Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа г. Киренска»
Дополнительная общеразвивающая программа
отдыха и оздоровления детей и подростков
«Матушка наша – Россия!»
летнего лагеря дневного пребывания детей
«Страна здоровья»
Возрастная категория: 8 – 17 лет
Разработчики программы:
Н.А. Тищенко – заместитель директора по ВР
Е.Н. Мастерова – педагог – организатор
Содержание
- Паспорт программы………………………………………………………………………3
- Пояснительная записка…………………………………………………………………..4
- Комплекс основных характеристик программы………………………………………..8
- Содержание программы……………………………………………………………8
- Планируемые результаты освоения программы…………………………………..10
- Комплекс организационно-педагогических условий………………………………….11
- Учебный план……………………………………………………………………….11
- Календарный учебный график……………………………………………………..12
- План-сетка реализации программы 2023 год………………………………………12
- Оценочные материалы. Формы контроля реализации программы………………16
- Методическое обеспечение программы……………………………………………17
- Иные компоненты……………………………………………………………………..….21
- Виды услуг, реализуемые организацией……………………………………………21
- Список литературы………………………………………………………………………..21
- Паспорт программы
Название программы | Дополнительная общеразвивающая программа
отдыха и оздоровления детей и подростков «Матушка наша – Россия!» летнего лагеря дневного пребывания детей «Страна здоровья» |
Направленность программы | Комплексная |
Разработчики программы | Тищенко Н.А.– заместитель директора по ВР
Мастерова Е.Н. – педагог – организатор |
Адрес учреждения, контактные телефоны, электронный адрес | Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Киренска»
Юридический адрес: 666703, Иркутская область, город Киренск, ул. Декабристов, дом 5 Телефон: 8(39568)4-41-66 Электронная почта: kir. internat@yandex.ru |
Цель программы | Создание игрового образовательного пространства для формирования у детей интереса к истории своего народа, его традициям и культуре путем активизации их интеллектуального потенциала и вовлечение в активные формы культурного и оздоровительного досуга. |
Задачи |
|
Сроки проведения | 1 смена с 05.06.2023г. по 29.06.2023 г. |
Место проведения | г. Киренск, ул. Декабристов, дом 5 |
Категория участников | Обучающиеся школы с 8 до 17 лет |
Общее количество участников за сезон |
|
- Пояснительная записка
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания детей «Страна здоровья» – это самостоятельное структурное подразделение ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Киренска», осуществляющее оздоровительно-воспитательную деятельность, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно-полезной работе. Лагерь даёт возможность любому ребёнку раскрыться.
Нормативная база, которой руководствуется школьный лагерь в своей деятельности:
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989г.
- Конституция РФ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года №978-р «Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей»
- Указ Президента Российской Федерации №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017г.
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления»
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации №656 от 13 июля 2017г. «Об утверждении примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Законы и нормативно-правовые акты Иркутской области
- Положение о летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Страна здоровья»
- Правила внутреннего трудового распорядка для работников летнего оздоровительного лагеря « Страна здоровья»
- Должностные инструкции сотрудников летнего оздоровительного лагеря, утвержденные директором учреждения
- Штатное расписание сотрудников лагеря, утвержденное директором учреждения.
Летний оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для их оздоровления и воспитания.
Лето-это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям.
Программа лагеря дневного пребывания «Матушка наша – Россия!» по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего пришкольного отдыха. Но первоочередным направлением, подчиняющим себе различные формы и виды деятельности, является гражданско-патриотическое.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, любви к родным местам, к историческому прошлому, к родной культуре и традициям, к собственному народу и народам России.
Программа «Матушка наша – Россия!» способна обеспечить развитие учащихся на основе исторических, трудовых и культурных традиций России. Она поможет познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, сказками, музыкой и фольклором. И все это возможно через проведение мероприятий и разных видов деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что понятие «патриотизм» остаётся неизменным, а народ и земля остаются основой нашей жизни, не смотря на политические страсти, которые разгораются в мире и стране сегодня.
Осуществление данной программы позволит значительно расширить и углубить знания и представления детей о стране, в которой они живут и учатся.
Новизна программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно – оздоровительной, художественно – творческой, трудовой, досуговой, интеллектуальной и кружковой деятельности обучающихся, приобщении детей к созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, в управление делами на уровне микро группы, отряда. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях каникулярного летнего времени.
Воспитательная деятельность в рамках программы осуществляется на основании индивидуального, дифференцированного подхода и с учетом психофизического развития детей.
