Фауст Юлия Алексеевна
директор
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия № 12»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №169697
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Директор школы. Руководитель завтрашнего дня», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Модель профессионального самоопределения гимназистов
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №169697


Модель профессионального самоопределения гимназистов

Ю. А. Фауст, директор, МАОУ «Гимназия № 12» города Новосибирска

Достичь результатов можно путем использования возможностей. 

А для этого необходимо отыскать правильные пути и поступки

 и сконцентрировать на них ресурсы и усилия. 

Питер Друкер

       Ценностные ориентиры, способствующие становлению личности обучающихся и их мировоззрения формируются в подростковом возрасте. Основным этапом в этот период становится жизненное самоопределение и постепенное осознание своего места будущем. 

    Профессиональное самоопределение, выбор профессии и путей достижения занимает одно из приоритетных направлений работы гимназии. Выстраивая работу с подростками на удовлетворение их актуальной потребности в профессиональном самоопределении можно открыть дорогу для решения проблем в усвоении норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сформировать мотивационную готовность к учебной деятельности. 

    Анализ работы по профессиональному самоопределению в открытых источниках выявляет множество проблем в организации этой деятельности, наиболее значимыми из которых выступает несогласованность действий различных образовательных учреждений, направленных на решение задач профориентации и предупреждения особого рода дефектов.  Эти дефекты академик А. Г. Асмолов характеризует как дефекты социализации, что приводит к неэффективности выстраивания помощи подросткам в выборе своего профессионального пути (формальности этих процессов), к отсутствию преемственности в работе образовательных организаций общего и профессионального образования. 

     Разработка механизмов профессионального обучения школьников основывается прежде всего на  Указе Президента РФ от 07 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (пункт 5) «5. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: б) решение следующих задач: внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».

    МАОУ «Гимназия № 12» в своей деятельности уделяет особое внимание самоопределению и профессиональной ориентации гимназистов. Основные компоненты профессиональной ориентации гимназистов – профессиональное информирование, профессиональная диагностика и профессиональные пробы. Профессиональное информирование по сути знакомство школьников с миром профессий начинается на уровне начального образования и проходит в увлекательной форме, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Это классные часы, которые проводят родители и в игровой форме знакомят гимназистов с профессиями; экскурсии на место работы родителей и на предприятия. 

     На уровне основного образования представления о профессиях уточняются, вводятся понятия «требования профессии к человеку». На уровне среднего образования старшеклассники должны видеть связь между школьным обучением и будущей профессиональной деятельностью. Профессиональная диагностика помогает школьнику уточнить свои профессиональные интересы и склонности, лучше понять себя и соотнести свои ограничения и возможности с требованиями будущей профессии. Наиболее эффективна диагностика, органично встроенная в систему занятий или тренингов по профессиональному самоопределению, которые проводят психологи гимназии. Профессиональные пробы – необходимое условие правильного выбора профессии. Выбор профессии, основанный только на информации и результатах психологической диагностики, редко бывает осознанным и реалистичным. Профессиональные пробы дают обучающимся возможность приобщиться к профессии, на практике узнать ее плюсы и минусы. Знакомство с профессиями происходит и в рамках внеурочного курса «Россия – мои горизонты».

      С 2019 года гимназия участвует во Всероссийском проекте «Билет в будущее». В рамках проекта в целях профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся проходит знакомство с профессиями, углубленная диагностика (тестирование), посещение профессиональных проб на базе различных колледжей города Новосибирска, посещение интерактивной площадки по профессиональному самоопределению на базе парка «Моя Россия. Моя История». После углубленной диагностики учащимся даются рекомендации по профессиональным направлениям, включая определенный список профессий. В течение года обучающиеся 6-8 классов проходят 4 теста (углубленная диагностика). В личном кабинете каждого ребенка имеется полная интерпретация результатов диагностики. Выложены и дополнительные тесты, которые можно пройти самостоятельно. При необходимости гимназисты посещают консультации педагога-навигатора. Педагогом-навигатором является психолог гимназии, курирующий проект «Билет в будущее». Очень важна работа с родителями, которые самостоятельно регистрируются на сайте и проходят тест, который помогает увидеть сильные и слабые стороны своего ребенка. Знакомство с профессиями происходит и в рамках внеурочного курса «Россия – мои горизонты».

 Министерство образования Новосибирской области при поддержке Губернатора Новосибирской области  и департамент образования мэрии города Новосибирска уделяют большое внимание профессиональному самоопределению школьников. Центр политехнического образования на базе МАОУ «Гимназия № 12» – третий центр в городе Новосибирске.  Такие центры ранее открыты   в МБОУ СОШ № 80 и МБОУ СОШ № 175. 

      Работа по профориентации в гимназии ведется с уровня начального образования. Поэтому, когда департамент образования предложил вступить в проект «Центр политехнического образования» и выделил для его реализации отдельно стоящее здание, гимназия приняла предложение и приступила к реализации проекта. Департамент образования мэрии города Новосибирска выделил необходимые средства на ремонт здания. Министерство образования Новосибирской области выделило колледжам средства для закупки необходимого оборудования. С 1 сентября 2023 года в Центре осуществляется дополнительное образование с профильной подготовкой с привлечением образовательных учреждений СПО города Новосибирска. Обучающиеся 9-10 классов гимназии получают дополнительное (профессиональное) образование в рамках программы политехнической школы по следующим направлениям:

  1. мобильная робототехника (ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж им. А. И. Покрышкина);
  2. парикмахер, космктик (ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж парикмахерского искусства»);
  3. оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники»);
  4. мастер слесарных работ (ГБПОУ НСО «Новосибирский авиастроительный лицей»);
  5. портной, дизайн одежды (ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса»).

      Проект «Политехническая школа Новосибирской области» рассчитан на   получение профессии вместе с аттестатом.  Цель проекта – освоение школьниками 9-10 классов основ рабочих профессий и получение вместе с аттестатом об основном или среднем образовании свидетельства о профессиональном образовании. Организация профессионального обучения школьников – стратегический ориентир развития профориентационной работы. 

    Модель организации профессионального обучения гимназии: профессиональное обучение обучающихся 9, 10 классов на базе Центра политехнического образования гимназии.   Условия: наличие лицензии на профессиональное обучение у колледжей, с которыми у гимназии заключен договор о сотрудничестве; наличие лицензии у гимназии на дополнительное образование; наличие в центре материально-технической базы для обучения профессиям; наличие педагогических кадров необходимой квалификации (за счет колледжей). Обучение осуществляется вне рамок ФГОС общего и среднего образования – дополнительная программа профобучения. Финансирование: за счет средств колледжей (региональный бюджет). Профессиональное обучение гимназистов осуществляется на добровольной основе и бесплатно. Обучающийся вправе выбрать обучение по одной образовательной программе. Зачисление на обучение по профессиональной образовательной программе осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами учреждения профессионального образования и приказом по гимназии. После освоения обучающимся образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации ему выдается свидетельство о профессии рабочего установленного образца.

    Для организации взаимодействия организаций профессионального образования и гимназии стараемся привлечь максимальное количество заинтересованных социальных партнеров. Социальное партнерство – это сотрудничество гимназии с образовательными организациями среднего и высшего образования ради достижения общей цели: создания условий для устойчивого положительного самоопределения подростков в профессиональной деятельности; получения первой профессии одновременно со средним общим образованием как основы для эффективной самореализации.  Идея социального партнерства заключается в использовании ресурсов каждого из учреждений СПО и вуза для расширения возможностей всех участников проекта, достижении общих целей на основе принципов добровольности, взаимной выгодности, поддержки и ответственности. 

     Гимназия сотрудничает с Новосибирским химико-технологическим колледжем имени Д. И. Менделеева, который посещают старшеклассники химико-биологического профиля. После окончания обучения гимназисты получают удостоверения лаборантов по направлению «Лаборант химического анализа 2 разряда». Медицинский колледж посещают все обучающиеся медицинского класса.

