Глущенко Иван Дмитриевич, Общий Никита Романович
9 Б класс
МОУ - лицей им. Д.И. Менделеева
КУРАТОР УЧАСТНИКОВ:
Плешнева Надежда Юрьевна
Педагог-психолог
МОУ - лицей им. Д.И. Менделеева
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170008
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс для школьников «От увлечения – к профессии», в рамках реализации профориентационного проекта «Билет в будущее»
Наименование конкурсной работы: Влияние музыки на развитие Softskills
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170008


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – 

лицей им. Д.И. Менделеева

Индивидуальный проект

Влияние музыки на развитие softskills

                                                      Работу выполнила:

Глущенко И.Д.
Общий Н.Р.

Обучающиеся 9 «Б» класса

Руководитель проекта: 

Плешнева Надежда Юрьевна

Педагог-психолог

 

г.о Клин, 2024г.

  1.   Название проекта: Я и струна.
  2. Актуальность проекта: Музыка оказывает значительное влияние на развитие профессиональных качеств. Музыка способствует развитию творческого мышления, что может быть полезно в различных профессиях, особенно в таких областях, как искусство, маркетинг и дизайн. Участие в музыкальных коллективах помогает подросткам развивать навыки командной работы, коммуникации и лидерства, что важно в любой профессиональной среде. Эти качества могут быть применены и в других областях, включая учебу и карьерное развитие.

Музыка умело выполняет не только художественные задачи, но и способствует улучшению функций головного мозга. Данный феномен в психологии и нейролингвистике получил название «Эффект Моцарта». Данный термин внедрил французский оториноларинголог Альфред Томатис. Будучи врачом, он с особой страстью использовал музыку Моцарта в своей трудовой практике, пытаясь излечить у пациентов различные психобиологические расстройства.

Чуть позже идею Альфреда Томатиса подхватила и стала развивать команда исследователей из США под руководством Фрэнсиса Раушера.

Они провели исследования, в результате которых были сделаны выводы о том, что музыка великого композитора стимулирует работу мозга и тем самым улучшает когнитивные функции, в частности пространственное мышление и память.

На наш взгляд музыка помогает подросткам лучше понимать и выражать свои эмоции, что может быть полезно в профессиях, связанных с работой с людьми, таких как психология, социальная работа или образование. Музыкальная практика может улучшить память, внимательность и способность к многозадачности, что способствует лучшему усвоению информации и повышению продуктивности. Музыка различных жанров и культур может расширить кругозор подростка, что важно в глобализированном мире и может быть полезно в международной деятельности или бизнесе. Участие в музыкальных проектах или обучение в музыкальных школах может помочь подросткам определиться с будущей профессией, если они обнаружат интерес к музыке как карьере.

Таким образом, музыка играет важную роль в формировании навыков и качеств, необходимых для успешного профессионального становления подростка, а также может стать основой для выбора будущей профессии.

Проведённое нами эмпирическое исследование показало, что 97 из 97 опрошенных респондентов, в возрасте от 15 до 17 лет, ежедневно слушают музыку, чтобы улучшить настроение. В первую очередь они отмечают  психологический комфорт, упоминают о том, что музыка помогает стимулировать творческое мышление. По мнению опрошенных, те, кто чаще слушают музыку во время выполнения домашнего задания, получают более высокие отметки.

 Анализируя полученные статистические данные в отношении влияния музыки на профессиональное становление, мы пришли к выводу, что музыка является хорошим инструментом для развития softskills (гибких навыков).

Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.

Целевая аудитория: школьная молодёжь.

Проблема: недостаточный уровень развития гибких навыков у молодёжи.

Цель проекта: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования, запустить акцию «Я и струна» в МОУ – лицее им. Д.И. Менделеева с целью развития softskills у подростков.

Задачи: 

  1. Проанализировать проводимые ранее акции, близкие тематически, просчитать охваты целевой аудитории, выявить основные преимущества и недостатки.
  2. Выявить, на основе эмпирического исследования, спрос в МОУ – лицее им. Д.И. Менделеева.
  3. Разработать проект с целью развития softskills у подростков.
  4. Найти ресурсы для реализации проекта.
  5. Реализовать проект.
  6. Проанализировать осуществлённую деятельность.
  7. Содержание предполагаемой деятельности:

Проведённое нами исследование показало, что музыка, как форма искусства и культурной практики, оказывает значительное влияние на психо-эмоциональное развитие индивидов. Это влияние можно рассмотреть через несколько ключевых аспектов, включая развитие креативности, социальных навыков, дисциплины, эмоциональной грамотности, когнитивных способностей и межкультурной компетенции. Регулярная практика музыки требует от исполнителей высокой степени самоорганизации и настойчивости. Долгосрочные исследования показывают, что занятия музыкой формируют привычку к целеустремленности и дисциплине. Эти качества могут быть перенесены на учебу и карьеру, способствуя достижению профессиональных целей. Наш проект направлен на стимулирование подростков к профессиональному самоопределению. Мы хотим показать молодым людям, что музыка может не только улучшать настроение, но и вдохновлять на профессиональную деятельность и успехи в будущем. 

Последние исследования доказывают, что музыка способствует развитию эмоциональной грамотности, что включает в себя способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других. Исследования показывают, что музыкальная практика может улучшить эмоциональное восприятие и эмпатию, что особенно важно в профессиях, связанных с взаимодействием с людьми, таких как психология, социальная работа и образование. 

Наш проект преимущественен тем, что музыкальный контент распространяется как вирус, люди подхватывают тренды, создают что-то новое, делятся с друзьями

Таким образом, наша идея дойдёт до целевой аудитории без финансовых вложений, на инициативе и желании подростков.

  1. Ожидаемые последствия проекта:

S.W.O.T. анализ проекта «Я и струна»

Сильные стороны: Слабые стороны:
1. Обращение внимания общества на проблему низкого уровня профессионального определения подростков.

2. Актуальность выбранной проблемы.

3. Низкая затратность проекта.

1. Неоднозначное отношение к проблеме в обществе.

2. Незащищённость от хейта. (разжигание ненависти в социальных сетях). 

Возможности: Угрозы:
1. Приобщение к решению проблемы большого числа людей.

2. Прибыль.

3. Мотивация подростков к личностному развитию, развенчивание стереотипов.

1. Как таковых угроз не найдено.
  1. Жизнеспособность проекта:

Имеется ли система решения интересующей нас проблемы?

– В России осуществляется Единая Модель Профориентации, однако в рамках данного проекта не предполагается инициативная поддержка со стороны подростков.

Они будут мешать нашему проекту или помогать?

– Развитие гибких навыков у подростков востребовано, особенно в нашей стране. Общество заинтересовано в помощи нам.

Как их привлечь на свою сторону или нейтрализовать?

Наша задача – заявить о значимости развития softskills у юной аудитории. Необходимо решать проблему общими усилиями. 

Имеются ли конкурирующие проекты?

В г. Клин – конкурирующих проектов нет.

  1. Заключение:

В заключение отметим,  влияние музыки на развитие softskills многогранно и комплексно. Музыка не только стимулирует личностное развитие, но и формирует навыки и качества, которые могут существенно повлиять на будущее профессиональное становление индивидов. В условиях современного мира, где креативность, социальные навыки и эмоциональная грамотность становятся все более важными, мы хотим помочь своим проектом в развитии гибких навыков подросткам.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Уитман Д. Развитие мягких навыков. Available at: https://www.pinterest.jp/pin/801077852465138942/
  2. Сорокопуд Ю.В., Козьяков РВ., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 400 – 402.
  3. Гибкие навыки. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8
  4. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции): оценка состояния и направления формирования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018; № 4: 63 – 68.
  5. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 8: 65 – 89.
  6. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект. Available at: https://l-a-b-a.com/lecture/show/125
  7. Яркова Т. А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016; Т. 2, № 4: 222 – 234.
  8. Шипилов В. Перечень навыков soft skills и способы их развития. Available at: https: Z/www.cfin .ro/management/people/devval/soft-ski 11s
  9. Ярославцева А.В. Актуальность формирования навыков soft skills средствами робототехники у мальчиков во внеурочной деятельности. Вестник Гжельского государственного университета. 2020; № 6.
Влияние музыки на развитие Softskills