Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития детей и молодежи»
Черекского муниципального района КБР
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная математика»
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Вид программы: общеразвивающий
Адресат: 8-10 лет
Срок реализации: 2 года, 288 часов
Форма обучения: очная
Автор: Хозаева Аминат Руслановна
педагог дополнительного образования
г. Кашхатау, 2024г
Пояснительная записка
Направленность: естественнонаучная.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: общеразвивающий.
Тип программы: модифицированный (модульная)
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».
- Национальный проект «Образование».
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об Образовании».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
- Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
- Паспорт Федерального проекта от 07.12.2018 г. № 3 «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 15.04. 2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
- Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной службы Государственной статистики от 31.08.2018 г. № 534 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием детей».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
- Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации» от18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Письмо Минобрнауки РФ от28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Постановление от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей».
- Приказ Минобразования КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Обутверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
- Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по независимой оценке качества образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232109, включающая «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей».
- Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
- Приказ Минпросвещения КБР от 06.08.2020 г. №22-01-05/7221 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР».
- Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром Минпросвещения КБР от 2021 г.
- Постановление Местной администрации г.о. Нальчик от 09.07.2020 г. №1244 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в г.о. Нальчик».
Актуальность
Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь математическое объединение «Занимательная математика», расширяющее математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующее формированию познавательных универсальных учебных действий, а также общему развитию личности.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федерального государственного стандарта основного общего образования и соответствует индивидуальным возрастным особенностям обучающихся.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в важности создания условий для формирования логического мышления, закрепления интереса детей к познавательной деятельности, развития мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет.
Срок освоения программы: 2 года, 288 часов.
1-ый год обучения – 144 часов
2-ой год обучения – 144 часов
Режим занятий:
Программой предусмотрены групповые занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Наполняемость группы: 10 – 15 обучающихся.
Форма обучения программы – очная.
Формы занятий:
– индивидуальные;
– групповые;
– коллективные
Цель программы: развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательность.
Задачи на первый год обучения:
Обучающие:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
– научить применять математическую терминологию
Развивающие:
– расширить кругозор воспитанников в различных областях элементарной математики;
– поспособствовать развитию умений делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
– развить внимание, память, образное и логическое мышление, пространственное воображение
Воспитательные:
– воспитать интерес к математике;
– расширить коммуникативные способности детей;
– сформировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Учебный план на 1 год обучения
№
п/п |
Наименование
раздела, темы |
Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 | Устный опрос |
2 | Удивительный мир чисел | 18 | 8 | 10 | Контрольная работа №1 |
3 | Приемы устного счета | 14 | 6 | 8 | Устный опрос |
4 | Арифметические действия. Величины | 26 | 10 | 16 | Контрольная работа№2 |
5 | Занимательные задачки | 32 | 12 | 20 | Тестирование |
6 | Геометрическая мозаика | 28 | 10 | 18 | Устный опрос |
7 | Математические игры | 22 | 8 | 14 | Семинар |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Интеллектуальная игра |
ВСЕГО: | 144 часа | 57
часа |
87
часа |
Содержание учебного плана
Раздел 1: Вводное занятие 2 часа (теория 2 часа)
Теория: Как возникло слово «математика, как математика стала настоящей наукой, как люди научились считать, познакомить с первым математиком, показать фокусы. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Правила техники безопасности, уборки на рабочем месте.
Раздел 2: Удивительный мир чисел 18 часов (теория 8 часов, практика 10 часов)
Теория: Числа от 1 до 100. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9.
Практика: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты.
Раздел 3: Приемы устного счета 14 часов (теория 6 часов, практика 8 часов)
Теория: Интересный способ умножения («метод решетки»). Мгновенное умножение. Умножение крестиком. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел.
Практика: Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. Умножение чисел на 5 (50). Умножение на 9, 99, 999. Умножение двухзначных чисел, близких к 100. Деление на 5 (50), 25 (250).
Раздел 4: Арифметические действия. Величины 26 часов (теория 10 часов, практика 16 часов)
Теория: Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
Практика: Построение «математических» пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Раздел 5: Занимательные задачки 32 часа (теория 12 часов, практика 20 часов)
Теория: Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Практика: Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Логические задачи. Матричный способ решения логических задач. Нестандартные задачи, задачи на смекалку, старинные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Решение комбинаторных задач.
Раздел 6: Геометрическая мозаика 28 часов (теория 10 часов, практика 18 часов)
Теория: Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Практика: Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Раздел 7: Математические игры 22 часа (теория 8 часов, практика 14 часов)
Теория: История и география возникновения игр. Объяснение правил.
Практика: Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»
Раздел 8: Итоговое занятие 2 часа (теория 1 час, практика 1 час)
Теория: Подведение итогов года.
Практика: Интеллектуальная игра «Математика-царица наук».
Задачи на второй год обучения:
Обучающие:
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– научить решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
– познакомить с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры.
Развивающие:
– выявить и развить математические и творческие способности;
– развить мелкую моторику рук и глазомера.
– развить способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
Воспитательные:
– воспитать интерес к математике;
– расширить коммуникативные способности детей.
