Российская Федерация
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 309» (МБДОУ № 309)
Проект
«Человек и здоровье»
Номинация: укрепление здоровья детей дошкольного возраста
Срок реализации проекта: 9 месяцев
(с 1 сентября 2024 по 30 мая 2025)
Разработали воспитатели:
Огородник О.А.
Саклакова М.Г.
Красноярск 2024-2025
Тип проекта: Исследовательско -информационный оздоровительный
Срок реализации проекта: 9 месяцев (с 1 сентября 2024 по 30 мая 2025)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель.
Цель проекта: Создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет, через овладение системой знаний о внешнем и внутреннем строении человеческого организма, его физиологических особенностях, культурно-гигиенических и социальных нормах и правилах жизни человека.
Задачи: Образовательные:
–Побуждать интерес у старших дошкольников к поисково-исследовательской деятельности, через процесс самообследования и самонаблюдения.
-Познакомить детей со строением тела человека и его физиологическими особенностями.
-Научить детей бережно относиться и следить за своим здоровьем и здоровьем окружающих, соблюдать правила личной гигиены.
Развивающие:
– Развивать умение видеть причины нарушения здоровья, через взаимосвязь со внешними факторами среды.
– Развивать практические умения и навыки детей по укреплению личного здоровья.
Воспитательные:
– Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.
-Формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.
Проблема: Безопасность любого государства обеспечивается не только оборонной мощью его армии, но и состоянием здоровья нации.
Проблема сохранения здоровья нации остается самой острой проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшения условий жизни.
Безусловно становится понятно, что богатство и сила будущей нации России в здоровье наших детей.
К сожаления в нашей современной жизни на состояние и формирование здоровья детей оказывает влияние множество не зависящих от нас факторов. Это и экологические, и психологические, и физические , и экономические. И даже факторы цифрового и технологического прогресса.
Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через Исследовательско-информационный оздоровительный проект «Человек и здоровье».
Актуальность проекта:
Сохранение здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья психического, физического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед педагогами много новых задач: ФОП 22.7.1 «сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления….воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей». Именно в детском возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с воспитанием и обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители с помощью грамотных педагогов могут оградить его от вредных привычек, неправильного образа жизни и других опасных факторов, сокращающих человеческую жизнь. Если мы сейчас, все вместе, педагоги и родители уделим достаточно времени здоровью детей, то в будущем они обязательно оценят нашу заботу и внимание о них, и будут благодарны за самый лучший подарок в жизни каждого человека – здоровье…
Поэтому уже сейчас нужно создать все условия для успешного понимания основ здорового образа жизни.
При этом проект мы построили на принципах:
– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста;
– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;
– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;
– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.
В основе данного проекта лежит: Поисково-исследовательская деятельность:
цель, которой является получить ответ на вопрос,
«Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?»
Образовательная технология проекта: Модель трех вопросов:
-Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем об этом?
Методы реализации проекта:
- Методы эмпирического уровня.
Наблюдение, Анкетирование
2.Методы экспериментально-теоретического уровня
-эксперимент, – лабораторный опыт, – моделирования
3.Методы теоритический уровень
Изучение – Обобщение, Абстрагирование, Анализ-Синтез
Структура реализации проекта: В течение всего учебного года 1 раз в неделю проводятся занятия длительностью 30 минут по реализации проекта и представляют собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Результаты экспериментальной деятельности дети фиксируют в специальном дневнике «Я – человек», или на специальном стенде.
.Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, в учебных занятиях по разным видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».
Творческим продуктом проекта являются: выставка поделок и рисунков, газеты-сан-бюллетени по темам ЗОЖ с фотографиями семей воспитанников, журналы и альбомы, дневники наблюдений опытов, сообщения и презентации, графические схемы опытов, Итоговой видеофильм «ЗОЖ группы Ромашка».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Диагностика. Уточнение представлений детей о строении и жизнедеятельности человека, его росте и развитии, физиологических особенностях.
- Анкетирование родителей.
- Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.
- Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей
- Внесение в РППС группы новых элементов: наглядного пособия «Человек и его строение», сюжетно – ролевая игра «Поликлиника», изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»,
Альбом «Изучаю тело человека», памятка «Тело человека», изготовление карточек с изображением органов человека, лепбук «Здоровый образ жизни»
2.этап – основной (практический)
Мероприятия:
Создание тематических докладов и видео-презентаций детьми и родителями.
