Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Колобок»
г.о.г. Бор, Нижегородская область
Система работы инновационной площадки в ДОО по формированию культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования.
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья
В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ, безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а также минимизации рисков возникновения опасности. При этом жизненно важные интересы понимаются как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и прогрессивное бытие личности, общества, государства.
Безопасность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к само охранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Исходя из вышесказанного, обсудив данную проблему с педагогами и родителями, мы приняли решение принять участие во Всероссийском образовательном проекте «Мир Без Опасности». В январе 2024 года наше учреждение вошло в состав сетевой инновационной площадки по теме «Формирование культуры безопасности личности и приобщение детей к традиционным ценностям российского общества (на материале парциальной образовательной программы И.А. Лыковой «Мир Без Опасности»-далее – Проект).
В рамках Проекта предлагается к реализации парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности» (далее – Программа), автор Лыкова Ирина Александровна. Программа направленна на формирование культуры безопасности личности и приобщение детей к базовым российским ценностям – «Родина», «Природа», «Культура», «Человек», «Семья», «Труд», «Жизнь», «Здоровье» и др.
Программа соответствует ФОП ДО и ФГОС ДО и представлена в «Навигаторе образовательных программ по дошкольному образованию» Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России.
Проект определяет целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики. Интегрирует следующие виды детской безопасности: витальная (безопасность жизни и здоровья ребенка), Социальная (азбука безопасного общения и поведения), экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др.
Раскрывает принципы организации развивающей предметно-пространственной среды. Обеспечена методическими и дидактическими пособиями для каждой возрастной группы дошкольной образовательной организации. Особенностью авторского подхода является наглядное моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества.
Содержание образовательной работы по формированию культуры безопасности спроектировано на основе многоуровневой интеграции задач и содержания всех пяти образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Программное содержание представляет собой авторский вариант проектирования образовательной деятельности, направленной на формирование культуры безопасности личности в четырех возрастных группах дошкольной образовательной организации — младшей, средней, старшей и подготовительной к школе.
Система работы инновационной площадки по программе «Мир Без Опасности» включает следующие элементы:
- Нормативно-правовые условия. Был издан приказ о создании инновационной группы, сформирован плана работы инновационной площадки, оформлено соглашение о сотрудничестве с «Институтом образовательных технологий». Заключены договора о сотрудничестве с социальными партнёрами.
- Кадровые условия. Обучение участников площадки на курсах повышения квалификации по программе «Мир Без Опасности» в объёме 72 часов (6 педагогов ДОО прошли курсовую подготовку по теме «Формирование культуры безопасности личности и приобщение детей к традиционным ценностям российского общества» (на материале парциальной образовательной программы И.А. Лыковой «Мир Без Опасности»). Педагоги регулярно принимают участие в методических семинарах и вебинарах, организуемых авторами Программы.
- Научно-методические условия. Мы пополнили методическую библиотеку программно-методическими, наглядно-дидактическими и другими материалами по тематике проекта. Наглядно-дидактические и учебные пособия приобретены для каждой возрастной группы. Создается электронный ресурс авторских, информационных и обучающих материалов (вебинары, презентации, видеосюжеты и др.). Формируется банк диагностических методик по оценке эффективности реализации программы «Мир Без Опасности» в образовательном процессе.
- Материальные условия. Развивающая предметно-пространственная среда – одно из важнейших условий успешного решения образовательных задач, поставленных Программой. В каждую возрастную группу приобретены наглядно-дидактические пособия, игровые пособия, атрибуты, оборудование.
- Организационно – педагогическая работа. Мы проводим координационные совещания инновационной группы, консультации по проблемам освоения и реализации программы «Мир Без Опасности». Организация образовательного процесса осуществляется с использованием методик и технологий Программы. Работа ведется через совместную деятельность с воспитанниками по всем детской безопасности:
Витальная безопасность – у детей формируется привычка соблюдать культурно- гигиенические навыки, потребность в бережном отношении к своей жизни.
экологическая безопасность – у детей формируются представление о среде обитания человека, как вести себя в природе (не рвать цветы, не ломать ветки) На занятиях и в совместной деятельности с детьми проводились такие беседы; «Как вести себя в грозу», «Кто живет в лесу» и др.
социальная безопасность- педагоги даются представления о возможных опасностях при общении с другими людьми.
Дорожная безопасность – детей знакомят с элементарными правилами поведения на дороге. Проводились с детьми игры- занятия на тему: «Дорожные знаки», «Лево-право», «Опасные сумерки, Ночь» и др.
Пожарная безопасность – детей знакомят с огнем, как явлением культуры и его функциями через деятельность человека. Беседы «Не играйте с огнем», «Если в доме пожар», различные игровые ситуации» расширяют у детей представления, как и зачем управляет человек огнем, какие опасности при этом могут возникнуть и как их избежать. Была проведена экскурсия в пожарную часть. Во время экскурсии дети познакомились с противопожарным оборудованием.
Информационная безопасность у детей расширяют представления о разнообразных источниках знаний и представлений об окружающем мире.
- . Образовательная деятельность по формированию культуры безопасности личности осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОО – в различные режимные моменты. Для успешной реализации программы «Мир без опасности» используются следующие образовательные ситуации:
- культурно-гигиенические процедуры,
- прогулки на свежем воздухе,
- экспериментирование,
- ситуационные беседы (разговоры, обсуждения),
- подвижные игры,
- дидактические игры,
- сюжетно-ролевые игры,
- игры-драматизации,
- режиссерские игры,
- детский театр
- встречи и беседы со специалистами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья людей (врачи, пожарные, сотрудники полиции, ГИБДД)
- тематические экскурсии,
- виртуальные путешествия,
- восприятие произведений фольклора – потешек, прибауток, загадок, считалок,
жеребьевок, дразнилок, небылиц, поговорок, пословиц, сказок и др.,
- восприятие разных видов искусства – художественной литературы, народной
игрушки, живописи, графики, скульптуры, фотографии, музыки, театра идр.,
- выставки, вернисажи,
- моделирование
- ситуаций, связанных с разными видами опасностей,
- занятия физической культурой и спортом,
- развивающие
- организацией таких видов детской деятельности как познание окружающего мира,
конструирование, лепка, рисование, аппликация, труд в природе и хозяйственно-
бытовой, художественный труд и др.,
- мастер-классы,
- исследовательские проекты,
- игровые образовательные ситуации;
- инсценировки;
- беседы и мн.др
- Работа с родителями
Работа с родителями велась по нескольким направлениям: консультации, мастер- классы, беседы, акции и др. Родители приняли активное участие в акции по профилактике дорожно- транспортного травматизма «Пристегнись, а автомобиле». Каждому родителю была вручена памятка по правилам дорожного движения. В приёмной каждой группы оформлены стенды на темы «Дети и животные», «Особенности правил дорожного движения в осенний период», «Бытовые опасности», Буклеты: «Безопасный интернет, Ребенок и телевизор, Правила поведения в сети интернет и др.
- Анализ результативности
Программа предполагает ежегодный анализ системы педагогической работы, направленной на формирование культуры безопасности личности и приобщения детей к базовым российским ценностям. В мае 2024 года нами был проведен мониторинг освоения Программы на основе наблюдения и анализа продуктов детской деятельности. У большинства дошкольников сформированы представления об опасных для человека ситуациях в быту, природе и способах правильного поведения, о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Дети знают. как вести себя дома и на улице с домашними животными. Знакомы с правилами безопасного поведения во время игр на улице в разное время года.
- Планируемая работа:
1 Через проектную, совместную с родителями деятельность продолжать
формировать у детей представления о безопасном поведении дома, на улице, приобщении с незнакомыми людьми, в природе.
2 Организовать цикл мероприятий по ознакомлению детей с простейшими
способами безопасного поведения в опасных ситуациях
3 Регулярно принимать участие в проведении акций «Внимание, дорога!»
- Организовать и провести серию мероприятий по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасного использования электронных гаджетов, мобильных телефонов, планшетов.
- Организовать консультации и рекомендации для родителей по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения и пользования электронными устройствами.
- Разработать авторские игры, пособия для совместной деятельности с детьми.