Ишдавлетова Айгуль Мавлютовна
Заведующий
МБДОУ Детский сад № 156 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №198996
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший руководитель образовательной организации», в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России»
Наименование конкурсной работы: Доклад на тему «Современные проблемы воспитания подрастающего поколения в системе образования»
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №198996


Доклад на тему: 

«Современные проблемы воспитания подрастающего поколения в системе дошкольного образования»

Докладчик: Заведующая МДОУ  Детский сад № 156 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

 

Уважаемые коллеги, дорогие родители!

 

Сегодня я хотела бы поделиться с вами своими размышлениями о ключевых проблемах воспитания, с которыми мы сталкиваемся в современном дошкольном образовании. Детский сад – это первая и чрезвычайно важная ступень в системе формирования личности. Именно здесь закладываются основы характера, нравственности, социальных навыков и отношения к миру. И от того, насколько успешно мы справляемся с вызовами времени, зависит будущее наших детей.

 

Несмотря на все усилия педагогов, сегодня мы наблюдаем ряд тревожных тенденций, которые создают новые, подчас сложные, воспитательные задачи.

 

  1. Проблема ценности детства и «исчезающей» игры

 

Самая фундаментальная проблема – это ускорение темпа жизни и ранняя академизация.

 

  • Вытеснение свободной игры. В погоне за «подготовкой к школе» мы, взрослые – и педагоги, и родители – невольно сокращаем время для главного вида деятельности дошкольника – свободной, самодеятельной игры. Именно в игре ребенок учится договариваться, разрешать конфликты, управлять эмоциями, проявлять инициативу и творчество. Заменяя ее занятиями за партами, мы лишаем его основного инструмента развития.
  • Гиперопека и организованность. Дети сегодня живут в режиме строгого расписания: сад, кружки, секции. У них почти не остается времени на «ничегонеделание», на скуку, которая является мощным стимулом для развития фантазии и самостоятельности.

 

Что мы делаем? Мы пересматриваем расписание, внедряя принципы «игрового обучения» (edutainment) и обеспечивая время для спонтанной игры в группах. Мы объясняем родителям, что кубики и сюжетно-ролевые игры «в больницу» или «в магазин» не менее важны, чем прописи.

 

  1. Проблема «оцифрованного» детства

Мы не можем игнорировать тот факт, что современные дети – это «цифровые аборигены».

 

  • Гаджеты как «цифровая няня». Чрезмерное увлечение планшетами и смартфонами приводит к дефициту живого общения, недоразвитию речи, слабой мелкой моторики (ведь сенсорный экран не заменит лепки или конструктора) и проблемам с эмоциональным интеллектом.
  • Клиповое мышление. Быстрая смена картинок на экране формирует неустойчивое внимание, неспособность к глубокому восприятию информации и концентрации.

 

Что мы делаем? Мы активно используем технологии как инструмент, а не как цель. Это интерактивные доски для коллективных занятий, образовательные приложения строго по регламенту. Но главный акцент – на «реальных» активностях: экспериментировании, конструировании, театре, труде в природе. Мы проводим беседы с родителями о важности цифровой гигиены в семье.

 

  1. Проблема дефицита общения и социальной компетентности

 

Современные дети часто приходят в сад с трудностями в коммуникации.

 

  • Эгоцентризм. Ребенку сложно делиться, ждать своей очереди, понимать чувства другого, проигрывать.
  • Низкий уровень самостоятельности. Зачастую дети не умеют сами одеваться, убирать за собой игрушки, решать простейшие бытовые задачи, так как дома за них это делают взрослые.
  • Скудность речевого опыта. Общение в семье подменяется просмотром мультфильмов, что ведет к маленькому словарному запасу и неумению строить развернутые фразы.

 

Что мы делаем? Мы создаем в группах ситуации, требующие сотрудничества: совместные проекты, дежурства, коллективные творческие работы. Воспитатели целенаправленно учат детей формулировать просьбы, договариваться, выражать свои чувства словами, а не криком или слезами. Поощряем самостоятельность во всем.

 

  1. Проблема партнерства с семьей

 

Воспитание не может быть эффективным, если детский сад и семья действуют вразнобой.

 

Разрыв в ценностях. Иногда требования и нормы, которые мы устанавливаем в саду, не находят поддержки дома. Ребенок оказывается в ситуации двойных стандартов, что вызывает у него внутренний конфликт.

Пассивность или гиперконтроль родителей. Мы сталкиваемся с двумя крайностями: одни родители полностью делегируют воспитание саду, другие чрезмерно контролируют каждый наш шаг, лишая педагогов профессиональной свободы.

 

Что мы делаем? Мы стремимся превратить родителей в наших партнеров.

 

  • Открытость: дни открытых дверей, совместные праздники, проекты.
  • Просвещение: родительские собрания, консультации психолога и логопеда, информационные стенды и чаты с полезными материалами.
  • Совместное планирование: учитываем пожелания родителей при составлении программ развития.

 

  1. Проблема профессионального выгорания педагогов

 

Нельзя забывать и о тех, кто воспитывает наших детей. Высокая нагрузка, бюрократия, эмоциональное напряжение приводят к выгоранию воспитателей. Невозможно дать детям радость и тепло, если сам педагог истощен.

 

Что мы делаем? Создаем в коллективе благоприятный психологический климат, поощряем взаимопомощь, организуем супервизии с психологом, стараемся минимизировать непрофильную отчетность.

 

Заключение

 

Уважаемые коллеги и родители! Проблемы, которые я обозначила, – это вызов для всех нас. Они сложны, но решаемы. Ключ к их преодолению – в осознанном воспитании.

 

  • Осознанность родителей в выборе стратегии развития своего ребенка.
  • Осознанность педагогов в использовании современных и, одновременно, проверенных временем методик.
  • Осознанность общества в понимании самоценности детства.

 

Давайте вместе, объединив усилия семьи и детского сада, создадим для наших детей среду, где они будут не просто готовиться к будущему, а будут по-настоящему счастливо жить в настоящем – играть, дружить, творить и познавать мир во всем его многообразии.

 

Только так мы сможем воспитать не просто успешного, но и гармоничного, доброго, отзывчивого и ответственного человека.

 

Спасибо за внимание!

 

 

Переслать

Сохранить в заметку

 

Доклад на тему «Современные проблемы воспитания подрастающего поколения в системе образования»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram