Самоделкина Светлана Александровна
учитель начальных классов
МОБУ «Руэмская средняя общеобразовательная школа»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №169721
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме «Глагол»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №169721


Технологическая карта урока

Тема раздела      Глагол

 

№ п/п Параметр Описание
Учебный предмет, класс Русский язык, 3 класс
Тема урока «Глагол – как часть речи»
Цель  урока 1.Обобщение  знаний учащихся о глаголе – как части речи.

2.Развитие  умения определять  время, число, род глаголов.

3.Воспитание  культуры речи учащихся при употреблении глаголов, аккуратности, орфографической зоркости; воспитание чувства патриотизма.

Тип урока Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) (УАЗ и У)
Методы Основной дидактический метод: репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.

Частные методы и приемы: беседа, поисковый, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Формы Фронтальная, групповая, индивидуальная
Ожидаемый результат Предметные результаты  Универсальные учебные действия 
-умение определять время, число, в п.в.род глаголов

– умение правильно употреблять глаголы

Метапредметные УУД:

-развивать умение формулировать цели своей деятельности;

-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

-развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Регулятивные

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

– планировать свои действия;

– выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

– адекватно воспринимать оценку учителя;

– оценивать свои действия.

Познавательные

-высказываться в устной форме;

– владеть основами смыслового чтения;

– анализировать объекты, выделять главное; 

-проводить сравнение, анализ;

– устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные

– допускать существование различных точек

Личностные УУД:

– сохранять мотивацию к учебе;

– проявлять интерес к новому учебному материалу;

– развивать способность к самооценке.

зрения;

– формулировать собственное мнение;

– контролировать действия партнера

 

Характеристика этапов урока

 

Технология проведения Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа Диагностирующие задания каждого этапа
I этап.  Организационный 

Цель – активизация учащихся, эмоциональный настрой на работу

Приветствие учителя

Проверяют готовность к уроку

Приветствие,

Проверка готовности учащихся, организация внимания.

I этап.  Организационный момент.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”

I этап.  Организационный момент.

– Меня зовут Светлана Александровна. Сегодня я с вами   проведу урок русского языка. Я очень надеюсь на вашу поддержку.

Коммуникативные УУД(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Личностные УУД(самоопределение)

II этап.

Постановка учебной задачи

Цель –  актуализация субъектного опыта учащихся

Вступают в диалог

Отгадывают загадку 

Формулируют тему урока, составляют план урока.

Организация диалога с учащимися

Загадывание загадки

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока,  составление совместно с детьми  плана урока. 

II этап.

Постановка учебной задачи

Загадка:

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? ..(глагол)

II этап.

Постановка учебной задачи

– Какое важное событие в феврале происходило в нашей стране в г.Сочи? (олимпиада).

– Сегодня все вы на один урок станете участниками олимпиады, где вы должны будете показать все свои знания.

– Назовите талисманы олимпиады (заяц, мишка, леопард).

– Эти герои будут вас сопровождать в нашей необычной олимпиаде.

– Но чтобы попасть на олимпиаду, вам нужно узнать,  чему же будет она посвящена. 

– Тему вы узнаете из загадки: 

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? ..(глагол)

– Ребята, кто догадался, чему посвящена наша олимпиада? (глаголу)

– Кто сможет назвать тему нашего урока (глагол)

– Ребята, а какой цели вы должны добиться (повторить изученное о глаголе).

– Чтобы добиться этой цели, что вы будете делать? Давайте составим план урока – олимпиады. 

Познавательные УУД(пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему)

КоммуникативныеУУД(строят понятны для собеседника высказывания)

Регулятивные УУД( целепологание, принимают и сохраняют цель)

III этап. Актуализация знаний.

Цель – установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Записывают слова в тетрадь, выявляют признаки орфограммы, взаимопроверка

Оценивают работу одноклассников

Оценивают правильность выполнения задания, с фиксацией в листе «Проверь себя»

Участвуют  в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Проведение словарного диктанта

Организация оценки работы отдельных учеников

Организация самооценки выполнения задания

Выявление уровня знаний о глаголе

Повторение об имени существитель

ном

III  этап. Актуализация знаний.

 

Словарный диктант:

олимпиада, соревнование,  бежит, эстафета, каток, хоккей 

III  этап. Актуализация знаний.

 

– Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы попасть на олимпиаду? (много тренироваться)

– Правильно. Вот и вам предстоит пройти тренировку, которая называется орфографическая разминка.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

– Сейчас вам предстоит 

записать слова под диктовку, выделяя орфограммы (работа в тетрадях и у доски): 

олимпиада, соревнование,  бежит, эстафета, каток, хоккей 

   

(взаимооценивание и самооценивание учеников, работающих у доски)

Оцените свою работу в листе «Проверь себя»

– Какое слово лишнее?(бежит) 

Почему?

– Что вы знаете о глаголе? Как изменяются глаголы? (по временам, числам и родам в п.в.)

– Что общего у остальных слов (существительные)

– На какие группы вы бы их разделили? (по родам)

Познавательные УУД(умение осознанно строить речевое высказывание)

КоммуникативныеУУД(воспринимают ответы учащихся,  оценка действий партнера

Регулятивные УУД(осуществляют самоконтроль и коррекцию )

  IV этап. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель – Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Отгадывают загадку

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в паре).

Оценивают правильность выполнения заданий.

Оценивают работу друг друга.

Анализируют, устно отвечают на вопросы

Работают  с информацией, представленной виде предложений с пропущенными глаголами

Участвуют

 в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Загадывание загадки

Организация  работы  в парах

обеспечение

контроля

за выполнением 

задания

Организация взаимооценивания в листе «Проверь себя»

Организация коллективного обсуждения 

Организация работы с предложением

Организация проверки и обсуждения

Организация коллективного обсуждения проблемного вопроса

IV  этап.  Применение знаний и умений в новой ситуации

Загадка:

На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется…
(фигурное катание)

Практическая работа в парах: 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, танцевали, скользят.

 

Предложения:

Фигурист вышел на лёд.

Время соревнований вышло.

Лыжница вышла на старт.

Вышла, вышел, вышло

IV этап.  Применение знаний и умений в новой ситуации

– Вы хорошо потренировались, и я думаю все готовы к олимпиаде.

– О первом виде спорта, в котором вам предстоит сегодня состязаться вы узнаете из загадки:

На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется…
(фигурное катание)

– А состязание проводит талисман олимпиады – заяц. Он предлагает вам выступить в парном катании.

– Вы,  наверное догадались, что сейчас вам предстоит работа в парах.

– У вас на столах карточки  под № 1 с глаголами, вам нужно их распределить и записать в тетрадь в три столбика.

– Как вы думаете,  по какому признаку? (по временам)

Практическая работа в парах: 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, танцевали, скользят

– Давайте проверим. 

–  Назовите слова 1 столбика. Докажите, что именно эти слова должны быть записаны здесь.

– Прочитайте слова 2, 3 столбиков. Докажите правильность выполнения.

– В листе «Проверь себя»  оцените работу соседа по парте.

– Прочитайте ещё раз глаголы.  Как можно ещё по-другому распределить их? (по числам).

– Назовите глаголы ед.ч. Докажите. 

– Назовите глаголы мн.ч. Докажите.

– Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами предложения. Что в них не достаёт? (глаголов)

Предложения:

Фигурист … на лёд.

Время соревнований …

Лыжница … на старт.

Вышла, вышел, вышло

– Ниже  предложений записаны глаголы. Что между ними общего? (глаголы п.в, ед.ч., однокоренные слова)

– Вставьте пропущенные глаголы в предложения. Эти предложения записаны у вас на карточках под № 2.

– Прочитайте первое предложение. (Фигурист вышел на лёд.). 

– Почему этот глагол взяли? (п.в.м.р.).

– Прочитайте следующее предложении. (Время соревнований вышло.)

–  Почему этот глагол взяли?

– Прочитайте последнее предложение. (Лыжница вышла на старт).

– Почему этот глагол взяли?

– Что вы можете сказать о глаголах, которые вставили. (глаголы п.в. ед.ч., м, ж.,ср.р.).

– Прочитайте второе предложение.

– Что значит время соревнований вышло?

– В листе «Проверь себя» оцените свою работу.

Регулятивные УУД (самоконтроль

Познавательные УУД(проводят коллективное исследование)

Коммуникативные УУД(участвуют в обсуждении содержания материала, формулируют собственное мнение и позицию, работав парах)

Физкультминут

ка

Цель:  Снять напряжение, связанное с умственной и физической нагрузкой.

Выполняют упражнения Организует физкультпаузу. Физкульминутка «Дружно встаньте»

Дружно  встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте пошагали.

Мы размялись от души
И на место сесть спешим.

– А теперь у нас с вами, как и в любых соревнованиях настало время для отдыха.
V этап. Обобщение и систематизация знаний

Цель – обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Отгадывают загадку

Работают  с информацией, представленной виде пословиц с пропущенными глаголами

Самостоятельно работают в тетрадях

Участвуют

 в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Оценивают правильность выполнения задания, с фиксацией в листе «Проверь себя»

Загадывает загадку

Организация самостоятельной работы учащихся

Организация проверки выполнения задания, организация обсуждения смысла пословиц.

Организация самооценки выполнения задания

V этап.  Обобщение и систематизация знаний

Загадка:

По зимней дороге бегут налегке
Спортсмены на лыжах с винтовкой в руке.
До финиша скоро, фанаты кругом,
Любимый вид спорта смотрю — …
(биатлон)

Пословицы:

1) Трус … в хоккей.

2) … спорту время, а взамен …здоровье.

3) Здоровье … – всё ….

Пословицы:

1) Трус не играет в хоккей.

2) Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

3) Здоровье потерял – всё потерял.

V этап.  Обобщение и систематизация знаний

– В фигурном катании вы все оказались достойными и успешными, но наша олимпиада продолжается.

– Из загадки вы узнаете о следующем виде соревнования.

Загадка:

По зимней дороге бегут налегке
Спортсмены на лыжах с винтовкой в руке.
До финиша скоро, фанаты кругом,
Любимый вид спорта смотрю — …
(биатлон)

– Соревнование проводит мишка.

– Биатлон очень сложный вид спорта, требующий не только выносливости и быстроты, но и меткости, а значит внимательности.

– Сейчас вам каждому предстоит выполнить задание на внимательность.

– У каждого из вас на столах карточка с пословицами, в которых пропущены глаголы. 

– От вас требуется списать эти пословицы, вставляя глаголы из слов для справок. У глаголов определить время, число и там, где возможно род.

Пословицы:

1) Трус не играет в хоккей.

2) Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

3) Здоровье потерял – всё потерял.

– Прочитайте  1 пословицу. Что можете сказать о глаголе, который вставили ( не играет – глагол н.в, ед.ч.).

– Назовите правило русского языка, которое можно применить к этому глаголу (не с глаголами пишу отдельно).

– Как понимает смысл пословицы?

– Какие глаголы вставили во 2 пословицу? (отдай, получи)

– Что можете сказать о них? (глаголы б.в., ед.ч.).

– Объясните смысл пословицы.

– Какие глаголы вставили в 3 пословицу? (потерял. потерял)

– Что можете сказать о них? (глаголы п.в., ед.ч., м.р.).

– Объясните смысл пословицы.

Оцените свою работу в листе «Проверь себя»

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУ

VI этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель –  контроль

Отгадывают загадку

Работают  с информацией, представленной виде теста по теме «Глагол»

Работают в группе

Участвуют

 в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Оценивают правильность выполнения задания, с фиксацией в листе «Проверь себя»

Загадывание загадки

Организация групповой работы с тестом

Организация проверки выполнения теста

Организация самооценки выполнения задания

VI этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Загадка:   

Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной –
Увлекательный …
(хоккей)

Тест по теме «Глагол»

1. Закончи предложения.

      Глагол – это _______________, которая отвечает на вопросы ________     

  и обозначает __________предмета.

2. Глаголы изменяются по   __________________________

3. У глаголов в прошедшем времени суффикс  ________

4. Частица не с глаголами пишется  _________________

5. Подчеркните  только глаголы.

        Шумный, забили,  сигнал, добрая, сигналит, выиграет, взлётное, стружка, играют.

6. Какие действия может совершать этот предмет? Напиши три глагола.

  Спортсмен  (что делает?)  ______                                     

7. Соедини глагол и его признаки (проведи стрелки)

Съезжал

 Забьёт

 Спускается

наст. вр., ед.ч.

буд. вр., ед.ч.

прош. вр., ед. ч., м.р.

VI этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

– И во втором виде олимпиадных соревнований вы все одержали победу.

 – Теперь переходим к заключительному этапу олимпиады.

– Отгадав  загадку, вы узнаете о последнем виде соревнования.

Загадка:

  Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной –
Увлекательный …
(хоккей)

 – Этот вид соревнований проводит леопард.

– Хоккей – командная игра. Вот и вам предстоит работа в команде (в четвёрках).

– Сейчас от вас потребуются все знания и умения. 

– Вам нужно выполнить тест по теме «Глагол». За работу.

Тест по теме «Глагол»

1. Закончи предложения.

      Глагол – это ______, которая отвечает на вопросы _____    

  и обозначает _______предмета.

2. Глаголы изменяются по   ______ 

3. У глаголов в прошедшем времени суффикс  ________

4. Частица не с глаголами пишется  _________________

5. Подчеркните  только глаголы.

  Шумный, забили,  сигнал, добрая, сигналит, выиграет, взлётное, стружка, играют.

6. Какие действия может совершать этот предмет? Напиши три глагола.

  Спортсмен  (что делает?)  

                                            

7. Соедини глагол и его признаки (проведи стрелки)

      Съезжал

               Забьёт

               Спускается

наст. вр., ед.ч.

буд. вр., ед.ч.

прош. вр., ед. ч., м.р.

– Давайте проверим,  как вы справились с заданием.

Оцените свою работу в листе «Проверь себя»

Регулятивные УУД(контроль и коррекция)

Познавательные УУД(анализируют, оценивают результат)

Коммуникативные УУД(рефлексия своей деятельности, умение работат в группе)

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Заполняют «Лесенку успеха» (самооценивание и взаимооценива

ние)

Оценивание работы класса, организация рефлексии

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Вот и подошла к финишу наша необычная олимпиада.

– Назовите тему олимпиады (глагол)

– Какую цель вы поставили в начале урока? (повторить изученное о глаголе)

– Скажите достигли ли вы этой цели?

– Давайте ещё раз вспомним, что вы знаете о глаголе.

– А теперь настало время подвести итоги олимпиады. 

– Посмотрите ребята на свой лист «Проверь себя. Я думаю, что у вас всё сегодня получилось.

– И теперь оцените свою работу. 

– У вас у каждого на столе лежит пьедестал с надписями: нижняя ступень – у меня ничего не получилось, средняя ступень – у меня были проблемы, верхняя ступень – мне всё удалось. 

– Также у вас есть человечек. Оцените свою работу на уроке и приклейте человечка на ту ступень, на которую вы сегодня поднялись.

– А теперь поменяйтесь пьедесталом и оцените работу своего соседа, приклеив другого человечка.

– Ребята, спасибо за урок. Мне было очень приятно и легко с вами работать. Я считаю, что все вы в нашей олимпиаде одержали сокрушительную победу над глаголом. 

 – Разрешите мне вручить вам символические медали. Надеюсь, что некоторые из вас после окончания школы получат и золотые и серебряные медали. Желаю вам успехов. 

– Разрешите поблагодарить и наших болельщиков, которые переживали и поддерживали нас.

– Ну и конечно сказать огромное спасибо вашему главному тренеру – вашей учительнице. 

Познавательные УУД(рефлексия)

Коммуникативные УУД(умение точно выражать свои мысли)

Личностные УУД(смыслообразов

ание)

 

Лист «Проверь себя»

 

Лист «Проверь себя»

№ задания Выполнил(а) без ошибок Возникли затруднения Не удалось выполнить
Орфографическая разминка
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4
№ задания Выполнил(а) без ошибок Возникли затруднения Не удалось выполнить
Орфографическая разминка
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4

 

№ задания Выполнил(а) без ошибок  Возникли затруднения Не удалось выполнить
Орфографическая разминка
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4

Лист «Проверь себя»

№ задания Выполнил(а) без ошибок Возникли затруднения Не удалось выполнить
Орфографическая разминка
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4

Лист «Проверь себя»

№ задания Выполнил(а) без ошибок Возникли затруднения Не удалось выполнить
Орфографическая разминка
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4

 

Лист «Проверь себя»

 

№ задания Выполнил(а) без ошибок Возникли затруднения Не удалось выполнить
Орфографическая разминка
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4

Лист «Проверь себя»

№ задания Выполнил(а) без ошибок Возникли затруднения Не удалось выполнить
Орфографическая разминка
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4

лесенка успеха

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №1

 

Прыгал, выиграет, катается, выступят, 

танцевали, скользят

 

Карточка №2

Фигурист _____________ на лёд.

Время соревнований ______________ .

Лыжница _______________на старт.

Слова для справок:  вышла, вышел, вышло

 

Карточка №2

Фигурист ______________ на лёд.

Время соревнований ______________ .

Лыжница _______________на старт.

Слова для справок:  вышла, вышел, вышло

 

Карточка №2

Фигурист ______________ на лёд.

Время соревнований ______________ .

Лыжница _______________на старт.

Слова для справок:  вышла, вышел, вышло

Карточка №2

Фигурист ______________ на лёд.

Время соревнований ______________ .

Лыжница _______________на старт.

Слова для справок:  вышла, вышел, вышло

Карточка №2

Фигурист ______________ на лёд.

Время соревнований ______________ .

Лыжница _______________на старт.

Слова для справок:  вышла, вышел, вышло

 

Карточка №2

Фигурист ______________ на лёд.

Время соревнований ______________ .

Лыжница _______________на старт.

Слова для справок:  вышла, вышел, вышло

 

Карточка № 3

1) Трус _________в хоккей.

2) ______спорту время, а взамен _________здоровье.

3) Здоровье __________– всё ________.

Слова для справок: потерял,  отдай,  не играет,  получи, потерял

 

Карточка № 3

1) Трус __________в хоккей.

2) ______спорту время, а взамен _________здоровье.

3) Здоровье __________– всё ________.

Слова для справок: потерял,  отдай,  не играет,  получи, потерял

 

Карточка № 3

1) Трус __________в хоккей.

2) ______спорту время, а взамен _________здоровье.

3) Здоровье __________– всё ________.

Слова для справок: потерял,  отдай,  не играет,  получи, потерял

 

Карточка № 3

1) Трус __________в хоккей.

2) ______спорту время, а взамен _________здоровье.

3) Здоровье __________– всё ________.

Слова для справок: потерял,  отдай,  не играет,  получи, потерял

 

 

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме «Глагол»