Павлова Светлана Сергеевна
Учитель начальных классов
Частное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс «Точка будущего»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №169900
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №169900


Частное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс «Точка будущего» 

Технологическая карта Литературное чтение

«Иван Андреевич Крылов. Басня «Стрекоза и муравей»

УМК «Школа России»

Автор: Павлова Светлана Сергеевна

учитель начальных классов


Технологическая карта урока 

Класс: 2

Наименование учебно-методического комплекта (УМК): УМК «Школа России».

Тема урока: И. А. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Познакомить обучающихся с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Задачи: Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Формировать восприятие басни как особого литературного жанра

Развивать общее и литературное образования обучающихся через чтение басен

Развивать логическое мышление, навыка анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия басен

Развивать культуру речи

Воспитывать уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах и группах

УУД:

Предметные УУД: Личностные УУД: Познавательные УУД Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД:

Предметные

умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям

умение различать речь автора и героев басни

умение использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни», «автор»

Личностные

проявление творческого отношения к процессу обучения

умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.

Познавательные

умение находить сходство и различие между героями басни

умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников

умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

умение давать оценку своим действиям, оценивать результат

Регулятивные

умение ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику и того, что ещё неизвестно

умение составлять совместно с учителем план действий

умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца

Коммуникативные

умение формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать


высказывание

умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнение других.

Основные понятия: Басня, мораль басни, автор, герои
Межпредметные связи: На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром
Ресурсы: Рабочее место учителя (компьютер + мультимедийный проектор+ интерактивная доска)

Рабочее место ученика: учебник, тетрадь, рабочий лист 


Структура и содержание проекта урока

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формирование УУД
1.Организационный момент Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска её боится. (Улыбка)

Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и с хорошим настроением начнём наш урок.

– Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться, тогда

работа принесёт хороший результат.

Сегодня урок литературного чтения проведу я с нашим педагогам-библиотекарем

Обучающиеся отгадывают загадку, настраиваются на урок.

– Улыбка!

Личностные УУД:

  • определять общие для всех правила поведения;
  • включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Регулятивные:

-овладевать умением прогнозировать свою деятельность; Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других
2.Речевая разминка Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки. 

Жили-были четыре старушки

Все четыре большие болтушки.

Вместе с учителем читают скороговорку первый раз медленно, проговаривая чётко все звуки. Второй раз – быстрее. Обучающиеся учатся читать скороговорку увеличивая темп, скорость чтения.

 

Коммуникативные УУД:

— повышать работоспособность;
— формировать общеучебные умения и навыки;
— осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
— развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
— формировать орфографические и пунктуационные навыки;
— обогащать словарный запас;
— развивать коммуникативные умения.

3.Проверка домашнего задания – Ребята, какое у вас было домашнее задание?

– Найти понравившуюся басню и выучить из неё небольшой отрывок, подготовить выразительное чтение наизусть. 

Обучающиеся читают наизусть отрывки из понравившихся басен. Познавательные УУД

 Осуществление поиска необходимой информации

Коммуникативные УУД

 Формулировка собственного мнения и позиции, задавание вопросов, использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные УУД.  Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, осуществление итогового и пошагового контроля по результату.  

Личностные УУД Способность к самооценке.  

4.Этап мотивации и целеполагания Предлагаю посмотреть инсценировку (индивидуальное задание) и определить, над какой темой мы будем работать.

– Ребята, посмотрите сценку, которую подготовили наши мальчики, называется она «Разговор баснописцев».

Виктор: «Здравствуйте, Иван Андреевич!»

Ярослав: «Здравствуйте. Как поживаете?»

Виктор: «Хорошо. Вот думаю, как в своём произведении людские недостатки высмеять, чтобы люди умнее стали, да их обидеть боюсь»

Ярослав: «Так пусть вместо людей у Вас животные героями будут»

Виктор: «Хорошая мысль. Так и сделаю. А поучение – главную мысль басни назову моралью. Пусть люди читают, думают и лучше становятся»

– Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? О чём продолжим говорить?

Какие цели поставите на сегодняшний урок?

Познакомимся с новой басней И. А. Крылова

Вспомним признаки басни.

Будем учиться читать выразительно.

Учащиеся формулируют цели урока.

– Продолжим изучать басни И. А. Крылова

– Познакомимся с новым произведением Ивана Андреевича Крылова.

– Вспомним признаки басни

– Будем учиться читать выразительно басни.

Узнать, о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора

Уметь работать с текстом, объяснять значение непонятных слов,

находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль

Личностные УУД: 

– сформировать потребность в самовыражении и самореализации;

Коммуникативные УУД: 

– сформировать умение слушать;

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

Познавательные УУД: 

– сформировать умение строить речевое высказывание;

– анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД: 

– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

5.Актуализация знаний. – С каким жанром литературного творчества мы познакомились на прошлом уроке? 

-Правильно, басня.

Работа в маршрутном листе.

-Что такое басня?

-В басне есть нравоучение?

-Как оно называется?

-Что осуждается в морали?

-В конце урока нам нужно будет ответить на вопросы.

-Какая мораль этой басни? 

-В каких словах произведения она заключается?

Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. В басне высмеиваются такие человеческие качества, как зависть, лень, ложь, глупые поступки. Коммуникативные УУД: формировать умения оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

-формировать учебно-познавательный интерес к учебному предмету.

Регулятивные УУД:

– осуществлять самоконтроль;

6. Физминутка Нёс однажды муравей две травинки для дверей

Рей-рей-рей-рей.  

На полянке под кустом муравьишка 

строит дом

Ом-ом-ом-ом.  

Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит 

Шит-шит-шит-шит.  

Ты, Кума, не торопись, а за дело – ка, 

возьмись

Мись-мись-мись-мись.  

Выполняют движения
7.Первичное усвоение знаний Первичное знакомство. Отгадывание загадок про стрекозу и муравья. Формулирование темы урока.

Давайте познакомимся с басней.

Учимся читать выразительно. Послушаем, как это делает профессиональный актёр. Слушайте текст, какие-то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После прослушивания попробуем объяснить их значение.

Словарная работа

Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас – в мягкой траве у нас (молодая трава)

Лето красное — тёплое, красивое, солнечное

Оглянуться не успела — очень быстро

До вешних дней — до весны

Голову вскружило — обо всём забыла Помертвело чисто поле – опустело, неподвижное, бесчувственное

Злой тоской удручена – огорчена, тоскливо ей, подавлена

Нужда — недостаток в необходимом

-Теперь всё понятно?

Выразительное чтение басни учащимися.

-Когда будем читать, обратите внимание на слова, которые помогут увидеть образ каждого героя, охарактеризовать его. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки.

-При чтении постарайтесь подражать героям и

Отгадывают загадки и формулируют тему урока.

Слушают чтение басни профессиональным актёром.

Наблюдают за жизнью слов в художественном тексте.

Определяют в тексте красочные, яркие определения (эпитеты).

Выразительное чтение басни учащимися

Читают басню, передавая с помощью интонации настроение поэта,

Регулятивные УУД:

-Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения, по существу, поставленного задания.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

-перевод текста на знаково-символический язык

– моделирование

-формировать способность и умения


8.Первичное закрепление Работаем в паре. Возьмите маршрутный лист, найдите задание номер 2.

–  Напомните, какие правила работы в парах вы знаете?

 – Перед работой повернитесь друг к другу, улыбнитесь, прикоснитесь ладошками.

– Передайте тепло своих ладошек друг другу. 

– Определите черты характера главных героев.

(Ленивая, жизнерадостная, беззаботная, весёлая, легкомысленная, справедливый, спокойный, усердный).

Работа в маршрутных листах. Оценивание работы по критериям, которые прописаны в маршрутном листе.

Работа в парах. 

Определяют черты характера главных героев.

Коммуникативные УУД:

-работать в группах, учитывать позицию собеседника, слушать и понимать других. Объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его


Групповая работа. Работа с пословицами. результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные УУД:

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме.

За большим погонишься, малое потеряешь.

Кто веселится весной, тот плачет летом.

Поспешишь – людей насмешишь.

Делу — время, а потехе — час.

Сделал дело — гуляй смело.

Групповая работа Соотносят пословицы и текста. смысл басенного
-Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе?

-А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

За большим погонишься, малое потеряешь.

Кто веселится весной, тот плачет летом.

Поспешишь – людей насмешишь.

Делу — время, а потехе — час.

Сделал дело — гуляй смело.

.

В маршрутном листе в задании 3 оцените свою работу. Оценивают свою работу
.
9.Включение в систему знаний 5. Исследовательская работа

Рассказ учителя о создании сюжета басни «Стрекоза и Муравей». Сравнение басни Жана де Лафонтена с басней И.А.Крылова.

В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова “Стрекоза и муравей”. Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню “Цикада и муравей” Жана де Лафонтена (1621–1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н. э. Эзопа. 

Сравнивают, анализируют.

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: понимание прочитанного текста, его смысла ().

Формирование логических действий анализа. сравнения. Установления причин- следственных связей.

Коммуникативные УУД: прививать уважение к мнению своего, собеседника,

аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов.

Личностные УУД: учить оценивать и объяснять простые ситуации с позиции общепринятых нравственных правил.

10.Итог урока. Рефлексия С какой басней мы познакомились на уроке? 

Кто автор басни? 

Назовите главных героев басни. 

Чему учит басня?

Посмотрите на свои маршрутные листы и посчитайте количество баллов, которое вы заработали за урок.

(Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.)

Зачитывают мораль

Личностные УУД: Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные УУД:

Формирование умения удерживать

11.Домашнее задание по выбору
  1. Учебник, страница 104, подготовить выразительное чтение, по желанию можно выучить.
  2. Проиллюстрировать произведение.
Выполняют домашнее задание по выбору. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Регулятивные УУД: умение различать способ и результат действия, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, допускать возможность существования различных точек зрения.




Урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»