Войнова Лариса Васильевна
педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ с. Святославка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170264
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Методическая разработка педагога дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Экологический поединок «Природа и мы»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170264


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Святославка Самойловского района Саратовской области”

Педагог дополнительного образования 

Войнова Лариса Васильевна

Экологический поединок: «Природа и мы»

Возраст: 7-10 лет

Цели: 

-показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду;

-выявить экологические проблемы нашего села, выделив наиболее существенную проблему – накопления бытовых отходов и пути решения данной проблемы

-воспитывать бережное отношение к природе;

УУД:

  • Личностные: формировать  личностное мировоззрение и жизненное самоопределение, умение определять и формулировать правила жизнедеятельности;

 

  • Познавательные: формировать умение находить в окружающем мире необходимую информацию, систематизировать её и классифицировать;

 

  • Регулятивные: формировать умение определять успешность своего дела и конкурентоспособность;

 

  • Коммуникативные: формировать навыки работать в команде, умение оформлять свои мысли в текст, в графический объект с последующим представлением аудитории устно и наглядно

 Оборудование

Стенд с рисунками учащихся на тему: «Сохраним красоту природы родного края»; слайдовая презентация; макеты деревьев  (рябина, береза, листочки).

І. (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”).  (СЛАЙД 1)

 

Есть просто храм,

 Есть храм науки,

 А есть ещё природы храм – 

 С цветами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 

Он свят в любое время суток,   (СЛАЙД 2)

 Открыт для нас в жару и стынь,     (СЛАЙД 3)

 Входи сюда,      (СЛАЙД 4)

 Будь сердцем чуток,     (СЛАЙД 5)

 Не оскверняй его святынь.

 (С. Смирнов)

 

Ведущий: Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

 

Песня: «Туристы»

Звуки леса

Турист 1:

Сегодня мы пошли гулять,    (СЛАЙД 6)

Благо лес — рукой подать!

Турист 2:

Закупили все подряд: 

Пищу, спички, лимонад.

Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит!

Турист 3:

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он все вместит!

Лес, он что, ничей?

Турист 1:

Ничей!

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают: 

О поляне ведь не знают!

Для костра дров не жалей,

И руби, и жги смелей!

Турист 2:

Для отходов урны нет!

Куда бросим мы пакет?

Турист 3:

Ты неси его в кусты!

Мы с природою на «ты»!

Банки к дереву швыряем, 

Мусор птицам разбросаем,

В речку скинем все бутылки —

В море пусть плывут посылки!

Турист 1:

Мы — цари!

Молчи, Природа. 

Все здесь наше —

лес и воды!

 

– Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире “Там-там новости”.  (Позывные новостей)

 

(Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора.  

 

Мальчик: – Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей – это производные от состояния экологического напряжения.

 

Девочка: – “Покорять природу и не ждать от неё милости”– это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

 

Мальчик: – Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети ХХІ века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

 

Девочка: – Все знают, что в Красную книгу заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило. Ученые флоры и фауны Саратовской области выпустили свою красную книгу в 1996 году. Среди растений Саратовской области, занесенных в красную книгу 306 видов растений, 235 видов животных.

 

Мальчик: – А сколько бродячих собак и кошек в нашем селе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручаем”.

 

Девочка: – Каждый день в городах и населенных пунктах образуется огромное количество бытовых отходов. Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем. Сейчас  на одного человека в год в среднем приходится 250—300 кг твердых бытовых отходов. Вокруг городов, крупных населённых пунктов растут горы бытовых отходов.  Подобная проблема наблюдается и в селе Святославка.

Мальчик: Наше село не является приятным исключением – и у нас всюду следы неразумной человеческой деятельности. Наши корреспонденты постарались и выявили места скопления мусора. Посмотрите на экран – вы видите фотографии, на которых приведены примеры экологической ситуации, сложившейся на территории  и в окрестностях нашего села. (СЛАЙД 7, СЛАЙД 8) 

Песня: «Микроб»

Сценка: «Микробы»

(Выходят Микробы).

М. (1): Ну вот, наконец-то мы добрались и к вам, ребята. Здесь для нас просто рай!

М. (2): Мы уже везде побывали. Да мы везде и есть: и в воздухе, и в воде. А сколько нас на руках?! Мы везде присутствуем!

М. (1): Да… что от нас осталось бы, если бы не люди! Они нам помогают! Без них мы никуда!

М. (2): Представляешь, сколько мусора они нам везде оставляют! Вот где мы можем развернуться! Любым микробам есть, где размножаться! А болезнетворным  нашим братьям – микробам просто рай!

М. (1): Я тоже знаю, где можно найти много мусора! Пройдись по селу, полюбуйся: какая красота!

М. (2): Сколько бытового мусора от человека! Знаешь, только один человек за год производит мусора в десять раз больше собственного веса!

М. (1): Я так думаю, всем, кто нам помогает, медали вручить нужно: без них мы бы пропали. Да вот они наши помощники!