-Тематические дни здоровья: «День здоровой еды», «День Мойдодыра»», «День воды», «День физкультуры»
-Фотоконкурс «Моя спортивная семья»
-Изготовление листовок «Здоровое питание».
-Изготовление лепбука на тему «здоровый образ жизни.
-Квест-игра с детьми и родителями «Путешествие к цветку здоровья» , развлечение «Наши помощники-органы чувств», «Точка, точка, запятая….»
-Экологический клуб «Экоша» участники дети, родители, воспитатели.
–Тематические выставки: «Здоровые зубки», «Полезные продукты», «Папа, мама, я -спортивная семья», «Человек и природа», «Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья». Первая помощь при кровотечении.
Организованная деятельность
1.Познавательное развитие.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: «Вот какой я!», «Человек –это звучит гордо», «Из чего же я сделан?», « Движение это жизнь». «Внешнее строение человека», « Познакомимся со своей кожей», «Кожа или живая одежда», «Сердце и сосуды», «Познакомимся со своими зубами», «Почему у нас два глаза?»; «Дороже алмаза – два своих глаза» «Гигиена дыхательной системы», «Мое тело – мое здоровье”, «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Мальчики и девочки».
Поисково -исследовательская деятельность:
«Умное Ухо», «Для чего нужен язык?».
Опыт: «определение вкуса продуктов»; «Скелет – опора человека»; «Как сохранить свою кожу здоровой?»; «Физкультура и мышцы»; «Приятного аппетита»; « День Сердца»; «Сердце и физкультура»; «Первая помощь при кровотечении»; «Как устроена дыхательная система»; «Как работает дыхательная система»; «Зачем нам нос?»; «Что такое микробы»; «Зачем нужны прививки»; «Чистим зубы: что за вещество зубная паста»; «Как работает мыло»; «Почему голову моют шампунем»; «Что полезнее лимон или апельсин»; «Почему чеснок – оружие для микробов»; «Лекарственные травы -кто они»; «Почему некоторые люди носят очки, очкарик – это круто?»; «Сон. Почему нужно высыпаться».
2.Художественное творчество:
Рисование, лепка, конструирование: «Моя любимая еда», «Здоровые зубки»; « Здоровые глазки», «Спасибо зарядке»; «Одевайся по погоде», «Предметы гигиены», « Королева зубная Щетка»; «Где живут витамины», «Портрет врача»; «Воздух, солнце и вода -наши лучшие друзья»; «Режим дня в картинках», «Если хочешь быть здоров-закаляйся»
3.Коммуникация: Беседы: «Лекарства и витамины в жизни человека»; «Для чего нужно заниматься спортом»; «Из чего состоит человек»; «Какие бывают врачи»; «Не все вкусное полезно»; «Как сохранить зубы здоровыми»; «Как стать космонавтом»; «Береги глаза смолоду»; «Мальчики и девочки»; «Кто такие микробы и где они живут»; «Как мы дышим»; «Кожа-наша защита»; «Чем мы слышим»; «Раковины бывают не только морские»; «Откуда берется голос»; «Сердечные переживания»; «Опора в теле человека»; «Мышцы -главная сила»; «Пища для ума»; «Мозг -всему голова»; «Что в нас течет» «Красные и белые тельца»; «Транспорт внутри организма»; «Мой желудок -друг ил враг»; «Удивительные превращения внутри нас»; «Аппетит -мой друг»; «Язык – ценитель вкуса».
Просмотр тематических мультфильмов и видеороликов: «Мойдодыр», «Бегемот, который боялся прививок», «Фиксики-витамины», «Спортания -здоровый образ жизни»; видеороликов «Азбука здоровья», «Скажи микробам нет»
Литературная гостиная « Мы здоровье бережем»,
Драматизация сказки К. Чуковского « Доктор Айболит»
4.Чтение художественной литературы:
Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В. Драгунский «Денискины рассказы»; С. Михалков «Мимоза»; А. Аким «Первый снег»; Н. Семенова « Как стать Неболейкой»; К. Чуковский «Айболит»; С. Михалков «Овощи»; Н. Найденова «Наши полотенца»; Чуковский «Мойдодыр»; Пришвин «Золотой луг»; Чарушин «Белка».
