Крылова Татьяна Викторовна
инструктор по физической культуре
ОГБУСО КЦСО «Доверие» в г.Димитровграде Отделение по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и молодых инвалидов «Равенство» Новомалыклинского района
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170094
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Физкультура и спорт», в рамках реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни»
Наименование конкурсной работы: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170094


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

                                                                 Разработчики:

                                                                 ИНСТРУКТОР ПО ФИЗО КРЫЛОВА Т.В.

г. Калининград

 

Содержание

 

1 Пояснительная записка
2 Цель и задачи
3 Планируемые результаты 
4 Учебно-тематическое планирование
5 Учебно-методическое обеспечение 
6 Материально-техническое обеспечение

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа предназначена для работы с детьми с 4 до 5 лет с РАС с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности . 

     Программа составлена в соответствии с: 

– АООП ДО для обучающихся с РАС с ЗПР 4 – 5 лет  МАДОУ ЦРР д/с № 87.

     Рабочая программа обеспечивает физическое развитие детей с ЗПР с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса обучения.

Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – ОД. 

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю в группе (зале), 1 раз в неделю на улице; таким образом, программа рассчитана на 108 занятий.

 

  1. ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ

Цель:

Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного физического развития, укрепление здоровья детей с РАС с ЗПР 4 – 5 лет путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма.

 

Задачи:

– создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей, укрепления здоровья, закаливания организма;

– формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

– развитие таких физических качеств, как выносливость, быстрота, сила, координация движений;

– формирование и совершенствование двигательных умений с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей; выполнение движений не только по демонстрации, но и по указанию.

 

Коррекционные задачи:

– формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

– изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

– развитие речи посредством движения;

– формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

– управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально – волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 
  2. Изменение характера нервных процессов возбуждения и торможения; развитие силы, уравновешенности, подвижности нервной системы.
  3. Развитие выносливости, силовых, скоростных качеств, координационных способностей, гибкости.
  4. Развитие процессов внимания, восприятия, ориентировки.
  5. Соблюдение гигиенических требований.
  6. Развитее опорно-двигательного аппарата (умение управлять своим двигательным аппаратом).

 

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц  № занятия Тема Краткое содержание
Сентябрь 1-3 Упражнения в ходьбе и беге. Упражнения в равновесии. 

Упражнения в катании, бросании, метании.

Ходить и бегать врассыпную в произвольном направлении. 

Ходить  по прямой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 20 – 25 см).

Прокатывать мяч друг другу (расстояние 1,5 м), сидя на полу, ноги врозь.

4-6 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить и бегать врассыпную в произвольном направлении. 

Прыгать на двух ногах на месте.

Ползать с опорой на колени и ладони под 3 – 4 дугами подряд, затем встать, выполнить 2 0 3 хлопка над головой.

7-9 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, метании.

Ходить и бегать врассыпную с изменением направления.

Ходить по извилистой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 20 – 25 см).

Прокатывать мяч друг другу в ворота (h=50 – 60 см).

10-12 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить и бегать врассыпную с изменением направления.

Прыгать на двух ногах с продвижением вперед (на 2 – 3 м).

Ползать на четвереньках между расставленными на полу кубами, кеглями.

Октябрь 1-3 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить врассыпную с остановкой по сигналу.

Бегать врассыпную, обегая предметы, игрушки.

Ходить «змейкой» между кеглями, игрушками.

Прокатывать мячи между предметами.

4-6 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить врассыпную с остановкой по сигналу.

Бегать врассыпную, обегая предметы, игрушки.

Спрыгивать с высоты (1- – 15 см0, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

Ползать, опираясь на ступни и ладони, по  – медвежьи, «змейкой» между предметами.

7-9 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить на носочках (игровое подражательное движение «Мышка») в чередовании с обычной ходьбой.

Бегать группой за педагогом в определенном направлении.

Проходить по гимнастической скамейке.

Бросать мяч об пол и ловить его двумя руками.

10-12 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить на носочках (игровое подражательное движение «Мышка») в чередовании с обычной ходьбой.

Бегать группой за педагогом в определенном направлении.

Прыгать на двух ногах вокруг игрушки.

Подлезать поочередно под 2 – 3 дуги.

Ноябрь 1-3 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить на пятках (игровое подражательное движение «Цыпленок») в чередовании с обычной ходьбой.

Бегать группой за педагогом со сменой темпа.

Проходить по ребристой доске.

Перебрасывать мяч друг другу и ловить его двумя руками.

4-6 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить на пятках (игровое подражательное движение «Цыпленок») в чередовании с обычной ходьбой.

