кл час Конституция - основной закон страны
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Челябинской области «Политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытого классного часа
«Конституция – основной закон страны»
г. Магнитогорск, 2024 г.
Методическая разработка по теме: “Конституция – основной закон страны”.
Автор:
Е.В. Кольцова – классный руководитель;
Сценарий
Открытого классного часа по теме: «Конституция – основной закон страны».
Цель:
сформировать представление о Конституции РФ и важности соблюдения законов государства.
Задачи:
- изучить основные разделы Конституции РФ;
- познакомиться с основными правами человека;
- развитие гражданско-правового образования студентов;
- формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
- приобретение навыков правовой культуры;
- развитие умения выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Оснащение:
- материал по мероприятию
- мультимедиа проектор
Время проведения – 45 мин.
Место проведения – учебная аудитория.
Подготовка к проведению мероприятия:
- Составление плана проведения.
- Подбор вопросов и видеосюжетов
Литература:
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — М.: Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997.
-
Неделько Г. Играем со словами. Анаграммы, метаграммы, антифразы, логогрифы. — Изд-во Феникс, 2017г. – 63с. – ISBN: 978-5-222-29007-1
- Видеосюжеты для классных часов и внеклассных мероприятий [Электронный ресурс]: коллекция видеосюжетов. – 2014.
Ход проведения
Ведущий.
Добрый день, ребята! 12 декабря в России будут отмечать День Конституции РФ. Именно в этот день в 1993 году был принят основной закон страны. Поэтому сегодня я вам предлагаем поучаствовать в мероприятии, посвященном этой теме.
Конституция РФ – Это основной закон, который определяет права и обязанности каждого гражданина нашей страны.
Немного истории
Просмотр видео – 3 минуты
Просмотр видео – 2 минуты
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, люди разные, и это может привести к катастрофам..
1 конкурс.
Разминка: блиц – вопросы по Конституции РФ
(по 2 балла за правильный ответ). Отвечает тот, кто первый поднял руку.
- Когда принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
- Чем отличается Российская Федерация от России по Конституции РФ? (Ничем, это равнозначные названия).
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- На какой срок избирается Президент Российской Федерации? (на 6 лет)
- Какие три ветви власти выделяют в России? (Законодательная, исполнительная и судебная)
- С какого возраста гражданин Р.Ф. имеет право в полном объеме самостоятельно осуществлять свои права и обязанности? (с 18 лет)
- Какая обязанность, закрепленная в Конституции РФ, касается только мужского населения Российской Федерации? (Служба в армии)
Конкурс № 2 «Найди соответствие»
(по 1 баллу за правильный ответ)
Вам сейчас будут розданы определения и их значения. Но вот досада, все они перемешались. Ваша задача за 2 минуты правильно их сопоставить. За каждое правильное соотношение вы получите по 1 баллу.
Право – система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;
Мораль – совокупность представлений людей о добре и зле;
Демократия – власть народа;
Амнистия – частичное или полное освобождение от наказания;
Кодекс – единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;
Свидетель – очевидец преступления;
Адвокат – защитник;
Преступление – особо тяжкое противоправное действие;
Закон – нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;
Гражданин – лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;
Импичмент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;
Суверенитет – независимость.
- Конкурс “Конституционные термины”
В следующем конкурсе по подсказкам, которые вы будете получать постепенно, вам необходимо определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Максимум, что вы можете получить – 5 баллов, если угадываете слово с первой подсказки, если со второй – то 4 балла, если с 3 – то 3 балла и т.д. Всего будет предоставлены 3 термина. Понятны правила? Итак, попробуем:
1 термин:
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти.
(ГОСУДАРСТВО)
2 термин
-возникла в Древней Греции;
-на латыни – общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской
(РЕСПУБЛИКА)
3 термин
– он впервые появился в Архангельске,
– изначально это было ввезено в Россию Петром Первым.
– он долгое время был символом только моряков.
– в России в 1917 году он исчез.
– но возродился в 1993 году.