5.Физическая культура:
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; лыжная прогулка с родителями. Соревнования: «Мама, папа, я – здоровая семья»; оздоровительный бег по картам маршрутам; «Зимняя спартакиада»
Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»
7.Социализация:
Развивающие и дидактические игры, упражнения::« Почему у нас два глаза. Глаза могут не только смотреть», .Что лучше руки или ноги. Зачем человеку руки», « Витамины. Правильная и неправильная пища», «Хорошо или плохо»
«Правильное питание- залог здоровья» (Сказка про Марусю), «Будь стройным»; «Кулинарное домино», ; «Где растут витамины?», «Чудо – дерево»; «Мы считаем»; «Угадай-ка»; «Веселый повар»; «Поможем куклам»; « Горшочек каши», «Собери урожай»; «Чудесная кастрюлька»»; «Созрело – не созрело»; «Вредно – полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные семейки»; «Найди лишнее»; «В саду ли, в огороде»; «Поваренок»; «Собери целое из частей»; «Такое разное мыло»; «Утро вечера мудренее»; «Зелёная аптека»; «Здравница»; «Сам себе врач».
Сюжетно-ролевые игры: «Как правильно сделать перевязку», «Чем отличается М и Ж» (игра-конкурс), «Магазин «Фермерские продукты», «Семья и спорт», «Вкусное кафе», «Домашний обед для кукол», «Спортивная школа», «У врача», «Больница», ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише», «Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».
- Труд:
На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.
«Лук на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде. Выращивание рассады и посадка рассады в открытый грунт.
9.Здоровье:
Закаливающие процедуры: оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожке, обмывание шеи, рук до локтя, ног после дневного сна холодной водой.
Воздушные процедуры: для профилактики ОРВИ и Гриппа дышим фитонцидами (чеснок, лук).
Лечебно-профилактические мероприятия: пьем витаминизированный травяной чай, проветривание.
- Работа с родителями.
Проведение родительского круглого стола для погружения в тему проекта «Укрепление здоровья дошкольников», консультирование родителей в вопросах воспитания детей и приобщения к ЗОЖ. Организация совместной деятельности родителей и детей по созданию наглядных пособий, лепбуков, картотек, сан – бюллетеней по теме проекта. Участие родителей в мастер-классах по созданию чесночно-луковых «дышалок», поделок из овощей и фруктов. Участие родителей вместе с ребенком в представлении научных докладов и презентаций по теме проекта. Посадка дома «Огород на подоконнике». Участие в тематических праздниках и спортивных соревнованиях: «Мама, папа я – спортивная семья», «Моя волшебная расческа», «Мы с мамой повара».
Создание заключительного видеофильма «ЗОЖ группы Ромашка».
3 этап – заключительный.
- Итоговая диагностика знаний детей по теме проекта.
- Итоговое мероприятие: викторина с детьми и родителями «Человек и здоровье»
Презентация видеофильма «ЗОЖ в группе Ромашка»
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате реализации проекта «Человек и здоровье», у старших дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни, правильное отношение к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.
Дети 6-7 лет овладевают первичными знаниями о строении организма человека, его физиологических особенностях, культурно-гигиенических и социальных нормах, правильном питании, через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Повышается компетентность родителей в вопросах воспитания здорового образа жизни у ребенка, активизируется участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.
Совершенствуется уровень профессионального мастерства воспитателей по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Результатом такой деятельности является снижение заболеваемости среди детей.
Обновляется и пополняется РППС группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО: методическими материалами по физическому развитию детей (сценарии досугов и развлечений, видео-презентаций для детей и родителей, консультаций для родителей и педагогов)
Список использованной литературы
1.А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
2.А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
3.П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
- С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
- М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
- Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
- А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
- Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
- Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
- Л.Г. Гаврючина “Здоровье – сберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.
- “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.
- Т.С. Яковлева; Здоровье – сберегающие технологии воспитания в ДОУ. – Москва 20006.
- Журнал «Дошкольное воспитание». – Москва, 2011-2016г.
- Интернет-ресурсы