Организация деятельности учителя физической культуры с детьми с расстройством аутического спектра по физкультурно-оздоровительной работе
Выступление на конференции
Крылова Т.В.
Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с расстройством аутистического спектра, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным “агентом социализации” личности.
Главная моя задача как инструктора по физической культуре — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность.
В связи с этим, я использую в работе с детьми РАС как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Организация занятий физической культурой возможна только с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и уровня физического развития.
Для развития двигательной сферы детей с РАС важен осознанный характер моторного обучения. Ребенку с РАС сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.
Поэтому основными целями обучения детей с РАС на занятиях физической культуры ставлю:
– развитие имитационных способностей (умения подражать);
– стимулирование к выполнению инструкций;
– формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
– воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
Для развития двигательной рефлективности детей с РАС работаю над:
– умением детей осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые
движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.
Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.
Кроме того, в ходе занятий физической культурой веду работу по формированию Я- концепции у детей с РАС.
Для этого выполняемые движения и действия проговариваем с ребенком от 1-го лица (например, “Я ползу”, “Я марширую”, “Я бегу”). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я».
Построение обучения детей с РАС восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начинаем с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходим к движениям туловищем и ногами.
При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, я стараюсь на индивидуальных занятиях вместе с ребенком:
- медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
- описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
- проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
- начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
- растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
- одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
- сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
- помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность.
В работе с детьми активно использую спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.
Обучение детей с РАС выполнению движений во внешнем пространстве начинаю с упражнений на перемещение, а затем переходим к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий.
Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.
Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле:
- начинаю обучение с коротких перемещений по прямой;
- постепенно переходим к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
- облегчаю выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии “старт” и “финиш”, а также “зону отдыха”;
- формулирую задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например, “Проползи рядом со мной”, “Пробеги по линии”;
- показываю и называю незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
- сопровождаю выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
- работаю над формированием у ребенка указательного жеста и указательного взгляда;
- стараюсь не переутомлять ребенка, чередую выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
- дозирую нагрузку;
- двигаюсь вместе с ребенком, рядом с ним;
- поощряю даже малейшие успехи.
Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, перехожу к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.
– упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле;
– упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.
В процессе обучения детей с РАС всегда стараюсь соблюдать определенные правила:
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Исходить из интересов ребенка.
- Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
- Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5.Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
- Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
7.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию.
- Избегать переутомления ребенка.
Так же Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– карты развития ребенка;
– различные шкалы индивидуального развития.
Система педагогической диагностики результатов освоения воспитанниками Программы (оценочные материалы) соответствует технологии Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. (Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.- М.: Просвещение. – 2011)
Следствием педагогической диагностики является наличие разработанных мероприятий для более результативного развития каждого диагностируемого ребенка.
Одной из конечных целей программы физического воспитания детей с РАС является обучение ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых.
Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра.
Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.
Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. При проведении я выдерживаю последовательность структурированного однообразного порядка, а в процессе обучения включаю разные виды упражнений, так как дети с РАС способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.
Ребенок активно растет и развивается, активный образ жизни для него являются жизненно необходимым. Поэтому основной задачей является оздоровление и создание условий для максимально полного удовлетворения физиологических потребностей организма ребенка в движении.
В нашей школе-интернате очень много детей с РАС.
Аутизм – заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития.
Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с РАС, является не только средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и помощником в социализации личности.
Таким образом, занятиями можно улучшить психическое и физическое состояние здоровья, а главное приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Изучая, специальную литературу и практическое наблюдение за воспитанниками с РАС помогло мне подобрать различные формы работы по физической культуре.
Прививание детям с РАС необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий.
Регулярное выполнение физических упражнений помогает снять стресс, укрепить физическое развитие детей с ранним аутизмом.
Вашему вниманию предлагаю ряд мероприятий для детей с расстройством аутического спектра, проводимых на моих занятиях физической культуры.
Физкультурные мероприятия для детей с ТМНР и РАС
- Су –Джок.
Одной из нетрадиционных технологий является Су – Джок терапия ( «Су» – кисть, «Джок» – стопа).
В коррекционно – логопедической работе приемы Су – Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Таким образом Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально – волевой сферы ребенка.
Массаж Су –Джок шарами / дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ Если ребенок не может делать сам, помогает либо воспитатель, либо тьютер, либо логопед –дефектолог, либо сам учитель по физической культуре.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- Фитбол гимнастика.
Упражнения на больших гимнастических мячах для детей с РАС я использую в индивидуальной работе по физической культуре и для проведения общеразвивающих упражнений.
Иногда дети с РАС сами берут мяч поскакать на нем, что бы снять с себя напряжение.
Фитбол – это мяч большого размера. В переводе с английского языка слово фитбол значит – fit (оздоровление), ball (мяч).
Суть метода: Фитбол – гимнастика предоставляет собой уникальное сочетание ритмичных движений на фитбол с музыкой, речевыми, пальчиковыми, подвижными играми и оздоровительными упражнениями. Развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъем, радость и удовольствие.
Оздоровительное влияние фитбол –гимнастики на организм ребенка достигается в первую очередь за счет механической вибрации и амортизационной функции мяча, что приводит к улучшению обмена веществ, кровообращения позвоночника, суставов и внутренних органов.
Занятия фитбол-гимнастикой способствует профилактике и коррекции различных заболевания опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей (силы, ловкости, гибкости, координации).
- Мячи с массажными элементами.
Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности.
Занятия с массажными мячиками вызывают у детей восторг, радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику.
«Месим тесто»
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.
- Основные Виды Движения.
Приходя в физкультурный зал, детям нравится ползать по гимнастической стенке, по гимнастическим матам, ползать под дуги, пролезать по тоннелю, ходить по гимнастической скамейке.
Ползание – первичный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно.
Обучение ползанию – это корректировка первичных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.
При ползании в положении стоя на четвереньках, дети должны опираться на всю ладонь, пальцы – широко расставлены и направлены вперед.
В таком положении нагрузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая как известно, еще продолжает формироваться. Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Применяется эта техника так же в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, например ползание на четвереньках с подлезанием под дуги.
Пример моей работы.
Я делаю некую полосу препятствий, детям очень нравится.
Сначала раскладываю ортопедические коврики, ставлю дуги, после дуг гимнастическая скамейка или другое вариантов много. Предлагаю детям, проползти по ортопедическим коврикам, проползти под дугой, встать на гимнастическую скамью и пройти по ней, выполнить с нее прыжок.
- Игра с мыльными пузырями.
Развивают эмоциональное общение ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Мыльные пузыри – это забава, от которой каждый ребенок приходит в настоящий восторг. Они переливаются на солнце и играют всеми цветами радуги, поднимаются ввысь и опускаются вниз и там лопаются.
Иры с мыльными пузырями развивают артикуляционный аппарат, вентилирует легкие, развивает воображение, световосприятие.
- Ортопедические коврики (дорожки)
Использование массажных ковриков при работе с детьми ОВЗ и РАС на физкультурном занятии.
Инструктор по физической культуре включает коррекционно- логопедическую работу, для развития мелкой моторики пальцев рук и стопы, а так же с целью общего укрепления организма.
Предложу некоторые варианты направленные на активизацию поверхности стопы. Так как массаж поверхности стопы оказывает наибольший терапевтический эффект, и еще активней стимулирует речевые области коры головного мозга, нежели при воздействии на кисть.
Для данного вида работы нам понадобятся массажные коврики с неровными поверхностями.
Все упражнения дети выполняют стоя на массажных ковриках без обуви.
- Различные шаги(топание всей стопой; топание на носочках, топание на пятках; топание на внешней поверхности стопы « как мишка»; движение «вытираем ножки»; легкие подпрыгивания; приседания; стоя на одной и другой ноге поочередно;)
- Чередование движений ( правая нога на пятке, левая на носке; правая нога как «мишка» левая на пятке; левая нога как «мишка» правая на носке;)
- Задания, направленные на совершенствование навыков пространственной ориентации, развития памяти, внимания:
– 2 раза поднимись на носочки, 1 раз подпрыгни
– 1 раз встань на пятки, 1 раз присядь
– 2 раза покружись в лево, 1 раз в право
– потопай 6 раз похлопай 4 раза
-поднимись на носочки, потом встань на пятки дотронься правой рукой носа.
