Алексеева Елена Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ села Средний Кумор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170035
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Сценарий открытого урока «А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Противостояние Владимира и Троекурова.»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170035


Тема урока: А.С. Пушкин. Роман “Дубровский”. Противостояние Владимира и Троекурова. 

Организационная информация
Тема урока А.С. Пушкин. Роман “Дубровский”. Противостояние Владимира и Троекурова. Роль второстепенных персонажей
Предмет литература
Класс 6
Автор урока (ФИО, должность) Алексеева Елена Анатольевна
Должность Учитель русского языка и литературы
Место работы МБОУ «СОШ села Средний Кумор» Кукморского района Республики Татарстан
Базовый учебник Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2 ч./В.П. Полухин, В.Я. Коровина, – М.: Просвещение, 2022
Методическая информация
Тип урока урок-исследование
Цель урока
  • Сравнивать персонажей романа «Дубровский», обобщая свои наблюдения в форме творческой работы, в том числе с использованием, схемы, таблицы, рисунка. Определить суть духовного конфликта главного героя; показать художественные особенности создания образа Дубровского; Анализировать роль различных композиционных элементов в раскрытии художественных смыслов романа «Дубровский» и выражении авторской позиции
  • Доказать тезис: «Дубровский – благородный разбойник»
  • Формировать культуру читательского восприятия.
Планируемые результаты Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;

  • Метапредметные
  • Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в тексте:
  • Регулятивные: овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; уметь обрабатывать информацию;
  • Коммуникативные: владеть умениями произносить диалог,  работать  индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
  • Предметные:  1.Умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров.2.Устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей.3.Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям..
Задачи урока
  • Ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.  
Используемые педагогические технологии, методы, приёмы Технология развития критического мышления, уровневой дифференциации  
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 45 мин.

 

Конспект урока

  • Организационный этап.

-Сегодня мы продолжаем изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Сейчас я вам прочитаю отрывки, а вы должны определить, о ком идет речь.

Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение… принимал знаки подобострастия как надлежащую дань;… выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума

 

воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания… Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.

– Как вы думаете, почему именно эти два эпизода сегодня я вам прочитала?

– Да, именно о Владимире Дубровском И Троекурове мы сегодня будем говорить. Откройте тетради, напишите сегодняшнее число и тему урока. 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

– Напишем в тетради, что такое конфликт. Подберите к этому слову синонимы.

КОНФЛИ́КТ — противоречие, система противоречий, которые лежат в основе литературного произведения. Конфликт есть в каждом литературном произведении.

Конфликт тесно связан с композицией художественного произведения: зарождается в завязке, достигает своего пика в кульминации и разрешается в развязке.


Виды конфликтов:

  • внутренний конфликт — выражается во внутренних (психологических) противоречиях личности, её характера, мировоззрения, воспитания;
  • межличностный конфликт — противоречие, возникающее между людьми или группами людей, обществом;

Типы конфликтов:

  • психологический;
  • социально-бытовой;
  • любовный; 
  • символический;
  • философский;
  • идейный.

Каков же конфликт в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

– Конфликт в романе А. С. Пушкина «Дубровский» многослоен. Он охватывает как социальные противоречия, так и внутренние переживания персонажей.  

Первый конфликт — социально-бытовой между Троекуровым и старшим Дубровским. Ссора друзей вскоре превратилась в имущественный конфликт между соседями-помещиками. На первый план вышло социальное неравенство, которое и предрешило исход судебной тяжбы, затеянной Троекуровым.  

Второй конфликт — семейно-бытовой. Троекуров принуждает Машу, влюблённую в разбойника Дубровского, выйти замуж за ненавистного ей князя Верейского. Писатель поставил проблему семейного бесправия, вопрос о праве влюблённых на счастье независимо от разделяющих их общественных барьеров и предрассудков. 

Кроме того, в произведении есть внутренний конфликт Владимира Дубровского. Он должен выбрать между двумя желаниями: отомстить Троекурову за смерть отца или последовать за своим чувством к Маше, дочери врага. 

  –

 Итак, Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь

  1. Актуализация знаний.

Вспомним содержание произведения, поработаем с таблицей.

Утверждения Да Нет 
1 Во время похорон Владимир не плакал
2 Владимир Дубровский был богат, и его не тревожило будущее
3 Крестьяне хотели остаться с Владимиром, чем с Троекуровым
4 Шабашкин и исправники остались ночевать  в Кистеневке, потому что испугались нападения крестьян
5 Владимир нашел в доме письма своей матери
6 Владимир запер исправников в доме во время пожара
7 Владимир становится разбойником по воле обстоятельств
8 Дубровский грабил не только богатых, но и бедных
9 Владимиру, по описаниям полицейских, было 30 лет
10 Владимир отказывается от мести Троекурову
11 Судьба Владимира неизвестна, возможно он скрывается за границей

Ответы. Проверка по эталону

Утверждения Да Нет 
1 Во время похорон Владимир не плакал +
2 Владимир Дубровский был богат, и его не тревожило будущее +
3 Крестьяне хотели остаться с Владимиром, чем с Троекуровым +
4 Шабашкин и исправники остались ночевать  в Кистеневке, потому что испугались нападения крестьян +
5 Владимир нашел в доме письма своей матери +
6 Владимир запер исправников в доме во время пожара +
7 Владимир становится разбойником по воле обстоятельств +
8 Дубровский грабил не только богатых, но и бедных +
9 Владимиру, по описаниям полицейских, было 30 лет +
10 Владимир отказывается от мести Троекурову +
11 Судьба Владимира неизвестна, возможно он скрывается за границей +

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

– Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы. На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества: пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

– Распределить данные качества в таблице:

К.П.Троекуров А.Г.Дубровский

– О каких душевных качествах Дубровского можете сказать?

– О каких душевных качествах Троекурова можете сказать?

_ Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера. (“Ссора на псарне”, “Поимка Дубровским мужиков Троекурова, ворующих лес”,” Разговор Троекурова с Шабашкиным”, ”Суд”)

  1. эпизод “На псарне”. – Кто, по-твоему, виноват в ссоре? (Властолюбие, своенравие одного и горячность, пылкий нрав другого в два счёта разрушили многолетнюю дружбу).

– Что усугубило ссору и сделало примирение невозможным? (Воровство покровскими мужиками леса, их поимка Дубровским, расправа, изъятие лошадей).

– Что такое месть? Подберите к этому слову синонимы. 

Групповая работа

– Какие способы мести избирает Троекуров? Владимир Дубровский? Давайте поделимся на 2 группы и заполним таблицы.

Месть Троекурова Месть Дубровского
Итог:  Итог:

Примерный ответ:

Месть Троекурова Месть Дубровского
Месть Троекурова Дубровскому в романе А. С. Пушкина «Дубровский» заключалась в том, что после конфликта между ним и Андреем Гавриловичем Дубровским Кирила Петрович решил отомстить своему бывшему другу. С помощью своих связей и высокого положения в обществе ему удалось отнять имение у Дубровского. 1

Суд постановил вернуть Кистенёвку Троекурову вместе со всеми крепостными..

Владимир Дубровский решил отомстить за смерть своего отца. Его переполняют гнев и ненависть.Чтобы осуществить план мести, он устраивается в дом к Троекурову, притворившись учителем-французом. Однако намерениям героя мешает его встреча с дочерью противника Машей Троекуровой. Дубровский искренне влюбляется в неё и не хочет причинять своей возлюбленной боль. Помимо этого, он осознаёт, что месть Троекурову ничего не решит, а только усугубит ситуацию..
Итог: У услышавшего это Андрея Гавриловича помутился рассудок, что отравило торжество Троекурова. Старший Дубровский умирает Итог: Дубровский отказывается от мести и поступает относительно Троекурова великодушно

4) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

– А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет. Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают.

В результате получится схема:

Дубровский: Троекуров:
Что представляет

 собой

независимый, горячий, смелый, прямой, решительный, неосмотрительный, нетерпеливый самодур-помещик              
Что он о себе думает? гордый, честный независимый, гостеприимный, богатый, сильный, строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,  хороший отец

   Из математики  вам известно: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Что у нас получилось: у Троекурова в знаменателе оказалось больше слов. Значит, его величина маленькая, ничтожная. 

– Составим по этой таблице небольшую устную характеристику: 1 группа  – Дубровский, 2 группа – Троекуров.

– Итак, обрисовывая конфликт Дубровского и Троекурова, Пушкин обличил жестокость и мстительность, ведущую к потере друзей; показал цену горячности, когда уязвлённая гордость не позволяет трезво взглянуть на ситуацию и пойти на компромисс. Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства. Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров. А морально? Мы пришли к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно. «Дубровский» – произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.

5) Домашнее задание. Подготовить мини-сообщение «Второстепенные герои романа «Дубровский»

6) Рефлексия: Троекуров является противоположностью Дубровского.

Он является злодеем, безжалостным властителем и принадлежит к группировке, которая получила благоприятные условия от текущей коррумпированной системы. Троекуров практикует политические интриги и принимает грязные приемы для достижения своих целей.
Дубровский, в свою очередь, иллюстрирует непоколебимую искренность и борьбу за принципы.
Противостояние Владимира Дубровского и Троекурова также показывает важность личного выбора в борьбе за лучшее будущее.
Дубровский выбирает путь чести и справедливости, игнорируя все соблазны, которые могут стать на его пути.
Троекуров, с другой стороны, выбирает путь корысти и власти, не обращая внимания на последствия своих действий.
Это противостояние напоминает нам о важности быть осознанными и отважными, чтобы противостоять тем силам, которые стремятся подавить справедливость и равенство. 

– Исходя из данного текста, составьте синквейн

Сценарий открытого урока «А.С. Пушкин Роман «Дубровский» Противостояние Владимира и Троекурова»