Доступность программы связана с тем, что нет необходимости проводить различные процедуры отбора детей для участия в ней, так как осуществляется через: выполнение режимных моментов; соблюдение санитарно-гигиенических норм проживания; проведение экскурсий и прогулок, подвижных и спортивных игр на воздухе, соревнований, творческих, интеллектуальных конкурсов и трудовых дел.
Таким образом, за смену каждый обучающийся может попробовать себя в разных сферах деятельности, что способствует появлению дальнейшего интереса и желания совершенствоваться.
Адресат программы: обучающиеся ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Киренска» в возрасте от 8 лет до 17 лет – 30 человек. Особое внимание уделяется детям, находящимся в СОП, детям «группы риска».
Срок освоения программы: программа реализуется в летний период в течение 25 календарных дней (18 рабочих дней) в период с 5 июня по 29 июня 2023 года.
Режим дня лагеря «Страна здоровья» составлен в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано Минюстом России 18 декабря 2020г. №61573).
Организация работы школьного лагеря «Страна здоровья» осуществляется в режиме пребывания детей с 9.00 до 17.00, с организацией часа отдыха и сна.
Элементы режима дня | Время |
Прием детей | 09ч. 00 мин. – 09 ч. 10 мин. |
Зарядка «15 минут смелости» | 09ч. 10 мин. – 09 ч. 25 мин. |
Информационная линейка | 09ч. 25 мин. – 09 ч. 40 мин. |
Завтрак | 09ч. 40 мин. – 10 ч. 00 мин. |
Общественно-полезный труд | 10ч. 00 мин. – 10 ч. 30 мин. |
Спортивно-оздоровительные мероприятия
(минутка здоровья, спортивные игры, соревнования) |
10ч. 30 мин. – 12 ч. 00 мин. |
Обще лагерное мероприятие | 12ч. 30 мин. – 13 ч. 30 мин. |
Обед | 13ч. 30 мин. – 14 ч. 00 мин. |
Час отдыха, тихое чтение. | 14ч. 00 мин. – 15 ч. 00 мин. |
Клубные занятия, работа творческих мастерских. | 15ч. 00 мин. – 16 ч. 20 мин. |
Полдник | 16ч. 20 мин. – 16 ч. 40 мин. |
Линейка. Итоги дня. | 16ч. 40 мин. – 17 ч. 00 мин. |
Уход детей домой, (вывоз) | 17ч. 00 мин. |
Организация и режим занятий с использованием компьютерной техники, видео аппаратуры и мультимедийного оборудования проводится в помещениях, оборудованных в соответствии с санитарными правилами.
Деятельность с ограниченной двигательной активностью чередуется в школьном лагере «Страна здоровья» с активным отдыхом и спортивными мероприятиями.
Целью программы «Матушка наша – Россия!» является создание и обеспечение игрового образовательного пространства для формирования у детей во время летних каникул интереса к истории своего народа, его традициям и культуре путем активизации их интеллектуального потенциала и вовлечение в активные формы культурного и оздоровительного досуга.
Задачи программы:
- формирование ценностного отношения к народному наследию России;
- развитие любознательности, инициативы, познавательной активности и реализации способностей школьников;
- развитие толерантности, волевых качеств, чувства товарищества и взаимопомощи;
- воспитание любви к своей стране, городу, героям;
- формирование навыков здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
- организация продуктивного взаимодействия с учреждениями культуры города Киренска, с целью расширения возможностей для интеллектуального развития личности обучающихся;
- развитие творческого потенциала личности ребёнка, включая участников программы в творческую коллективную и индивидуальную деятельность.
Механизм реализации программы
Этап | Содержание деятельности |
Подготовительный |
|
Организационный |
|
Основной |
|
Заключительный |
|
- Комплекс основных характеристик программы
3.1. Содержание программы
Все участники смены разделены на отряды, каждый из которых имеет свое название, эмблему, девиз, элементы костюмов. На протяжении лагерной смены организуется соревнование между отрядами.
Программа лагеря «Матушка наша – Россия!» построена в форме тематических дней. Ежедневно, на организационной линейке объявляется тема дня, которая будет раскрываться через разные направления и виды деятельности. Обучающиеся будут знакомиться с историей, культурой, традициями и обычаями, природой и выдающимися людьми России. В конце лагерного дня подводятся итоги, лучший отряд получает жетоны, которые будут крепиться к «Экрану соревнований». По итогам смены будет выбран самый лучший отряд, который получит памятный приз.