Ожидаемые результаты от ЦПО:

     -повышение  престижа рабочих профессий за счет обучения в Центре «Политехническая школа»;

     -адресная психологическая помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

     -обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

    -ориентация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. 

     Кроме партнерства с СПО, гимназия в рамках профессионального самоопределения активно сотрудничает с вузами не только города Новосибирска, но и Томска. Договоры о сотрудничестве заключены с Новосибирским государственным педагогическим институтом, Новосибирским государственным техническим университетом, Томским государственным политехническим университетом, Новосибирским государственным университетом, Новосибирским медицинским университетом. 

   Новосибирский государственный технический университет: «Центр математического образования» – решение олимпиадных задач; Дом научной коллаборации – ТехноКвест, Форсайт – сессия НТО ИЭС; занятия в классе инженерные энергетические системы; Всероссийский день физики.

    Новосибирский государственный педагогический университет: посещение обучающимися специализированных классов 1 раз в месяц центра довузовской подготовки; открытие класса психолого-педагогической направленности, занятия 1 раз в неделю.

      Новосибирский государственный университет: занятия по биологии, подготовка к турниру юных биологов.

     Томский политехнический университет: научно-исследовательская деятельность, очное успешное участие классов в научно-практических конференциях ТПУ.

      Систематическая целенаправленная работа по профессиональному самоопределению дает результаты: согласно исследованию рейтингового агентства РАЭКС-Аналитика в течение 5 лет гимназия входит в ТОП-500 лучших школ, выпускники которых поступают в ведущие вузы России; гимназисты успешно участвуют в конкурсе «Профессионалы», в турнирах юных биологов и юных естествоиспытателей, ежегодно растет число призеров  Всероссийской олимпиады школьников; поступление в вузы по профилю обучения (96 % обучающихся – в вузы, по профилю – 84%).

       Таким образом, за годы учебы гимназисты имеют возможность погрузиться в профессию, проявить себя в различных направлениях и определиться с будущей профессией.

   Мы понимаем, что в современном мире подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей и педагогов. Непосредственный опыт становится для них важнее.  Для старшеклассников  большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую ребенок выбрал или о которой задумался. Опыт общения, а еще лучше погружения в профессию дает возможность школьнику понять, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности. Реализация профессионального обучения в гимназии позволяет не только более эффективно использовать имеющийся потенциал системы образования, интегрировать ресурсы общеобразовательных и профессиональных организаций, но и выстроить индивидуальные траектории профессионального самоопределения гимназистов на деятельностной основе, снизить риск неверного выбора профессии, повысить оценки родителями и школьниками современного мира профессий и возможностей выстраивания профессиональной карьеры детьми.

      

Модель профессионального самоопределения гимназистов

Уровень образования Уровень начального образования Уровень основного образования Уровень среднего образования
Основные компоненты профессиональной ориентации Профессиональное информирование Профессиональная диагностика

Профессиональные пробы

Профессиональные пробы
Мероприятия 1) Классные часы

2) Экскурсии

3) Посещение мастер-классов

1) «Билет в будущее»,  6-8 классы;

2) курс «Россия – мои горизонты», 5-9 классы;

3) получение рабочих профессий на базе центра политехнического образования гимназии, 9 классы

1) 10 класс, получение рабочих профессий на базе центра политехнического образования гимназии (по желанию)

2) посещение лаботаторий вузов

Ответственные Классные руководители Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по УРВ, курирующий ЦПО Педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по УРВ, курирующий ЦПО

 

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по организации профессионального обучения школьников https://smarteka.com/uploads/files/2020/05/15/03deea97-cf27-4fa6-8f3d-06b452eb74f2e9424708-3cec-42e4-8d5b-f95add30e78b.pdf?ysclid=lriy7at6r2465347439 
  2. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

 

Модель профессионального самоопределения гимназистов