Лазарева Лариса Анатольевна
Преподаватель фортепиано
МБУ ДО «Детская школа искусств №1 г. Стаханова»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170205
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Лучшие методические работы преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ», в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Наименование конкурсной работы: Методический доклад «Концертная и конкурсная работа как основа творческого процесса в классе фортепиано ДШИ»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170205


 

                         

 

Методический доклад 

 «Концертная и конкурсная работа

как основа творческого процесса в классе 

 фортепиано ДШИ»

 

Подготовила преподаватель высшей 

квалификационной категории 

по классу фортепиано 

Лазарева Лариса Анатольевна

 

Стаханов 2024

  • Роль концертно-конкурсной деятельности в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДШИ.

 

В системе дополнительного образования детей важными задачами являются воспитание и пропаганда интереса к познанию, сохранение и укрепление детского психофизического здоровья, а также раннее выявление способностей, талантов и интересов обучающихся. Творческая среда дополнительного образования способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации личностных потребностей.

Сегодня дополнительное образование находится в сфере реформирования. Продолжается поиск новых подходов к развитию, обучению и воспитанию в ДШИ, обеспечивающих развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству, а также воспитание устойчивого интереса к учебной деятельности. Дополнительным мотивирующим фактором является концертно- конкурсная деятельность. Безусловно, с мотивированным учеником педагогу легче работать, решать трудные учебные задачи и достигать педагогических целей. Привлечение обучающихся к активной творческой деятельности (конкурсы, фестивали, тематические концерты класса, классные концерты для родителей, участие в городских и республиканских мероприятиях и т.д.) является одной из составляющих системы образовательного процесса в ДШИ.

В Федеральных государственных требованиях (ФГТ), утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г., в статье V. «Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» написано: «С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение должно создать комфортную развивающую среду, обеспечивающую возможность организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.)».

Вовлечение обучающихся в концертную и конкурсную деятельность всегда остаются востребованными формами работы. Это те приоритетные направления, ради которых дети обучаются в музыкальной школе. Участие в публичном выступлении закаляет волю, развивает качества необходимые пианисту, способствует развитию творческих резервов, помогает проявить артистизм, музыкальность. Если же концерт или конкурс прошел удачно, остается огромное чувство удовлетворения и память на всю жизнь.

Публичное исполнение выученного произведения – необходимая часть воспитания музыканта-исполнителя. Результаты выступлений оказывают значительное влияние на психику ученика, его дальнейшее обучение в этом направлении.

Загруженность современных школьников прогрессирует, и для занятий дополнительной деятельностью необходимо создавать определённые эмоционально-комфортные условия. Формирование условий, способствующих привитию интереса учащихся к фортепианному исполнительству посредством конкурсной и концертной деятельности, является основной целью в работе каждого педагога. 

 

Конкурсная и концертная деятельность призвана решать следующие учебно-методические и воспитательные задачи:

 

-использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого обучающегося; 

-активное вовлечение обучающихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей; 

-обобщение методических знаний и опыта, направленного на привитие интереса к фортепианному исполнительству; 

-сохранение и совершенствование традиций музыкального исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства;

-создание условий для расширения творческого интеллектуального и культурного потенциала детей;

 -развитие музыкальных способностей, воспитание артистизма, формирование сценической культуры и выдержки;

– развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта. 

-укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Если обучающийся интенсивно вовлечен в концертную и конкурсную деятельность, у него формируется устойчивый интерес к обучению и, как следствие, повышается успеваемость.

Участие в концертах детей разного возраста делает их опыт богаче и разнообразнее, стимулирует их собственное внимание к звуковой и технической стороне исполнения. Обучающиеся становятся более уверенными в себе и целеустремленными. 

 

 

Роль активного взаимодействия преподавателя и родителей в успешном творческом и воспитательном процессе.

 

Нельзя не сказать и о важности концертной деятельности ребенка в глазах его родителей. Семья – это важный участник воспитательного процесса. Именно семья является одними из главных объектов воздействия, активным помощником и союзником преподавателя. Ответственные родители сравнивают подготовку своего ребенка с уровнем других учеников и осознают ответственность за успешность обучения. Разумеется, что ученик, который готовится к конкурсному выступлению, должен заниматься гораздо больше, чем учащийся с посредственными способностями и слабой мотивацией. И здесь без участия, поддержки со стороны родителей вряд ли можно добиться высоких результатов. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Значимость данного аспекта сложно переоценить, поскольку основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь семья.

