Огородник Оксана Александровна
Воспитатель
г.Красноярск МБДОУ «Детский сад № 309»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №169930
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший воспитательно-образовательный проект в дошкольном учреждении», в условиях реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: Проект «Человек и здоровье»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №169930


 

Российская Федерация

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 309» (МБДОУ № 309)

 

 

Проект

«Человек и здоровье»

Номинация: укрепление здоровья детей дошкольного возраста

Срок реализации проекта: 9 месяцев

(с 1 сентября 2024 по 30 мая 2025)

Разработали воспитатели:

Огородник О.А.

Саклакова М.Г.

Красноярск 2024-2025

 

Тип проекта: Исследовательско -информационный оздоровительный

Срок реализации проекта: 9 месяцев (с 1 сентября 2024 по 30 мая 2025)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель.

Цель проекта: Создание условий для формирования представлений   о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет, через овладение системой знаний о внешнем и внутреннем строении человеческого организма, его физиологических особенностях,  культурно-гигиенических и социальных  нормах и правилах жизни человека.

Задачи: Образовательные:

Побуждать интерес у старших дошкольников к поисково-исследовательской деятельности, через процесс самообследования и самонаблюдения.

-Познакомить детей со строением тела человека и его физиологическими особенностями.

-Научить детей бережно относиться и следить за  своим  здоровьем и здоровьем окружающих, соблюдать правила личной  гигиены.

Развивающие:

– Развивать умение видеть причины нарушения здоровья, через взаимосвязь со внешними факторами среды.

– Развивать практические умения и навыки детей по укреплению личного здоровья.

Воспитательные:

– Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

-Формировать  убеждения и привычки  здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Проблема: Безопасность любого государства обеспечивается не только оборонной  мощью его армии, но и состоянием здоровья нации.

Проблема сохранения здоровья нации остается самой острой проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшения условий жизни.

Безусловно становится понятно, что богатство и сила будущей нации России  в здоровье наших детей.

К сожаления в нашей современной жизни на состояние и формирование здоровья детей оказывает влияние множество не зависящих от нас факторов. Это  и экологические, и психологические,  и физические , и экономические. И даже факторы цифрового и технологического прогресса.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через Исследовательско-информационный оздоровительный проект  «Человек и здоровье».

Актуальность проекта:

Сохранение здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья психического, физического и духовного, очень актуальны сегодня.  Современная жизнь ставит перед педагогами много новых задач: ФОП 22.7.1 «сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления….воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей». Именно в детском возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек,  которые в сочетании с воспитанием и обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители с помощью грамотных педагогов могут оградить его от вредных привычек, неправильного образа жизни и других опасных факторов, сокращающих человеческую жизнь. Если мы сейчас, все вместе, педагоги и родители  уделим достаточно времени здоровью детей, то в будущем они обязательно оценят нашу заботу и внимание о них, и будут благодарны за самый лучший подарок в жизни каждого человека – здоровье…

Поэтому уже сейчас нужно создать все условия для успешного понимания основ здорового образа жизни.

При этом проект мы построили на принципах:

– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста;

– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;

– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

В основе данного проекта лежит: Поисково-исследовательская деятельность:

цель, которой является получить  ответ на вопрос,

«Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?»

Образовательная технология проекта: Модель трех вопросов:

-Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем об этом?

Методы реализации проекта:

  1. Методы эмпирического уровня.

Наблюдение, Анкетирование

2.Методы экспериментально-теоретического уровня

-эксперимент, – лабораторный опыт, – моделирования

3.Методы теоритический уровень

Изучение – Обобщение, Абстрагирование, Анализ-Синтез

Структура реализации проекта: В течение всего учебного года 1 раз в неделю проводятся занятия длительностью 30 минут по реализации проекта и представляют собой  свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Результаты экспериментальной деятельности дети фиксируют в специальном дневнике «Я – человек», или на специальном стенде.

.Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, в учебных занятиях  по разным видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».

Творческим продуктом проекта являются: выставка поделок и рисунков, газеты-сан-бюллетени по темам ЗОЖ с фотографиями семей воспитанников, журналы и альбомы, дневники наблюдений опытов, сообщения и презентации, графические схемы опытов, Итоговой видеофильм «ЗОЖ группы Ромашка».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

  • Диагностика. Уточнение представлений детей о строении и жизнедеятельности человека, его росте  и развитии, физиологических особенностях.
  • Анкетирование родителей.
  • Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.
  • Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей
  • Внесение в  РППС группы новых элементов: наглядного пособия «Человек и его строение», сюжетно – ролевая игра «Поликлиника», изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»,

Альбом «Изучаю тело человека»,   памятка «Тело человека», изготовление карточек с изображением органов человека, лепбук «Здоровый образ жизни»

 

2.этап – основной (практический)

Мероприятия: 

Создание тематических докладов и видео-презентаций детьми и родителями.

-Тематические дни здоровья: «День здоровой еды», «День Мойдодыра»», «День воды», «День физкультуры»

-Фотоконкурс «Моя спортивная семья»

-Изготовление листовок «Здоровое питание».

-Изготовление лепбука на тему «здоровый образ жизни.

-Квест-игра с детьми и родителями «Путешествие к цветку здоровья» , развлечение «Наши помощники-органы чувств», «Точка, точка, запятая….»

-Экологический клуб «Экоша» участники дети, родители, воспитатели.

Тематические выставки: «Здоровые зубки», «Полезные продукты», «Папа, мама, я -спортивная семья», «Человек и природа», «Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья». Первая помощь при кровотечении.

Организованная деятельность

1.Познавательное развитие.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:  «Вот какой я!», «Человек –это звучит гордо», «Из чего же я сделан?», « Движение это жизнь». «Внешнее строение человека», « Познакомимся со своей кожей»,  «Кожа или живая одежда», «Сердце и сосуды»,  «Познакомимся со своими зубами», «Почему у нас два глаза?»; «Дороже алмаза – два своих глаза» «Гигиена дыхательной системы», «Мое тело – мое здоровье”, «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Мальчики и девочки».

Поисково -исследовательская деятельность:

«Умное Ухо», «Для чего нужен язык?».

 Опыт: «определение вкуса продуктов»; «Скелет – опора человека»; «Как сохранить свою кожу здоровой?»; «Физкультура и мышцы»;  «Приятного аппетита»;   « День Сердца»;   «Сердце и физкультура»;  «Первая помощь при кровотечении»; «Как устроена дыхательная  система»; «Как работает дыхательная система»;  «Зачем нам нос?»;  «Что такое микробы»;  «Зачем нужны прививки»; «Чистим зубы: что за вещество зубная паста»;  «Как работает мыло»; «Почему голову моют шампунем»;   «Что полезнее лимон или апельсин»; «Почему чеснок – оружие для микробов»; «Лекарственные травы -кто они»; «Почему некоторые люди носят очки, очкарик – это круто?»; «Сон. Почему нужно высыпаться».

2.Художественное творчество:

Рисование, лепка, конструирование: «Моя любимая еда», «Здоровые зубки»; « Здоровые глазки», «Спасибо зарядке»; «Одевайся по погоде», «Предметы гигиены», « Королева зубная Щетка»; «Где живут витамины», «Портрет врача»; «Воздух, солнце и вода  -наши лучшие друзья»; «Режим дня в картинках», «Если хочешь быть здоров-закаляйся»

3.Коммуникация: Беседы: «Лекарства и витамины в жизни человека»; «Для чего нужно заниматься спортом»;  «Из чего состоит человек»; «Какие бывают врачи»;  «Не все вкусное полезно»; «Как сохранить зубы здоровыми»;  «Как стать космонавтом»;  «Береги глаза смолоду»;  «Мальчики и девочки»;  «Кто такие микробы и где они живут»;  «Как мы дышим»;  «Кожа-наша защита»; «Чем мы слышим»;  «Раковины бывают не только морские»;   «Откуда берется голос»; «Сердечные переживания»;  «Опора в теле человека»; «Мышцы -главная  сила»;  «Пища для ума»;  «Мозг -всему голова»;  «Что в нас течет»  «Красные и белые тельца»; «Транспорт внутри организма»;  «Мой желудок -друг ил враг»;  «Удивительные превращения внутри нас»;  «Аппетит -мой друг»; «Язык – ценитель вкуса».

Просмотр тематических мультфильмов и видеороликов: «Мойдодыр»,  «Бегемот, который боялся прививок», «Фиксики-витамины», «Спортания -здоровый образ жизни»;  видеороликов «Азбука здоровья»,  «Скажи микробам нет»

Литературная гостиная « Мы здоровье бережем»,

Драматизация сказки К. Чуковского « Доктор Айболит»

4.Чтение художественной литературы:

Энциклопедии  для дошкольников: «Человек»,  «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»;  В. Драгунский  «Денискины рассказы»;  С. Михалков «Мимоза»;  А. Аким «Первый снег»;   Н. Семенова « Как стать Неболейкой»;  К. Чуковский «Айболит»;  С. Михалков «Овощи»;  Н. Найденова «Наши полотенца»;  Чуковский «Мойдодыр»;  Пришвин «Золотой луг»;  Чарушин «Белка». 

