Ахапкина Ирина Борисовна
Учитель истории
МОУ СОШ №4
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199009
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Во славу наших отцов, дедов, прадедов», в рамках мероприятий посвященных 2025 году в России «Год защитника Отечества»
Наименование конкурсной работы: Сценарий мероприятия «Наследники Победы»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199009


Сценарий мероприятия «Наследники Победы»

Ход мероприятия

  1. Начало (орг. момент)
  2. Ролик « Жизнь за Победу»
  3. Приветственное слово: добрый день уважаемые коллеги, учащиеся, гости  нашего мероприятия. Сегодня мы проводим межмуниципальный литературно-исторический квест «Наследники Победы!» И это не случайно . 80 лет прошло уже  с той поры, когда отгремел салют , но память вновь и вновь возвращает нас в огненные военные годы. Прошлое уходит, но не забывается. Поколение за поколением как эстафету мужества, стойкости  передает память о подвигах простых советских людей, отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

Слово предоставляется гостям нашего мероприятия

-Директор школы 

-З.П. Снопок  — Председатель Общественного Совета Бежецкого района

-Г.В.Ягольницкая- Председатель Президиума Бежецкого районного Совета Ветеранов

4.Номер х/сам.    Соловьев Глеб ученик МОУ СОШ №3  песня «За Победу» худ.руководитель  Соколова Т.Н.

5.Слово Ахапкиной И.Б. председателю орг.комитета межмуниципального литературно-исторического квеста «Наследники Победы!» 

Цель литературно-исторического  квеста — сохранение исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодёжи.

Задачи:

— широко использовать духовно-нравственный ресурс Победы как важный фактор героико-патриотического воспитания молодежи;

— воспитание духовно-нравственных ценностей на примере литературы, истории;

— создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей;

— воспитание граждан-патриотов своего района, области, страны;

— привлечение к творчеству и научно-исследовательской работе.

У нас присутствуют 9 команд. Давайте поприветствуем наши команды

Жеребьевка

Номера маршрутных  листов. В таком порядке Вы будете участвовать в конкурсе

6.Представление жюри:

З.П. Снопок  — Председатель Общественного Совета Бежецкого района

Г.В.Ягольницкая — Председатель Президиума Бежецкого районного Совета Ветеранов

М.В Орлова

Л. Ю. Абдурахманова

С.А. Беликова

 

7.1 этап  Конкурс ораторского мастерства «Уроки Победы» по жеребьевке маршрутного листа

Критерии конкурса:

-соответствие теме;

-актуальность;

-аргументированность;

-соответствие жанру публичного выступления;

-соблюдение языковых норм.

Регламент не более 2 минут.

Подведение заочного конкурса плакатов 

  1. Квест-игра

 

Этапы квест – игры:

  1. На пути к Победе  (работа с исторической картой-узнай битву Великой Отечественной войны)
  2. Блиц-турнир
  3. Историческое лото «Календарь войны»
  4. Музей героя
  5. «Поклонимся великим тем годам» (отражение событий Великой Отечественной войны в искусстве)
  6.  Подвиг и слава земли Тверской
  7. Ордена Победы

 После прохождения всех этапов возвращаемся в актовый зал

Показ фильма , созданного  ученицей Гневышевой Анастасией

  • Конкурс чтецов по номеру маршрутного листа «Подвигу жить».

Выразительное чтение наизусть стихов о Великой Отечественной войне. Одно произведение от команды.

Критерии конкурса: 

— название автора и произведения;

 — интонационная выразительность речи;

 — использование  выразительных средств (мимики, жестов, поз, движений);

 — умение держаться на публике;

уровень исполнительского мастерства;

— сценическая культура;

— обращение к конкурсной тематике;

— глубина проникновения в тему произведения;

— неординарность и оригинальность авторского подхода к раскрытию темы.

 Подведение итогов (жюри удаляется для совещания) 

Ведущий: Мы, жители Тверского края, с особым трепетом храним память о тех страшных военных страницах нашей истории, отразивших подвиг калининцев годы Великой Отечественной войны. В судьбе нашего края воплотилась судьба всей страны, и в боях принявшей участие, и ковавшей Победу в тылу: «Из одного металла льют Медаль за бой, медаль за труд».

Сценарий «Час Мужества»

Танец девушки и мальчика

На фоне музыки звучат воспоминания Н. Фёдоровой и А.Н.Лукьянова, очевидцев Великой Отечественной войны, в исполнении обучающихся.

 (Из воспоминаний Н. Фёдоровой)  Слайд 1.