В настоящее время педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами в отношениях семьи и школы. Наиболее распространёнными являются:

– чрезмерная занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;

– недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах;

– невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.

Задача преподавателя вести постоянную воспитательную и просветительскую работу с родителями, максимально ясно и доходчиво поясняя важную роль музыкального образования для формирования всесторонне развитой личности ребёнка, а также подчёркивать необходимость домашних занятий, как способа наиболее быстрого продвижения исполнительских навыков юного музыканта.

Отношение ребенка и семьи к музыкальным занятиям, зачастую, осложнены специфическими особенностями музыкальной школы, которые заключаются в том, что обучение музыкальному искусству подразумевает регулярную выработку определенного навыка в игре на инструменте. Этот факт приводит к возникновению проблемы систематического выполнения домашнего задания, формирующего данный навык. 

К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как «к кружку» или «секции», где ребенок проводит свое свободное время, но при этом не затрачивает усилий в домашней работе.

Однако, неоспоримым может стать целый ряд аргументов в пользу обучения музыке. В том числе положительные аспекты, формирующиеся в процессе занятий в музыкальной школе, выделяет доктор искусствоведения и психологических наук Дина Кирнарская:

  1. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину ребенка:

заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.

Систематичность занятий на инструменте воспитывает характер, упорство,

выдержку ребенка.

  1. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши (лады, кнопки и т.п.); манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.
  2. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают

иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Фразы и предложения,

запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи человека.

  1. Музыкальное образование помогает ребенку в понимании компьютера. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. 
  2. Музыкальные занятия развивают навыки общения (коммуникативные навыки). Играя, ребенку-исполнителю приходится перевоплотиться и донести до публики характер исполняемых произведений.
  3. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю зачет по гаммам или классный концерт. Музыкальные занятия в детстве

– это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

  1. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих

делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких

одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает

несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует

настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может

прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в

нескольких направлениях.

          Концертная деятельность, как мощный стимул 

       развития творческих способностей обучающихся

Участие в концертах и конкурсах – одна из приоритетных форм организации работы с одаренными детьми и самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателя. Создавая для ученика ситуацию успеха, педагог косвенным образом влияет на сохранность контингента в своем классе.

Данная тема определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей, обучающихся класса фортепиано.

 Концертная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Любой, даже скромный по масштабам, к примеру, общешкольный концерт или же конкурс- это не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни школы – это культурное событие и мероприятие, позволяющее совершить оценку профессиональных педагогических возможностей, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев.

  Концерты, конкурсы, фестивали в итоге осуществляют комплексную программу, в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем.

Важная форма просветительской деятельности – концерты для родителей. Участие в них заставляет учеников мобилизовать свои силы перед выступлением, резко повышая их мотивацию к обучению. Возрастает ответственность за результат и, как следствие, происходит качественный сдвиг в освоении программы. На классных концертах родители могут реально оценить успехи своего ребенка, сравнивая его выступление с другими участниками. Доброжелательная атмосфера и моральная поддержка, сопровождающие выступление детей, укрепляют их веру в свои силы, формируя настрой на успех. Классные концерты – эффективное средство сплочения родителей и детей класса в единый коллектив.

Концертно-просветительская деятельность школы выполняет различные функции: социальную, воспитывая в детях способность к сопереживанию, ощущению духовной близости с окружающими людьми; коммуникативную – концертные программы, объединенные общей темой, идеей, способствуют общению, сплачивая детей, педагогов и родителей; воспитательную – формирует музыкально-эстетические вкусы, пробуждает интерес, прививает любовь к классической музыке. Очень важна образовательная функция – выступая в концертах, слушая вступительное слово ведущего, участники программы обогащаются новыми знаниями, узнают интересные факты об исполняемой музыке. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях дает возможность ученикам на практике реализовать умения и навыки, полученные в процессе обучения.

Особенно это актуально для обучающихся в классе общего курса фортепиано. Изучение фортепиано, как второго инструмента, связанно с недостаточным учебным временем. В связи с этим крайне важно приобщать обучающихся к концертной деятельности на школьном уровне, в тематических концертных мероприятиях, дать возможность публично представлять свой, пусть и небольшой, исполнительский опыт, что непременно благотворно сказывается на творческой мотивации и отсутствии потери интереса к игре на фортепиано.

 

         Выбор концертной программы и подготовка к выступлению.

 

Одна из наиболее сложных проблем – выбор концертной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности юного исполнителя. От преподавателя требуется прекрасное знание репертуара, возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его «плюсов», которые стоит подчеркнуть и «минусов», которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого исполнительского возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, технической готовности материала должна оставаться всегда. 

В концертной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика – в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. 

Один из актуальных вопросов для преподавателей – вопрос подготовки учащегося к концертному выступлению. Он включает в себя многое: работу над технической и художественной сторонами исполнения, продуманную психологическую тактику преподавателя, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. 

Публичное выступление – решающий момент в творческой жизни исполнителя, итог длительной работы музыканта над произведением, а также необходимый этап в системе обучения и становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого воображения, технических навыков, памяти и сосредоточенности. 

С самого начала обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение. 

Качественная подготовка является основой успешной концертной деятельности ребенка, а удачное выступление мотивирует его к дальнейшим занятиям. Но помимо профессиональных задач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект – психологический, который непосредственно связан с подготовкой исполнителя к публичному выступлению и предполагает волевую саморегуляцию музыканта, основанную на контроле собственных действий, гибкой коррекции их по мере необходимости. Психологическая подготовка, иными словами, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией. 

Привлечение начинающих музыкантов к публичным выступлениям в концертных условиях, не поставленных в рамки академических требований, в большей степени способствует их творческому росту и пробуждает в них желание выступать. 

Выступление на академическом концерте построена исключительно на исполнении обязательных произведений, предусмотренных учебным планом, то в концертах со свободной программой более активно проявляется инициатива и творческая мотивация юных музыкантов. 

Важно объяснить детям, что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Увлеченность исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами музыкального сочинения помогает юному исполнителю направить свое волнение в нужное русло. 

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта трудно переоценить. В ходе подготовки к ней перед музыкантом-исполнителем важно определить пути решения проблем исполнительской и эмоциональной готовности к творческой публичной деятельности, формирования значимых психологических качеств, выработки приемов поведения на сцене. 

В ходе образовательной деятельности педагог решает проблему оказания помощи ребенку в проживании сценического волнения. 

Готовясь к выступлению, с детьми нужно оговаривать возможность справиться с неудачами на сцене. Необходимо дать понять, что неудачи могут быть компенсированы удачно сыгранными моментами, и оценивать его будут не по промахам, а по достижениям. Ученики должны понимать, что залог успешного выступления на сцене – это добросовестная предварительная работа. 

Преодолевая свое волнение на сцене, ученик испытывает гордость за себя, получает удовольствие от хорошо исполненного произведения или программы, и после каждого успешного выступления у него постепенно вырабатывается потребность испытать эти яркие эмоции снова.

 

Подготовка к выступлению требует больших усилий и серьёзного отношения. При этом нужно учесть, что сам конкурс или концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. После выступления следует проанализировать игру, если были неудачи – попытаться найти причину этого, обязательно отметить положительные моменты, обменяться мнениями. Такой анализ поможет в дальнейшей работе. 

Хорошо организованная концертно-конкурсная деятельность способствует всестороннему творческому развитию обучающихся, рождает интерес к публичным выступлениям, стимулирует учащихся продолжать обучение в классе фортепиано.

 

                                            Список литературы 

 

1.Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1998

 

2.Гольденштейн М.А. Дети говорят о музыке. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып.4 – М., «Музыка», 1981.

 

3.Кислякова, И.В. Конкурсная деятельность как фактор развития учащихся ДШИ г. Ханты-Мансийска, 2014.

 

4.Коган, Г.М. У врат мастерства. – М., 1969. 

 

  1. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1987. 

 

  1. Петрушин, В. Музыкальная психология. – М.: «Академический проект», 2008. 
  2. Петрушин В.А. Артистизм – это тренировка. – М.,

 

  1. Семенова, Т.А. Работа с одаренными детьми в ДМШ, 2016. 

 

Методический доклад «Концертная и конкурсная работа как основа творческого процесса в классе фортепиано ДШИ»