Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №1» – структурное подразделение детский сад «Березка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по подготовке к обучению грамоте и обучению чтению
старших дошкольников 5-7 лет
на основе методики Пчелинцевой Ю.А. «Словолодочки»
срок реализации программы 2 года
Программа составлена:
Середа Н.М.
учителем-логопедом, 1 КК
Арти
Содержание
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Значимые для реализации Программы характеристики | 4 |
1.3 | Планируемые результаты освоения Программы детьми | 5 |
1.4 | Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы | 5 |
2. | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Особенности построения занятий по подготовке к обучению грамоте | 6 |
2.2 | Особенности подготовки ребенка к обучению чтению | 6 |
2.3 | Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению | 9 |
2.4 | Календарно – тематическое планирование НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) | 10 |
2.5 | Календарно -тематическое планирование НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 лет) | 11 |
2.6 | Структура занятия по обучению чтению | 13 |
2.7 | Структура занятия по формированию анализа и синтеза звуко-буквенной системы родного языка | 13 |
3. | Организационный раздел | 14 |
3.1 | Организация дополнительной образовательной деятельности в рамках реализации ОП ДО в части формируемой участниками образовательных отношений в разделе «Подготовка к обучению грамоте» | 14 |
3.2 | Условия реализации рабочей программы | 14 |
3.2.1 | Психолого-педагогические условия | 14 |
3.2.2 | Организационные условия (создание предметно-развивающей среды) | 15 |
3.2.3 | Материально-технические условия | 16 |
3.2.4 | Методическое обеспечение образовательной работы | 16 |
4. | Дополнительный раздел | 16 |
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Дополнительного образования по обучению чтению дошкольников 5-7 лет «Словолодочки» в рамках реализации направления «Подготовка к обучению грамоте» (далее Программа) предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Настоящая Программа носит развивающий характер и представляет собой целостную модель подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Обучение и воспитание детей в ДОО ведется на государственном русском языке.
В Программу в течение учебного года могут вноситься дополнения и корректировки, темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников, нагрузки логопеда.
Срок реализации программы 2 учебных года.
Программа разработана Середа Натальей Михайловной, учителем-логопедом, на основе методики Пчелинцевой Ю.А. «Словолодочки».
Программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами, указанными в ОП ДО структурного подразделения МАОУ АГО «АСОШ№1» детский сад «Березка».
Программа является документом, на основании которого определяется содержание и организация дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой.
Структура Программы включает три раздела – целевой, содержательный и организационный.
Актуальность данной программы обусловлена всё возрастающими требованиями к ученикам начальной школы в вопросах самостоятельного чтения, понимания прочитанного, пересказа прочитанного, выразительного чтения, чтения по ролям и т.д. И несмотря на то, что чтение – является фундаментальным навыком, его отработка не входит в компетенцию дошкольных учреждений, но и в начальной школе – этому не оказывается должного внимания, поэтому зачастую ребёнок должен прийти в школу уверенно читающим.
Кроме того, насыщенность программы обучения самих учителей и воспитателей настолько велика, что уделить внимание углублению именно в эту тему просто не представляется возможным. Осведомленность родителей по вопросу обучения своего ребёнка чтению часто не позволяет им научить ребёнка делать это правильно, а наоборот, создает проблемы для дальнейшего обучения в школе.
В структуре чтения как деятельности, согласно Роговой Г. В. и Верещагиной И. Н., можно выделить мотив, цель, условие и результат.
Мотивом является общение или коммуникация с помощью печатного слова. Целью является получение информации по тому вопросу, который интересует учащегося. К условиям относится овладение графической системой языка и приемом извлечения информации. Результатом является понимание или извлечение информации из прочитанного текста с разной степенью точности и глубины.
Цель Программы заключается в обучении детей чтению в игровой форме, а также формирование интереса к чтению и книгам.
Задачи в рамках поставленной цели обучения:
– подготовка к обучению чтению: развитие фонематического восприятия; развитие познавательных способностей ребёнка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики; развитие речевых способностей;
– изучение звуков и букв, запоминание слогов, как основной структурной единицы слова;
– чтение слов по словолодочкам и отработка правильной структуры чтения слов;
– работа над пониманием прочитанного и развитие образного восприятия;
– формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте.
Принципы построения программы:
– учет индивидуальных особенностей, возможностей и степени готовности к обучению чтению детей;
– создание на уроке атмосферы праздника и волшебства;
– недопустимость выставления любых оценок работы и сравнительных моментов;
– положительная оценка лучшего достижения ребенка за занятие;
– проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста; ведущая деятельность – игровая, творческая;
– вовлеченность каждого ученика в процесс;
– наглядность материала.
1.2. Значимые для реализации Программы характеристики
При обучении чтению важно не только формирование у воспитанников необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к чтению. Как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными.
Чтение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима, конечно, прежде всего, выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание смысла прочитанного, то оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию.
Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера, т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.
Если у ребёнка логопедические проблемы, то научиться читать ему будет тяжело. Конечно, при достаточной тренировке можно любого ребёнка научить читать, но какой смысл этого обучения, если он отрицательно повлияет на его развитие. Есть дети, которые независимо от того, учат их чтению или нет, сами овладевают эти искусством к четырем – пяти годам. Таких детей на самом деле немного, большинство из них необходимо обучать чтению постепенно. Обычно все дети готовы к этому к шести годам. Если родители не обучают ребёнка чтению до школы, то ребёнку будет тяжело освоить чтение вместе с читающими одноклассниками. Современные буквари рассчитаны на читающих детей. Поэтому задача родителей и дошкольных педагогов – научить читать ребёнка до школы и тем самым помочь ему пережить нелегкий период адаптации к школьной жизни.
Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам. От этого будет зависеть скорость чтения, которая важна при обучении в школе и влияет на успеваемость. Ребёнок должен справляться с большим объемом информации, которую он получает в школе. Если он читает плохо и медленно, то на домашние задания потребуется больше времени, концентрация внимания будет снижена, что в итоге скажется на качестве учебы.
1.3. Планируемые результаты
Основными базовыми умениями, которыми смогут овладеть старшие дошкольники на занятиях по обучению грамоте, являются умения:
– прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу;
– определять тему, основную мысль;
– делить текст на смысловые куски;
– отделять главное от второстепенного;
– интерпретировать текст;
– развить фонематические процессы, звуковой анализ и синтез;
– научатся печатать буквы,
– подготовят руку к письму,
– поупражняются в составлении предложений из 2 – 4 слов,
– научатся делить простые предложения на слова с указанием их последовательности,
– смогут делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами;
– научатся читать слоги, слова, предложения, небольшие тексты.
1.4. Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Для отслеживания результативности знаний, прочность усвоения букв и чтения детьми оценивается в результате проведения контрольных индивидуальных заданий в начале и конце года. Диагностика проводится два раза в год (1-15 сентября и 19-31 мая) на основе тестов Е.В. Колесниковой «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет».
Тестовые задания:
- Знание букв.
- Звукобуквенный анализ: гласные-согласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие.
- Фонематический слух – длинные и короткие слова, нахождение заданного звука в слове, позиция звука в слове.
- Чтение и понимание смысла прочитанного.
- Содержательный раздел
2.1 Особенности построения занятий по подготовке к обучению грамоте
Содержание программы позволяет в игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтению.
Залогом правильного обучения является развитие фонематического восприятия ребенка. В занятия включены задания с неречевыми звуками, анализом и синтезом, игры на развитие фонематического слуха.
Изучение звука базируется на запоминании образа буквы русского алфавита, акцент делается именно на звуках, понятие буквы даем в конце учебного года, когда ученики будут владеть умением сливать звуки в слоги и прочитывать слова целиком.
Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия (морская тема). Дети идут не заниматься, а плавать и играть в волшебные словолодочки.
Используется определенная последовательность изучения звуков: три гласных (сначала АОУ) плюс три согласных (МПК). Это позволяет уже после нескольких занятий работать над процессом слияния звуков в слоги и ускоряет для ребенка процесс отработки навыка чтения.
