Методическая разработка: « Книжки — липучки».
Автор: Смирнова Марта Афанасьевна.
Организация: МБДОУ ОДС ОВ № 20 детский сад «Чуораанчык»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, знаний, мышлений, эмоций, чувства радости и комфорта. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Игра в дошкольном возрасте имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в самые первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством или временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры.
Ребенок в игре делает открытия того, что давно известно взрослому человеку. Дети не ставят в игре цели, они переносят свои знания об окружающем в реальную жизнь.
Как говорила советский педагог Н. К. Крупская. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Для дошкольников игра это — способ познания окружающего мира.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры предназначены для: развития, внимания, восприятия, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом.
Так как, я работаю в детском саду, решила поставить перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей словарный запас, память, внимание, мышление, воображение, усидчивость, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом, посредствам инновационных технологий. Так как показала практика, использование стандартных дидактических игр, не до конца доводит до нужного результата. Детей не всегда легко заинтересовать ими. Поэтому я стараюсь двигаться вместе с воспитанниками в одном направлении и усовершенствовала развитие детей с помощью «Книжек — липучек».
Развивающие «Книжки — липучки» — дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Задачи данного пособия:
- Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать координацию руки и зрительного аппарата;
- Развивать зрительное, слуховое, тактильно — двигательное восприятие, воображение, пространственное мышление.
- Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей;
- Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связывать речь;
- Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду;
- Развивать сенсорные способности познания математических свойств и отношений;
- Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Для этого я и изготовила дидактическое пособие по развитию речи, а именно «Книжки – липучки», которые будут развивать детей и готовить их мелкую моторику рук к письму рук к письму.
Книги состоят из съемных предметов на липучках и разных тематических картинок:
— собери в правильном порядке пирамидку;
— больше, меньше;
— угадай, кто где живет;
— выше, ниже;
— карточки на изучение цветов;
— найди дерево для этих фруктов;
— найди кустарники для этих ягод;
— огород и овощи;
— геометрические фигуры;
— морские обитатели;
— найди похожее по форме;
— найди правильно тень;
— сказка Репка;
— мебель;
— сказка Курочка Ряба и многое другое;
— ферма и многое другое.
Также «Книжки – липучки» можно дополнять по мере взросления детей.
Список используемой литературы:
Гербова. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. — М.: Эксмо, 2015.
Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. — М.: Эксмо, 2016.
Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. — М.: Владос, 2015.
Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. — М.: Владос, 2016.
Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. — Рн/Д: Феникс, 2016.
Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. — М.: Эксмо, 2017. — 222 c.
Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2016.
Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. — М.: Эксмо, 2018.
- Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. — М.: АСТ, 2017.