(ТРИКОЛОР)
- Конкурс «Найди слова»
У вас есть возможность заработать по 8 баллов. За каждое верно указанное слово + ключевое слово из оставшихся букв.
Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. Из оставшихся букв составьте слово. Слова: флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Ответ: Россия
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
- Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
(по 3 балла за правильный ответ). Команды отвечают по очереди.
Все мы хорошо знаем сказки, но если их проанализировать с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какие конституционные права были нарушены или какими не воспользовались/воспользовались герои сказок.
Задание 1. Сказка В. ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений
Задание 2. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 3. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 4. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища
- Конкурс «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
(по 1 баллу за правильный ответ)
Карточка №1
Ребенок — К О Р Ё Н Б Е
Семья – М Я С Ь Е
Страна – А Р А Н С Т
Документ – К У Н Т Е М О Д
Закон – К О Н З А
Политика – И П О К А Л И Т
Жизнь – З И Н Ь Ж И
Родители – Д И Л И Е Т О Р
Карточка №2
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
- «Определи преступление».
Вы получаете листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление –5 минут.
Преступления | Юридическое название | |
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного
баллончика, либо выцарапывают их ножом |
Вандализм | |
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги | Кража | |
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон | |
Вася сообщил в полицию о том, что в колледже, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма | |
Коля заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство | |
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиган | |
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление | |
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. | Грабеж |
Ведущий: Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества – создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее. Всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории, будьте настоящими патриотами своей Родины!
Ведущий: Посмотрим музыкальным видеопоздравление.
На этом мероприятие окончено. Спасибо за внимание!
Право | Преступление |
Мораль | Закон |
Амнистия | Гражданин |
Кодекс | Импичмент |
Свидетель | Суверенитет |
Адвокат | Демократия |
совокупность представлений людей о добре и зле | |
система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство | |
единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений | |
частичное или полное освобождение от наказания | |
защитник | |
очевидец преступления | |
власть народа | |
особо тяжкое противоправное действие | |
нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством | |
лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством | |
независимость | |
особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента |
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
Карточка №1
________________ – К О Р Ё Н Б Е
________________– М Я С Ь Е
________________ – А Р А Н С Т
________________ – К У Н Т Е М О Д
________________ – К О Н З А
________________ – И П О К А Л И Т
________________ – З И Н Ь Ж И
________________ – Д И Л И Е Т О Р
Карточка №2
________________ – В Е Н К Я И Ц О Н
________________ – Я Д П О Р О К
________________ – В О Р А П
________________ – Ю З О С
________________ – С О Д Р О П К Т О
________________ – Л О К А Ш
________________ – С Т О Н С И Т О В О Д
________________ – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3
_________________ – Д Ы Х О Т
_________________ – Р О З А В И Н А Б Е О
_________________ – Д У Г О С
_________________ – Л О В Ч Е К Е
_________________– В О С О Л
_________________ – Г Р И Н Н А Д А Ж
_________________– Ц Е Т О
_________________ – Ж Б А Р У Д
Карточка №4
__________________ – К О Л Ь Ш И К Н
__________________ – Ш Ы Л А М
__________________ – Ц И К Л А Р А Д Е Я
__________________ – Е Б Р А Н И С О
__________________– Б О С Т В О Щ Е
__________________ – П Р А П У Г
__________________ – К Е У Н О П
__________________ – Н Е М Е Н И
Карточка №5
__________________ – М Р А Н О
__________________ – Б О З А Т А
__________________– А Н И Ж Е В И В Ы
__________________ – С Т У К О П О П
__________________ – Ф О Р Н И Ц И М А Я
__________________ – Д О Р А С Т Ь
__________________ – К Е П О А
__________________ – С И Л А Г О С Е
Преступления | Юридическое название | |
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного
баллончика, либо выцарапывают их ножом |
||
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги | ||
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | ||
Вася сообщил в полицию о том, что в колледже, якобы заложена бомба | ||
Коля заставил малыша дать 10 рублей | ||
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | ||
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | ||
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. |