Хозаева Аминат Руслановна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦРДМ Черекского муниципального района
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №169835
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучшая дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (ДООП)/Лучшая авторская методическая разработка», в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №169835


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования 

«Центр развития детей и молодежи»

Черекского муниципального района КБР

                                              

                                             

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«Занимательная математика»

    

    

Направленность программы:  естественнонаучная

Уровень программы: базовый

Вид программы: общеразвивающий

Адресат: 8-10 лет 

Срок реализации:  2  года,  288  часов

Форма обучения: очная

Автор: Хозаева Аминат Руслановна

педагог дополнительного образования

г. Кашхатау, 2024г

 Пояснительная записка

Направленность: естественнонаучная.

Уровень программы: базовый.

Вид программы: общеразвивающий.

Тип программы:  модифицированный (модульная)

Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».
  • Национальный проект «Образование».
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об Образовании».
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
  • Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
  • Паспорт Федерального проекта от 07.12.2018 г. № 3 «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 15.04. 2019 г.  № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием». 
  • Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной службы Государственной статистики от 31.08.2018 г. № 534 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием  детей».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации» от18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Письмо Минобрнауки РФ от28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Постановление от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  • Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению  детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей».
  • Приказ Минобразования КБР от 17.08.2015 г.  № 778 «Обутверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
  • Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
  • Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по независимой оценке качества образования».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232109, включающая «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей».
  • Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
  • Приказ Минпросвещения КБР от 06.08.2020 г. №22-01-05/7221 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР».
  • Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром Минпросвещения КБР от 2021 г.
  • Постановление Местной администрации г.о. Нальчик от 09.07.2020 г. №1244 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в г.о. Нальчик».

Актуальность

Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь математическое объединение «Занимательная математика», расширяющее математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующее формированию познавательных универсальных учебных действий, а также общему развитию личности.

Данная программа  является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федерального государственного стандарта основного общего образования и соответствует индивидуальным возрастным особенностям обучающихся.

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в важности создания условий для формирования  логического мышления, закрепления  интереса детей к познавательной деятельности,  развития  мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет.

Срок освоения программы: 2 года, 288 часов.

1-ый год обучения – 144 часов

2-ой год обучения – 144  часов

Режим занятий:

Программой предусмотрены групповые занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.  

Наполняемость группы: 10 – 15 обучающихся.

Форма обучения программы – очная.

Формы занятий:

– индивидуальные; 

– групповые;

 – коллективные

Цель программы: развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательность.

Задачи на первый год обучения:

Обучающие:

–  обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

–   научить применять математическую терминологию

Развивающие:

–  расширить кругозор воспитанников в различных областях элементарной математики;

– поспособствовать развитию умений делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

–  развить внимание, память, образное и логическое мышление, пространственное воображение

Воспитательные:

– воспитать интерес к математике;

– расширить коммуникативные способности детей;

– сформировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

 

Учебный план на 1 год обучения

п/п

Наименование 

раздела, темы

Количество часов Формы аттестации / контроля
всего теория практика
1 Вводное занятие 2 2 0 Устный опрос
2 Удивительный мир чисел  18 8 10 Контрольная работа №1
3 Приемы устного счета 14 6 8 Устный опрос
4 Арифметические действия. Величины 26 10 16 Контрольная работа№2
5 Занимательные задачки 32 12 20 Тестирование
6 Геометрическая мозаика 28 10 18 Устный опрос
7 Математические игры 22 8 14 Семинар
8 Итоговое занятие 2 1 1 Интеллектуальная игра
ВСЕГО: 144 часа 57

часа

87

часа

Содержание учебного плана 

Раздел 1: Вводное занятие 2 часа (теория 2 часа)

Теория: Как возникло слово «математика, как математика стала настоящей наукой, как люди научились считать, познакомить с первым математиком, показать фокусы. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Правила техники безопасности, уборки на рабочем месте.

Раздел 2: Удивительный мир чисел 18 часов (теория 8 часов, практика 10 часов)

Теория: Числа от 1 до 100. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9.

Практика: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты.

Раздел 3: Приемы устного счета 14 часов (теория 6 часов, практика 8 часов)

Теория:  Интересный способ умножения («метод решетки»). Мгновенное умножение. Умножение крестиком. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел.

Практика: Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. Умножение чисел на 5 (50). Умножение на 9, 99, 999. Умножение двухзначных чисел, близких к 100.  Деление на 5 (50), 25 (250). 

Раздел 4: Арифметические действия. Величины 26 часов (теория 10 часов, практика 16 часов)

Теория: Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Практика: Построение «математических» пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. 

Раздел 5: Занимательные задачки 32 часа (теория 12 часов, практика 20 часов)

Теория: Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Практика: Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».  Логические задачи. Матричный способ решения логических задач. Нестандартные задачи, задачи на смекалку, старинные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Решение комбинаторных задач.

Раздел 6: Геометрическая мозаика 28 часов (теория 10 часов, практика 18 часов)

Теория: Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Практика: Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Раздел 7: Математические игры 22 часа (теория 8 часов, практика 14 часов)

Теория: История и география возникновения игр. Объяснение правил.

Практика: Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»

Раздел 8: Итоговое занятие 2 часа (теория 1 час, практика 1 час)

Теория: Подведение итогов года.

Практика: Интеллектуальная игра «Математика-царица наук».

 

Задачи на второй год обучения:

Обучающие:

–  обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

–  научить решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

–  познакомить с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры.

Развивающие:

–  выявить и развить математические и творческие способности;

–  развить мелкую моторику рук и глазомера.