Программа позволяет достичь двух следующих результатов: обучение правильному чтению (чтению с пониманием прочитанного) и поддержанию интереса и любви к этому навыку за счет легкости и высокой наглядности обучающего материала.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: звуки, слоги, слова, смысл. Переходы через один из этапов в программе не допускаются, что позволяет избежать в дальнейшем серьезных ошибок в чтении: побуквенного чтения, слогового чтения, чтения без понимания смысла, прочитывание по два и более раза.
Ведущая деятельность на занятиях – игровая, творческая.
- Особенности подготовки ребенка к обучению чтению
Выделим 4 этапа процесса обучения чтения по методике «Словолодочки». Звуки. Слоги. Слова. Смысл. Прежде чем приступить к изучению звуков, нужно проверить, готов ли дошкольник к обучению.
Этап 1 – это интерес ребенка. Листает книжки с увлечением? Просит почитать ему сказки? Сам выбирает книжки? Интересуется буквами и пробует писать сам? А может просит научить его писать свое имя? Все это сигнализирует – готов.
Этап 2 – отсутствие возможных нарушений развития, способных помешать формированию навыка, отсутствие проблем речевого спектра (консультация логопеда обязательна).
Этап 3 — это хорошая ориентация в пространстве, ребёнок должен знать где право, где лево, где верх, где низ. Чтение осуществляется слева направо и сверху вниз, и обучение проводится точно также. Алфавит будет читаться слева направо и сверху вниз, также, как и по слогам будет петься слоговая таблица.
Этап 4 — это фонематический слух. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, с помощью которого можно различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, можно получить совершенно иное слово: “кот-ком”, “фата-вата”, “кочка-мочка”.
Этап 1. Изучение звуков с помощью алфавита «Капельки чтения». В русском алфавите 33 буквы: 36 согласных звуков и 6 гласных. Про гласные говорим, что они голосом могут быть показаны, на эти звуки нет препятствия ни языка, ни зубов, ни губ – можем легко потянуть, например, О-О-О. Разделение на гласные и согласные должно быть при обучении обязательно для дальнейшего слияния слогов и прочтения слов. Согласные звуки бывают мягкие и твердые, глухие и звонкие. Есть гласные, придающие мягкость согласному звуку (е, ё, ю, и, я), а еще такие, которые дают совсем другой звук, например, звука Ё нет в русском языке, а иногда буква Ё дает целых два звука – Й и О. Пригодятся ли эти знания для чтения – нет. Но слоговая таблица построена таким образом, что это разделение показано визуально, что позволит ребёнку легче овладеть фонетическим разбором слова в первом классе.
Алфавит используется без опорных картинок, т. к. закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в последовательности, в которой он и есть, но гласные звуки выделены красным цветом, согласные – чёрным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Объем этой капельки указывает на длительность произношения звука и дает возможность отличить гласную от согласной. Одно из упражнений каждого урока первых месяцев обучения – прочитать весь алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ и так далее.
Чтобы ребенок запомнил образ буквы – ему нужно ее потрогать, и нужно смоделировать эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать аппликацию из цветной бумаги, или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью, макаронами, можно писать букву на муке, песке, земле, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков.
Этап 2. Со слогами работа очень большая и может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей и работа по слиянию слогов.
Для обучения чтению по данной методике используются только открытые слоги. Это слоги, в которых первый звук согласный, второй гласный, потому что в случае, если ребенку на начальном этапе сложения звуков в слоги давать понятие закрытого слога, то малыш будет видеть его везде, в том числе там, где не нужно. Например, слово ОЗЕРО он прочтет ОЗ-ЕР-О и смысла прочитанного не усвоит. Гласные звуки также выделены красным, как и в алфавите, а согласные звуки выделены чёрным для того, чтобы ребёнок визуально мог запомнить и легко разделить гласные и согласные. Потому что слог складывается из согласного звука и гласного. И только в такой последовательности они садятся в лодочку и никак иначе – рассмотрим игровой момент.
Итак, в таблице море, поэтому много-много лодочек (пиратских шлюпок, корабликов и т. д. на фантазию педагога). ММММММ, а рядом ААААААА, начинает песню ММММММ, но он очень короткий и петь не умеет, помогает ему АААААААА, читаем ММММААААА. А потом сразу МО, МУ, МЫ, МЭ. Почему гласные отдельно? И без лодочки? Потому, что они задают темп чтения и повторяются с каждым согласным.
