РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Разработчики:
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗО КРЫЛОВА Т.В.
г. Калининград
Содержание
1 | Пояснительная записка |
2 | Цель и задачи |
3 | Планируемые результаты |
4 | Учебно-тематическое планирование |
5 | Учебно-методическое обеспечение |
6 | Материально-техническое обеспечение |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для работы с детьми с 4 до 5 лет с РАС с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности .
Программа составлена в соответствии с:
– АООП ДО для обучающихся с РАС с ЗПР 4 – 5 лет МАДОУ ЦРР д/с № 87.
Рабочая программа обеспечивает физическое развитие детей с ЗПР с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса обучения.
Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – ОД.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю в группе (зале), 1 раз в неделю на улице; таким образом, программа рассчитана на 108 занятий.
- ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ
Цель:
Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного физического развития, укрепление здоровья детей с РАС с ЗПР 4 – 5 лет путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма.
Задачи:
– создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей, укрепления здоровья, закаливания организма;
– формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
– развитие таких физических качеств, как выносливость, быстрота, сила, координация движений;
– формирование и совершенствование двигательных умений с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей; выполнение движений не только по демонстрации, но и по указанию.
Коррекционные задачи:
– формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
– изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
– развитие речи посредством движения;
– формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
– управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально – волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Изменение характера нервных процессов возбуждения и торможения; развитие силы, уравновешенности, подвижности нервной системы.
- Развитие выносливости, силовых, скоростных качеств, координационных способностей, гибкости.
- Развитие процессов внимания, восприятия, ориентировки.
- Соблюдение гигиенических требований.
- Развитее опорно-двигательного аппарата (умение управлять своим двигательным аппаратом).
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | № занятия | Тема | Краткое содержание |
Сентябрь | 1-3 | Упражнения в ходьбе и беге. Упражнения в равновесии.
Упражнения в катании, бросании, метании. |
Ходить и бегать врассыпную в произвольном направлении.
Ходить по прямой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 20 – 25 см). Прокатывать мяч друг другу (расстояние 1,5 м), сидя на полу, ноги врозь. |
4-6 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить и бегать врассыпную в произвольном направлении.
Прыгать на двух ногах на месте. Ползать с опорой на колени и ладони под 3 – 4 дугами подряд, затем встать, выполнить 2 0 3 хлопка над головой. |
|
7-9 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, метании. |
Ходить и бегать врассыпную с изменением направления.
Ходить по извилистой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 20 – 25 см). Прокатывать мяч друг другу в ворота (h=50 – 60 см). |
|
10-12 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить и бегать врассыпную с изменением направления.
Прыгать на двух ногах с продвижением вперед (на 2 – 3 м). Ползать на четвереньках между расставленными на полу кубами, кеглями. |
|
Октябрь | 1-3 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить врассыпную с остановкой по сигналу.
Бегать врассыпную, обегая предметы, игрушки. Ходить «змейкой» между кеглями, игрушками. Прокатывать мячи между предметами. |
4-6 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить врассыпную с остановкой по сигналу.
Бегать врассыпную, обегая предметы, игрушки. Спрыгивать с высоты (1- – 15 см0, мягко приземляясь на полусогнутые ноги. Ползать, опираясь на ступни и ладони, по – медвежьи, «змейкой» между предметами. |
|
7-9 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить на носочках (игровое подражательное движение «Мышка») в чередовании с обычной ходьбой.
Бегать группой за педагогом в определенном направлении. Проходить по гимнастической скамейке. Бросать мяч об пол и ловить его двумя руками. |
|
10-12 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить на носочках (игровое подражательное движение «Мышка») в чередовании с обычной ходьбой.
Бегать группой за педагогом в определенном направлении. Прыгать на двух ногах вокруг игрушки. Подлезать поочередно под 2 – 3 дуги. |
|
Ноябрь | 1-3 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить на пятках (игровое подражательное движение «Цыпленок») в чередовании с обычной ходьбой.
Бегать группой за педагогом со сменой темпа. Проходить по ребристой доске. Перебрасывать мяч друг другу и ловить его двумя руками. |
4-6 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить на пятках (игровое подражательное движение «Цыпленок») в чередовании с обычной ходьбой.
Бегать группой за педагогом со сменой темпа. Перепрыгивать на двух ногах через линию на полу (2 – 3 раза). Подлезать под шнур, веревку. |
|
7-9 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить обычным шагом в определенном направлении небольшими группами.
Бегать группой за педагогом на носках. Проходить по дорожке, перепрыгивая через кубики (ребро 5 см). Метать вдаль маленькие мячи поочередно правой и левой руками. |
|
10-12 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить на пятках (игровое подражательное движение «Цыпленок») в чередовании с обычной ходьбой.
Бегать группой за педагогом со сменой темпа. Прыгать на двух ногах в обруч и из обруча. Ходить приставным шагом по нижней рейке гимнастической стенки. |
|
Декабрь | 1 – 3 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить и бегать группой за педагогом по кругу.
Проходить по прямой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 20 см), приставным шагом. Прокатывать мяч по гимнастической скамейке, придерживая одной или двумя руками. |
4-6 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить по кругу друг за другом в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Мышка», «Цыпленок», «Медведь».
Бегать по кругу друг за другом. Прыгать на двух ногах между предметами. Ползать по гимнастической скамейке, опираясь на колени и ладони. |
|
7-9 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить друг за другом по ориентирам.
Бегать друг за другом, обегая предметы. Ходить, бегать врассыпную между расставленными кубиками, кеглями. Бросать мяч вдаль из – за головы. |
|
10-12 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить парами друг за другом.
Бегать по кругу, взявшись за руки. Прыгать на двух ногах с продвижением вперед (на 2 – 3 м). Ползать на четвереньках по наклонной доске. |
|
Январь | 1-3 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить парами друг за другом с изменением направления.
Бегать друг за другом между двумя линиями. Проходить по доске, лежащей на полу. Метать мяч, мешочек с песком в горизонтальную цель (обруч, корзину). |
4-6 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить друг за другом, перешагивая через предметы, расположенные на полу.
Бегать друг за другом на носках со сменой темпа. Прыгать на двух ногах из круга в круг. Перелезать через бревно. |
|
7-9 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить и бегать группой за педагогом по кругу.
Проходить по гимнастической скамейке. Перебрасывать мяч, мешочек с песком через веревку, через сетку. |
|
10-12 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить по кругу друг за другом в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Мышка», «Цыпленок», «Медведь».
Бегать по кругу друг за другом. Перепрыгивать через шнур (d=3см) 3 – 4 раза подряд. Лазать по наклонной лесенке. |
|
Февраль | 1-3 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить друг за другом по ориентирам.
Бегать друг за другом, обегая предметы. Проходить по наклонной доске (h=20 – 30 см). Бросать мяч об пол и ловить его двумя руками. |
4-6 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить парами друг за другом.
Бегать по кругу, взявшись за руки. Перепрыгивать через канат (d=5 см) 2 – 3 раза подряд. Лазать по гимнастической стенке произвольным способом (до 2 – 3 рейки). |
|
7-9 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить парами друг за другом с изменением направления.
Бегать друг за другом между двумя линиями. Проходить, перешагивая рейки лестницы, положенной на пол. Перебрасывать мяч друг другу и ловить его двумя руками. |
|
10-12 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить друг за другом, перешагивая предметы, расположенные на полу.
Бегать друг за другом на носках со сменой темпа. Запрыгивать на гимнастический мат (h=5 см) и спрыгивать с него, мягко приземляясь на полусогнутые ноги. Подлезать под дугу, шнур с опорой на колени и ладони. |
|
Март | 1-3 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить по кругу друг за другом в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Мышка», «Цыпленок», «Медведь».
Бегать в колонне с остановками, меняя направле- ние. Проходить, пробегать по линии. Бросать мяч в горизонтальную от груди двумя руками. |
4-6 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить по кругу друг за другом, в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Петушок», «Котенок», «Заяц».
Бегать в колонне, меняя направление по сигналу. Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед на 2 – 3 м. Подлезать поочередно под 2 – 3 дуги правым и левым боком вперед, не касаясь руками пола. |
|
7-9 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить по кругу друг за другом, по сигналу повернуться в обратную сторону, продолжить ходьбу.
Бегать друг за другом «змейкой». Проходить по прямой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 15 см). Метать мяч, мешочек с песком в горизонтальную цель правой и левой рукой. |
|
10-12 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить друг за другом «змейкой».
Бегать по кругу, взявшись за руки. Перепрыгивать поочередно через 4 – 6 шнуров (расстояние между ними 15 – 20 см). Подлезать под шнур, веревку, не касаяь руками пола. |
|
Апрель | 1-3 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить друг за другом с изменением направления.
Бегать в быстром темпе на расстояние 10 – 15 м. Проходить по бревну, свободно балансируя руками. Метать мяч, мешочек с песком в вертикальную цель (высота центра мишени 1,1 – 1,3 м). |
4-6 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить приставным шагом вперед, в стороны.
Бегать непрерывно в течение 1 мин. Перепрыгивать через канат (d=3 см) 2 – 3 раза подряд. Ползать через 3 – 4 обруча, поставленных подряд вертикально. |
|
7-9 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить по кругу друг за другом в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Мышка», «Цыпленок», «Медведь».
Бегать в колонне с остановками, меняя направление. Проходить по извилистой дорожке, ограниченной двумя шнурами (ширина 15 см). Подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками. |
|
10-12 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить по кругу друг за другом, в чередовании с выполнением игровых подражательных движений «Петушок», «Котенок», «Заяц».
Бегать в колонне, меняя направление по сигналу. Перепрыгивать через доску шириной 10 см. Ползать на четвереньках по – медвежьи между расставленными на полу кубами, кеглями. |
|
Май | 1-3 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить по кругу друг за другом, по сигналу повернуться в обратную сторону, продолжать ходьбу.
Бегать друг за другом «змейкой». Проходить по прямой, перешагивая через кубики (ребро 5 – 7 см). Бросать мяч об пол и ловить его двумя руками. |
4-6 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить друг за другом «змейкой».
Бегать по кругу, взявшись за руки. Прыгать вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка. Лазать по первой рейке гимнастической стенки, переходя с одного предмета на другой вправо и влево. |
|
7-9 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в равновесии. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. |
Ходить друг за другом с изменением направления.
Бегать в быстром темпе на расстояние 10 – 15 м. Медленно кружиться поочередно в обе стороны. Бросать мяч в обруч, подвешенный на уровне глаз ребенка (расстояние 1,5 м). |
|
10-12 | Упражнения в ходьбе и беге.
Упражнения в прыжках. Упражнения в ползании, лазании. |
Ходить приставным шагом вперед, в стороны.
Бегать непрерывно в течение 1 мин. Прыгать в длину с места (не менее 40 см). Лазать по наклонной лесенке. |
|
ИТОГО | 108 занятий |
- УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет. СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
- Кириллова Ю.А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с 3 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016.
- Кириллова Ю.А. Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей логопедических групп с диагнозом ОНР и детей массовых групп детского сада от 3 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012.
- Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду. М., Спб.. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.- М: Мозаика-Синтез, 2010.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и упражнения для детей 3 – 7 лет. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003.
- . Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. М., Просвещение, 1986.
- Шапкова Л.В. «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии» Методическое пособие, Спб.. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№п/п | Наименование оборудования, инвентаря и пособий | Количество
(шт.) |
Примечание |
1 | Скамейки 200х23х30; 200х21х22 (в см.) | по 2 шт. | |
2 | Дуги деревянные – высота 40 см.. | 2 шт. | |
3 | Скакалки | 30 шт. | |
4 | Обручи | 30 шт. | |
5 | Канат | 1 шт. | |
6 | Коврики для занятий на полу | 12 шт. | |
7 | Мат гимнастический-120х60х8. | 1 шт. | |
8 | Палки гимнастические | 30 шт. | |
9 | Дорожки ребристые деревянные пластмассовые, раскладные. | по 2 шт. | |
10 | Туннель модульный, туннель из материала. | по 1 шт. | |
11 | Мешки для конкурсов (сшитые). | 2 шт. | |
12 | Мячи большие с ручками | 2 шт. | |
13 | Дуга модульная | 1 шт. | |
14 | Эстафетная палочка | 1 шт. | |
15 | “Бревна” модульные | 2 шт. | |
16 | “Ведерки” для эстафет | 4 шт. | |
17 | Дорожки модульные для ходьбы и ползания | 2 шт. | |
18 | Мячи большие 20-25 см. | 30шт. | |
19 | Стойки | 4 шт. | |
20 | Мячи для эстафет | 3 шт. | |
21 | Инвентарь для эстафет: клюшки, лопатки ,ледянки ,шайбы. | по 2 шт. | |
22 | Мячи массажные | 15 шт. | |
23 | Мячи пластиковые для метания | 30 шт. | |
24 | Комплект масок для игр. | 25 шт. | |
25 | Массажные модули | 10 шт. | |
26 | Комплекты для игр: “Цветы”, “Рули”, “Круги” | по 30 шт. | |
27 | Спортивный комплекс на улице (для лазания, равновесия, ползания, метания и т.д.) | 1 шт. | |
28 | Платочки | 20 шт. | |
29 | Кольцеброс | 2 шт. | |
30 | Кегли | 6 шт. |
Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения | Количество |
Ноутбук | 1 |
Музыкальный центр | 1 |
Телевизор | 1 |
Кинопроектор | 1 |
Диски , флэш – накопители с записями музыки по временам года, детскими песнями для проведения зарядки, занятий, праздников. |