М (2)  А вы, ребята, руки не мойте, деревья ломайте, цветы топчите, мусор бросайте в окна! Ведь чистота – наш враг!    

(Входит Уборщица.)

Уборщица: Ой, сколько грязи! Теперь и микробы уж скопились! Нужно срочно убрать! Ну-ка, грязь, долой!

(Выгоняет микробов.)

Учитель: Поражает то, что бытовой мусор, который набирается, выбрасывается на улицы, по которым ходят люди, проезжают машины. Совершенствуется техника, меняется мода и образ жизни, а отношение к природе остаётся прежним. В наше время, когда планка уровня жизни поднялась достаточно высоко, предъявляются определённые требования к жилищу, к автомобилям, к одежде, пище. Ребята, так же высоко надо поднимать планку требований и к самим себе, к своему отношению к природе, к внешнему виду улиц, дворов, дорог, населённых пунктов, всей «ничьей», но нашей общей территории.

Девочка: Работая над проектом на уроке технологии, ребята нашего класса предложили свое решение данной проблемы. Жителям нашего села необходимо соблюдать правила (СЛАЙД 9)

Мальчик:  Не разбрасывать мусор, где попало, а собирать его в специальные пакеты и по возможности сжигать;   (СЛАЙД 10)

Девочка: Пользоваться  мусорными урнами в общественных местах;

Мальчик: Весной и осенью проводить субботники по уборке общественной территории;

(СЛАЙД)

Девочка: Поощрять жителей за поддержание чистоты на территориях возле частных домов и наказывать за несоблюдение этого правила.

Ученик:  Ребята, не надо считать  состояние неухоженных  дворов, улиц, пустырей, лугов, лесополос нормальным. Они могут быть другими: чистыми, красивыми,  эстетичными. ( СЛАЙД 10, 11,12, 13) 

Чтобы сохранить красоту природы родного края и не навредить ей, необходимо иметь определенные  знания об окружающем нас мире.

Мы начинаем экологический турнир, где ребята продемонстрируют свои знания в области экологии, окружающего мира.

Жюри:

Каждой команде досталось вот такое облетевшее “деревце”. За каждый правильный ответ на нём будут “распускаться листочки”.

Познакомимся с командами.

1.Знакомство

Команда «Рябинка»   (СЛАЙД 14)

Рябина-символ счастья и мира в семье, поэтому с давних времен люди старались окружить себя посадками рябины

«Кто не бывал на чужбине,

Тот никогда не поймет,

Как я грущу о рябине,

Той, что стоит у ворот.

Той, что не пряча тревогу,

В ночь и средь белого дня

Смотрит с тоской на дорогу-

Ждет не дождется меня.»

                          Н. Панькин 

Команда «Березка»  (СЛАЙД 15)

Еще в стародавние времена ее называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Это символ России 

Наш девиз (общий): 

Мы можем сохранить природу, 

если каждый из нас поймет: 

Что небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

И земля без зверей не земля!

 

2.Блиц – турнир:

«Рябинка» «Березка»
У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши?  (Зайцы) Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев, куропатка) Самая быстрокрылая птица (летает со скоростью 100-150 км/ч)  (журавль)
С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду в лесу? (компас) Как называется линия ограничивающая видимую часть земной поверхности?  (горизонт)
Как называются птицы,  улетающие в теплые страны на зиму? Приведите примеры нашего края (перелетные) Как называются птицы, которые не улетают в теплые страны? Приведите примеры нашего края (зимующие)
Что такое экология? Что такое экологическая катастрофа?
К какой группе относятся летающие животные, покрытые перьями. Откладывают небольшое количество яиц. Большинство животных обитает на суше. Тело покрыто шерстью. Рождают живых детенышей

 

3.Конкурс «Знатоки природы»

«Рябинка»

  1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)

 

2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

 

  1. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец)

 

«Березка»

  1. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, – никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

 

  1. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода)

 

  1. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

 

  1. Конкурс

Загадки. Работа с планшетами.

 

Сценка.

 «Охотники на привале»

(Действующие лица в тех же позах, что и на картине, но на первом плане – авоська с консервами и несколько бутылок лимонада).

1 охотник: (продолжает рассказ)

  • Иду я, значит, по лесу, а на меня из-за кустов волчище! Пасть-то! Глаза горят.

2 охотник: (перебивая)   – Ну, ты и хватил, Петрович!