…В июне 41-го войну никто не ждал. Нам было по восемнадцать, я была студенткой Калининского педагогического института, шла сессия. И, как сейчас помню, готовилась к экзамену по античной литературе. 21 июня был выходной день, и мы с подругами пошли на танцы в «Звёздочку». В фойе кинотеатра тогда играл джаз-оркестр. Возвращались домой под утро…

(Из воспоминаний А.Н. Лукьянова)

….Вечером 20 июня 1941 года мы прощались с родной школой, был выпускной школьный бал. Впереди дорога в самостоятельную жизнь. Все естественно мечтали о счастливом светлом будущем. Каждый, как и подобает юным рисовал себе его в самых радужных красках. Не знали мы тогда, что главный экзамен в жизни ещё придётся только держать. На это раз – экзамен на гражданскую зрелость и мужество.

 

3)Слайд 2  «Кто знал, что между миром и войной всего, каких- то пять минут осталось»

4) Девушки в чёрном и белом исполняют танец жизни и смерти.

   Видеоролик « Священная война» 

Ученик:

Казалось, было холодно цветам,

 и от росы они слегка поблёкли. 

Зарю, что шла по травам и кустам, 

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник, 

и пограничник протянул к ним руки. 

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг 

влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

 что вся земля ещё спала, казалось. 

Кто знал, что между миром и войной 

всего каких-то пять минут осталось!

5) Слайд 3. «Умрем, но врага не пропустим в наш город, в родимый наш дом»

      7) Слайд 4.

      Девушка в чёрном исполняет танец смерти.

В планах немецкого командования городу Калинину отводилось важное значение как крупному промышленному и транспортному узлу, который планировалось использовать для дальнейшего наступления на Москву, Ленинград и северо-восток европейской части СССР. Вечером 14 октября 1941 года город был частично занят войсками. 17 октября город полностью перешёл под контроль немцев. 

Ведущая

На оккупированной территории немцы установили  свой новый порядок. Устанавливался режим террора и насилия. Грабежи расправа над местным населением, казни советских коммунистов, комсомольцев происходили повсеместно. В Калинине на площади Ленина и Пушкинской площади появились виселицы. Хождение по улицам разрешалось местному населению с 8-до 16 часов. Попытки оккупационных властей навязать новые правила жизни, несмотря на жестокие расправы, результата не приносили.

Ведущий

Взрослых мужчин  из оккупированной территории направляли в лагеря для военнопленных. Такие лагеря были в окрестностях села Медное, в районе Погорелого Городища, в Ржеве.

К концу ноября немецкое наступление под Москвой постепенно выдыхалось. Красная армия ценой огромных жертв сумела остановить натиск врагов. Ставилась задача отбросить врага от Москвы начать контрнаступление 5-6 декабря. К 14 декабря немцы были окружены в Калинине. Им предложили сдаться, но они отказались. К 16 декабря 1941 года город был полностью освобожден от фашистских захватчиков.

Ведущая

Страшно разоренным и изувеченным предстал город после освобождения.

Разрушены предприятия – вагоностроительный завод, хлопчатобумажный комбинат. Более 70 фабрик и заводов. Уничтожен водопровод, трамвайные пути. Отступая, немцы взорвали целые кварталы, драмтеатр, театр юного зрителя, библиотеку.

Ведущая

Немцы отступали медленно, цепляясь за каждый рубеж. Взятие каждой деревни стоило нам огромных потерь. К 8 января завершилась Калининская наступательная операция. События, происходившие на территории Калининской области, были частью  грандиозной битвы под Москвой. Немцы были отброшены  на калининском направлении на 100-120 км.

8)Слайд5 . Над выжженной землёю пыль клубится. 

Девушка в чёрном исполняет танец смерти.

Ведущая:

        Звучит стихотворение « Над выжженной землёю пыль клубится » Алексея Суркова

 Ученица:

               Над выжженной землёю пыль клубится

              На пепелищах пляшет вороньё.

              Народам мира ты,  народ – убийца,

              Что скажешь в оправдание своё?

              Где ты прошёл — там кровь и трупов горы

              Где ты прошёл, там слёзы, кровь и злоба.

              Кто звал тебя в цветущие просторы

              Свободной, мирной, солнечной страны?

9) Слайд 6.

После освобождения оккупированной фашистами территории стали известны факты зверств фашистов

Ученик:

 Так после изгнания из г. Старицы немецких оккупантов стало известно, что у здания учебного пункта райвоенкомата была произведена фашистами зверская расправа над ранеными военнопленными красноармейцами и командирами, При вскрытии ямы оказалось, что в неё, служившую местом свалки мусора и других нечистот, были беспорядочно брошены трупы 83 красноармейцев и командиров. 

Ученик:

Медицинскими работниками Старицкого райздравотдела установлено, что все 83 чел. подвергались зверским издевательствам. У одних был рот заткнут тряпками, у других были отрублены руки, завязаны глаза чёрной тряпкой и вырезаны губы. 

  10)  Слайд 7.