Второй вариант игры: придумываем легенду: буква О это у нас, например, мешок с подарками от Деда Мороза. Мешков очень много и подарков тоже очень много. Мешки все круглые – как буква О. Задача – помочь Деду Морозу собрать эти все мешки, чтобы все зверюшки в лесу остались с подарками. Одновременно с прочитыванием слога – указывать на него. Цель – закрепить визуальное со звуковым его сопровождением. То есть, когда говорим лу – показываем лу и т. д.
Работа второго направления – по слиянию слогов следующая: педагог называет ребенку только первый согласный звук (если он сам затрудняется) и напоминает, что второй звук сегодня А (например, но каждый урок – новая гласная). Получается педагог говорит ЛЛЛЛ, ребенок подхватывает и говорит ЛЛЛЛАААА, вот и получился слог, затем педагог говорит ММММ, он ММММАААА и процесс запущен.
С каких букв лучше начать складывать слоги – с тех, которые можно потянуть: это м, р, с, л, н, ж, ш, в. Эти звуки необходимы только на начальном этапе запуска механизма чтения – чтобы исключить ненужное Б А, БА. Если ребенок будет сливать звуки таким образом, то будет прогрессировать побуквенное чтение, а избавиться от него трудно, легче его не допустить.
Чтобы игра в слоги для ребёнка показалась увлекательной и интересной, нужно рисовать. Одно из любимых занятий для ребенка – это рисование. Пример одного из уроков: «Лодки, много и отдельные буквы – наверное был шторм и все пассажиры (буквы) рассыпались, и ты должен рассадить их по местам. Первым в лодке сидит, вспоминаем, согласный звук, второй – гласный. В первую лодку посадим Б и А, прочитаем БА. Как думаешь, кто же плывет в этой лодке? БААААА – баран, верно! Кто плывет на следующей лодке? КО, КОООО, корова? Здорово! Куда они плывут МЫ – МЫЛО – за мылом?» И так далее.
Этап 3. Комплексность подхода — это принципиальное отличие методики «Словолодочки» от других. Дети учат капельки, лодочки, а потом просто их соединяют в слово. Ценность карточек-словолодочек в следующем: слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными), ребенок видит слово ЦЕЛИКОМ. И это очень важно. Важно для понимания прочитанного, важно для скорости чтения. Если ребенок учится читать по книжкам, в которых слоги разбиты, ему будет крайне сложно перейти на чтение словами. Ведь, всё, что от него требуется – это назвать отдельные слоги. Кроме того, формат изображения – карточка – очень подходит для правильного дозирования количества слов. Например, сегодня ребенок прочитал 3 словолодочки, завтра 5, послезавтра 7 и т. д.
Этап 4. Это чтение не слогами, не словами, не предложениями, а образами. Для этого необходима образная память. Именно она нужна для понимания прочитанного с первого раза. Педагог должен дать понять, что каждое слово – это определенный образ. Например, колобок. У кого-то он желтый, у кого-то с розовыми бочками, у кого-то с глазами, в травинках. Или король – у каждого свой (старый, молодой, стоит, сидит, с короной, в мантии и т. д.)
Прежде, чем даем ребёнку очередную карточку – нужно заинтриговать ребенка максимально. Например, «сейчас ты прочитаешь о том, о чем я мечтаю уже пять дней (море), а теперь самое мое нелюбимое блюдо (каша), а теперь животное, которое мы видели вчера на прогулке (собака), а это что-то волшебное, что помогает маленькой мышке найти дорогу к сыру (карта)» и т. д. Чем ярче и неординарнее будет представление того или иного слова, тем больше будет интереса у ребенка к осознанному прочтению.
На каждом уроке в данной программе включены упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций». Цель – построить цепочку из слов. Например, слон – подушка, подушка – луна, луна – компот, компот – чеснок, чеснок – носорог и т. д. Есть ряд правил:
1) Ярко представлять оба образа;
2) Связать два образа в один;
3) Помнить, что в связке только два слова (как кольца цепочки);
4) Сделать образ необычным и сказочным.
Неотъемлемой частью занятия является чтение педагогом детям. Но чтение с обязательными последующими вопросами:
- Автор
- Название
- Главный герой
- Положительные качества героя
- Почему добро победило зло? Или чему учит нас автор в этом произведении?
- Какого цвета было ……
- Сколько времени было, когда, или понадобилось, чтобы ….
- В какое время?
- В каком месте?
- В чём одет ….
Чем конкретнее вопросы – тем старательнее будут дети запоминать следующий рассказ. Они будут стараться запомнить и представить рассказ, чем и будут тренировать свою образную память, которая поможет им читать быстро и понимать прочитанное с первого прочтения.
В заключении хочется отметить ценность представленной методики с нескольких позиций:
– с позиции детей – яркие, красочные материалы и понятные образы (лодочка, капелька), отражающие суть предмета изучения;
– с позиции педагога – разделение процесса обучения на этапы позволяет присоединиться к обучению в любое время, в зависимости от умений дошкольника;
– с позиции родителей – всесторонняя поддержка – как по воспитательным моментам, и по моментам обучения, так и по моментам подготовки к обучению грамоте.
2.3 Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению не будет максимально результативным без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыком чтения в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и слогах, полученных на занятиях, так как объем долгосрочной памяти еще не велик. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыком чтения.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения и осведомлены о необходимости постоянного закрепления материала, изученного с педагогом.
Основные правила для родителей по закреплению материала с дошкольниками в процессе обучения чтению:
- Используйте игровую деятельность, как ведущую, в моментах обучающих занятий дома.
- Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
- Постройте свою систему занятий (лучше чаще и короче, чем наоборот), ведь детям в системе комфортно и удобно.
- Будьте последовательными в обучении чтению, не перескакивайте через этапы.
- Обязательно раз в год посещайте логопеда, а если есть очевидные проблемы – чаще.
- Внимательно и дотошно отнеситесь к рекомендациям педагога, не сомневайтесь в его квалификации, доверяйте профессионалу.
- Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет)
(Работа с пособием Костылевой Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звукамидля детей 5-6 лет» и дидактическими материалами Пчелинцевой Ю.А. по методике «Словолодочки»)
Месяц | Неделя | Тема занятия | Закрепление дома |
Сентябрь | 1, 2 | Диагностика | – |
3 | Звук и буква А. Нахождение звука в слове. | С.5 (1,2) | |
4 | Звук и буква О. Место звука в слове. | С.10 (1,2) | |
Октябрь | 1 | Звук и буква Э. Нахождение звука в слове. | С.11 (1.3) |
2 | Звук и буква У. Место звука в слове. | С.6 (1) | |
3 | Звук и буква И. Нахождение звука в слове. | С.8 (1,2) | |
4 | Звук и буква Ы. Место звука в слове. | С.9 (3) | |
5 | Повторение – закрепление звуков и букв А, У, О, Э. | С.7 (1), 12 (1) | |
Ноябрь | 1 | Понятие слов «слог», «ударение». | С.14 (правило) |
2 | Деление слов на слоги. Понятие «гласный» звук. | ||
3 | Звук П и буква П. Понятие «согласный» звук. | С.17 (1) | |
4 | Звук Пь. Понятия «согласный Твердый и согласный Мягкий» звуки. | С.15 (2), 16 (1) | |
Декабрь | 1 | Звуки М и Мь и буква М. Место звука в слове. | С. 18 (1,3) |
2 | Звуки Б и Бь и буква Б. Схема слова. | С. 21 (1), 22 (1) | |
3 | Звуки Т и Ть и буква Т. Место звука в слове. | С. 24 (2), 25 (2) | |
4 | Повторение – закрепление звуков и букв П, М, Б, Т. | Вырезать лодочки и изученные буквы | |
Январь | 1 | Легенда. Знакомство с алфавитом «Капельки чтения», с 1-ой слоговой таблицей, лодочками, принцессами и капитанами. | |
2 | Звуки Д и Дь и буква Д. Схемы слов. | С.27 (1), 29 (2) | |
3 | Звуки Н и Нь и буква Н. Нахождение звука в слове. | С. 32 (капельки, лодочки) | |
4 | Повторение – закрепление понятий «гласные, согласные» | С. 30 (1,2) | |
Февраль | 1 | Звуки К и Кь и буква К. Схемы слогов и слов по «капелькам и лодочкам» | С. 38 (1), 39 (1) |
2 | Звуки Г и Гь и буква Г. Схемы слов по «капелькам и лодочкам» | С. 40 (1), 41 (1), 43 (1) | |
3 | Звуки В и Вь и буква В. Деление слов на слоги. | С. 34 (1,2) | |
4 | Звуки Ф и Фь и буква Ф. Деление слов на слоги. | С. 36 (1), 37 (1-капельки, лодочки) | |
Март | 1 | Звуки Х и Хь и буква Х. Нахождение звука в слове. | С. 44 (1), 45 (1-капельки, лодочки) |
2 | Звук Й и буква Й. Схемы слов. | С. 47 (1,2), 48 (3) | |
3 | Буква Я. Понятия «твердость, мягкость согласных». | С. 49 (1) | |
4 | Буква Е. Понятия «твердость, мягкость согласных». | С. 51 (1) | |
Апрель | 1 | Звуки С и Сь и буква С. Деление слов на слоги. | С. 54 (1), 55 (1) |
2 | Звуки З и Зь и буква З. Деление слов на слоги. | С. 57 (1,2,3) | |
3 | Звуки Л и Ль и буква Л. Деление слов на слоги. Ударение. | С. 73 (1,2,3) | |
4 | Звуки Р и Рь и буква Р. Схемы слогов и слов по «капелькам и лодочкам» | С. 70 (1,2) | |
5 | Чтение слов по «лодочкам». | ||
Май | 1 | Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». | |
2 | Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». | ||
3 | Чтение предложений по «лодочкам» и «капелькам». | ||
4-5 | Диагностика | ||
Итого |
|
- Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 лет) (Работа с пособием Костылевой Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звукамидля детей 5-6 лет» и дидактическими материалами Пчелинцевой Ю.А. по методике «Словолодочки», рабочей тетрадью Колесниковой Е.В. «Предмет, слово, схема»*)
Месяц | Неделя | Тема занятия | Закрепление дома |
Сентябрь | 1, 2 | Диагностика | – |
3 | Повторение изученного материала в старшей группе. Гласность – согласность, твердость – мягкость согласных, ударение. | ||
4 | Звук и буква Ц. Место звука в слове. | С.61 (1,2) | |
Октябрь | 1 | Повторение – закрепление букв С, З, Ц | С. 65 (1), 66 (1) |
2 | Повторение букв Р и Л. Чтение предложений по «лодочкам» и «капелькам». | С.69 (1), 76 (1) | |
3 | Буква Ё. Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». | С. 78 (1,2,3) | |
4 | Буква Ю. Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». | С.81 (1,2) | |
5 | Звук и буква Ш. Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». | С. 82 (1), 83 (1) | |
Ноябрь | 1 | Анализ звуков С и Ш. Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». | С.86 (1) |
2 | Звук и буква Ж. Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». | С. 87 (1,2), 88 (1) | |
3 | ЖИ – ШИ правило. Чтение предложений по «лодочкам» и «капелькам». | С.91 (1) | |
4 | Звук и буква Ч. Чтение слов и предложений по «лодочкам» и «капелькам». | С.94 (1,3) | |
Декабрь | 1 | Звук и буква Щ. Чтение слов и предложений по «лодочкам» и «капелькам». | С. 98 (1,2), 99 (2) |
2 | Анализ звуков З и Ж, Ч и Ть, Щ и Ч.
Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». |
С. 93 (1), 97 (1), 101 (1) | |
3 | Буква Ь, обозначающая мягкость согласного. | С. 102 (1,2) | |
4 | Разделительный Ь. Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». | С. 105 (1) | |
Январь | 1 | Буква Ъ. Чтение слов по «лодочкам» и «капелькам». | С. 106 (1,2) |
2 | Однослоговые схемы. Чтение слов с одним слогом. | *С. 4 | |
3 | Двуслоговые схемы. Ударение. | *С. 5 | |
4 | Чтение слов с двумя слогами. | *С. 8 | |
Февраль | 1 | Трехслоговые схемы. Ударение. | *С. 9 |
2 | Предмет, слово, схема. | *С. 11 | |
3 | Трехзвуковые схемы. | *С. 14 | |
4 | Четырехзвуковые схемы. | *С. 17 | |
Март | 1 | Предмет, слово, схема. | *С. 18 |
2 | Пятизвуковые схемы. | *С. 19 | |
3 | Предмет, слово, схема. | *С. 21 | |
4 | Шестизвуковые схемы. | *С. 23 | |
Апрель | 1 | Семизвуковые схемы. | *С. 25 |
2 | Предмет, слово, схема. | *С. 26 | |
3 | Предмет, слово, схема. | *С. 29 | |
4 | «Хитрые» буквы Я, Е, Ё, Ю в начале слова, схемы слов. | *С. 30 | |
5 | «Хитрые» буквы Я, Е, Ё, Ю после гласных и Ь и Ъ, схемы слов. | правило | |
Май | 1 | Схемы повествовательных предложений. Чтение предложений. | |
2 | Схемы предложений по цели высказывания. Чтение предложений. | ||
3 | Чтение текстов. | ||
4-5 | Диагностика | ||
Итого |
|
- Структура занятия по обучению чтению
- Закрепление изученных звуков и букв – «прокапывание» алфавита.
- Упражнение на развитие фонематического слуха – выделение нового звука для изучения.
- Изучение звука:
– звукопроизношение
– изучение символа (на что похожа буква)
- Прописывание изучаемой буквы (работа с «помощниками»).
- Определение места звука в слове.
- При изучении согласных звуков – определяем твердость или мягкость изучаемых звуков.
- Цепочка ассоциаций на сюжетных картинках с изучаемыми звуками.
- Чтение педагогом, а детьми повторение слоговой таблицы с твердыми согласными.
- Чтение детьми слоголодочек с изученным согласным.
- Чтение детьми слов по словолодочкам.
- Чтение педагогом рассказа с последующим обсуждением смысла прочитанного.
- Объяснение домашнего задания.
Пункты с 7 по 11 могут быть переставлены местами в зависимости от темы занятия.
- Структура занятия по формированию анализа и синтеза звуко-буквенной системы родного языка
- Закрепление изученных звуков и букв – «прокапывание» алфавита.
- Упражнение на развитие фонематического слуха – выделение звука или слова, которое будет основополагающим на протяжении всего занятия.
- Выделение в нем гласных звуков.
- Деление слова на слоги.
- Анализ каждого слога – сколько гласных звуков, сколько согласных, какой звук первый, второй…
- Преобразование звуковых схем в слова и наоборот.
- Цепочка ассоциаций на сюжетных картинках.
- Чтение детьми слов по словолодочкам.
- Чтение педагогом рассказа с последующим обсуждением смысла прочитанного.
- Объяснение домашнего задания.
- Организационный раздел
3.1 Организация дополнительной образовательной деятельности в рамках реализации ОП ДО в части формируемой участниками образовательных отношений в разделе «Подготовка к обучению грамоте»
Программа разработана на основе методики Пчелинцевой Ю.А. «Словолодочки» и авторской программы Колесниковой «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» и направлена на развитие детей в одной образовательной области «Речевое развитие», видах деятельности – изучение звуков и букв, чтение слогов, слов, предложений и текстов, фонетический анализ слов. Для закрепления понятий, используемых в НОД по подготовке к обучению грамотности, дети работают в печатных тетрадях Н.Ю. Костылевой «200 занимательных упражнений с буквами и звуками».
Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Программа реализуется в течение 2 лет – в старшей и подготовительной группах. Основной формой работы с детьми является НОД, продолжительность которой соответствует возрастным нормам детей – в старшей группе – 1 раз в неделю по 25 минут, в подготовительной группе – 1 раз в неделю по 30 мин. В середине занятия проводится физкультминутка.
3.2 Условия реализации рабочей программы
3.2.1. Психолого-педагогические условия
Рабочая программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий:
- Личностно-порождающее взаимодействие логопеда с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются средства ее реализации, ограниченный объем личного опыта.
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
- Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития детей, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов их развития в разных видах игры.
- Создание соответствующей развивающей образовательной среды, способствующей всестороннему развитию детей и сохранению их индивидуальности.
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей детей.
- Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Консультативная поддержка педагогических работников и родителей группы. Современные образовательные технологии в образовательном процессе.
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях.
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья.
- Диагностика (оценка индивидуального речевого развития) детей.
- Взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности.
- Организационные условия
Важным условием реализации рабочей программы является создание речевой развивающей среды.
Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
В качестве компонентов речевой развивающей среды выделяются:
- речь педагога;
- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Речевая развивающая среда в группах для детей старшего дошкольного возраста:
– грамотная речь педагога;
– методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотно отстаивать свою точку зрения;
– методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания: поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;
– организация восприятия с последующим обсуждением;
– создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.
Развивающая среда
Дидактические пособия, игры, наглядность, картотеки на развитие:
- Словаря (импрессивного, экспрессивного)
- Грамматического строя речи (словообразование, словоизменение)
- Связной речи и речевого общения
- Слоговой структуры слова
- Фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
- Мелкой и общей моторики
- Психических функций (памяти, внимания, мышления)
3.2.3. Материально-технические условия
- Документация (перечислена в «Календарно-тематическом планировании» и Приложении)
- Диагностический материал (см. Приложение)
- Методический раздел (см. п. 3.1 данной Программы)
- Наглядно-дидактический материал (дидактические пособия к методике Пчелинцевой Ю.А. «Словолодочки»)
- Оборудование (ученическая доска в групповой комнате)
- Мебель (столы и стулья для детей)
- Интерактивное сопровождение образовательной деятельности (личный ноутбук).
3.2.4. Методическое обеспечение образовательной работы
- Колесникова Е.В. От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. / М.: Просвещение, 2023
- Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет/М.: АСТ, 2024 – 110
- Пчелинцева Ю.А. «Словолодочки: мама, научи меня читать», – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
- Дополнительный раздел
Краткая презентация рабочей программы
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте и обучению чтению старших дошкольников 5-7 лет на основе методики Пчелинцевой Ю.А. «Словолодочки» представляет собой целостную модель образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в направлении «Речевое развитие» в части, формируемой участниками образовательных отношений. Срок реализации программы с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года.
Программа реализуется на русском языке и в соответствии с нормативно- правовыми документами (обозначены в ОП ДО).
Контингент воспитанников: воспитанники старшей группы (5-6 лет) и дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Реализует программы:
-Федеральная образовательную программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещением Росии от 25 ноября 2022., №1028, зарегистрировано в Министерстве России 28декабря 2022 г.. регистрационный № 71847);
-Образовательную программу дошкольного образования МАОУ АГО «АСОШ №1» структурного подразделения детский сад «Березка»;
Используемые образовательные и парциальные программы:
- Программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы;
- Методика Пчелинцевой Ю.А. «Словолодочки»;
- Авторская программа Колесниковой Е.В. «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»
Цель программы – обеспечение условий, способствующих формированию звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и обучение их чтению.
Работа учителя-логопеда по этой программе ориентирована на речевое, интеллектуальное развитие ребенка и обеспечивает овладение детьми навыками чтения, связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность данной группы детей к обучению в общеобразовательной школе, а в дальнейшем, к жизни в современном обществе.
Задачи рабочей программы:
– подготовка к обучению чтению: развитие фонематического восприятия; развитие познавательных способностей ребёнка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики; развитие речевых способностей;
– изучение звуков и букв, запоминание слогов, как основной структурной единицы слова;
– чтение слов по словолодочкам и отработка правильной структуры чтения слов;
– работа над пониманием прочитанного и развитие образного восприятия;
– формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте.
Структура рабочей Программы включает три раздела:
– целевой раздел;
– содержательный раздел;
– организационный раздел.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку с описанием условий реализации, актуальности, адресатом Программы; цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к организации образовательного процесса.
Содержательным разделом определено содержание образовательной деятельности, описание формы, способов, методов и средств реализации программы, особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников.
В организационном разделе представлено материально-техническое, методическое оснащение для занятий, расписание НОД.
Планирование работы строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей, предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на обеспечение их всестороннего гармоничного развития.