  • – А что?
  • – (насмешливо) А то, что волков в этих лесах годов сорок как истребили.
  • – Да не спорьте вы! Петрович, давай дальше!
  1. – Да… А этот волк… То есть я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда – сюда! Я её на мушку взял…
  2. – (хохочет) Ой, не могу. Не могу! Надо же, лису увидел!
  3. – (примиряюще) Ну чего ты к нему пристал?
  4. – (с визгом) А чего он? (первому) Может, ты лес с зоопарком спутал?
  5. – (смущенно) Ничего я не перепутал…
  6. – Вот в зоопарке звери точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из животного мира одни только туристы остались.
  7. – (смущенно) Ничего я не перепутал… А может я того …и впрямь в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была! А этот, как его? С ушами, который всё от волка бегает.
  8. – Заяц, что ли?
  9. – Точно, косой такой…
  10. – (третьему) Не слушай ты его. Это он с мультиком перепутал. Правда, Петрович! Там ещё волк все время кричит: «Ну, заяц, погоди!» Он у тебя так не кричал? (довольно хохочет)
  11. – Ох, и скучный ты человек!
  12. – Не скучный, а трезво мыслящий.
  13. – (в сердцах) Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят! Да я ружье – то с собой давно не ношу. Один чехол, для вида. Что же мне и помечтать нельзя?
  14. – Ладно, не сердись, Петрович! У самого муторно на душе. Давай-ка,  лучше порадуемся за тех хищников, что от нас, людей, убереглись! Дай им Бог хорошего потомства.

5.Конкурс 

Домашнее задание:  «Вторая жизнь пластиковой бутылки»

6 конкурс «Грибники»

Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место!  Подпиши грибы. Выдели несъедобный гриб

Дбепорёвикзо-подберёзовик.

Нокслёма-масленок

Ровибок-боровик

Чисакил — лисичка.

Хомуром — мухомор.

 

Самопроверка (СЛАЙД 16)

 

Частушки

Шар земной – наш дом родной,

Но теперь от века к веку

Он в опасности большой

От деяний человека.

 

 Нам природа подарила

Разум, силу и уменье.

Воздадим же ей сполна,

Чтоб она жива была.

 

Всюду люди- тут и там.

Где они- там сор и срам.

Сами от того страдаем,

Что природу засоряем.

 

Ой, ты, реченька река,

Не поймаешь окунька.

Ловится лишь на крючок

То пакет , то башмачок.

 

Мы с подругою в лес пошли

Собирать грибочки,

Только леса не нашли:

Там одни пенёчки.

 

Мусор здесь, помойка там,

А Земля вращается-

Незаметно, потихоньку

В свалку превращается!

 

Ой вы , люди всей Земли,

Вдруг Земля обидится?!

На других планетах жизни

Пока не предвидится!

 

Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

 

По лесочку мы пойдём,

Мусор вместе уберём .

Пусть щебечут соловьи

От зари и до зари!

 

Сохраним моря и воздух, 

Недра ,лес и тишину,

Чтобы были труд и отдых,

как бывало в старину.

 

Мы пропели вам частушки,

Чтобы вы задумались…

А что снами дальше будет

Вдруг Земля обидится

 

7  конкурс: Графический диктант

 

Если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак     (да),

Если это не так – знак   (нет)

1)Человек властелин и покоритель природы

2)Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов природы

3)Экология-это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают

4)Причинами загрязнения океана являются нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.

5) Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.

6)Весь мусор, выбрасываемый людьми, самоуничтожается.

7)Волга самая чистая река в мире. Ее обитателям не угрожает вымирание, в связи с загрязнением.

8)Целюлозно – бумажный комбинат на берегу озера Байкал способствует очищению воды в озере.

9) Планета Земля – наш общий дом.

 

 Самопроверка (СЛАЙД 18)

 

Песня: «Давайте сохраним»  (СЛАЙД,21,22,23,24,25,26)

Заключительная часть

Любите родную природу:

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась 

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету,

Во всей Вселенной она одна, 

Что будет делать без нас она!

 

Звучит мелодия песни « Чистые пруды» (СЛАЙД 27)

Ведущий: Вот и закончился наш поединок. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, наша Земля хоть и большая, но Она очень, очень чувствительная. Когда вырубают и жгут растущие на Ней леса, когда ковыряют недра Её и сыплют в Неё порошок, называемый удобрениями. Ей больно бывает. Но Она всё равно любит людей, как мать любит детей своих.

И старается Земля забрать в недра свои злобу людскую, и только когда не хватает сил у Неё сдерживать, прорывается злоба вулканами и землетрясениями.

Земле помогать нужно. Силы Ей придаёт ласка и бережное обращение. Земля большая, но самая чувствительная. И чувствует Она, когда к Ней с лаской прикасается хотя бы одна человеческая рука. 

На нашей огромной голубой планете есть великая страна – Россия, и в этой великой стране у каждого из нас есть место, где мы родились и выросли.  (СЛАЙД 28) Нам нужно научиться любить и ценить природу родного края, сажать новые деревья, убирать мусор, спасать попавших в беду животных и птиц, как это сделали этой осенью наши земляки, спасая лебедей, оказавшихся в ледовой западне. Наше маленькое село частичка нашей планеты, нашего великого  дома, а в доме всегда должно быть чисто и уютно всем! 

Экологический поединок «Природа и мы»