Технологическая карта урока
Тема раздела Глагол
№ п/п | Параметр | Описание | ||
---|---|---|---|---|
Учебный предмет, класс | Русский язык, 3 класс | |||
Тема урока | «Глагол – как часть речи» | |||
Цель урока | 1.Обобщение знаний учащихся о глаголе – как части речи.
2.Развитие умения определять время, число, род глаголов. 3.Воспитание культуры речи учащихся при употреблении глаголов, аккуратности, орфографической зоркости; воспитание чувства патриотизма. |
|||
Тип урока | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) (УАЗ и У) | |||
Методы | Основной дидактический метод: репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.
Частные методы и приемы: беседа, поисковый, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности |
|||
Формы | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||
Ожидаемый результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | ||
-умение определять время, число, в п.в.род глаголов
– умение правильно употреблять глаголы |
Метапредметные УУД:
-развивать умение формулировать цели своей деятельности; -развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; -развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез; Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия; – планировать свои действия; – выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; – адекватно воспринимать оценку учителя; – оценивать свои действия. Познавательные -высказываться в устной форме; – владеть основами смыслового чтения; – анализировать объекты, выделять главное; -проводить сравнение, анализ; – устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные – допускать существование различных точек Личностные УУД: – сохранять мотивацию к учебе; – проявлять интерес к новому учебному материалу; – развивать способность к самооценке. зрения; – формулировать собственное мнение; – контролировать действия партнера |
Характеристика этапов урока
Технология проведения | Деятельность
ученика |
Деятельность
учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа | |||||||
I этап. Организационный
Цель – активизация учащихся, эмоциональный настрой на работу |
Приветствие учителя Проверяют готовность к уроку |
Приветствие, Проверка готовности учащихся, организация внимания. |
I этап. Организационный момент.
Здравствуйте те, кто весел сегодня, Здравствуйте те, кто грустит, Здравствуйте те, кто общается с радостью, Здравствуйте те, кто молчит. Все расселись по местам, никому не тесно, |
I этап. Организационный момент.
– Меня зовут Светлана Александровна. Сегодня я с вами проведу урок русского языка. Я очень надеюсь на вашу поддержку. Коммуникативные УУД(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Личностные УУД(самоопределение) |
|||||||
II этап.
Постановка учебной задачи Цель – актуализация субъектного опыта учащихся |
Вступают в диалог Отгадывают загадку Формулируют тему урока, составляют план урока. |
Организация диалога с учащимися Загадывание загадки Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление совместно с детьми плана урока. |
II этап.
Постановка учебной задачи Загадка: Обозначаю в каждом предложении Все действия и все движения, Я важен, как в футболе гол. Так кто же я такой? ..(глагол) |
II этап.
Постановка учебной задачи – Какое важное событие в феврале происходило в нашей стране в г.Сочи? (олимпиада). – Сегодня все вы на один урок станете участниками олимпиады, где вы должны будете показать все свои знания. – Назовите талисманы олимпиады (заяц, мишка, леопард). – Эти герои будут вас сопровождать в нашей необычной олимпиаде. – Но чтобы попасть на олимпиаду, вам нужно узнать, чему же будет она посвящена. – Тему вы узнаете из загадки: Обозначаю в каждом предложении Все действия и все движения, Я важен, как в футболе гол. Так кто же я такой? ..(глагол) – Ребята, кто догадался, чему посвящена наша олимпиада? (глаголу) – Кто сможет назвать тему нашего урока (глагол) – Ребята, а какой цели вы должны добиться (повторить изученное о глаголе). – Чтобы добиться этой цели, что вы будете делать? Давайте составим план урока – олимпиады. Познавательные УУД(пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему) КоммуникативныеУУД(строят понятны для собеседника высказывания) Регулятивные УУД( целепологание, принимают и сохраняют цель) |
|||||||
III этап. Актуализация знаний.
Цель – установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала |
Записывают слова в тетрадь, выявляют признаки орфограммы, взаимопроверка Оценивают работу одноклассников Оценивают правильность выполнения задания, с фиксацией в листе «Проверь себя» Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Проведение словарного диктанта Организация оценки работы отдельных учеников Организация самооценки выполнения задания Выявление уровня знаний о глаголе Повторение об имени существитель ном |
III этап. Актуализация знаний.
Словарный диктант: олимпиада, соревнование, бежит, эстафета, каток, хоккей |
III этап. Актуализация знаний.
– Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы попасть на олимпиаду? (много тренироваться) – Правильно. Вот и вам предстоит пройти тренировку, которая называется орфографическая разминка. – Откройте тетради, запишите число, классная работа. – Сейчас вам предстоит записать слова под диктовку, выделяя орфограммы (работа в тетрадях и у доски): олимпиада, соревнование, бежит, эстафета, каток, хоккей
(взаимооценивание и самооценивание учеников, работающих у доски) – Оцените свою работу в листе «Проверь себя» – Какое слово лишнее?(бежит) Почему? – Что вы знаете о глаголе? Как изменяются глаголы? (по временам, числам и родам в п.в.) – Что общего у остальных слов (существительные) – На какие группы вы бы их разделили? (по родам) Познавательные УУД(умение осознанно строить речевое высказывание) КоммуникативныеУУД(воспринимают ответы учащихся, оценка действий партнера Регулятивные УУД(осуществляют самоконтроль и коррекцию ) |
|||||||
IV этап. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель – Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях |
Отгадывают загадку Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Оценивают правильность выполнения заданий. Оценивают работу друг друга. Анализируют, устно отвечают на вопросы Работают с информацией, представленной виде предложений с пропущенными глаголами Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Загадывание загадки Организация работы в парах обеспечение контроля за выполнением задания Организация взаимооценивания в листе «Проверь себя» Организация коллективного обсуждения Организация работы с предложением Организация проверки и обсуждения Организация коллективного обсуждения проблемного вопроса |
IV этап. Применение знаний и умений в новой ситуации
Загадка: На льду танцует фигурист, Практическая работа в парах: Прыгал, выиграет, катается, выступят, танцевали, скользят.
Предложения: Фигурист вышел на лёд. Время соревнований вышло. Лыжница вышла на старт. Вышла, вышел, вышло |
IV этап. Применение знаний и умений в новой ситуации
– Вы хорошо потренировались, и я думаю все готовы к олимпиаде. – О первом виде спорта, в котором вам предстоит сегодня состязаться вы узнаете из загадки: На льду танцует фигурист, – А состязание проводит талисман олимпиады – заяц. Он предлагает вам выступить в парном катании. – Вы, наверное догадались, что сейчас вам предстоит работа в парах. – У вас на столах карточки под № 1 с глаголами, вам нужно их распределить и записать в тетрадь в три столбика. – Как вы думаете, по какому признаку? (по временам) Практическая работа в парах: Прыгал, выиграет, катается, выступят, танцевали, скользят – Давайте проверим. – Назовите слова 1 столбика. Докажите, что именно эти слова должны быть записаны здесь. – Прочитайте слова 2, 3 столбиков. Докажите правильность выполнения. – В листе «Проверь себя» оцените работу соседа по парте. – Прочитайте ещё раз глаголы. Как можно ещё по-другому распределить их? (по числам). – Назовите глаголы ед.ч. Докажите. – Назовите глаголы мн.ч. Докажите. – Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами предложения. Что в них не достаёт? (глаголов) Предложения: Фигурист … на лёд. Время соревнований … Лыжница … на старт. Вышла, вышел, вышло – Ниже предложений записаны глаголы. Что между ними общего? (глаголы п.в, ед.ч., однокоренные слова) – Вставьте пропущенные глаголы в предложения. Эти предложения записаны у вас на карточках под № 2. – Прочитайте первое предложение. (Фигурист вышел на лёд.). – Почему этот глагол взяли? (п.в.м.р.). – Прочитайте следующее предложении. (Время соревнований вышло.) – Почему этот глагол взяли? – Прочитайте последнее предложение. (Лыжница вышла на старт). – Почему этот глагол взяли? – Что вы можете сказать о глаголах, которые вставили. (глаголы п.в. ед.ч., м, ж.,ср.р.). – Прочитайте второе предложение. – Что значит время соревнований вышло? – В листе «Проверь себя» оцените свою работу. Регулятивные УУД (самоконтроль Познавательные УУД(проводят коллективное исследование) Коммуникативные УУД(участвуют в обсуждении содержания материала, формулируют собственное мнение и позицию, работав парах) |
|||||||
Физкультминут
ка Цель: Снять напряжение, связанное с умственной и физической нагрузкой. |
Выполняют упражнения | Организует физкультпаузу. |
Физкульминутка «Дружно встаньте»
Дружно встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте пошагали. Мы размялись от души |
