Ошмарина Валентина Васильевна
заведующий
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Колобок»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170345
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Заведующий детского сада – Руководитель завтрашнего дня», в рамках национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Система работы инновационной площадки в ДОО по формированию культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170345


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Колобок»

 г.о.г. Бор, Нижегородская область

Система работы инновационной площадки в ДОО по формированию культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования.

                Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья   

В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ, безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а также минимизации рисков возникновения опасности. При этом жизненно важные интересы понимаются как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и прогрессивное бытие личности, общества, государства.

           Безопасность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к само охранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

               Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях. 

      Исходя из вышесказанного, обсудив данную проблему с педагогами и родителями, мы приняли решение принять участие во Всероссийском образовательном проекте «Мир Без Опасности». В январе 2024 года наше учреждение вошло в состав сетевой инновационной площадки по теме «Формирование культуры безопасности личности и приобщение детей к традиционным ценностям российского общества (на материале парциальной образовательной программы И.А. Лыковой «Мир Без Опасности»-далее – Проект). 

В рамках Проекта предлагается к реализации парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности» (далее – Программа), автор Лыкова Ирина Александровна. Программа направленна на формирование культуры безопасности личности и приобщение детей к базовым российским ценностям – «Родина», «Природа», «Культура», «Человек», «Семья», «Труд», «Жизнь», «Здоровье» и др. 

Программа соответствует ФОП ДО и ФГОС ДО и представлена в «Навигаторе образовательных программ по дошкольному образованию» Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России.

      Проект определяет целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики. Интегрирует следующие виды детской безопасности: витальная (безопасность жизни и здоровья ребенка), Социальная (азбука безопасного общения и поведения), экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др. 

Раскрывает принципы организации развивающей предметно-пространственной среды. Обеспечена методическими и дидактическими пособиями для каждой возрастной группы дошкольной образовательной организации. Особенностью авторского подхода является наглядное моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества. 

       Содержание образовательной работы по формированию культуры безопасности спроектировано на основе многоуровневой интеграции задач и содержания всех пяти образовательных областей: 

«Социально-коммуникативное развитие», 

«Познавательное развитие», 

«Речевое развитие», 

«Художественно-эстетическое развитие»,

 «Физическое развитие».

 Программное содержание представляет собой авторский вариант проектирования образовательной деятельности, направленной на формирование культуры безопасности личности в четырех возрастных группах дошкольной образовательной организации — младшей, средней, старшей и подготовительной к школе.

Система работы инновационной площадки по программе «Мир Без Опасности» включает следующие элементы:

  1. Нормативно-правовые условия. Был издан приказ о создании инновационной группы, сформирован плана работы инновационной площадки, оформлено соглашение о сотрудничестве с «Институтом образовательных технологий». Заключены договора о сотрудничестве с социальными партнёрами. 
  2. Кадровые условия. Обучение участников площадки на курсах повышения квалификации по программе «Мир Без Опасности» в объёме 72 часов (6 педагогов ДОО прошли курсовую подготовку по теме «Формирование культуры безопасности личности и приобщение детей к традиционным ценностям российского общества» (на материале парциальной образовательной программы И.А. Лыковой «Мир Без Опасности»). Педагоги регулярно принимают участие в методических семинарах и вебинарах, организуемых авторами Программы. 
  3. Научно-методические условия. Мы пополнили методическую библиотеку программно-методическими, наглядно-дидактическими и другими материалами по тематике проекта. Наглядно-дидактические и учебные пособия приобретены для каждой возрастной группы. Создается электронный ресурс авторских, информационных и обучающих материалов (вебинары, презентации, видеосюжеты и др.). Формируется банк диагностических методик по оценке эффективности реализации программы «Мир Без Опасности» в образовательном процессе. 
  4. Материальные условия. Развивающая предметно-пространственная среда – одно из важнейших условий успешного решения образовательных задач, поставленных Программой. В каждую возрастную группу приобретены наглядно-дидактические пособия, игровые пособия, атрибуты, оборудование.  
  5. Организационно педагогическая работа. Мы проводим координационные совещания инновационной группы, консультации по проблемам освоения и реализации программы «Мир Без Опасности». Организация образовательного процесса осуществляется с использованием методик и технологий Программы. Работа ведется через совместную деятельность с воспитанниками по всем детской безопасности:

Витальная безопасность – у детей формируется привычка соблюдать культурно- гигиенические навыки, потребность в бережном отношении к своей жизни. 

 экологическая безопасность –  у детей формируются представление о среде обитания человека, как вести себя в природе (не рвать цветы, не ломать ветки) На занятиях и в совместной деятельности с детьми проводились такие беседы; «Как вести себя в грозу», «Кто живет в лесу» и др.

социальная безопасность-  педагоги даются представления о возможных опасностях при общении с другими людьми. 

Дорожная безопасность – детей знакомят с элементарными правилами поведения на дороге. Проводились с детьми игры- занятия на тему: «Дорожные знаки», «Лево-право», «Опасные сумерки, Ночь» и др.

Пожарная безопасность –   детей знакомят с огнем, как явлением культуры и его функциями через деятельность человека.  Беседы «Не играйте с огнем», «Если в доме пожар», различные игровые ситуации» расширяют у детей представления, как и зачем управляет человек огнем, какие опасности при этом могут возникнуть и как их избежать. Была проведена экскурсия в пожарную часть.  Во время экскурсии дети познакомились с противопожарным оборудованием.

Информационная безопасность у детей расширяют представления о разнообразных источниках знаний и представлений об окружающем мире. 

  1. . Образовательная деятельность по формированию культуры безопасности личности осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОО – в различные режимные моменты. Для успешной реализации программы «Мир без опасности» используются следующие образовательные ситуации:
  • культурно-гигиенические процедуры,
  • прогулки на свежем воздухе,
  • экспериментирование,
  • ситуационные беседы (разговоры, обсуждения),
  • подвижные игры,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • игры-драматизации,
  • режиссерские игры,
  • детский театр 
  • встречи и беседы со специалистами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья людей (врачи, пожарные, сотрудники полиции, ГИБДД)
  • тематические экскурсии,
  • виртуальные путешествия,
  • восприятие произведений фольклора – потешек, прибауток, загадок, считалок,

жеребьевок, дразнилок, небылиц, поговорок, пословиц, сказок и др.,

  • восприятие разных видов искусства – художественной литературы, народной

игрушки, живописи, графики, скульптуры, фотографии, музыки, театра идр.,

  • выставки, вернисажи,
  • моделирование
  • ситуаций, связанных с разными видами опасностей,
  • занятия физической культурой и спортом,
  • развивающие
  • организацией таких видов детской деятельности как познание окружающего мира,

конструирование, лепка, рисование, аппликация, труд в природе и хозяйственно-

бытовой, художественный труд и др.,

  • мастер-классы,
  • исследовательские проекты,
  • игровые образовательные ситуации;
  • инсценировки;
  • беседы и мн.др
  • Работа с родителями

             Работа с родителями велась по нескольким направлениям: консультации, мастер- классы, беседы, акции и др. Родители приняли активное участие в акции по профилактике дорожно- транспортного травматизма «Пристегнись, а автомобиле». Каждому родителю была вручена памятка по правилам дорожного движения. В приёмной каждой группы оформлены стенды на темы «Дети и животные», «Особенности правил дорожного движения в осенний период», «Бытовые опасности», Буклеты: «Безопасный интернет, Ребенок и телевизор, Правила поведения в сети интернет и др.

 

  • Анализ результативности

     Программа предполагает ежегодный анализ системы педагогической работы, направленной на формирование культуры безопасности личности и приобщения детей к базовым российским ценностям. В мае 2024 года нами был проведен мониторинг освоения Программы на основе наблюдения и анализа продуктов детской деятельности. У большинства дошкольников сформированы представления об опасных для человека ситуациях в быту, природе и способах правильного поведения, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Дети знают. как вести себя дома и на улице с домашними животными. Знакомы с правилами безопасного поведения во время игр на улице в разное время года.

  • Планируемая работа:

1 Через проектную, совместную с родителями деятельность продолжать

формировать у детей представления о безопасном поведении дома, на улице, приобщении с незнакомыми людьми, в природе.

2 Организовать цикл мероприятий по ознакомлению детей с простейшими

способами безопасного поведения в опасных ситуациях

3 Регулярно принимать участие в проведении акций «Внимание, дорога!»

  1. Организовать и провести серию мероприятий по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасного использования электронных гаджетов, мобильных телефонов, планшетов.
  2. Организовать консультации и рекомендации для родителей по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения и пользования электронными устройствами.
  3. Разработать авторские игры, пособия для совместной деятельности с детьми.
Система работы инновационной площадки в ДОО по формированию культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования