Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 56»
Асбестовского городского округа
ТРЕНИНГ
детско-родительских отношений
«Я понимаю своего ребенка»
Автор: Яковлева Татьяна Васильевна, педагог-психолог
Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
— Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания
— Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.
— Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.
Методы и приёмы: игровые методы (игры и упражненияя), беседа, лекция, групповые обсуждения, элементы арт-терапии, коммуникативные игры, релаксационные техники, притча, игры на сплочение группы.
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4, карандаши, лента, пословицы, разрезной информационный материал «я говорю» — «я-чувствую», музыкальное релаксационное сопровождение.
Категория: родители
Время проведения тренинга: 40 минут
ХОД ТРЕНИНГА:
«Здравствуйте, уважаемые родители! Искренне рада видеть вас.
Сегодня мы поговорим о наших детях и первое с чем знакомится ребенок — это его семья. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Ведь недаром президент 2024 год объявил годом Семьи. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».
Давайте познакомимся, меня зовут, Яковлева Татьяна Васильевна, я педагог-психолог, работаю с детьми групп компенсирующей направленности.
Предлагаю вам передавать мяч называть свое имя и скажем кто у вас сын или дочь.
Что такое понимание – это умение и привычка поставить себя на место другого человека сегодня мы говорим о наших детях, войти в его ситуацию. Те люди, которые лучше понимают окружающих, меньше их обвиняют и реже на них обижаются.
Как мы можем понимать своего ребенка?
Понимание может быть вербальным, невербальным и интуитивным.
Вербальное в условиях общения, коммуникации и диалога.
Так как ведущий вид деятельности ребенка это игра, я предлагаю вам поиграть.
Игровое упражнение «Родительские установки».
Психолог приглашает родителей объединиться в пары и преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника — «ребенка».
Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:
1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».
2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
- «Иди, я тебе сказал встань на синий круг, немедленно на красный, иди правильно на желтый, как я тебе говорю иди на зеленый……
- «Иди на красный — может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься», иди на зеленый смотри под ноги, нет лучше не ходи вдруг там яма, вдруг не справишься……..
3) «Иди Все в порядке, я верю в тебя. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Что чувствует ребенок во время этой фразы?
Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.
Невербально- это использование мимики, жестов, взгляда, телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.
Упражнение «Пойми меня».
Команда 1:
| Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
| Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
| Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
| Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
| Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
| У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Команда 2:
| Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
| Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
| Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
| Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, ощущение покинутости. |
| Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
| Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
Когда вы что то говорите ребенку всегда думайте, что он чувствует.
Ребёнку важно знать, что его слышат и понимают его чувства
Упражнение «Зеркало»
Вытянуть карточки как зеркало показать эмоции.
Выполняя упражнения вы, наверное, убедились в том, что поведение ребёнка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть!
Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Мама и папа любят меня просто так ни за что. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении – появляются эмоциональные проблемы, а то и нервно-психические заболевания.
Поощряя ребенка Тут самое главное знать меру, рамки обязательно объяснять ребенку грани дозволенного и что необходимо соблюдать личные границы как мамы, папы, братье и сестер родственников так и взрослых, например воспитателей и учителей, детей в группе или в школе.
Интуитивно – высшая степень понимания между людьми чем более вы расслаблены живете в удовольствие, тем легче общаться интуитивно.
Находить время на совместные занятия. Когда родители много работают, предпочитают собственные развлечения, на ребенка остается мало времени. Это приводит к увеличению дистанции. Как следствие: родители мало знают о том, как ребенок проводит время, чем он увлекается, какие у него проблемы. Совместные занятия помогают сплотить семью, больше узнать о потребностях и интересах своих детей.
Упражнение «Солнце любви». Я предлагаю вам каждому нарисовать солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Затем все участники демонстрируют свое «Солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Психолог: «Видите, какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки». Предлагаю вам взять это «солнышко» домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома теплом и счастьем».
Ребенок это ваше продолжение. То как ребенок реагирует на ситуацию – это он всего лишь проецирует ваше отношение к этой ситуации. Всегда отвечая на вопросы ребенка, говорите искреннее и то, что вы чувствуете. Желаем вам удачи в воспитании детей!