Бегать группой за педагогом со сменой темпа.

Перепрыгивать на двух ногах через линию на полу (2 – 3 раза).

Подлезать под шнур, веревку.

7-9 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить обычным шагом в определенном направлении небольшими группами.

Бегать группой за педагогом на носках.

Проходить по дорожке, перепрыгивая через кубики (ребро 5 см).

Метать вдаль маленькие мячи поочередно правой и левой руками.

10-12 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить на пятках (игровое подражательное движение «Цыпленок») в чередовании с обычной ходьбой.

Бегать группой за педагогом со сменой темпа.

Прыгать на двух ногах в обруч и из обруча.

Ходить приставным шагом по нижней рейке гимнастической стенки.

Декабрь 1 – 3 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить и бегать группой за педагогом по кругу.

Проходить по прямой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 20 см), приставным шагом.

Прокатывать мяч по гимнастической скамейке, придерживая одной или двумя руками.

4-6 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить по кругу друг за другом в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Мышка», «Цыпленок», «Медведь».

Бегать по кругу друг за другом.

Прыгать на двух ногах между предметами.

Ползать по гимнастической скамейке, опираясь на колени и ладони.

7-9 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить друг за другом по ориентирам.

Бегать друг за другом, обегая предметы.

Ходить, бегать врассыпную между расставленными кубиками, кеглями.

Бросать мяч вдаль из – за головы.

10-12 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить парами друг за другом.

Бегать по кругу, взявшись за руки.

Прыгать на двух ногах с продвижением вперед 

(на 2 – 3 м).

Ползать на четвереньках по наклонной доске.

Январь 1-3 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить парами друг за другом с изменением направления.

Бегать друг за другом между двумя линиями.

Проходить по доске, лежащей на полу.

Метать мяч, мешочек с песком в горизонтальную цель (обруч, корзину).

4-6 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить друг за другом, перешагивая через предметы, расположенные на полу.

Бегать друг за другом на носках со сменой темпа.

Прыгать на двух ногах из круга в круг.

Перелезать через бревно.

7-9 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить и бегать группой за педагогом по кругу.

Проходить по гимнастической скамейке.

Перебрасывать мяч, мешочек с песком через веревку, через сетку.

10-12 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить по кругу друг за другом в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Мышка», «Цыпленок», «Медведь».

Бегать по кругу друг за другом.

Перепрыгивать через шнур (d=3см) 3 – 4 раза подряд.

Лазать по наклонной лесенке.

Февраль 1-3 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить друг за другом по ориентирам.

Бегать друг за другом, обегая предметы.

Проходить по наклонной доске (h=20 – 30 см).

Бросать мяч об пол и ловить его двумя руками.

4-6 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить парами друг за другом.

Бегать по кругу, взявшись за руки.

Перепрыгивать через канат (d=5 см) 2 – 3 раза подряд.

Лазать по гимнастической стенке произвольным способом (до 2 – 3 рейки).

7-9 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить парами друг за другом с изменением направления.

Бегать друг за другом между двумя линиями.

Проходить, перешагивая рейки лестницы, положенной на пол.

Перебрасывать мяч друг другу и ловить его двумя руками. 

10-12 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить друг за другом, перешагивая предметы, расположенные на полу.

Бегать друг за другом на носках со сменой темпа.

Запрыгивать на гимнастический мат (h=5 см) и спрыгивать с него, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

Подлезать под дугу, шнур с опорой на колени и ладони.

Март 1-3 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить по кругу друг за другом в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Мышка», «Цыпленок», «Медведь».

Бегать в колонне с остановками, меняя направле-  ние.

Проходить, пробегать по линии.

Бросать мяч в горизонтальную от груди двумя руками.

4-6 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить по кругу друг за другом, в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Петушок», «Котенок», «Заяц».

Бегать в колонне, меняя направление по сигналу.

Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед на 2 – 3 м.

Подлезать поочередно под 2 – 3 дуги правым и левым боком вперед, не касаясь руками пола.

7-9 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить по кругу друг за другом, по сигналу повернуться в обратную сторону, продолжить ходьбу.

Бегать друг за другом «змейкой».

Проходить по прямой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 15 см).

Метать мяч, мешочек  с песком в горизонтальную цель правой и левой рукой.

10-12 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить друг за другом «змейкой».

Бегать по кругу, взявшись за руки.

Перепрыгивать поочередно через 4 – 6 шнуров (расстояние между ними 15 – 20 см).

Подлезать под шнур, веревку, не касаяь руками пола.

Апрель 1-3 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить друг за другом с изменением направления.