Учебный план на 2 год обучения
№
п/п |
Наименование
раздела, темы |
Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 | Устный опрос |
2 | В мире логики | 46 | 18 | 28 | |
3 | Математические игры | 16 | 6 | 10 | |
4 | Занимательные задачки | 38 | 18 | 20 | |
5 | Геометрическая мозаика | 30 | 14 | 16 | |
6 | Числа-великаны | 10 | 5 | 5 | |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
ВСЕГО: | 144 часа | 64
часа |
80
часов |
Содержание учебного плана
Раздел 1: Вводное занятие 2 часа (теория 2 часа)
Теория: Введение в программу. Правила техники безопасности и уборки на рабочем месте.
Раздел 2: В мире логики 46 часов (теория 18 часов, практика 28 часов)
Теория: Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Практика: Заполнение числовых кроссвордов, на основе наблюдений найти способ решения магического квадрата; определять место каждого числа в определенной последовательности, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Знакомство с новым понятием «танграм». Изготовление наглядного математического материалом. Конструирование по заданному образцу.
Раздел 3: Математические игры 16 часов (теория 6 часов, практика 10 часов)
Теория: История и география возникновения игр. Объяснение правил.
Практика: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Раздел 4: Занимательные задачки 38 часов (теория 18 часов, практика 20 часов)
Теория: Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Практика: Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Логические задачи. Матричный способ решения логических задач. Нестандартные задачи, задачи на смекалку, старинные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Решение комбинаторных задач.
Раздел 5: Геометрическая мозаика 30 часов (теория 14 часов, практика 16 часов)
Теория: Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Практика: Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Раздел 6: Числа-великаны 10 часа (теория 5 часов, практика 5 часов)
Теория: Истории возникновения чисел, различных систем счисления. Название классов для дальнейшего чтения чисел- великанов. Применение чисел –великанов
Практика: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?».
Раздел 7: Итоговое занятие 2 часа (теория 1 час, практика 1 час)
Теория: Подведение итогов года.
Практика: Интеллектуальная игра «Умники и Умницы».
Планируемые результаты
1 год
Обучающие:
- умение описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
- анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- обобщать, делать несложные выводы;
Развивающие:
- научится ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в работе для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
Воспитательные:
- уметь адекватно оценивать результаты своей работы;
- понимать причины успеха в учебной деятельности.
2 год
Обучающие:
- будут иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их
Развивающие:
- обобщать, делать несложные выводы;
- решать нестандартные и логические задачи;
- выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных математических явлениях;
- давать определения тем или иным математическим понятиям;
- сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
строить геометрические фигуры.
Воспитательные:
- осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культуру поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- следовать безопасному здоровому образу жизни.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 02 сентября | 31 мая | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
2 год обучения | 02 сентября | 31 мая | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Условия реализации
Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованием и требованиям техники безопасности, соблюдается питьевой и температурный режим, проводится проветривание и влажная уборка кабинета.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в учебном кабинете с 16 посадочными местами. В кабинете имеется компьютер, МФУ, проектор, дидактические материалы, методические пособия, которые используются в образовательном процессе.
Методы работы:
– поисковые (моделирование, опыты)
– игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)
– информационно – компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
– практические (упражнения)
– использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Для занятий обучающимся понадобятся такие материалы и приспособления, как:
– тетради
– брошюры
– задачники
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, олимпиада, конкурсы, а также различные методы.
Формы аттестации/контроля
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Для знакомства используются анкетирование, беседы с детьми и их родителями.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии – это отслеживание знаний и умений в течение года. Анкетирование, наблюдение, самостоятельная работа, групповой анализ. После изучения каждого раздела программы предусмотрено проведение оценки результатов, обучающихся в виде опроса, дискуссии.
Промежуточный контроль проводится в конце полугодия, в виде контрольной работы.
Итоговый контроль проводится по результатам обучения – в форме контрольной работы. Вопросы по всем разделам программы подготавливаются педагогом заранее.
Оценочные материалы:
– контрольные задания.
– практические работы
– тестирование
– карточки с практическими заданиями.
Критерии оценки достижения результатов
Уровень усвоения | % |
Низкий уровень | 0-50 |
Средний уровень | 51-80 |
Высокий уровень | 81-100 |
Список литературы для педагога:
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
- Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Тихомирова Л.Ф., Басов Л.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 – 240 с.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: М.: Просвещение, 1993 – 191 с.
- Шевердина Н.А. Новые олимпиады для нач. школы/ Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с.
- Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. – М.: Грамотей, 2004
Список литературы для обучающихся:
- Голованов Я. Этюды об ученых. – М.: «Молодая гвардия», 1983.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. средн. шк. – М.: Просвещение, 1989.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Под редакцией Потапова М.К. – М.: «Наука», 1979.
- Нагибин Ф.Ф. Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
- Перельман Я.И.. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. Под редакцией с дополнениями Болтянского В.Г. – М.: «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1978.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: АО «Столетие», 1994.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2001.
Интернет-ресурсы
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
- http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
- http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
- http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.