Модули программы:
- Физкультурно-оздоровительный
Задачи:
- вовлечение детей в различные формы физкультурно – оздоровительной работы;
- формирование гигиенических навыков;
- расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- утренняя зарядка «Руки выше, ноги шире» (ежедневно)
- спортивные игры (футбол, волейбол, пионербол);
- подвижные игры на свежем воздухе; (лапта, ручеёк, третий лишний);
- эстафеты, турниры; (весёлые старты и др.);
- закаливающие процедуры (ежедневное мытьё ног в прохладной воде по правилам закаливания, точечный массаж и т.д.);
- солнечные ванны (ежедневно);
- воздушные ванны (ежедневно);
- минутки здоровья (ПМП при укусах насекомых, ушибах и травмах, порезах, правила личной гигиены и правильного питания.).
- Художественно-творческий
Задачи:
- формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд;
- развитие творческих способностей;
- приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства;
- воспитывать потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт;
Основные формы организации:
- изобразительная деятельность («Рисунки о войне», «Родина моя – Россия!», «Роспись матрешки»);
- конкурсы («Алёнкин сарафан», «Парад сказочных героев», Русская краса – длинная коса»);
- выставки («Блин да каша, кухня наша!»);
- коллективно-творческие дела («Дымковская игрушка из солёного теста», «Балалайка! Для души сыграй – ка!», «Ярмарка идей») и т.д.
- Познавательный
Задачи:
- расширить знание детей и подростков об окружающем мире своей родины;
- развивать любознательность, воображение и познавательную активность ребят;
- формировать положительную мотивацию, интерес к интеллектуальной деятельности;
- воспитывать коммуникативные компетенции детей.
Основные формы организации:
- инструктажи по ОТ и ТБ, ПДД и др.;
- информационные линейки;
- беседы («Предупреждён, значит, вооружён!», «Знакомство с русскими композиторами», «Пушкинские встречи»);
- просмотр документальных, художественных фильмов, видеороликов; («Дружба крепкая не сломается», «Как и где рождаются матрёшки?», «Всё о русской берёзе», «Лес – наше богатство» и др.)
- экскурсии в городскую библиотеку, Дом культуры, краеведческий музей и Дом-музей («Народные промыслы», «Окунуться в мир сказок» «Чудо береста» и др.)
- Интеллектуальный
Задачи:
- развивать любознательность, воображение и познавательную активность ребят;
- формировать положительную мотивацию, интерес к интеллектуальной деятельности;
- воспитывать коммуникативные компетенции детей.
Основные формы организации:
- проведение интеллектуальных игр («Интеллектуальная игра–футбол», «Весёлая грамматика», «Брейн – ринг», «Что? Где? Когда?», «Знатоки родного края», «Поле чудес», «Тайны подземелья»);
- викторины, марафоны; («Пословица недаром молвится», «Говорим правильно»)
- кроссворды («Города России», «Сказка – ложь, да в ней намек!»)
- Досуговый
Задачи:
- вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга;
- организовать деятельность творческих мастерских.
- вовлечь ребят в различные формы общения конкурсные игровые программы по заданной тематике
Основные формы организации:
- танцевальный флешмоб («Матрёшка наша хороша!», дискотека)
- музыкальная гостиная («Наши заводные – ложки расписные», «Во поле берёза стояла»);
- игры («Хороший друг», «И снова мы вместе!»)
- праздники («Иван да Марья», «Кафе – караоке», «Кухня от шеф повара», «Юные стилисты», «Наш фото – вернисаж»)
- Трудовой
Задачи:
-
- формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности;
- воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде;
- формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда
Основные формы организации:
- выполнение трудовых обязанностей (дежурство по столовой, дежурство по спальне, дежурство по территории лагеря);
- коллективные трудовые дела (прополка территории огорода, полив растений, посадка, уборка урожая);
- практические занятия ( «Сеем, полем, поливаем – нашу землю украшаем») и др.
- Патриотический
Задачи:
-
- воспитать обучающихся гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края;
- приобщение к духовным ценностям российской истории родной страны.
- расширить кругозор детей, помочь осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Родина», «Отечество», «Семья».
Основные формы организации:
- конкурс стихов, песен о России («Кафе–караоке», «Угадай мелодию», Гимн России);
- выставки, конкурсы рисунков («Родина моя – Россия!»);
- подвижные народные игры (лапта, двенадцать палочек, салки ).
- Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации данной программы ожидается:
- оздоровление обучающихся в результате закаливающих процедур, укрепление их здоровья средствами профилактических мер;
- формирование у молодого поколения интереса к изучению истории России;
- воспитание уважения к традициям, культурному и историческому прошлому своего народа;
- приобретение новых знаний и умений в результате бесед, интеллектуальных игр, экскурсий и занятий в творческих мастерских;
- расширение кругозора детей;
- развитие творческих способностей, через конкурсы, творческую деятельность, детскую самодеятельность;
- повышение общей культуры детей, привитие им социально-нравственных норм;
- развитие лидерских и организаторских качеств, через деятельность лагеря;
- укрепление связей между разновозрастными группами детей, через КТД.