5.Физическая культура:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»;  лыжная прогулка с родителями. Соревнования: «Мама, папа, я – здоровая семья»; оздоровительный бег по картам маршрутам; «Зимняя спартакиада»

Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»

7.Социализация:

Развивающие и дидактические игры, упражнения::« Почему у нас два глаза. Глаза могут не только смотреть», .Что лучше руки или ноги. Зачем человеку руки», « Витамины. Правильная и неправильная пища», «Хорошо или плохо»

«Правильное питание- залог здоровья» (Сказка про Марусю), «Будь стройным»; «Кулинарное домино», ; «Где растут витамины?», «Чудо – дерево»; «Мы считаем»; «Угадай-ка»; «Веселый повар»; «Поможем куклам»; « Горшочек каши», «Собери урожай»; «Чудесная кастрюлька»»; «Созрело – не созрело»; «Вредно – полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные семейки»; «Найди лишнее»; «В саду ли, в огороде»; «Поваренок»; «Собери целое из частей»; «Такое разное мыло»; «Утро вечера мудренее»;  «Зелёная аптека»; «Здравница»; «Сам себе врач».

Сюжетно-ролевые игры: «Как правильно сделать перевязку», «Чем отличается М и Ж» (игра-конкурс),  «Магазин «Фермерские продукты», «Семья и спорт», «Вкусное кафе», «Домашний обед для кукол», «Спортивная школа»,  «У врача», «Больница», ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише», «Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

  1. Труд:

На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.

«Лук на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде. Выращивание рассады и посадка рассады в открытый грунт.

9.Здоровье:

Закаливающие процедуры: оздоровительная  гимнастика, ходьба по массажной дорожке,  обмывание шеи, рук до локтя, ног после дневного сна холодной водой.

Воздушные процедуры: для профилактики ОРВИ и Гриппа  дышим фитонцидами (чеснок, лук).

Лечебно-профилактические мероприятия: пьем витаминизированный травяной чай, проветривание.

  • Работа с родителями.

Проведение родительского круглого стола для погружения в тему проекта  «Укрепление здоровья дошкольников», консультирование родителей в вопросах воспитания детей и приобщения к ЗОЖ. Организация совместной деятельности родителей и детей по созданию наглядных пособий, лепбуков, картотек, сан – бюллетеней по теме проекта. Участие родителей в мастер-классах по созданию чесночно-луковых «дышалок», поделок из овощей и фруктов. Участие родителей вместе с ребенком в представлении научных докладов и презентаций  по теме проекта. Посадка дома «Огород на подоконнике». Участие в тематических праздниках и спортивных соревнованиях: «Мама, папа я – спортивная семья», «Моя волшебная расческа», «Мы с мамой повара».

Создание заключительного видеофильма «ЗОЖ группы Ромашка».

3 этап – заключительный.

  • Итоговая диагностика знаний детей по теме проекта.
  • Итоговое мероприятие: викторина с детьми и родителями  «Человек и здоровье»

Презентация видеофильма «ЗОЖ в группе Ромашка»

Ожидаемые результаты реализации проекта.

В результате реализации проекта «Человек и здоровье», у старших дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни, правильное  отношение к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.

Дети 6-7 лет овладевают первичными знаниями о строении организма человека,  его физиологических особенностях,  культурно-гигиенических и социальных  нормах, правильном питании, через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

Повышается компетентность родителей в вопросах воспитания здорового образа жизни у ребенка, активизируется  участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.

Совершенствуется уровень профессионального мастерства воспитателей по физическому развитию детей дошкольного возраста.

Результатом такой деятельности является снижение  заболеваемости среди детей.

Обновляется и пополняется РППС группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО: методическими материалами по физическому развитию детей (сценарии досугов и развлечений, видео-презентаций для детей и родителей, консультаций для родителей и педагогов)

 

Список использованной литературы

1.А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.

2.А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.

3.П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.

  1. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
  2. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
  3. Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  4. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  5. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
  6. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
  7. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
  8. Л.Г. Гаврючина “Здоровье – сберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.
  9. “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.
  10. Т.С. Яковлева; Здоровье – сберегающие технологии воспитания в ДОУ. – Москва 20006.
  11. Журнал «Дошкольное воспитание». – Москва, 2011-2016г.
  12. Интернет-ресурсы
Проект «Человек и здоровье»