Кольцова Евгения Владимировна
преподаватель
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Челябинской области «Политехнический колледж»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №169901
Международный конкурс Международный педагогический конкурс в номинации «Педагогика XXI века: инновационные методы обучения»
Наименование конкурсной работы: Классный час по теме: «Конституция - основной закон страны»
Итоговая оценка: 1 место,  96 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №169901


кл час Конституция - основной закон страны

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение 

Челябинской области «Политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого классного часа

«Конституция – основной закон страны»

г. Магнитогорск, 2024 г.

 

Методическая разработка  по теме: “Конституция – основной закон страны”.

Автор:

Е.В. Кольцова – классный руководитель; 

 

Сценарий

Открытого классного часа по теме: «Конституция – основной закон страны».

Цель:

сформировать представление о Конституции РФ и важности соблюдения законов государства.

Задачи:

  1. изучить основные разделы Конституции РФ;
  2. познакомиться с основными правами человека;
  3. развитие гражданско-правового образования студентов;
  4. формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
  5. приобретение навыков правовой культуры;
  6. развитие умения выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Оснащение:

  1. материал по мероприятию
  2. мультимедиа проектор

Время        проведения – 45 мин.

Место проведения – учебная аудитория.

Подготовка к проведению мероприятия:

  1. Составление плана проведения.
  2. Подбор вопросов и видеосюжетов

Литература:

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — М.: Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. 
  2. Неделько Г. Играем со словами. Анаграммы, метаграммы, антифразы, логогрифы. — Изд-во Феникс, 2017г. – 63с. – ISBN: 978-5-222-29007-1

  3.  Видеосюжеты для классных часов и внеклассных мероприятий [Электронный ресурс]: коллекция видеосюжетов. – 2014. 

Ход проведения

 

Ведущий. 

Добрый день, ребята! 12 декабря  в России будут отмечать День Конституции РФ. Именно в этот день в 1993 году был принят основной закон страны. Поэтому сегодня я вам предлагаем поучаствовать в мероприятии, посвященном этой теме.

Конституция РФ – Это основной закон, который определяет права и обязанности каждого гражданина нашей страны.

Немного истории

Просмотр видео – 3 минуты

Просмотр видео – 2 минуты

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, люди разные, и это может привести к катастрофам..

1 конкурс. 

Разминка: блиц – вопросы по Конституции РФ 

(по 2 балла за правильный ответ). Отвечает тот, кто первый поднял руку.

  • Когда принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
  • Что такое референдум?  (Всенародное обсуждение)
  • Чем отличается Российская Федерация от России по Конституции РФ? (Ничем, это равнозначные названия).
  • Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
  • На какой срок избирается Президент Российской Федерации? (на 6 лет)
  • Какие три ветви власти выделяют в России? (Законодательная, исполнительная и судебная) 
  • С какого возраста гражданин Р.Ф. имеет право в полном объеме самостоятельно осуществлять свои права и обязанности? (с 18 лет)
  • Какая обязанность, закрепленная в Конституции РФ, касается только мужского населения Российской Федерации? (Служба в армии)

 

Конкурс № 2 «Найди соответствие»

(по 1 баллу за правильный ответ)

Вам сейчас будут розданы определения и их значения. Но вот досада, все они перемешались. Ваша задача за 2 минуты правильно их сопоставить. За каждое правильное соотношение вы получите по 1 баллу. 

 

Право – система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

Мораль – совокупность представлений людей о добре и зле;

Демократия – власть народа;

Амнистия – частичное или полное освобождение от наказания;

Кодекс – единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

Свидетель – очевидец преступления;

Адвокат – защитник;

Преступление – особо тяжкое противоправное действие;

Закон – нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

Гражданин – лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

Импичмент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

Суверенитет – независимость.

 

  1. Конкурс “Конституционные термины”

В следующем конкурсе по подсказкам, которые вы будете получать постепенно, вам необходимо определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Максимум, что вы можете получить – 5 баллов, если угадываете слово с первой подсказки, если со второй – то 4 балла, если с 3 – то 3 балла и т.д. Всего будет предоставлены 3 термина.  Понятны правила? Итак, попробуем:

 

1 термин:

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти.

(ГОСУДАРСТВО)

 

2 термин 

-возникла в Древней Греции;

-на латыни – общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской 

(РЕСПУБЛИКА)

 

3 термин

– он впервые появился в Архангельске, 

– изначально это было ввезено в Россию Петром Первым.  

– он  долгое время был символом только моряков. 

–  в России в 1917 году он исчез. 

– но возродился в 1993 году.  