Бегать в быстром темпе на расстояние 10 – 15 м.

Проходить по бревну, свободно балансируя руками.

Метать мяч, мешочек с песком в вертикальную цель (высота центра мишени 1,1 – 1,3 м).

4-6 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить приставным шагом вперед, в стороны.

Бегать непрерывно в течение 1 мин.

Перепрыгивать через канат (d=3 см) 2 – 3 раза подряд.

Ползать через 3 – 4 обруча, поставленных подряд вертикально.

7-9 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить по кругу друг за другом в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Мышка», «Цыпленок», «Медведь».

Бегать в колонне с остановками, меняя направление.

Проходить по извилистой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 15 см).

Подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками.

10-12 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить по кругу друг за другом, в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Петушок», «Котенок», «Заяц».

Бегать в колонне, меняя направление по сигналу.

Перепрыгивать через доску шириной 10 см.

Ползать на четвереньках по – медвежьи между расставленными на полу кубами, кеглями.

Май 1-3 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить по кругу друг за другом, по сигналу повернуться в обратную сторону, продолжать ходьбу.

Бегать друг за другом «змейкой».

Проходить по прямой, перешагивая через кубики (ребро 5 – 7 см).

Бросать мяч об пол и ловить его двумя руками.

4-6 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить друг за другом «змейкой».

Бегать по кругу, взявшись за руки.

Прыгать вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка.

Лазать по первой рейке гимнастической стенки, переходя с одного предмета на другой вправо и влево.

7-9 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

Ходить друг за другом с изменением направления.

Бегать в быстром темпе на расстояние 10 – 15 м.

Медленно кружиться поочередно в обе стороны.

Бросать мяч в обруч, подвешенный на уровне глаз ребенка (расстояние 1,5 м).

10-12 Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в прыжках.

Упражнения в ползании, лазании.

Ходить приставным шагом вперед, в стороны.

Бегать непрерывно в течение 1 мин.

Прыгать в длину с места (не менее 40 см).

Лазать по наклонной лесенке.

ИТОГО   108 занятий

 

  1. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  1. Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет. СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

 

  1. Кириллова Ю.А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с 3 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016.

 

  1. Кириллова Ю.А. Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей логопедических групп с диагнозом ОНР и детей массовых групп детского сада от 3 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012.

 

  1. Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду. М., Спб.. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

 

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

 

  1. Пензулаева  Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.- М: Мозаика-Синтез, 2010.

 

  1. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и упражнения для детей 3 – 7 лет. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003.

 

  1. . Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. М., Просвещение, 1986.

 

  1. Шапкова Л.В. «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии» Методическое  пособие, Спб.. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. 

 

     

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  

№п/п Наименование оборудования, инвентаря и пособий Количество 

(шт.)

Примечание
  1 Скамейки 200х23х30; 200х21х22 (в см.) по 2 шт.
  2 Дуги деревянные – высота 40 см.. 2 шт.
3 Скакалки 30 шт.
4 Обручи 30 шт.
5 Канат 1 шт.
6 Коврики для занятий на полу 12 шт.
7 Мат гимнастический-120х60х8. 1 шт.
8 Палки гимнастические 30 шт.
9 Дорожки ребристые деревянные пластмассовые, раскладные. по 2 шт.
10 Туннель модульный, туннель из материала. по 1 шт.
11 Мешки для конкурсов (сшитые). 2 шт.
12 Мячи большие с ручками 2 шт.
13 Дуга модульная 1 шт.
14 Эстафетная палочка 1 шт.
15 “Бревна” модульные 2 шт.
16 “Ведерки” для эстафет 4 шт.
17 Дорожки модульные для ходьбы и ползания 2 шт.
18 Мячи большие 20-25 см. 30шт.
19 Стойки 4 шт.
20 Мячи для эстафет 3 шт.
21 Инвентарь для эстафет: клюшки, лопатки ,ледянки ,шайбы. по 2 шт.
22 Мячи массажные 15 шт.
23 Мячи пластиковые для метания 30 шт.
24 Комплект масок для игр. 25 шт.
25 Массажные модули 10 шт.
26 Комплекты для игр: “Цветы”, “Рули”, “Круги” по 30 шт.
27 Спортивный комплекс на улице (для лазания, равновесия, ползания, метания и т.д.) 1 шт.
28 Платочки 20 шт.
29 Кольцеброс 2 шт.
30 Кегли 6 шт.

 

                      Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения Количество
Ноутбук 1
Музыкальный центр 1
Телевизор 1
Кинопроектор 1
Диски , флэш – накопители с записями музыки по временам года, детскими песнями для проведения  зарядки, занятий, праздников.

                      

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА