МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр образования 43»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ТУЛА — ЗЕМЛЯ МОЯ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТУРИСТСКО — КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8 -10 лет
Срок реализации: 1 год
(учитель начальных классов Трошина О.В.)
г.Тула
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Пояснительная записка ………………………………………………3 стр.
- Содержание программы ………………………………………………7 стр.
- Формы контроля и оценочные материалы …………………………16 стр.
- Организационно — педагогические условия реализации программы..17 стр.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Рабочая программа дополнительного образования»Тула — земля моя» по содержанию является туристско — краеведческой, по функциональному предназначению — учебно — познавательной, по форме организации — кружковой, по времени реализации — годичной. В ее основе лежит развитие личности ребенка, его успех посредством знакомства с историей родного края.
Программа рассчитана на учащихся начальных классов 8 — 10 лет. Реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации –музеями города, библиотеками.
1.2. Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ и с требованиями следующих нормативных документов:
— Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021).
— Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
— Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
— Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
— Примерная номенклатура дел для использования в работе учреждений дополнительного образования детей «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от 07.05.2020;
— Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-136 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-21 «Об утверждении рекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей».
— Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
— Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
— Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
— Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
— Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
— Конвенция о правах ребенка.
— Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006.
— Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации
1.3. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большое внимание уделяется воспитанию у детей гражданственности, патриотизма. К числу наиболее актуальных проблем относится охрана природы, бережное отношение к истории родного края, памятникам культуры.
1.4. Новизна программы состоит в том, что расширено содержание материала, больше включено экскурсий, творческих практик.
Программа направлена на создание условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию и творчеству, профилактики асоциального поведения (в кружок привлекаются дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию).
1.5. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что материал и средства, которые предлагает программа, наиболее действенны на детей 8 -10 лет. Если учащихся включить в эти виды деятельности, то повысится их познавательная активность, укрепятся взаимоотношения в семье, дети, попавшие в ТЖС, смогут реализоваться в творчестве, социализироваться.
Программа разработана с учётом современных образовательных технологий: сотрудничество, проблемное обучение, метод проектов, ИКТ, здоровьесберегающих технологий, игровых.
Предполагается использование активных форм и методов обучения: игр, конкурсов, экскурсий, творческих практик.
1.6. Цель программы: приобщить учащихся к изучению истории родного города, развить у школьников интереса к культуре своего края, обогатить их внутренний мир, формировать нравственные, гражданские и патриотические чувства.
Задачи программы:
- приобретать знания о природе родного края, его истории, быте, культуре;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, культуре, природе, сохранению традиций региона;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
- развивать нравственные и эстетические чувства;
- формировать навыки правильного взаимодействия с природой.
- развивать творческие способности, научно-исследовательские умения.
1.7. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание гражданской ответственности, патриотизма, уважения к Родине;
- формирование доброжелательного отношения к мнению других людей;
- формирование коммуникативных качеств, умения общаться со сверстниками, взрослыми в процессе разнообразной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности.
- Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
- Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
- Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
- Формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные:
- Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, строить логическое рассуждение.
- Умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
Предметные: учащиеся приобретают знания и умения в области краеведение и туризма.
Все образовательные разделы программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта. Практические задания способствуют развитию у школьников творческих способностей, умения проектировать свою деятельность.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно — тематический план
| № п/п | Раздел, тема. | Количество часов | Формы контроля (аттестации) | ||
| Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
| 1. | Тульский край в древности. | 4 | |||
| 1.1. | Вводное занятие. Техника безопасности.
Мал городок. да старше Москвы на годок. |
1 | Входной | ||
| 1.2. | Тульский кремль. | 1 | Текущий | ||
| 1.3. | Тайны Тульского кремля. | 1 | Текущий | ||
| 1.4. | Экскурсия в кремль. Коллективная разработка маршрута экскурсии. | 1 | Текущий | ||
| 2. | Тула — город мастеров. | 9 | |||
| 2.1. | Тула пряничная. | 1 | 1 | Текущий | |
| 2.2. | Тула пряничная. Экскурсия на кондитерскую фабрику «Ясная Поляна». Мастер -класс по изготовлению пряника. | 1 | Текущий | ||
| 2.3. | Тула самоварная. Экскурсия в музей самоваров. | 1 | Текущий | ||
| 2.4 | Тула самоварная. | 1 | Текущий | ||
| 2.5. | Тула оружейная.
Разработка пешеходного маршрута по «оружейным» улицам |
. | 1 | Текущий | |
| 2.6. | Тула оружейная. Экскурсия в музей оружия. | 1 | Текущий | ||
| 2.7. | Ремёсла Тульского края. | 1 | Текущий | ||
| 2.8 | Ремёсла Тульского края. Интерактивная игра в комплексе «Добродел.» | 1 | Текущий | ||
| 2.9 | Народные промыслы. Экскурсия в музей филимоновской игрушки. Мастер — класс. | 1 | 1 | Текущий | |
| 3. | Тула сражается. | 6 | |||
| 3.1. | Памятные места Тульского кремля. | 1 | Текущий | ||
| 3.2. | Куликово поле. Заочная экскурсия. | 1 | Текущий | ||
| 3.3. | Тула — город — герой. Тула в годы Великой Отечественной Войны. | 1 | Текущий | ||
| 3.4. | Юные туляки — герои Великой Отечественной Войны. | 1 | Текущий | ||
| 3.5. | Экскурсия в музей обороны Тулы. | 1 | Текущий | ||
| 4. | Природа родного края. | 5 | |||
| 4.1. | Животный мир. | 1 | 1 | Текущий | |
| 4.2. | Растительный мир. Мастер — класс по флористике. | 1 | 1 | Текущий | |
| 4.3. | Красная книга Тульской области. | 1 | Текущий | ||
| 4.4. | Реки нашего края. | 1 | Текущий | ||
| 4.5. | Экскурсия в парк. Подготовка в фотовыставке. | 1 | Текущий | ||
| 4.6. | Фотовыставка. Красота природы родного края. | 1 | Промежуточный | ||
| 5. | Знаменитые земляки. | 5 | |||
| 5.1. | Поэты, писатели, художники и Тульский край. | 1 | Текущий | ||
| 5.2. | Л.Н.Толстой — наш земляк. Экскурсия в Ясную Поляну. | 1 | 1 | Текущий | |
| 5.3. | А.Т. Болотов — Ломоносов земли тульской. Заочная экскурсия в Дворяниново. | 1 | 1 | Текущий | |
| 5.4. | Руднев — командир крейсера «Варяг» | 1 | Текущий | ||
| 5.5. | П.П. Белоусов — создатель парка. Составление плана экскурсии по парку. | 1 | 1 | Текущий | |
| 6. | Символы нашего города. | 2 | |||
| 6.1. | Герб и флаг города. | 1 | 1 | Текущий | |
| 6.2. | «Тульская оборонная» — гимн Тулы. | 1 | 1 | Текущий | |
| 7. | Любимый город. | 2 | |||
| 7.1. | Любимые уголки родного города. | 1 | Текущий | ||
| 7.2. | Современная Тула. | 1 | Текущий | ||
| 7.3. | Итоговое занятие. Игра по станциям. Выставка. | 1 | 1 | Итоговый | |
| Итого | 34 | ||||
2.2. Содержание программы
Раздел1. Тульский край в древности.
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Мал городок. да старше Москвы на годок.
Содержание материала. Безопасность. Происхождение названия города Тулы, возникновение города, летопись, первое упоминание в Никоновской летописи. Как жили люди в старину.
Форма занятия. Беседа. Сказка.
Тема 1.2. Тульский кремль.
Содержание материала. Московская Русь, Василий III, река Упа, река Тулица, Ржавское болото. Первая улица. Осадные дворы.
Форма занятия. Групповая. Исследование.
Тема 1.3. Тайны Тульского кремля.
Содержание материала. Башни кремля. Соборы. Торговые ряды. Осада. Тайны башен.
Форма занятия. Беседа с элементами игры.
Тема 1.4. Экскурсия в Тульский кремль. Коллективная разработка маршрута экскурсии.
Форма занятия. Экскурсия. Практика.
Раздел 2. Тула — город мастеров.
Тема 2.1. Тула пряничная.
Содержание материала. Пряность. Пряничная доска. Печатный пряник. Гречихин. «Ясная Поляна», «Лакомка».
Форма занятия. Беседа. Групповая форма. Практика. КТД «Эскиз пряника».
Тема 2.2. Тула пряничная. Экскурсия на кондитерскую фабрику «Ясная Поляна». Мастер -класс по изготовлению пряника.
Форма занятия. Экскурсия. Мастер -класс.
Тема 2.3. Тула самоварная. Экскурсия в музей самоваров.
Форма занятия. Экскурсия.
Тема 2.4. Тула самоварная.
Содержание материала. Медь, латунь, серебро. Жаровой. дровяной самовар. Назар Лисицын. Чем знаменит самовар. «Посмотрите, самовар!». Чай из самовара.
Форма занятия. Практическое занятие.
Тема 2.5. Тула оружейная. Разработка пешеходного маршрута по «оружейным» улицам.
Содержание материала. Пётр 1, Никита Демидов, Кузнецкая слобода, оружейный завод».
Форма занятия. Творческая. Практика.
Тема 2.6. Тула оружейная. Экскурсия в музей оружия.
Форма занятия. Экскурсия.
Тема 2.7. Ремёсла Тульского края.
Содержание материала. Ремесленники, гончары, кузнецы.
Форма занятия. Сюжетно — ролевая игра.
Тема 2.8. Ремёсла Тульского края.
Форма занятия. Интерактивная игра в комплексе «Добродел.»
Мастер -класс.
Тема 2.9. Народные промыслы. Экскурсия в музей филимоновской игрушки. Мастер — класс.
Форма занятия. Экскурсия. Практика. Мастер — класс.
Раздел 3. Тула сражается.
Тема 3.1. Памятные места Тульского кремля.
Содержание материала. Оборона. Хан Дивлен Гирей. Восстание крестьян. Иван Болотников. Башня Водяных ворот. Башня Ивановских ворот.
Форма занятия. Беседа. Видеопрезентация.
Тема 3.2. Куликово поле. Заочная экскурсия.
Содержание материала. Князь Дмитрий Иванович. Река Дон. Битва. Хан Мамай. Победа. Прозвище Донской. Тульская область.
Форма занятия. Заочная экскурсия.
Тема 3.3. Тула — город — герой. Тула в годы Великой Отечественной Войны.
Содержание материала. Москва. Тульский рабочий полк. Передний край обороны. Памятники города, посвящённые годам Великой Отечественной Войны.
Форма занятия. Беседа. Видеопрезентация.
Тема 3.4. Юные туляки — герои Великой Отечественной Войны.
Содержание материала. Александр Чекалин. Фашисты. Город Лихвин (Чекалин).
Форма занятия. Посещение библиотеки. Беседа. Рассказ.
Тема 3.5. Экскурсия в музей обороны Тулы.
Форма занятия. Экскурсия.
Раздел 4. Природа родного края.
Тема 4.1. Животный мир.
Содержание материала. Млекопитающие. Насекомые. Рыбы. Питание. Образ жизни. Охрана животных. Правила безопасного поведения в природе.
Форма занятия. Презентация. Викторина.
Тема 4.2. Растительный мир. Мастер — класс по флористике.
Содержание материала. Деревья, кустарники, травы, цветы. охрана растительного мира. Правила поведения в природе.
Форма занятия. Презентация. Практика. Мастер — класс.
Тема 4.3. Красная книга Тульской области.
Содержание материала. Животный и растительный мир. Охрана природы.
Форма занятия. Групповая. Творческая. Составление памятки по охране природы.
Тема 4.4. Реки нашего края.
Содержание материала. Реки. Исток.
Форма занятия. Презентация. Кроссворд.
Тема 4.5. Экскурсия в парк. Подготовка в фотовыставке.
Содержание материала. Красота окружающего мира.
Форма занятия. Прогулка. Практика.
Раздел 5. Знаменитые земляки.
Тема 5.1. Поэты, писатели, художники и Тульский край.
Содержание материала. Л.Н.Толстой, И.С. Тургенев, С.А. Есенин, К
В.А. Жуковский, К.Д. Ушинский, В.Д. Поленов. Произведения. Репродукция картин.
Форма занятия. Посещение библиотеки. Видеопрезентация. Викторина.
Тема 5.2. Л.Н.Толстой — наш земляк. Экскурсия в Ясную Поляну.
Форма занятия. Экскурсия.
Тема 5.3. А.Т. Болотов — Ломоносов земли тульской. Заочная экскурсия в Дворяниново, в Богородицк.
Содержание материала. Агроном, писатель, химик. Парк в городе Богородицке.
Форма занятия. Видеопрезентация.
Тема 5.4. В.Ф.Руднев — командир крейсера «Варяг»
Содержание материала. Крейсер Варяг, Русско — японская война, Александровский парк.
Форма занятия. Презентация.
Тема 5.5. П.П. Белоусов — создатель парка. Составление плана экскурсии по парку.
Содержание материала. История парка. Санитарный врач, первые дубки, субботник, современный парк.
Форма занятия. Видеопрезентация. Практика.
Раздел 6. Символы нашего города.
Тема 6.1.. Герб и флаг города.
Содержание материала. Символы города. ствол ружья, молоты, щит, клинки.
Форма занятия. Групповая. Соревнование.
Тема 6.2. «Тульская оборонная» — гимн Тулы.
Содержание материала. Гимн области, гимн Тулы, исполнение, «оружейные » улицы.
Форма занятия. Концерт.
Раздел 7. Любимый город.
Тема 7.1 Любимые уголки родного города.
Содержание материала. Парки, скверы, улицы, микрорайон.
Форма занятия. Групповая. Творческая. Коллаж.
Тема 7.2. Современная Тула.
Содержание материала. Музейный квартал, Казанская набережная, кремль, парк.
Форма занятия. Беседа с игровыми элементами.
Тема 7.3. Итоговое занятие. Игра по станциям. Выставка.
Форма занятия. КТД. Игра. Выставка.
- ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Подведение итогов по результатам освоения программы может быть в форме «Игры по станциям», во время которой учащиеся показывают свои знания по разделам программы, в форме участия в ежегодной городской игре для третьеклассников «Тайны Тульского кремля». В конце года организуется выставка творческих работ, в которой принимают участие и школьники, и их родители.
Контроль ведется и на текущих занятиях. Педагог наблюдает за активностью, заинтресованностью и продуктивностью деятельности учащихся, умением общаться со сверстниками, желанием выполнять творческие задания. Для подведения итогов обучения используются разнообразные формы контроля:
— выставки;
— конкурсы;
— презентация проектов;
— тест;
- ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1. Материально-технические обеспечение программы
- Классная комната.
- Стулья.
- Ноутбук.
- Мультимедийная аппаратура.
- Иллюстративный материал.
- Наглядный материал.
- Материал для творчества.
- Раздаточный материал.
4.2. Использованная литература
- Древняя Тула и Тульская губерния (учебное пособие по краеведению) Тула, Издательский дом Пересвет, 2008
- Природоведение Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское книжное издательство. 2010
- История Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское книжное издательство. 2007
- Серия «Мой город» Пристягина Е.В. Тетрадь «Знакомство с Тулой» Тула «Борус»2005
- Серия «Мой город» Пристягина Е.В. Тетрадь «Тайны Тульского кремля» Тула «Борус»2005
- Серия «Мой город» Пристягина Е.В. Тетрадь «Сокровища города» Тула «Борус»2006
- Серия «Мой город» Пристягина Е.В. Тетрадь «Хоровол достопримечательностей» Тула «Борус» 2007