(ТРИКОЛОР)

 

  1. Конкурс «Найди слова»

У вас есть возможность заработать по 8 баллов. За каждое верно указанное слово + ключевое слово из оставшихся букв. 

Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. Из оставшихся букв составьте слово. Слова: флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Ответ: Россия

О Н С Т И Т Я
К С Ф Л А У Ц
Г Е Р Б Г Я И
Р П Г С Е Л С
Е Р И О Р И Т
З О М Н А Ц О
И Д Е Н Т И Л

 

  1. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

(по 3 балла за правильный ответ). Команды отвечают по очереди.

Все мы хорошо знаем сказки, но если их проанализировать с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какие конституционные права были нарушены или какими не воспользовались/воспользовались герои сказок.

Задание 1.  Сказка В. ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений

 

Задание 2. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

 

Задание 3. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

 

Задание 4. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища

 

  1. Конкурс  «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

(по 1 баллу за правильный ответ)

Карточка №1

Ребенок —    К О Р Ё Н Б Е

Семья – М Я С Ь Е

Страна – А Р А Н С Т

Документ – К У Н Т Е М О Д

Закон – К О Н З А

Политика – И П О К А Л И Т

Жизнь – З И Н Ь Ж И

Родители – Д И Л И Е Т О Р

 

Карточка №2

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

 

Карточка №3

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

 

Карточка №4

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

 

Карточка №5

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

 

  1. «Определи преступление».

Вы получаете листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление –5 минут.

Преступления Юридическое название
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного

баллончика, либо выцарапывают их ножом

Вандализм
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги Кража
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» Угон
Вася сообщил в полицию о том, что в колледже, якобы заложена бомба Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Коля заставил малыша дать 10 рублей Вымогательство
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения Хулиган
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания Оскорбление
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. Грабеж

 

Ведущий: Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества – создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее. Всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории, будьте настоящими патриотами своей Родины!

 

Ведущий: Посмотрим музыкальным видеопоздравление.

На этом мероприятие окончено. Спасибо за внимание!

Право Преступление
Мораль Закон 
Амнистия Гражданин
Кодекс  Импичмент 
Свидетель Суверенитет
Адвокат Демократия
совокупность представлений людей о добре и зле
система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство
единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений
частичное или полное освобождение от наказания
защитник
очевидец преступления
власть народа
особо тяжкое противоправное действие
нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством
лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством
независимость
особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента

 

О Н С Т И Т Я
К С Ф Л А У Ц
Г Е Р Б Г Я И
Р П Г С Е Л С
Е Р И О Р И Т
З О М Н А Ц О
И Д Е Н Т И Л

 

Карточка №1

________________ – К О Р Ё Н Б Е

________________– М Я С Ь Е

________________ – А Р А Н С Т

________________ – К У Н Т Е М О Д

________________ – К О Н З А

________________ – И П О К А Л И Т

________________ – З И Н Ь Ж И

________________ – Д И Л И Е Т О Р

 

Карточка №2

________________ – В Е Н К Я И Ц О Н

________________ – Я Д П О Р О К

________________ – В О Р А П

________________ – Ю З О С

________________ – С О Д Р О П К Т О

________________ – Л О К А Ш

________________ – С Т О Н С И Т О В О Д

________________ – Д Е М И Н А Ц И

 

Карточка №3

_________________ – Д Ы Х О Т

_________________ – Р О З А В И Н А Б Е О

_________________ – Д У Г О С

_________________ – Л О В Ч Е К Е

_________________– В О С О Л

_________________ – Г Р И Н Н А Д А Ж

_________________– Ц Е Т О

_________________ – Ж Б А Р У Д

 

Карточка №4

__________________ – К О Л Ь Ш И К Н

__________________ – Ш Ы Л А М

__________________ – Ц И К Л А Р А Д Е Я

__________________ – Е Б Р А Н И С О

__________________– Б О С Т В О Щ Е

__________________ – П Р А П У Г

__________________ – К Е У Н О П

__________________ – Н Е М Е Н И

 

Карточка №5

__________________ – М Р А Н О

__________________ – Б О З А Т А

__________________– А Н И Ж Е В И В Ы

__________________ – С Т У К О П О П

__________________ – Ф О Р Н И Ц И М А Я

__________________ – Д О Р А С Т Ь

__________________ – К Е П О А

__________________ – С И Л А Г О С Е

 

Преступления Юридическое название
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного

баллончика, либо выцарапывают их ножом

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»
Вася сообщил в полицию о том, что в колледже, якобы заложена бомба
Коля заставил малыша дать 10 рублей
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.

 

Классный час по теме: «Конституция – основной закон страны»