    Ученица

 Надпись у мемориала жителям деревни Ксты. «Помните люди! Здесь, на этой многострадальной земле, 9 января                   1942 года фашистские захватчики,  отступая под натиском доблестных   советских воинов, в бессильной злобе полностью уничтожили деревню Ксты, расстреляли  и сожгли всех её жителей – стариков, женщин, детей» — 78 человек

Ученик

Скромные обелиски и величественные мемориалы о событиях Великой Отечественной войны. На местах подвига и на местах трагедий. Молчаливые свидетели истории…Молчаливые ли? Прислушайтесь. Сквозь время прорываются слёзы матери, и не заглушает их скорбно прикипевший  к её морщинистым губам уголок платка.

Прислушайтесь. Распоровшими небо стелами молча, говорят с нами узники Бухенвальда, дети Лидице, земля Хатыни. «Слушайте! Это мы говорим, мёртвые! Оттуда, из темноты. Слушайте, распахните глаза! Слушайте до конца. Это мы говорим, мёртвые, стучимся в ваши сердца…»

11) Слайд8. Они говорят нам: живите, пока мы с вами живем!

      Девушки в чёрном исполняют танец « Торжество смерти»

Ведущая:

Ржевская битва. Слайд 9.

Бои за Ржев в 1942-1943 гг. — это не сражение за небольшой город на подступах к Москве. Это целая эпопея, стоящая в одном ряду Сталинградской и Курской битвами, с битвой за Берлин. Это не локальные бои за городки и посёлки, а многомесячная бойня в «кровавом  многоугольнике» Ржев — Зубцов — Сычёвка — Гжатск — Вязьма — Белый – Оленино.

14-месячное сражение за Ржевско-Вяземский плацдарм было самым кровопролитным не только во Второй мировой войне, но и вообще в истории человечества. 

Ведущая:

42 братские могилы находятся на территории Ржева и района. 17 месячная оккупация Ржева – величайшая трагедия в многовековой истории.К середине октября 1941 года в городе оставалось около 20 000 человек и столько же в районе. В день освобождения Ржева – 3 марта 1943 года в разрушенном до основания городе оставалось 362 человека, включая 248 узников Покровской церкви. В боях под Ржевом погибло более  1 мл человек. В начале 21 века, Ржеву присвоено звание Города воинской славы.

Песня 

 Ведущая:

Мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны возведен на месте кровопролитных боёв под Ржевом 1942-1943 гг.,  25-метровая фигура солдата на высоком насыпном холме стоит  близ трассы М9. Имена павших  увековечены на стальных плитах и в мультимедийной экспозиции музейного павильона,  филиала  Музея Победы.

12) Слайд 9.

 В исполнении девушки звучит военная песня под гитару

  « Журавли» 

сл. Расула Гамзатова  муз. Ян. Френкель

 13) Сколько мужества и героизма проявили защитники Калининского фронта

На фронтах Отечественной войны сражалось около 700 тыс. наших    земляков. Около 250 тыс. погибли. За мужество и героизм более чем трёмстам уроженцам Тверской земли присвоено звание Героя Советского Союза. Четверо удостоены этого высокого звания дважды:

Показ слайдов:

 Летчики-истребители А.А. Алелюхин, уроженец с. Кесова Гора; В.И. Адрианов, уроженец Бежецкого района; А.С. Смирнов, уроженец Рамешковского района; Маршал Советского Союза М.В. Захаров, уроженец Старицкого района. Тверская земля дала Родине таких выдающихся военачальников, как Главный маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров, уроженец Селижаровского района; генерал-полковник танковых войск А.Г. Родин, уроженец Пеновского района; Главный маршал авиации П.Ф. Жигарев, уроженец Весьегонского района; маршал авиации Г.А. Ворожейкин, уроженец Нелидовского района; адмирал Ф.С. Октябрьский, уроженец Старицкого района. 

Широкий размах на оккупированной территории получило партизанское и подпольное движение. Свыше 5000 калининских партизан награждены орденами и медалями. Елизавете Чайкиной  и Николаю Горячеву присвоено звание Героя Советского Союза.

Звучит песня «Непрошенная война»  и ролик

(Дети выходят с зажженными свечами и ставят их у макета Вечного огня.)

15) Звучит стихотворение « Вечный огонь» Александра Гевелинга

Ученик:

  • У вечного огня тревожный свет , 

Тревожный блеск – ему покоя нет

Ученица:

  • Гремящими ветрами окружён,

Как пульс эпохи нервно бьётся он

Ученик:

  • Всего —  то горстка пламени,

Но в ней – и свет и жар и боль былых огней

Ученица:

  • Прожить бы так, чтоб голову сложив,

Остался я на этом свете жив.

Ученик:

  • Чтоб родилась из грешного меня
  • Молекула вот этого огня.

Песня

Ведущая 

Чем дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, тем острее  необходимость сохранения исторической  и человеческой памяти  об этих героических и трагических годах, о наших соотечественниках и земляках, с оружием в руках защищавших Родину и помогавших фронту и тылу.  

Девушка в белом исполняет танец « Торжество жизни».

 

16)Слайд 11

17) Слайд 12.

  • Видео ролик « Минута молчания»

Подведение итогов и награждение

Сценарий мероприятия «Наследники Победы»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram