Санникова Ольга Владимировна
Учитель- дефектолог
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 36» Нижнекамского муниципального района РТ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №198914
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Конспект дефектологического занятия для детей с ОВЗ «Геометрические фигуры» 2 класс
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №198914


Конспект урока учителя- дефектолога с детьми с ЗПР

Тема «Геометрические фигуры изучаем, и немножечко играем»

Класс: 2

Цель: изучение геометрических фигур через игровые упражнения и задания, направленные на развитие мышления, памяти

формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и их свойствах (форма, размер, цвет)
развитие логического мышления, зрительно-моторной координации, мелкой моторики.
воспитание самостоятельности, усидчивости, интереса к геометрии.

Задачи:

Образовательные:

1)Узнавать и называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат);

2)Обучать воспроизведению формы геометрических фигур;

3)Соотносить и находить их форму в реальных предметах и объектах.

Коррекционно-развивающие:

1)Развитие внимания и памяти;

2) Развитие творческого мышления;

3) Развитие тактильного восприятия, общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

 Карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных размеров и цветов.
Набор геометрических фигур (пластиковые, деревянные или картонные).
Цветные карандаши, фломастеры.
Листы бумаги в клетку.
Игрушка-герой (например, кукла или мишка).
Музыкальное сопровождение (веселая мелодия).

 

Ход занятия:

  1. Орг. Момент (3 мин)

– речевая разминка загадки:
Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

 

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

 

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

 

– Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой друзья? (Круг)

– Кто догадался как называется тема занятия?

– Ответы детей…..Верно! Сегодня мы будем изучать  играть с геометрическими фигурами.

Введение (5 мин)

Учитель-дефектолог представляет детям игрушку-героя, который приглашает детей в путешествие в страну Геометрию.
Герой показывает детям карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), называя их и обращая внимание на их цвет и размер.

Основная часть (25 минут)

  1. Игра «Найди свою фигуру»: Дети получают по одной геометрической фигуре, а дефектолог – карточку с изображением такой же фигуры. Дети должны найти на картинке фигуру, соответствующую своей фигуре.


2 Игра «Сложи фигуру»: Дети получают набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных размеров. Дефектолог дает задания: «Сложи квадрат из двух треугольников», «Сложи круг из двух полукругов».


3 Упражнение «Рисуем фигуры»: Дети получают листы бумаги в клетку и цветные карандаши. Дефектолог показывает, как рисовать квадрат, треугольник и круг. Дети рисуют фигуры, повторяя за дефектологом.


4 Игра «Что изменилось?»: Дефектолог выкладывает на стол несколько геометрических фигур. Дети внимательно смотрят на них, затем закрывают глаза. Дефектолог меняет одну фигуру, дети открывают глаза и должны сказать, что изменилось.

 

5.Упражнение на развитие ориентировки на листке бумаги:

– Нарисуй квадрат в правом верхнем углу листка, круг в левом нижнем углу листка, треугольник по середине, круг в левом верхнем углу, прямоугольник в правом нижнем углу листка. Посчитай сколько кругов? Квадратов? Треугольников? Прямоугольников? Сколько всего геометрических фигур?

Назовите предметы, которые похожи на круг, на треугольник, на квадрат, на прямоугольник.

Гимнастика для глаз:

– на стене висит большой белый квадрат с цветными полосками, водим глазками по лабиринту;

– трем ладони друг об друга, чувствуем тепло, и разогретые ладони прикладываем к закрытым глазам.

  1. Игра «Построй домик»

– на столе много цветных геометрических фигур, из них нужно построить дом на ваше усмотрение.

– сколько вы использовали квадратов? Кругов? Прямоугольников? Треугольников?

– назовите цвета ваших геометрических фигур.

 

Физкультминутка(2 мин)

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты., хлопки).)

  1. Игра «Построй из палочек: квадрат, треугольник, прямоугольник»

– можно ли из палочек построить круг?

– из чего лучше сделать круг? Правильно- из ленточки,веревочки.

 

Рефлексия:

Подведение итогов (5 минуты)

 Учитель-дефектолог благодарит детей за путешествие в страну Геометрию, напоминает о том, что геометрия – это очень интересный предмет, который поможет им в жизни.
Дети прощаются с игрушкой-героем 

 

Занятие может быть адаптировано для детей с разными уровнями развития.
Для детей с нарушениями речи ,можно использовать карточки с подписями или называть фигуры хором.
Учитель-дефектолог может использовать различные методы и приемы для привлечения внимания детей к занятию, например, яркие цвета, звуковые эффекты, игры, загадки.

Конспект дефектологического занятия для детей с ОВЗ «Геометрические фигуры»2 класс

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram