Тема: Развертка прямоугольного параллелепипеда (открытый урок)
Цели:
Образовательно-познавательные:
– Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и освоению понятия «развертка прямоугольного параллелепипеда».
– формировать представление о развертке прямоугольного параллелепипеда путем выполнения практических задач с моделями параллелепипеда.
– формировать умения применять математические знания в повседневной жизни на основе изготовления моделей параллелепипедов из разверток
Коррекционнно-развивающие:
– развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе с разверткой параллелепипеда
– развивать речь через обоснования и рассуждения по поводу своей деятельности;
-развитие внимания, памяти;
Воспитательные:
– воспитывать самостоятельность в творческой деятельности, уверенность в себе.
Здоровьесберегающие:
-создать условия по профилактике и коррекции нарушения осанки.
Оборудование: компьютер, презентация, ткань, степлер, М.Н. Перова. Математика 9. Учебник для 9 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. – М.: «Просвещение», тетрадь, ручка.
Ход урока.
Этап, форма | Действия учителя | Действия учащихся | |
1 | Орг. момент | Здравствуй, Маша! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас будет необычный урок. Необычен тем, что мы работаем Маша не один на один, а вместе с гостями.
2 слайд: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра? Мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.» |
Готовиться к уроку. |
2 | Актуализация знаний | Как ты думаешь, а те знания, которые у тебя уже есть, понадобятся нам сегодня? Покажи мне свои знания в ходе следующей работы.
3-4 слайд Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, цветом, материалом, из которого изготовлены, …. Людей интересуют разные качества этих предметов. А математики изучают не сами предметы, а их формы. Поэтому для изучения предметов они используют геометрические фигуры и тела (слайд) -Назови какие предметы ты видишь на слайде? – у тебя на парте модели геометрических тела. (сама беру и называю)найди их. (куб, брус, цилиндр, разные по цвету, размеру) Какое тело, по твоему мнению, лишнее в этой группе? (цилиндр) Почему? (круглое тело) Уберите цилиндр. Оставшиеся тела называются прямоугольные параллелепипеды. Ты догадались, с каким геометрическим телом будем работать? Мы сегодня будем работать с прямоугольным параллелепипедом. Точнее, будем учиться делать параллелепипед. Понадобится нам для этого развертка прямоугольного параллелепипеда. Что такое «развертка», как её сделать и зачем она нужна – мы узнаете в ходе урока. Тема сегодняшнего урока так и называется «Развертка прямоугольного параллелепипеда». У тебя лежит рабочие тетрадь, запиши в нее тему урока. |
Отвечает на вопросы.
Выбирает лишнее геометрическое тело |
3 | Изучение нового материала | – какие из изображенных на рисунке предметов или их части имеют форму прямоугольного параллелепипеда. ( Проверка на слайде)
Ты показала сейчас очень хорошие свои знания. – (этот же слайд с мебелью) как ты думаешь, как можно одним словом назвать назвать все предметы, изображенные на слайде? (к примеру: хлеб, каша, конфеты, суп – еда). Тебе же все предметы мебели здесь знакомы?( комод) Где люди берут мебель? А тебе приходилось покупать с родителями мебель? – Сегодня на уроке мы попробуем сделать элементы такой мебели. Я думаю, в будущем тебе эти знания пригодятся. – ты сейчас определила, что некоторая мебель имеет форму ( интонацией вопрос) …прямоугольного параллелепипеда. Значит, чтобы получить предмет мебели мы должны изготовить прямоугольный параллелепипед. Давайте вспомним элементы параллелепипеда. (6 слайд) – у тебя на парте модель параллелепипеда выполненная из бумаги. Возьми ее в руки. Пользуясь ими и глядя на экран, покажи на своей модели все грани (это стенка), как на экране. Сколько всего граней? (6) (одновременно на слайде появляются грани выделенные разным цветом). (7 слайд) Покажи на модели все ребра (видимые ребра выделяются цветом на экране) Сколько всего ребер у параллелепипеда? (12)Покажи на модели все вершины (аналогично вершины, видимые на экране) Сколько всего вершин?(8) Молодец, хорошо справились с этой работой! – а можем ли мы сами сделать прямоугольный параллелепипед? как? -чтобы понять, как нужно правильно изготовить прямоугольный параллелепипед, мы сейчас его развернем и посмотрим на него в развернутом виде. -Возьми в руки параллелепипед, и развяжем бантики. Развернем наш параллелепипед и у нас получилась «развертка прямоугольного параллелепипеда», от слова «развернуть». ( на слайде развертка для наглядности: и чертеж и слово(10 слайд)) Сверни обратно нашу развертку. Что получили? Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы изготовить модель прямоугольного параллелепипеда? Вот теперь пришло время учиться строить развертку. Давай подробно её рассмотрим. Из каких фигур состоит развертка? Почему? Сколько их? Почему? – для того, чтобы получить развертку мы должны, сначала выполнить её чертёж. У тебя на столе уже лежит готовый чертеж: Похож ваш чертеж на нашу развертку? Соберите ещё раз свою развертку и скажите, как будем скреплять все грани между собой? (если бы у нас небыло завязок) Для этого нужно сделать припуски для соединения. (слайд с припусками) Обратите внимание, где они будут находиться. Развертка готова, осталось вырезать и склеить развертку. Возьми в руки ножницы, не забудь про технику безопасности. Так хочется поскорее увидеть, что у вас получится. – изготовление параллелепипеда |
Отвечает на вопросы
Работает с параллелограммом на завязках, разворачивает и сворачивает Вырезает развертку |
4 | Физкультминутка | (физ. минука 12 слайд)
Много ль надо нам, Мария, для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, а на них огромный круг. А потом ещё кружок, треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень развеселый чудачёк! |
Выполняет упражнения |
5 | Изучение нового материала | 13 слайд
Работа с учебником – открой учебник на странице 84 прочитай Запиши в тетрадь математические термины, вставляя пропущенную букву. Давай сверим со слайдом. Молодец Маша, все у тебя получилось, значит не зря мы повторяли эти термины. |
Записывает термины в тетрадь |
6 | Закрепление нового материала | Мы с тобой сегодня говорили, что математика применяется в жизни. Посмотрим, как мы можем применить наши развертки в жизни. (Заготовка с рубашкой + степлер) Давай согнем нашу заготовку пополам, и скрепим. Вот здесь сделаем вырез, что у нас с тобой получилось? (Рубашка). Получается что развертка, является у нас еще и выкройкой. Давай с тобой сейчас наметим на ткани выкройку, чтобы на уроки технологии вы смогли сшить сорочку. | Работает с заготовкой.
На ткани размечает выкройку |
7 | Домашнее задание | §27 №4 | Записывает в дневник |
8 | Итоги урока
Самооценка. Рефлексия деятельности |
-Вернемся к нашей комнате, теперь ты видишь, что в ней предметы представляют собой геометрические тела и многие из них прямоугольный параллелепипед с которым мы работали на уроке.
Наша работа сегодня подошла к концу, мне бы хотелось узнать, как ты оцениваешь, нашу роботу. Мне бы хотелось тебя поблагодарить за плодотворную работу на уроке и сделать презент,(коробочку с конфетами), кстати, какую он имеет форму? Удачного тебе дня! |
Самооценка |