По итогам освоения программы, обучающиеся должны знать:
- особенности страны, в которой мы живем, ее историю, культуру, природу, традиции и обычаи;
- государственную символику;
- особенности родного края, его историю, достопримечательности, героев;
- разновидности декоративного промысла России;
- особенности росписи разных промыслов;
- правила поведения в общественных местах, безопасной жизнедеятельности;
- правила первой медицинской помощи при ушибах, порезах и укусах насекомых.
По итогам освоения программы, обучающиеся должны уметь:
гордиться тем, что мы живем в России;
рассказать о своём государстве;
сравнивать, анализировать, делать выводы;
строить свои взаимоотношения со сверстниками и окружающими людьми;
проявлять ценностное отношение к результату своего и чужого труда;
соблюдать технику безопасности на экскурсиях и в походах;
соблюдать правила этикета в общественных местах;
соблюдать санитарно-гигиенические нормы;
овладеть особенностями русского промыслового искусства;
изготавливать поделки из пластилина, природного и бросового материала;
бережно относиться к животному и растительному миру своего края;
находить дополнительную информацию о своей стране, крае в Интерне-те, краеведческом музее, из бесед со взрослыми и СМИ.
- Комплекс организационно-педагогических условий
4.1. Учебный план
№
дня |
Название дня | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | «День встречи»
«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» |
1 | 3 | 4 |
2 | День «Дружбы» | 1 | 3 | 4 |
3 | «День русской забавы» | 1 | 3 | 4 |
4 | «День народных промыслов». | 1 | 3 | 4 |
5 | «День России» | 1 | 3 | 4 |
6 | «День русской музыки» | 1 | 3 | 4 |
7 | «День русской сказки» | 1 | 3 | 4 |
8 | «День русской земли» | 1 | 3 | 4 |
9 | «День русской кухни» | 1 | 3 | 4 |
10 | «День русской Матрешки» | 1 | 3 | 4 |
11 | «День фольклора» | 1 | 3 | 4 |
12 | «День русской берёзки» | 1 | 3 | 4 |
13 | «День памяти и скорби» | 1 | 3 | 4 |
14 | «День русского языка» | 1 | 3 | 4 |
15 | «День леса» | 1 | 3 | 4 |
16 | «День российского футбола» | |||
17 | «День Алёнушки» | 1 | 3 | 4 |
18 | «День русских традиций» | 1 | 3 | 4 |
4.2. Календарный учебный график
Учебный период – 05.06.2023г. – 29.06.2023г.2023г.
Количество календарных дней – 25
Количество рабочих дней – 18
Выходные дни – суббота, воскресенье
Праздничный день – 12 июня
- План-сетка реализации программы
Дата | Содержание | Место проведения | |
I Дела организационного этапа | |||
05.06
«День встречи» «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» |
1. Торжественная линейка открытия лагеря, с поднятием флага.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка 3. «Ярмарка идей». – (Оформление отрядных уголков: название отряда, эмблема, девиз отряда) 4. «Предупрежден – значит вооружен!» Инструктажи по ТБ, ПДД. и др. 5. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса | |
06.06
День «Дружбы» |
1.«Слушайте, слушайте!»-информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. «Первая помощь при укусах насекомых» – минутка здоровья. 4. «Дом, в котором уютно всем» – оформление лагеря. 5. « Хороший друг» – игра на сплочение детского коллектива 6. «Дружба крепкая, не сломается»- просмотр короткометражных фильмов для детей. 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, комната досуга | |
II Дела основного этапа | |||
07.06
«День русской забавы» |
1.«Слушайте, слушайте!» -информационная линейка.
2.«Руки выше, ноги шире» – зарядка 3.«Забавы русской старины» – игра лапта. 4.«Шалости и травмы» – минутка здоровья 5.Подготовка к празднику открытия смены. – ( творческая мастерская) 6.«И снова мы вместе!» – открытие лагеря. 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, спортивная площадка | |
08.06
«День народных промыслов». |
1.«Слушайте, слушайте!» информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка 3. «Первая помощь при порезах»- минутка здоровья 4.«Народные промыслы» – Экскурсия в краеведческий музей. 5.«Дымковская игрушка из солёного теста» – творческая мастерская. 6.Весёлые старты – соревнование 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, беседка | |
09.06
«День России» |
1. «Слушайте, слушайте!» -информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3.Конкурс плакатов «Родина моя – Россия!» 4. Разучивание Гимна – России. 5. «Герои Киренской земли» – познавательный час 6. «Города России» – Разгадывание кроссворда 7. Спортивные рекорды. 8. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса | |
13.06
День русской музыки |
1. «Слушайте, слушайте!» – информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. «Музыка и человек» – минутка здоровья. 4. «Угадай мелодию» – конкурс по мотивам русской – народной песни 5. «Кафе – караоке» – песни России 6. «Знакомство с русскими композиторами» – познавательный час 6. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса | |
14.06
«День русской сказки» |
«Слушайте, слушайте!» -информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. «Зарядка для глаз» – минутка здоровья. 4. «Сказка – ложь, да в ней намек!»- конкурс на лучшую инсценировку русской народной сказки. 5.Конкурс поделок «Парад сказочных героев» (поделки из бросового материала) 6. «Клуб знатоков – Что? Где? Когда? – викторина по русским народным сказкам. 7. «Окунуться в мир сказок» – экскурсия посещение городской детской библиотеки. 8. Пушкинские встречи» – показ театрализованных представлений по мотивам сказок А. С. Пушкина 9. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, отрядные комнаты | |
15.06.
«День русской земли» |
1. «Слушайте, слушайте!» – информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. ««Лучшее время для загара» – минутка здоровья. 4. «Знатоки родного края» – игра Поле чудес» 5. «Сеем, полем, поливаем – нашу землю украшаем» – трудовой час на клумбах. 6. «Тайны подземелья» – игра путешествие в царства природы 7. Игры на свежем воздухе (Ручеёк) 8. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса | |
16.06
« День русской кухни» |
1.«Слушайте, слушайте!» – информационная линейка.
2.«Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3.«Правильное питание» – минутка здоровья 4. «Блин да каша, кухня наша!» – кулинарный поединок 5. «Блюдо от шеф – повара» – конкурс на лучший рецепт салата. 6. Игры на свежем воздухе (Вышибало) 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса,
спортзал |
|
19.06
День русской Матрешки |
1. «Слушайте, слушайте!» – информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. Минутка здоровья «Чистые руки» 4. «Как и где рождаются матрешки?» – просмотр видеоролика 5. «Роспись матрешки» Мастер-класс 6. «Матрёшка наша хороша! – танцевальный флешмоб! 7. Игры на свежем воздухе (Салки) 8. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, беседка | |
20.06
«День фольклора» |
1. «Слушайте, слушайте!» – информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. «Пословица недаром молвится»- викторина 4. «Наши заводные – ложки расписные» – мастер класс игры на деревянных ложках. 5. « Балалайка! Для души сыграй – ка!» – выставка балалаек. (творческая мастерская) 6.Игры на свежем воздухе (третий лишний) 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, беседка | |
21.06
«День русской берёзки» |
1. «Слушайте, слушайте!» -информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. «Осторожно – клещи!»- минутка здоровья. 4. «Всё о русской берёзе» – информационный час 5. «Во поле берёза стояла» – разучивание хоровода. 6. «Чудо – береста» – экскурсия в Дом-Музей 7. Игры на свежем воздухе (Поезда) 8. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, беседка | |
22.06
«День памяти и скорби» |
1.«Слушайте, слушайте!» -информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. «Подвигу народа – жить в веках» – экскурсия в краеведческий музей 4. Просмотр художественного фильма «Солдатик» 5.Выставка рисунков о войне (творческая мастерская) 6. Игры на свежем воздухе (Снайпер) 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, беседка, комната досуга | |
23.06
«День русского языка» |
1.«Слушайте, слушайте!» – информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. «Гимнастика для языка» – минутка здоровья. 4. «Весёлая грамматика» -Видео- Брейн – ринг 5. «Говорим правильно» – викторина 6. Игры на свежем воздухе (Города) 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, беседка | |
26.06
«День леса» |
1.«Слушайте, слушайте!» – информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка 3. «Лесная аптека» – минутка здоровья 4.«Волшебный воздух леса» – туристический поход. 5. Игры на свежем воздухе(12 палочек) 6.«Берегите лес от пожара» « Лес наше богатство» – просмотр документального фильма. 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, беседка,
д. Кривошапкино |
|
27.06
«День российского футбола» |
1.«Слушайте, слушайте!» -информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка. 3. Соревнование по мини-футболу 4. «Как лечить ушибы» – минутка здоровья 5. Интеллектуальная игра – футбол 6. «Легенды Российского футбола» – познавательная информация. 7. Просмотр художественного фильма «Матч» 8. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, беседка, комната досуга | |
28.06
«День Алёнушки» |
1.«Слушайте, слушайте!» -информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка 3. «Русская краса – длинная коса» развлекательная программа 4. «Секреты красоты» – минутка здоровья 5. «Алёнкин сарафан – оформление сарафана из ватмана(творческая мастерская) 6. «Юные стилисты» – показ презентация сарафанов. 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. |
Территория спального корпуса, беседка | |
29.06
« День русских традиций» |
1.«Слушайте, слушайте!» -информационная линейка.
2. «Руки выше, ноги шире» – зарядка 3. «Иван да Марья» – конкурсная программа 4.«С легким паром!» – познавательный час. 5. Наш фото вернисаж (итоги смены) 6. Подготовка отзывов о смене 7. «Лагерь информирует» – итоговая линейка. 8. Дискотека |
Территория спального корпуса, беседка |
- Оценочные материалы. Формы контроля реализации программы.
Система оценки качества реализации программы
Для отслеживания результативности программы будут использованы методы:
- Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены; (приложение 1)
- Наблюдение за поведением детей во время игр, КТД, позволяющих выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;
- Анализ участия отряда в обще лагерных творческих делах, уровня активности и достижений;
- Экран настроения;
- Аналитический отчет о результатах реализации программы, с фото и видео материалами (в конце смены).
Критерии оценки результативности реализации программы
- Качество организации отдыха детей;
- Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни;
- Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены;
- Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей;
- Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно- образовательного процесса;
- Использование различных форм организации детского самоуправления;
- Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летней оздоровительной работы.
Диагностические мероприятия
Вводная
диагностика |
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе
– анкетирование; – беседы; – тестирование |
Пошаговая
диагностика |
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря (экран настроений).
Беседы-интервью |
Итоговая
диагностика |
Анкетирование
Творческий отзыв (коллаж «Люблю учиться летом я с друзьями вместе») Выставки творческих работ Цветопись |
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
Система стимулов и поощрений
Каждый обучающийся в конце тематического дня отмечает свое настроение в «лагерном» уголке: красный цвет – день отличный! Зеленый – день хороший! Синий – день так себе! Педагоги, работающие в лагере, эти итоги учитывают в своей работе. Разработан механизм обратной связи. Мониторинг – карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг – карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи
Номинации, по которым оцениваются отряды:
- Активная позиция;
- Творческий поиск, фантазия;
- Ответственные поступки;
- Сплоченность коллектива (отряда);
- Трудолюбие и взаимопомощь и др.
Система стимулирования обеспечивает стремление детей к занятиям разными видами деятельности.
- Методическое обеспечение программы
Материально – техническое обеспечение
Материально – техническая база | Применение | Источники финансирования и материальная база | Ответственные |
---|---|---|---|
Беседка | Проведение творческих мероприятий, праздников,
практических и теоретических занятий, игровая и творческая деятельность |
Материальная база
ГОКУ« Специальная (коррекционная) школа г. Киренска» |
Педагог – организатор, воспитатели |
Спортивная
площадка. Спортивный зал |
Построение линейки, проведение зарядки и спортивных мероприятий | Материальная база
ГОКУ« Специальная (коррекционная) школа г. Киренска» |
Инструктор по физкультуре |
Территория спального корпуса | Отрядные дела, игры | Материальная база
ГОКУ« Специальная (коррекционная) школа г. Киренска» |
Воспитатели,
педагог – организатор |
Комната досуга | Просмотр видеороликов, фильмов, настольные игры, чтение книг и журналов, проведение конкурсов | Материальная база
ГОКУ« Специальная (коррекционная) школа г. Киренска» |
Воспитатели, Педагог – организатор |
Столовая | Завтрак, обед | Материальная база
ГОКУ« Специальная (коррекционная) школа г. Киренска» |
Повар |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база
ГОКУ« Специальная (коррекционная) школа г. Киренска» |
Медицинский работник |
Кадровое обеспечение
Штатное расписание сотрудников лагеря с дневным пребыванием ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Киренска» на июнь 2023 г.
Наименование должности | Штатные единицы в зависимости от числа обучающихся в смену (30 человек) |
Начальник лагеря | 1 |
Педагог – организатор | 1 |
Воспитатель | 4 |
Повар | 1 |
Подсобный рабочий | 1 |
Инструктор по физической культуре | 1 |
Медицинская сестра | 1 |
Итого | 10 |
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Подбор кадров осуществляется директором ОУ. Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.
№ | Должностное лицо | Обязанности |
1 | Начальник лагеря | Обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы. |
2 | Воспитатель | Осуществляет контроль за соблюдением детьми режимных моментов, организует дежурство отряда по столовой, отрядной комнате. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены. Организует всю воспитательную работу с детьми. |
3 | Педагог-организатор | Организует досуг детей, проводит общелагерные мероприятия, направленные на оздоровление детей, воспитание экологической культуры и развитие разносторонних увлечений и интересов детей. |
4 | Инструктор по физической культуре | Организует всю спортивную работу лагеря. Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных, игровых мероприятий. |
5 | Повар | Организует согласно меню приготовление высококачественных блюд и их подачу, соблюдает точность производственного процесса и технологию, обеспечивает питьевой режим. |
6 | Медицинская сестра | Проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в лагере, питанием детей, соблюдением режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам лагеря. |
Информационное обеспечение
Информационное сопровождение жизнедеятельности лагеря осуществляется на страницах сайта ГОКУ Специальная (коррекционная) школа г. Киренска», в педагогических и родительских группах.
Программа разработана заместителем директора по ВР и педагогом-организатором, которые являются координаторами идей программы на протяжении всего времени ее реализации.
Для организации работы смены, по реализации программы проводятся: ежедневные планерки воспитателей, педагога-организатора, инструктора по физкультуре и медицинской сестры; анкетирование и диагностика ребят на разных этапах смены; инструктажи с педагогами по охране жизни и здоровья, мероприятия по профилактике детского травматизма. Оказывается методическая и консультативная помощь. Составляются ежедневные планы воспитателей, где отражаются события и анализируются проблемы дня.
Методические материалы
Образовательный процесс в летнем лагере дневного пребывания «Страна здоровья» осуществляется в очной форме.
В качестве ведущих используются следующие принципы:
- Принцип безопасности (Сохранение жизни и здоровья детей и взрослых в лагере — первая и основная забота каждого).
- Принцип целесообразности (Вся деятельность в лагере выстраивается так, чтобы обеспечить достижение заявленных целей).
- Принцип природосообразности. (Жизнь детей в лагере должна отвечать уровню его физического и психического развития, способствовать естественному укреплению здоровья).
- Принцип культуросообразности. (Образование детей в лагере, приобщение к существующим ценностям культуры, создание новых явлений культуры).
- Принцип гуманизации. (Демократические процедуры, гарантии прав и свобод обеспечивают последовательное освоение каждым членом сообщества гуманистического стиля взаимоотношений).
Педагогические методы:
- метод коллективного действия;
- метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности;
- метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;
- метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;
- метод поощрения.
Используются методы обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Применяются формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;
Применяются разные формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, выставка, гостиная, игра, конкурс, экскурсия, поход, мастер-класс, праздник, практическое занятие, представление, презентация, соревнование, спектакль, творческая мастерская, турнир, эстафета, ярмарка и другие.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов, в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
- Иные компоненты
- Виды услуг, реализуемые организацией
– услуги, обеспечивающие безопасные условия пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления;
– медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
– услуги по организации культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей разумное и полезное проведение детьми свободного времени, духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
– услуги по организации физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма;
– транспортные услуги.
- Список литературы
- Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев. – М. : Новая школа, 1994. – 222, [2] с. : ил.
- Алиева, Л. В. Летний детский лагерь – уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка / Л. В. Алиева. – (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. – 2011. – N 3 (67). – С. 44-45.
- Виноградова, Л. И. Мозаика лета / Л. И. Виноградова. – (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. – 2011. – N 3 (67). – С. 46-48.
- Гормакова, Л. Д. Социализация школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря образовательного учреждения большого города / Л. Д. Гормакова. – (Организатору летнего отдыха) // Воспитание школьников. – 2011. – N 4. – С. 52-62.
- Гриднева, Т. Программа летнего отдыха / Т. Гриднева. – (Методика и практика) // Беспризорник. – 2011. – N 4. – С. 45-53. – Библиогр.: с. 53 (7 назв).
- Коваль, С. А. Профессиональная компетентность специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей / С. А. Коваль. – (Ура! Каникулы) // Внешкольник. – 2011. – N 3. – С. 26-28.
- Лаврентьев В. В. Играй вместе с нами! / В. В. Лаврентьев // Педсовет : журнал. – 2011. – N 5. – С. 6-13
- Левин, Я. Н. Семнадцать уроков школьного воспитания / Я. Н. Левин. Урок 17. Физкультура в школе и летний отдых. – (Педагогическое наследие) // Воспитание школьников. – 2011. – N 10. – С. 56-64.
- Обидина, Е. Добро пожаловать! / Е. Обидина, авт. Е. Кучерова. – (Опыт работы: проблемы и решения) // Вопросы социального обеспечения. – 2011. – N 13. – С. 10.
Дополнительные интернет-источники
Название | Автор | Издательство |
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна здоровья» | Авдеева Н.В. | Социальная сеть работников образования nsportal.ru, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/12/06/programma-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-s |
«Энциклопедия творческих дел» | Иванов И.П. | http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html |
Игры и конкурсы в летнем лагере | Интернет-портал | http://istoshi.depon72.ru/?p=1447 |
«Игры в лагере» | Кузьмик С.В. | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/19/igry-v-lagere |
Лагерь от А до Я | Интернет-портал | https://summercamp.ru/%D0%9B%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8C_%D0%BE%D1%82_%D0%90_%D0%B4%D0%BE_%D0%AF |
Организация летнего отдыха учащихся. Вожатому | Интернет-портал | http://www.letolager.narod.ru/pg002.html |
Приложение №1
Анкеты для мониторинга результативности работы лагеря
Входящая анкета участника лагеря №1
Вначале давай познакомимся с тобой:
1.Ты:
- Мальчик
- Девочка
- Сколько тебе лет?
- 10-12
- 13 и старше
- Бывал (а) ли ты в лагере раньше?
- да, был (а) на смене. Напиши где и когда___________________________
- нет, я в первый раз
- О чем бы тебе хотелось бы узнать на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа)
- о жизни людей в нашей стране
- об экологии
- о спорте
- об истории
- о здоровье
- о дружбе, любви, отношениях между мальчиками и девочками
- о чем ещё, напиши ____________________________________________
- Чему тебе хотелось бы научиться на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа)
- повысить свои спортивные навыки
- общаться со сверстниками, взрослыми
- рукоделию, узнать о домашнем хозяйстве
- рисовать, танцевать, петь и т.д.
- чему еще, напиши _______________________________________________
- В лагере ты для того, чтобы (выбери не более 3-х вариантов):
- отдохнуть от учебы
- получить новые знания, навыки, умения
- заняться спортом
- показать себя, свои умения
- делать совместные полезные для других людей дела
- Каким, по твоему мнению, должен быть вожатый (воспитатель)? (выбери не более 3-х вариантов)
- друг, подруга
- справедливый
- отзывчивый
- строгий
- общительный
- творческий
- много знающий и умеющий рассказывать
- советчик, помощник в решении проблем
Итоговая анкета участника лагеря №2
1). Прочитайте вопрос и ответы. Расставьте цифры по местам от 1 до 6.
Что для Вас важнее всего в лагере?
Творческие мероприятия
Спортивные мероприятия
Новые знания и возможности
Комфортные условия проживания
Отдых, природа
Друзья, общение
2). Прочитайте вопрос и варианты ответов. Выберите ответ, с которым вы согласны и обведите его номер или запишите свой вариант.
Считаешь ли ты, что пребывание в лагере принесло тебе пользу?
А) Большую;
Б) Небольшую;
В) Возможно, пригодятся в жизни;
Г) Не знаю
Какие впечатления остались у Вас от оздоровительного лагеря?
А) Только положительные
Б) Доволен (довольна), но были недостатки
В) Отрицательные, я недоволен
В) Свой вариант (пояснить) ________________________________________________________
Важна ли для Вас спортивная жизнь в Лагере?
А) Да, занятия спортом важны
Б) Желательно, но не обязательно
В) Нет, никакого спорта
Важна ли для Вас творческая деятельность в Лагере ( конкурсы талантов, танцы, пение, театр и т.д) ?
А) Да, я хочу проявить свои таланты
Б) Желательно, но не обязательно
В) Нет
Насколько важна для Вас возможность развить навыки самостоятельности в Лагере?
А) Я могу проявить навыки самостоятельности в некоторых ситуациях
Б) Да, важно, Лагерь – это подготовка ко взрослой жизни, я хочу делать все сам и принимать решения самостоятельно
В) Нет, я еще слишком мал, что бы самостоятельно принимать решения
Какие недостатки Вы отметили в Лагере? (возможны несколько вариантов ответа)
А) Питание
Б) Досуго-образовательная программа (развлечения, занятия, мероприятия и т.д)
В) Режим дня
Г) Условия проживания (корпус, комнаты и т.д.)
Д) Отношение воспитателей (вожатых и др)
Е) Свой вариант (впишите)_________________________________________________________
Чего ты достиг для себя по окончании работы лагеря?
А) Развития творческих способностей;
Б) Укрепления здоровья;
В) Личностных достижений в конкурсах, соревнованиях;
3). Прочитай вопрос и напиши свой ответ.
Какое важное событие было в лагере? _____________________________________
Закончи предложения:
Я рад, что …………………………………………………………..
Мне жаль, что………………………………………………………
Я надеюсь, что………………………………………………………