–  развить способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

Воспитательные:

– воспитать интерес к математике;

– расширить коммуникативные способности детей.

 

Учебный план на 2 год обучения

п/п

Наименование 

раздела, темы

Количество часов Формы аттестации / контроля
всего теория практика
1 Вводное занятие 2 2 0 Устный опрос
2 В мире логики 46 18 28
3 Математические игры 16 6 10
4 Занимательные задачки 38 18 20
5 Геометрическая мозаика 30 14 16
6 Числа-великаны 10 5 5
7 Итоговое занятие 2 1 1
ВСЕГО: 144 часа 64

часа

80

часов

Содержание учебного плана 

Раздел 1: Вводное занятие 2 часа (теория 2 часа)

Теория: Введение в программу. Правила техники безопасности и уборки на рабочем месте.

Раздел 2: В мире логики 46 часов (теория 18 часов, практика 28 часов)

Теория: Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Практика: Заполнение числовых кроссвордов, на основе наблюдений найти способ решения магического квадрата; определять место каждого числа в определенной последовательности, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Знакомство с новым понятием «танграм». Изготовление наглядного математического материалом. Конструирование по заданному образцу.

Раздел 3: Математические игры 16 часов (теория 6 часов, практика 10 часов)

Теория: История и география возникновения игр. Объяснение правил.

Практика:  «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

 

Раздел 4: Занимательные задачки 38 часов (теория 18 часов, практика 20 часов)

Теория: Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Практика: Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Логические задачи. Матричный способ решения логических задач. Нестандартные задачи, задачи на смекалку, старинные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Решение комбинаторных задач.

Раздел 5: Геометрическая мозаика 30 часов (теория 14 часов, практика 16 часов)

Теория: Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Практика: Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Раздел 6: Числа-великаны 10 часа (теория 5 часов, практика 5 часов)

Теория: Истории возникновения чисел, различных систем счисления. Название классов для дальнейшего чтения чисел- великанов. Применение чисел –великанов

Практика:  Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?».

Раздел 7: Итоговое занятие 2 часа (теория 1 час, практика 1 час)

Теория: Подведение итогов года.

Практика: Интеллектуальная игра «Умники и Умницы».

 

 Планируемые результаты

 1 год

 Обучающие:

  • умение описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
  • анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • обобщать, делать несложные выводы;

 Развивающие:

  • научится ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в работе для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

 Воспитательные:

  • уметь адекватно оценивать результаты своей работы;
  • понимать причины успеха в учебной деятельности.

 

2 год

 Обучающие:

  • будут иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
  • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их

 Развивающие:

  • обобщать, делать несложные выводы;
  • решать нестандартные и логические задачи;
  • выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных математических явлениях;
  • давать определения тем или иным математическим понятиям;
  • сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;

строить геометрические фигуры.

 Воспитательные:

  • осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культуру поведения и взаимоотношений в окружающем мире; 
  • следовать безопасному здоровому образу жизни.

 

Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

Календарный учебный график

Год обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий
1 год обучения 02 сентября 31 мая 36 144 2 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения 02 сентября 31 мая 36 144 2 раза в неделю по 2 часа

 Условия реализации 

        Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованием и требованиям техники безопасности, соблюдается питьевой и температурный режим, проводится проветривание и влажная уборка кабинета.

 Кадровое обеспечение

       Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

  Материально-техническое обеспечение 

      Программа реализуется в учебном кабинете с 16 посадочными местами. В кабинете имеется компьютер, МФУ, проектор,  дидактические материалы, методические пособия,  которые используются в образовательном процессе.

Методы  работы:

– поисковые (моделирование, опыты) 

– игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)

– информационно – компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

– практические (упражнения)

–  использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические  задачи)

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Для занятий обучающимся понадобятся такие материалы и приспособления, как:

– тетради

– брошюры

– задачники

В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, олимпиада, конкурсы, а также различные методы.

Формы аттестации/контроля

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

 Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Для знакомства используются анкетирование, беседы с детьми и их родителями.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии – это отслеживание знаний и умений в течение года. Анкетирование, наблюдение, самостоятельная работа, групповой анализ. После изучения каждого раздела программы предусмотрено проведение оценки результатов, обучающихся в виде опроса, дискуссии. 

Промежуточный контроль проводится в конце полугодия, в виде контрольной работы.

Итоговый контроль проводится по результатам обучения – в форме контрольной работы. Вопросы по всем разделам программы подготавливаются педагогом заранее.

Оценочные материалы: 

– контрольные задания.

– практические работы

– тестирование 

– карточки с практическими заданиями.

 Критерии оценки достижения результатов

Уровень усвоения %
Низкий уровень 0-50
Средний уровень 51-80
Высокий уровень 81-100

 

      Список литературы для педагога:

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  4. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
  5.  Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
  6. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.
  7. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  8. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
  9.  Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
  10.  Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  11.  Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
  12.  Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  13.  Тихомирова Л.Ф., Басов Л.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 – 240 с.
  14.  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  15.  Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: М.: Просвещение, 1993 – 191 с.
  16.  Шевердина Н.А. Новые олимпиады для нач. школы/ Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с.
  17.  Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. – М.: Грамотей, 2004

 

      Список литературы для обучающихся:

  1. Голованов Я. Этюды об ученых. – М.: «Молодая гвардия», 1983.
  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. средн. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Под редакцией Потапова М.К. – М.: «Наука», 1979.
  4. Нагибин Ф.Ф. Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Перельман Я.И.. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. Под редакцией с дополнениями Болтянского В.Г. – М.: «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1978.
  6. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: АО «Столетие», 1994.
  7. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2001.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
  2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
  3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
  4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

 

Дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы