающимися с УО, так как данная программа считывает файл и синтезирует речь для текста с учётом всех пауз. Это помогает обучающимся сформировать изначально правильную устную речь.
https://speechlogger.appspot.com/ru/ — программа, которую используют обучающиеся с ТНР (тяжёлые нарушения речи) и слабовидящие, так как она предназначена для распознавания речи и мгновенного голосового перевода с автоматической расстановкой знаков препинания, сохранением отметки времени и возможностью редактирования текста. Здесь нет никакой регистрации пользователя. Для этого достаточно просто надиктовать сообщение, добавить необходимую корректировку и отправить его в виде текста учителю, сэкономив время на наборе.
Таким образом, обучающиеся СОШ №2 г. Белоярский имеют возможность получать образование в доступной и качественной форме.
