Областное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Верхнекетского района Томской области
Мастер-класс «Школа ремесел»
«Мозаичная живопись»
Светлана Владимировна Трофимова
преподаватель декоративно-прикладного
отделения МАОУ ДО «ДШИ»
Сл. 1 – Мастер-класс «Школа ремесел» – «Мозаичная живопись»
Сл. 2 – Что такое мозаика?
Мозаика – в переводе с латинского – произведение, посвященное музам. А по факту – это один из древнейших видов монументального искусства, изображение или узор, выполненный из однородных или различных по цвету и материалу элементов (камень, смальта, стекло, керамика, галька, раковины моллюсков и пр.)
Сл. 3 – Зарождение мозаики
Мозаичное искусство зародилось, когда древние цивилизации начали облагораживать среду обитания. Людей всегда тянуло к прекрасному. Еще шумеры в 4 веке до н.э. поняли, что серые дома выглядят уныло и некрасиво. Они стали украшать фасады домов обожженными глиняными палочками, глубоко вдавленных в стену и покрытых разноцветной глазурью. Так и появились первые образцы мозаики.
Сл. 4 – Позже орнаменты стали появляться на напольных покрытиях. Но для их создания использовали не глиняные клинья, а необработанную морскую гальку. Этот вариант мозаичного искусства дошел и до наших дней. Им часто пользуются дизайнеры при оформлении ландшафтов, особенно он популярен в Англии.
Сл. 5 – Античность – конец 5 века до н.э.
В период античности мозаика набирала обороты, мастера придумывали новые техники. Вскоре они стали использовать колотые камни и цветное стекло. Благодаря этим материалам произведения получались более реалистичными и яркими.
Сл. 6 – Одним из главных шедевров того времени является картина «Битва Александра Македонского с Дарием». Она состоит из миллионов разноцветных камешков. Ее площадь превышает 15 кв. м. Полюбоваться этим произведением можно в Неаполе, оно выставлено в Национальном археологическом музее.
Сл. 7 – Этапы развития мозаичного искусства
Настоящий прорыв искусства случился в Византийской империи. Как только там появилась смальта (непрозрачное цветное стекло), мозаика приобрела новое значение. Мастера стали использовать более мелкие фрагменты для создания картин. В стеклянные элементы добавляли примеси металла, что позволило получить большую гамму цветов. Поскольку освещение в храмах Древней Византии было недостаточным, разглядеть все великолепие мозаики было сложно, она выглядела темной.
Сл. 8 – Поэтому мастера стали подкладывать золотистую фольгу. Она отражала солнечные лучи, делая картину более яркой и живой. Так зародилась «золотофонная» мозаика. Также мастера поняли, что, если выкладывать элементы под небольшим углом, можно добиться переливов и мерцания. Подобную технику использовали для оформления сводов, куполов и прочих неровных поверхностей.
Сл. 9 – В эпоху Возрождения возникла флорентийская мозаика, отличавшаяся каменными тессерами разной величины. Они укладывались плотно друг к другу. Чтобы картины получались более выразительными, камни тщательно полировали.
Сл. 10 – В эпоху Рококо мозаичное искусство сделало новый виток. Для создания произведений стали использовать фрагменты раковин моллюсков и бисер. К примеру, в Германии стало модно украшать бисерной мозаикой детали мебели, а также небольшие объемные предметы (шкатулки, бутылки). Во Франции получила распространение бриарская техника, основанная на использовании фарфоровых бусин.
Сл. 11 – Искусство мозаики в России
Мастерство древних византийцев перекинулось на многие государства, включая Россию. Первые полотна появились в Софии Киевской. Спустя тысячу лет они выглядят так, будто их сделали вчера. В исторических летописях сказано, что мозаики в Софии Киевской выкладывались византийскими мастерами. А вот в соборе Архангела Михаила мозаики набирали уже русские мастера.
Позже связь Руси с Византией была потеряна. Поэтому мозаичное искусство приостановило свое развитие.
Сл. 12 – Лишь в 17 веке благодаря Михаилу Ломоносову техника вновь возродилась. Он самостоятельно придумал, как варить смальту и поставил этот процесс на поток. Ломоносов разработал десятки образцов смальты. Он планировал создать цикл картин, описывающих жизнь Петра I.
Сл. 13 – Однако первая же картина «Полтавская баталия» получила жесткую критику от Екатерины II. В результате Ломоносову не удалось возродить искусство мозаики. Об этой технике в России на долгие годы забыли.
Сл. 14 – Лишь когда в Россию пришел модернизм в 19 веке, вновь вспомнили о мозаичном искусстве. В Петербурге в 1890 году отец и сын Фроловы основали свою частную мастерскую. Именно им принадлежит авторство мозаики, красующейся на стене храма Спаса на Крови.
Сл. 15 – С приходом Хрущева к власти мозаика в России приобрела новое значение. Советским мастерам было поручено декорировать здания, чтобы они не выглядели однообразно и уныло. Художники создали сотни картин, в которых прославлялась жизнь советских граждан. Мозаики появились не только на жилых домах, но и на дворцах спорта и культуры, универмагах и поликлиниках и т.п.
Сл. 16 – Мозаика в современном мире
Сегодня мозаику воспринимают не как вид искусства, а как отделочный материал. Но некоторые мастера до сих пор творят в этой технике, создают уникальные картины, устраивают выставки. Техника развивается благодаря появлению новых технологий.
Сл. 17 – Современная мозаика – это не только плоские орнаменты, но и объемные картины, поражающие своей реалистичность.
Сл. 18 – Изобразительное творчество «Мозаичная живопись»
Сл. 19 – Для работы понадобится: лист бумаги для акварели А4, простой каранаш, цветные карандаши, ластик, шаблоны
Сл. 20 – Этапы выполнения
Сл. 21 – Творческих успехов!