– А теперь у нас с вами, как и в любых соревнованиях настало время для отдыха. | |||||||
V этап. Обобщение и систематизация знаний
Цель – обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей |
Отгадывают загадку Работают с информацией, представленной виде пословиц с пропущенными глаголами Самостоятельно работают в тетрадях Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Оценивают правильность выполнения задания, с фиксацией в листе «Проверь себя» |
Загадывает загадку Организация самостоятельной работы учащихся Организация проверки выполнения задания, организация обсуждения смысла пословиц. Организация самооценки выполнения задания |
V этап. Обобщение и систематизация знаний
Загадка: По зимней дороге бегут налегке Пословицы: 1) Трус … в хоккей. 2) … спорту время, а взамен …здоровье. 3) Здоровье … – всё …. Пословицы: 1) Трус не играет в хоккей. 2) Отдай спорту время, а взамен получи здоровье. 3) Здоровье потерял – всё потерял. |
V этап. Обобщение и систематизация знаний
– В фигурном катании вы все оказались достойными и успешными, но наша олимпиада продолжается. – Из загадки вы узнаете о следующем виде соревнования. Загадка: По зимней дороге бегут налегке – Соревнование проводит мишка. – Биатлон очень сложный вид спорта, требующий не только выносливости и быстроты, но и меткости, а значит внимательности. – Сейчас вам каждому предстоит выполнить задание на внимательность. – У каждого из вас на столах карточка с пословицами, в которых пропущены глаголы. – От вас требуется списать эти пословицы, вставляя глаголы из слов для справок. У глаголов определить время, число и там, где возможно род. Пословицы: 1) Трус не играет в хоккей. 2) Отдай спорту время, а взамен получи здоровье. 3) Здоровье потерял – всё потерял. – Прочитайте 1 пословицу. Что можете сказать о глаголе, который вставили ( не играет – глагол н.в, ед.ч.). – Назовите правило русского языка, которое можно применить к этому глаголу (не с глаголами пишу отдельно). – Как понимает смысл пословицы? – Какие глаголы вставили во 2 пословицу? (отдай, получи) – Что можете сказать о них? (глаголы б.в., ед.ч.). – Объясните смысл пословицы. – Какие глаголы вставили в 3 пословицу? (потерял. потерял) – Что можете сказать о них? (глаголы п.в., ед.ч., м.р.). – Объясните смысл пословицы. – Оцените свою работу в листе «Проверь себя» Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУ |
|||||||
VI этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Цель – контроль |
Отгадывают загадку Работают с информацией, представленной виде теста по теме «Глагол» Работают в группе Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Оценивают правильность выполнения задания, с фиксацией в листе «Проверь себя» |
Загадывание загадки Организация групповой работы с тестом Организация проверки выполнения теста Организация самооценки выполнения задания |
VI этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Загадка: Мы не только летом рады Тест по теме «Глагол» 1. Закончи предложения. Глагол – это _______________, которая отвечает на вопросы ________ и обозначает __________предмета. 2. Глаголы изменяются по __________________________ 3. У глаголов в прошедшем времени суффикс ________ 4. Частица не с глаголами пишется _________________ 5. Подчеркните только глаголы. Шумный, забили, сигнал, добрая, сигналит, выиграет, взлётное, стружка, играют. 6. Какие действия может совершать этот предмет? Напиши три глагола. Спортсмен (что делает?) ______ 7. Соедини глагол и его признаки (проведи стрелки)
|
VI этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
– И во втором виде олимпиадных соревнований вы все одержали победу. – Теперь переходим к заключительному этапу олимпиады. – Отгадав загадку, вы узнаете о последнем виде соревнования. Загадка: Мы не только летом рады – Этот вид соревнований проводит леопард. – Хоккей – командная игра. Вот и вам предстоит работа в команде (в четвёрках). – Сейчас от вас потребуются все знания и умения. – Вам нужно выполнить тест по теме «Глагол». За работу. Тест по теме «Глагол» 1. Закончи предложения. Глагол – это ______, которая отвечает на вопросы _____ и обозначает _______предмета. 2. Глаголы изменяются по ______ 3. У глаголов в прошедшем времени суффикс ________ 4. Частица не с глаголами пишется _________________ 5. Подчеркните только глаголы. Шумный, забили, сигнал, добрая, сигналит, выиграет, взлётное, стружка, играют. 6. Какие действия может совершать этот предмет? Напиши три глагола. Спортсмен (что делает?)
7. Соедини глагол и его признаки (проведи стрелки)
– Давайте проверим, как вы справились с заданием. – Оцените свою работу в листе «Проверь себя» Регулятивные УУД(контроль и коррекция) Познавательные УУД(анализируют, оценивают результат) Коммуникативные УУД(рефлексия своей деятельности, умение работат в группе) |
|||||||
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Заполняют «Лесенку успеха» (самооценивание и взаимооценива ние) |
Оценивание работы класса, организация рефлексии |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. | VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Вот и подошла к финишу наша необычная олимпиада. – Назовите тему олимпиады (глагол) – Какую цель вы поставили в начале урока? (повторить изученное о глаголе) – Скажите достигли ли вы этой цели? – Давайте ещё раз вспомним, что вы знаете о глаголе. – А теперь настало время подвести итоги олимпиады. – Посмотрите ребята на свой лист «Проверь себя. Я думаю, что у вас всё сегодня получилось. – И теперь оцените свою работу. – У вас у каждого на столе лежит пьедестал с надписями: нижняя ступень – у меня ничего не получилось, средняя ступень – у меня были проблемы, верхняя ступень – мне всё удалось. – Также у вас есть человечек. Оцените свою работу на уроке и приклейте человечка на ту ступень, на которую вы сегодня поднялись. – А теперь поменяйтесь пьедесталом и оцените работу своего соседа, приклеив другого человечка. – Ребята, спасибо за урок. Мне было очень приятно и легко с вами работать. Я считаю, что все вы в нашей олимпиаде одержали сокрушительную победу над глаголом. – Разрешите мне вручить вам символические медали. Надеюсь, что некоторые из вас после окончания школы получат и золотые и серебряные медали. Желаю вам успехов. – Разрешите поблагодарить и наших болельщиков, которые переживали и поддерживали нас. – Ну и конечно сказать огромное спасибо вашему главному тренеру – вашей учительнице. Познавательные УУД(рефлексия) Коммуникативные УУД(умение точно выражать свои мысли) Личностные УУД(смыслообразов ание) |
Лист «Проверь себя»
Лист «Проверь себя»
№ задания | Выполнил(а) без ошибок | Возникли затруднения | Не удалось выполнить |
Орфографическая разминка | |||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
Задание № 4 | |||
№ задания | Выполнил(а) без ошибок | Возникли затруднения | Не удалось выполнить |
Орфографическая разминка | |||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
Задание № 4 |
№ задания | Выполнил(а) без ошибок | Возникли затруднения | Не удалось выполнить |
Орфографическая разминка | |||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
Задание № 4 |
Лист «Проверь себя»
№ задания | Выполнил(а) без ошибок | Возникли затруднения | Не удалось выполнить |
Орфографическая разминка | |||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
Задание № 4 |
Лист «Проверь себя»
№ задания | Выполнил(а) без ошибок | Возникли затруднения | Не удалось выполнить |
Орфографическая разминка | |||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
Задание № 4 |
Лист «Проверь себя»
№ задания | Выполнил(а) без ошибок | Возникли затруднения | Не удалось выполнить |
Орфографическая разминка | |||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
Задание № 4 |
Лист «Проверь себя»
№ задания | Выполнил(а) без ошибок | Возникли затруднения | Не удалось выполнить |
Орфографическая разминка | |||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
Задание № 4 |
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №1
Прыгал, выиграет, катается, выступят,
танцевали, скользят
Карточка №2
Фигурист _____________ на лёд.
Время соревнований ______________ .
Лыжница _______________на старт.
Слова для справок: вышла, вышел, вышло
Карточка №2
Фигурист ______________ на лёд.
Время соревнований ______________ .
Лыжница _______________на старт.
Слова для справок: вышла, вышел, вышло
Карточка №2
Фигурист ______________ на лёд.
Время соревнований ______________ .
Лыжница _______________на старт.
Слова для справок: вышла, вышел, вышло
Карточка №2
Фигурист ______________ на лёд.
Время соревнований ______________ .
Лыжница _______________на старт.
Слова для справок: вышла, вышел, вышло
Карточка №2
Фигурист ______________ на лёд.
Время соревнований ______________ .
Лыжница _______________на старт.
Слова для справок: вышла, вышел, вышло
Карточка №2
Фигурист ______________ на лёд.
Время соревнований ______________ .
Лыжница _______________на старт.
Слова для справок: вышла, вышел, вышло
Карточка № 3
1) Трус _________в хоккей.
2) ______спорту время, а взамен _________здоровье.
3) Здоровье __________– всё ________.
Слова для справок: потерял, отдай, не играет, получи, потерял
Карточка № 3
1) Трус __________в хоккей.
2) ______спорту время, а взамен _________здоровье.
3) Здоровье __________– всё ________.
Слова для справок: потерял, отдай, не играет, получи, потерял
Карточка № 3
1) Трус __________в хоккей.
2) ______спорту время, а взамен _________здоровье.
3) Здоровье __________– всё ________.
Слова для справок: потерял, отдай, не играет, получи, потерял
Карточка № 3
1) Трус __________в хоккей.
2) ______спорту время, а взамен _________здоровье.
3) Здоровье __________– всё ________.
Слова для справок: потерял, отдай, не играет, получи, потерял