Кормилицына Элеонора Александровна
учитель-дефектолог
ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №169471
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Методическая разработка учителя-логопеда, дефектолога», в свете реализации ФГОС
Наименование конкурсной работы: «Пространственные представления»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №169471


Областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г. Курска

План-конспект фронтального занятия 

«Пространственные представления»

                                                     

   

 Подготовила: учитель-дефектолог

I  квалификационной категории

                                                          Кормилицына Элеонора Александровна

Курск 2024

Цель: развитие навыков ориентировки в схеме тела и на плоскости 

Задачи:

Образовательные:

–  закрепление знаний о схеме тела;

–  уточнение понятий -лево, -право;

– обучение ориентировке в клетке;

– развитие ориентации на листе бумаги, уточнение понятий левый – правый верхний угол, левый – правый нижний угол, центр листа;

–  развитие умения действовать по словесной инструкции педагога.

Коррекционно-развивающие:

– развитие абстрактного мышления;

– развитие мелкой моторики;

– развитие графомоторных навыков;

– формирование межполушарных связей

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, организованность, трудолюбие;

– воспитывать отзывчивость и взаимовыручку.

Оборудование: интерактивная доска, резиновые перчатки (10 пар), изображения домашних животных, рабочие карточки «луг», салфетки, гуашь, ватные палочки, листы в крупную клетку, простые карандаши, ластики.

 Класс: подготовительный «А»

Ход занятия

Этап Деятельность учителя-дефектолога Деятельность обучающегося Оборудование
I. Организационный – Здравствуйте, дети. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давай поприветствуем их.

– Мне на электронную почту поступило новое письмо. Давайте его прочтём, кто мне поможет в этом?

– Золушка просит помочь ей. Вы согласны? Тогда приступаем к выполнению домашних дел. Прежде всего, необходимо надеть рабочие перчатки.

– На правую руку наденьте белую перчатку, на левую – голубую. Давайте вспомним, где правая, а где левая рука.

На интерактивной доске появляется текст электронного письма

«Здравствуйте, ребята! Скоро в Королевстве будет весенний бал. Я бы очень хотела его посетить, но злая мачеха не отпустит меня, пока я не выполню все домашние дела. Я знаю, что вы очень отзывчивые ребята, поэтому прошу вашей помощи “


II. Основной «Платочки»

– Злая мачеха повелела Золушке украсить платочки для своих сестёр. Один платок 

находится справа и его нужно украсить зелёным  цветом, а платок, который находится слева, украсим жёлтым цветом. Давайте вспомним, где находится правая рука, а где левая. Помним, что правой рукой мы пишем.

 Будьте внимательны, украшать правый платок нужно правой рукой, левый – левой рукой. Каждый из вас берёт набор ватных палочек, аккуратно окунает в краску и преступает к работе.

– Расскажите, какой платок справа, и каким цветом вы его украсили, и какой платок слева, как вы его украсили. Покажите ещё раз Золушке, где у вас левая, а где правая рука.

– Работу выполнили, теперь можем снять перчатки, они нам больше не понадобятся.

«Домашние животные»

– Мачеха поручила Золушке покормить домашних животных. Перед вами  поле. Разложите животных на этом поле правильно,  и они будут есть травку. Корова стоит в верхнем левом углу, коза в нижнем правом углу, овечка в нижнем левом углу, кролик в центре, лошадь в верхнем правом углу. 

– А теперь проверяем ваши работы

– Потрудились? Теперь можно и отдохнуть

«Ритм-игра» (телесная перкуссия)

– Обратите внимание на экран, повторяем движения. Будьте внимательны!

– Молодцы! Продолжаем дальше!

– Мне потупило новое сообщение на почту. Давайте прочтём «Спасибо всем ребятам за помощь. Теперь я могу отправиться на весенний бал»

Теперь необходимо помочь Золушке добраться на весенний бал.

«Дорога на бал»

– Перед вами листочки в клеточку, карандаши и ластики. 

– Вам необходимо начать движение от красной точки. Работаем по моей инструкции: «Одна клетка вправо, одна вверх, одна вправо, одна вверх, одна влево, одна вверх, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо»

– Вот мы и помогли добраться Золушке на бал

– Слушают инструкцию. Достают наборы палочек и приступают к выполнению задания.

Показывают результаты своей работы

Приклеивают животных на липучки к рабочему полю по инструкции учителя

Проверяют рабочие поля

Повторяют движения, работают по инструкции.

Кладут перед собой листы, берут карандаши, ластики. Преступают к работе по инструкции

Наборы ватных палочек, гуашь, платочки

Рабочее поле «луг», карточки с изображением животных

Показ на интерактивной доске

На интерактивной доске появляется текст электронного письма

Листочки в клеточку, карандаши и ластики. 

III. Итоговый Вот и подошло к концу наше увлекательное занятие, мы славно потрудились, а главное, помогли Золушке. Давайте посмотрим на итоги своей работы. Если вам понравилось занятие и понравилось помогать Золушке, возьмите в правую руку желтый платочек и поднимите вверх, если нет – зеленый платок в левой руке.

Показывают свои работы, оценивают занятие.

Выполненные работы из 1 задания.

«Пространственные представления»