Мастер класс
1слайд «Формирование финансовой грамотности в начальных классах»
2слайд Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни.
Так или иначе, большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне. Ребёнок должен владеть азами финансовой грамотности – иметь комплекс навыков, которые помогут решить любые финансовые вопросы.
Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня необходимы в школе.
3 слайд Финансовая грамотность – это, прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах. Не всегда детям это интересно. Поэтому интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами, самостоятельное составление презентаций, постеров, кластеров, практико-ориентированные игры. А также с помощью активных и интерактивных методов обучения. Формы работы при этом могут быть разнообразные: индивидуальная, парная, групповая. Провести занятие по финансовой грамотности можно в виде квест-игры, игры-путешествия, учебной экскурсии, практической работы, мини-исследования.
Вот некоторые активные приёмы и методы обучения финансовой грамотности младших школьников.
4 слайд Игра «Груша-яблоко»
Наглядно показывает , как важно планирование.
5 слайд Приём «Быстро подбери ответ»
Данный приём можно использовать при повторении материала, также во время финансовых игр на занятии, в качестве разминки во 2-3 классах.
6 слайд Игра «Кто как работает?»
Поможет расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
7слайд Приём «Мозаика»
Данный приём можно использовать в 4 классе при закреплении следующих тем: «Современные деньги России и других стран», «Откуда в семье берутся деньги», «На что тратятся деньги».
8 слайд Метод «Один – два – вместе»
Этот метод хорош тем, что он, как нельзя лучше, активизирует мышление детей, концентрирует внимание обучающихся, развивает речь. Его можно использовать на этапе закрепления материала.
9 слайд Метод «Мини-исследование»
Может использоваться при изучении нового материала.
Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
10 слайд Игра «Ярмарка»
Благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которого и станет активная самостоятельная познавательная деятельность.
11 слайд Метод «Кластер»
Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем. Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
12 слайд Метод «Аукцион»
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников.
Подробнее с каждым из методов вы можете познакомиться в буклетах, которые мы для вас подготовили.
Заключение
Уроки с применением вышеописанных методов дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества.
Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.
13 слайд Начиная с раннего возраста нужно учить ребенка:
а) сберегать,
б) тратить,
в) делиться деньгами (помощь, благотворительность, подарки близким людям и т.д.)
Для достижения высоких результатов в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
14 слайд Успехов вам, коллеги! Спасибо за внимание!
Фрагмент урока
А сейчас мы продемонстрируем фрагмент урока по формированию финансовой грамотности.
Слайд 1 Для начала немного разомнёмся: Поиграем в экономическое лото:
У кого-то карточка с термином, а у кого-то его определение.
Экономика для детей
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.
Цена – это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке опреде
ленной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов
продать свой товар.
Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-н. рода деятельности.
Налоги – установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.
Вклад – вложенные КУДА – НИБУДЬ. деньги, ценности. ВЛОЖИТЬ в сбербанк.
Зарплата – Законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником
заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги.
- Появление обмена товаров.
Слайд 2 Учитель: Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось.
Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготавливать копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей.
К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом – другое.
Первая группа исследователей поможет нам узнать, что такое товар?
Инсценировка.
Первый ученик: охотник из племени мумба-юмба. (В руке игрушечная рыбка)
Учитель: Ты лучше всех умеешь ловить рыбу в реке. Только что ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке. А навстречу тебе идёт человек из соседнего племени у-гу-гу.
Второй ученик: Он лучше всех умеет делать оружие и как раз несёт новенький лук и стрелы. (В руках игрушечный лук и стрелы).
Учитель: Тебе очень понравился его лук, а ему – твоя рыба. Что вы тогда сделаете? (Дети обмениваются). Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он тебе – лук со стрелами. Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду – на то, что им было нужно. Об обмене товаров увидим во фрагменте мультфильма. (Просмотр фрагмента мультфильма)
Учитель: Итак, вопрос 1 группе исследователей: Что такое товар? (Дети высказываются, опираясь на знания, полученные при розыгрыше сценки, учитель подводит итог всем суждениям детей)
Слайд 3 Верно, то, что люди предлагают для обмена, называется товаром.
Учитель: Но тут возникла другая проблема. Ты идёшь по тропинке уже с другой рыбой.
Первый ученик: (ученик идёт с рыбой).
Учитель: А навстречу – опять тот же человек из племени у-гу-гу с новеньким луком.
Второй ученик: (ученик показывает движениями насколько он голодный).
Учитель: Он успел проголодаться и снова хочет обменять свой лук на твою рыбу. Но лук у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз. (Дети показывают движениями, что обмена не будет). Зато тебе нужно новое ожерелье из медвежьих зубов, которое делает одна девочка из племени хрум-хрум.
Третий ученик: (девочка идёт с ожерельем).
Учитель: Что остаётся делать голодному бедняге с луком? Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом обменять его у тебя на рыбу. (Второй ученик бежит к девочке, но обмена нет снова). Ей не нужен лук, а нужно что-то другое? Что же, бежать к кому-то ещё? Так можно и с голоду умереть… (Дети пожимают плечами).
Что же делать? Нам поможет вторая группа исследователей.
- Первые деньги.
Учитель: Вторая группа исследователей поможет нам разобраться с понятием «Деньги».
Для этого вам нужно распределить предметы из коробочки на две группы. (Предметы в коробочке: монеты, бумажные деньги, длинные красные перья, красивые ракушки, железные гвозди).
Как вы распределили? (Дети объясняют, что в первой группе оказались монеты и бумажные деньги, а во второй группе: длинные красные перья, красивые ракушки, железные гвозди.)
Учитель: А я бы всё сложила в одну группу. Вы спросите почему? Потому что это всё деньги и за них можно было что-нибудь купить. Вы удивлены?
У каждого народа были свои деньги. Так, в Эфиопии (это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли Слайд 4
На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья Слайд 5
А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Слайд 6
Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона! Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались.
Вопрос исследователям 2 группы: Что такое деньги? (Дети высказывают свое мнение, учитель подводит итог).
Слайд 7 Деньги – это универсальное (для любого товара) средство обмена.
- Монеты.
Учитель: Третья группа исследователей пояснит нам, как появились монеты. Вашей группе нужно выбрать только те виды денег, которые удобно хранить в кошельке. Объясните, почему? (Картинки: японские деньги, золотые монеты, современные монеты и купюры, деревянные бруски, слитки золота, квадратные деньги, электронные деньги).
Учитель: Итак, какие деньги проще и удобнее хранить? (Дети объясняют свой выбор. Учитель уточняет и обобщает мнение детей).
Люди путешествовали в разные страны. Они привозили для продажи свои товары, а для покупки чужих товаров – свои деньги. И вдруг выяснялось, что их деньги там не ценятся. И тогда люди стали искать товар, который ценился бы повсюду. Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы – золото и серебро. И это неудивительно – они красивые и прочные, не ржавеют и не портятся, встречаются редко. Первые золотые и серебряные деньги были в виде слитков Слайд 8 – небольших кирпичиков самого разного размера и массы, что было неудобно – их приходилось всё время взвешивать. Поэтому слитки стали рубить на более мелкие кусочки. Слайд 9 Это и были первые монеты, которые со временем стали делать круглыми. А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима.
Слайд 10 Монета (лат. moneta) – денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.
До нашего времени дошло много старинных монет из разных стран. Вот как, например, выглядит серебряная римская монета денарий. Слайд 11
А это уже золотая римская монета ауреус Слайд 12– ей почти две тысячи лет.
Покупать и продавать товары с помощью монет стало гораздо удобнее, чем с помощью каких-нибудь там перьев или, скажем, ракушек. Поэтому постепенно монеты распространились по всему миру и используются до сих пор.
Человечество менялось, и монеты менялись вместе с ним. Скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов и сплавов – меди, бронзы, чугуна. С тех давних пор какие только монеты не выпускались – большие и маленькие, красивые и не очень, квадратные и треугольные! Слайд 13 Были даже монета-трансформер и монета-головоломка, монета-компас, говорящая монета и монета-волчок.
– всего и не перечислить!
Но удобнее ,конечно ,современные круглые монеты и, которые легко хранить в кошельке. (Показать кошелёк с деньгами).
Мастер-класс подошёл к концу и нам хочется, чтобы вы отрефлексировали.
Слайд 14 Если вам было комфортно, интересно и вы возьмете себе что-то на заметку, то прикрепите на доску картинку чемодана- назовём его «багаж знаний», если вам необходимо переработать информацию, то мясорубку, если же вы ничего нового не вынесли из нашей встречи, то корзина.
Слайд 15 Спасибо за работу,коллеги!