Так же стоя на коврике можно добавить игры с жестами и движениями.
- Балансировочная доска.
Балансировочная доска используется как мозжечковая стимуляция, которая улучшает:
– уровень концентрации внимания;
– все виды памяти;
– развитие речи;
– анализ и синтез информации;
– работу эмоционально-волевой сферы;
Результат занятий на балансировочной доске Беламетрикс:
1.Улучшается моторно- зрительная координация;
- Двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются;
- Улучшается концентрация внимания;
- Развитие пространственного воображения;
- Повышения уровня интеллекта;
Принцип методики:
Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Включает в себя упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно- моторной координации.
Во время занятия ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Задания постепенно становятся сложнее.
В структуру занятия можно включать следующие атрибуты как: мешочки с песком; мячи с различными поверхностями и размера; массажные мячи; су – джок; и т.д.
Самые простейшие упражнения, например:
Ребенок стоит на балансировочной доске, упражнения с мешочками, они разных размеров и весов, цветные. Ведущий кидает ребенку, а он принимает их сначала двумя руками, потом усложняем нужно, поймать одной рукой, затем двумя, поочередно.
- Нейроскакалка
Нейроскакалка – отличный кардиотренажёр, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность.
Нейроскакалка, что это? В отличие от простой скакалки, ее не нужно держать руками, она надевается на одну ногу. Сначала пластиковый обруч застегивается вокруг щиколотки, затем, чтобы скакалка вращалась, ее нужно оттолкнуть рукой или свободной ногой, а потом начать прыгать, перескакивая второй ногой через крутящуюся палку с роликом. Одна нога должна вращать скакалку, а вторая – перепрыгивать через нее.
Это нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции способность к быстрому переключению внимания и создаёт новые нейронные связи в головном мозге.
Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать 1-2,3-4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели, будем развивать также левое полушарие).
- Мягкий модуль
Мягкие модули помогают разнообразить и совершенствовать работу по физическому воспитанию детей и организации двигательной активности. Соразмерность модулей позволяет выстроить из них единый физкультурно-игровой комплекс, который может трансформироваться в зависимости от задач занятия.
Мягкие модули используются не только на физкультурных занятиях, но и в комплексах общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике, в подвижных играх, аттракционах и эстафетах.
В ходе проведения игровых упражнений («По мостику», «Через ручей», «Попади в цель») дети также преодолевают препятствия, сооруженные из модульных конструкций. В этом случае каждый ребенок действует по отдельному указанию взрослого, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его двигательных возможностей.
Использование мягких модулей в физическом развитии детей способствует формированию у них самостоятельности, фантазии, творчества, самоконтроля. Старшие дошкольники способны самостоятельно соорудить из модульных конструкций полосу препятствий и пройти ее.
Положительным результатом проделанной работы является повышение двигательной активности детей. Увеличилась моторная плотность физкультурных занятий — от 80 % и больше. Наши воспитанники владеют базовыми элементами техники всех основных видов движения. У них развиты физические качества и двигательные способности: быстрота реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей. Таким образом, использование мягких модульных конструкций в физическом развитии детей помогает сделать наших воспитанников здоровыми, самостоятельными, уравновешенными!
- Разноцветные бусины
От стенки до стенки спортивного зала, натянуты две лески, на них продеты по 10-20 разноцветных шариков, которые можно передвигать. Длина лесок 6 метров. Передвигаются шары при помощи гимнастической малки, либо обруча.
Цель использования: профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД.
Заключение
Комплекс мероприятий для помощи ребенку с РАС в ДОУ направлен на улучшение физического и психологического самочувствия, способствует формированию комфортных условий для социализации в детском коллективе группы ДОУ, помогает общему развитию личностных качеств дошкольника, воспитывает у ребенка нравственные нормы поведения в обществе.
Главная моя цель, учителей, тьюторов – вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.