c85f590c5c17eeb1c49c2d3a21362189
Учи.ру как инновационный способ изучения информации. Проектирование учебных занятий для формирования читательской грамотности
Цель — освоить особенности проектирования учебного занятия.
Задачи:
- освоить методы и формы организации урока;
- научиться проводить рефлексию своей деятельности;
- познакомиться с рекомендациями по выбору типов заданий для
формирования читательской грамотности.
При формировании читательской грамотности необходимо выстраивать уроки с использованием текстов в разных предметных областях. В школе применяются педагогические методики, требующие тщательной подготовки и опыта проведения. В требованиях ФГОС НОО зафиксировано: использовать в учебной деятельности современные образовательные и информационные технологий.
Важно уметь правильно ставить цели урока, подбирать содержание материала, а также методов и форм организации занятия, контролировать деятельность учеников.
Педагог начальных классов — это человек, имеющий нравственный стержень, обладающий навыками и опытом, желающий передать знания младшим школьникам и умеющий это делать.
Что учителю необходимо уметь:
- проектировать свою деятельность;
- творчески реализовывать планы в учебном процессе;
- рефлексировать над своей работой.
Определение цели учебного занятия
Цель — это представляемый или мыслимый результат деятельности.
Чтобы грамотно провести процедуру целеполагания, необходимо сформулировать задачи конкретного занятия с учетом требований ФГОС и планируемых предметных и метапредметных достижений на основе ФРП НОО, где в качестве приоритетного направления указывается: «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Пример Цель:
- научить определять тему текста, помочь сформировать умение доказывать свою точку зрения;
- дать знания, как находить верный ответ на задание теста, аргументировать (отмечать верный ответ в тексте) выбор.
Разработка сценария учебного занятия.
Любой урок должен обладать следующими функциями и соответствующими им этапами.
- Введение обучаемых в образовательную деятельность
Это не оргмомент, а создание у школьников учебной мотивации, принятие ими цели.
Если учитель на первой минуте урока использует фрагменты жизненных проблемных ситуаций, появляется ощущение личной ответственности каждого ребенка.
Попробуйте начать с интриги, эмоции могут вызвать интерес.
Важно на занятиях специально проектировать и организовывать ситуации чтения и понимания предметных текстов. «Для чего мы читаем?» Отвечая на проблемный вопрос, определяем, какая информация нам нужна, что за источники ее отражают.
Пример
Начало урока: учитель держит книгу или учебник и читает текст, пропуская слова или начиная с конца предложения.
Прием «Облако мыслей»: школьники записывают смысл, как и что поняли.
Прием «Паспорт»: ученики собирают отдельные карточки (автор, идея, главные герои) для создания полной информации об изучаемом произведении, работают в группе.
- Создание учебной ситуации, действа, в котором будет достигаться цель
Учебная ситуация — единица образовательного процесса, где дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его и преобразуют (например, переформулируют), предлагают свое описание, частично — запоминают.
Сделать это посредством простой передачи информации невозможно, повода для учения не возникает. Задачи урока должны быть нацелены на получение результата.
Виды учебных ситуаций:
- целеполагание;
- планирование;
- решение проблемы;
- моделирование;
- наблюдение;
- самоконтроль и самооценка;
- рефлексия;
- формирование ценностного отношения к событиям.
Создавать учебные ситуации можно с помощью интерактивных карточек Учи.ру. Пример задания: Подготовка к уроку — Окружающий мир. 3 класс,
1 четверть — Урок: Бактерии — мельчайшие одноклеточные живые существа — Разрушители — бактерии и грибы
- Обеспечение рефлексии
Требования ФГОС НОО — овладение регулятивными универсальными учебными действиями:
- применять различные способы достижения цели, определять наиболее эффективные из них;
- контролировать и оценивать результаты и процесс учебной деятельности;
- устанавливать причины успеха или неудачи;
- корректировать свои действия для преодоления ошибок.
Продумывая сценарий занятия, каждый учитель должен смоделировать ситуацию учения. На это уходит много времени, но впоследствии дает отличный результат. Можно сформулировать вопросы для организации учебной рефлексии:
- «Какой алгоритм действий был выбран тобой и насколько он оптимален?» — аналитический вопрос.
- «В какой момент пришло осознание, что не получится что-то сделать? Как можно было изменить ход действий?» — поиск затруднений.
- «Какова причина возникновения сложностей или ошибки?» — критический вопрос. Можно выслушать две версии: свою и одноклассника.
- «Как можно преодолеть трудности?» — построение нормы действия.
- Обеспечение контроля за деятельностью обучаемых
В образовательной деятельности мы контролируем не продукт, а изменения, произошедшие в ученике: знал, познакомился, научился, умеет.
По дидактическим целям выделяют два типа контроля:
- Корректирующий. Его цель — создать мотивацию для интенсивной учебной деятельности, актуализировать имеющиеся знания школьников. Такой тип контроля имеет разные формы, самая распространенная — фронтальный опрос.
- Констатирующий нужен, чтобы оценить результат завершенного учебного действия. Преподаватель обращается к каждому ученику. Способы различны: проверочная или самостоятельная работа, тестирование. Констатирующий контроль по периодичности бывает стартовым, текущим, тематическим, итоговым.
Контроль имеет смысл только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль. Это возможно при соблюдении требования ФГОС НОО овладеть умениями участвовать в совместной деятельности: наблюдать друг за другом, оценивать вклад в общее дело.
Для проектирования урока важен отбор содержания образовательного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО овладение коммуникативными универсальными учебными действиями необходимо помочь школьникам научиться осмысленно читать тексты различного вида, жанра, стиля — определять тему, основную идею, назначение (в пределах изученного).
Карточки Учи.ру соответствуют основным типам заданий по формированию читательской грамотности:
- строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание;
- составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) на темы, доступные младшему школьнику. Примеры заданий:
- Подготовка к уроку — Русский язык. 2 класс, 1 четверть — Урок: Предложение: систематизация знаний — Виды предложений по цели высказывания
- Подготовка к уроку — Русский язык. 2 класс, 4 четверть — Урок: Текст-описание — Текст-описание
Методы обучения
Метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. ФГОС несколько изменил вектор обучения, приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Предполагается использование активных и интерактивных приемов как более действенных и эффективных.
В современной школе получили распространение кейсы, проекты, задания на развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), а также проблемный метод и эвристический, который объединяет разнообразные игровые приемы: деловые, учебные, ролевые и коммуникативные, дискуссии, «мозговой штурм».
Типичные ошибки:
- урок строится в классической форме;
- учитель заполняет электронный журнал, а дети общаются на свободные
темы;
- домашнее задание — дочитать и ответить на вопросы.
Выводы
Учителю начальных классов важно:
- уметь формулировать цели и задачи урока с учетом формирования как предметных результатов, так и читательской грамотности;
- знать основные виды деятельности обучающихся и использовать их при планировании учебных занятий;
- правильно подбирать или составлять тексты при конструировании заданий для развития читательской грамотности;
- самому разрабатывать подобные задания на материале разных предметов.